Принципы формирования кластеров малого и среднего бизнеса в АПК | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аничкина, О. А. Принципы формирования кластеров малого и среднего бизнеса в АПК / О. А. Аничкина, О. М. Саруханян. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 37-41. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2598/ (дата обращения: 16.11.2024).

Объединение позволит участникам достичь следующих основных целей:

  1. удовлетворить требованиям рынка, нуждающегося в регулярных поставках товаров и услуг, производимых в рамках предприятий кластера и отвечающих самым современным требованиям качества;

  2. получить эффекта от масштаба закупок материалов;

  3. обеспечить обучение персонала, исследование рынка, а также логистические и технологические исследования;

  4. охватывать новые рынки сбыта продукции на основе активной маркетинговой деятельности и политики инноваций;

  5. достичь устойчивых контактов с финансовыми и кредитными учреждениями на основе сформированного имиджа кластера.

Кластеры - это ассоциация (некоммерческое партнерство), основанная на принципе доверия между участниками и решения спорных вопросов через третейский суд. В нем нет общего собственника, а членство — добровольно. Все участники работают над созданием мощного бренда, продукция под которым всегда должна быть качеством выше, чем принято в регионе (а это — стимул для конкуренции). Экономический эффект кластера — перераспределение производства, снижение транзакционных издержек, экономия от масштабности работы.[2]

Создания кластера предприятий в регионе состоит из пяти основных стадий:

  • агитация и мотивация потенциальных участников;

  • разработка общей стратегии;

  • разработка пилотных проектов;

  • разработка стратегических проектов;

  • стадия саморегуляции.

Первая стадия включает в себя набор инициатив, которые должны помочь участникам бизнеса:

  • выявить «критическую массу» малых и средних предприятий, испытывающих сходные проблемы в бизнесе;

  • достичь понимания ими преимуществ кластера;

  • сформировать группу сторонников объединения деловых усилий.

В упрощенном виде процесс взаимного изучения предусматривает начало взаимодействия с представителями местного бизнеса на основе пробных проектов с низким уровнем рисков. По мере же повышения уровня взаимного доверия друг к другу у участников будущего кластера начинается постепенный переход к более рискованным проектам. [1]

В этот период инициатор (или сетевой брокер, или представитель местной администрации) проводит публичные масштабные встречи всех заинтересованных лиц, на которых представляются преимущества сетевой организации бизнеса и определяются ее возможные приложения. В итоге этих акций предприниматели могут изъявить желание объединиться вокруг этой идеи, актуальность которой осознает каждый из них. Очевидно, что, кроме осознания цели и желания взаимодействовать, ограничений на число участников группы нет, хотя близость расположения фирм и конечное число участников способствуют снижению издержек при организации сети.

Вторая стадия. Как только группа бизнесменов, готовых к совместной деятельности, создана, необходимо приступить к разработке стратегии кластера предприятий, которая предполагает, прежде всего: анализ общих проблем и возможностей, формирование единого рабочего плана и структуры связей входящих в кластер предприятий.

На этой стадии надо тщательно проанализировать проблемы всех участников группы и выявить причины их возникновения, так как предприниматели самостоятельно не всегда уделяют такому анализу достаточного внимания, занимаясь текущими вопросами бизнеса. Затем при подготовке плана особенно важно достичь взаимопонимания относительно задач совместной деятельности, которые должны иметь как качественные, так и количественные показатели, быть достаточно простыми, понятными и соответствовать установленным целям группы. Одновременно группа определяет свой юридический статус и формирует внутренние организационные принципы. В данном случае вторая стадия создания кластеров состоит из следующих основных процедур, часть из которых на настоящий момент находятся в стадии выполнения и описана здесь.

Третья стадия. На стадии пилотного проекта в реальных условиях отрабатывается технология взаимодействия внутри образованного кластера. Такими проектами могут быть совместная организация выставок/ярмарок, совместная закупка сырья и подготовка общего каталога продукции и т. п. Пилотные проекты призваны, с одной стороны, показать эффективность кластера предприятий в краткосрочном периоде и, с другой - воодушевить участников формирующегося кластера на долгосрочное сотрудничество. Мероприятия, предусмотренные в перспективе, описаны здесь.

Четвертая стадия. Успешная реализация пробных проектов открывает дорогу к следующему этапу, к разработке проектов стратегического характера, позволяющих достичь необходимого уровня специализации и разделения труда в кластере. На этой стадии вероятны также объединение ресурсов, создание новых предприятий, внедрение оригинальных технологий и подготовка общего для кластера локального бренда. [2]

Пятая стадия. На заключительной стадии кластер предприятий выходит на необходимый уровень самостоятельности и независимости, когда поддержка его со стороны становится неактуальной. Следует особенно отметить бытующее заблуждение, что при формировании кластеров синергетический эффект достигается среди прочего за счет ликвидации внутренней конкуренции. Наоборот, конкуренция между членами кластера предприятий часто бывает достаточно жесткой. Но это не является отталкивающим фактором при совместном создании инфраструктуры, взаимодействии с поставщиками, выходе на новые рынки.

Инновационный кластер, являясь наиболее эффективной формой достижения высокого уровня конкурентоспособности, представляет собой неформальное объединение усилий различных организаций (промышленных компаний, исследовательских центров, индивидуальных предпринимателей, органов государственного управления, общественных организаций вузов и т.д.). Объединение в инновационный кластер на основе вертикальной интеграции формирует не спонтанную концентрацию разнообразных технологических изобретений, а строго ориентированную систему распространения новых знаний, технологий и инноваций. При этом формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера является важнейшим условием эффективной трансформации изобретений в инновации, а инноваций - в конкурентные преимущества. Кластеры инновационной деятельности создают новый продукт или услугу усилиями нескольких фирм или исследовательских институтов, что позволяет ускорить их распространение по сети деловых взаимосвязей. Инновационная структура кластера способствует снижению совокупных затрат на исследование и разработку новшеств с последующей их коммерциализацией за счет высокой эффективности производственно-технологической структуры кластера. Это позволяет участникам кластера стабильно осуществлять инновационную деятельность в течение продолжительного времени.

Наиболее успешные инновационные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается прорыв в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые рыночные ниши. В этой связи многие страны все активнее используют кластерный подход в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ. [3]

Прямая бюджетная поддержка сельского хозяйства осуществлялась недостаточно и выражалась в виде дотаций на продукцию, компенсации отдельных затрат, кредитных и социальных дотаций. Основным недостатком действующих мер явилась неполнота и несвоевременность выплат.

При этом четко обозначилась необходимость создания агропромышленных формирований кластерного типа, в которых снижается риск инвесторов и могут применяться новые формы страхования. Создание кластеров сулит выгоды как для первичных сельхозпроизводителей, так и для перерабатывающих, торговых и сервисных предприятий и заводов-изготовителей сельхозтехники, создает условия для выстраивания маркетинговой политики в стратегическом плане.

Основной причиной низкого уровня производительности труда в сельском хозяйстве является низкий уровень менеджмента и катастрофический износ производственных фондов.

При этом одной из задач создания кластеров малых и средних предприятий в сельскохозяйственном производстве является приспособление к непрерывным изменениям конкурентной среды и рыночного спроса, а также снижение рыночной власти импортеров сельскохозяйственной продукции на товарных рынках регионов России. Создание кластеров может способствовать производству товаров (в частности, продуктов питания) с новыми свойствами.

Следует отметить, что малые и средние предприятия, объединенные в кластер, усиливают свою конкурентоспособность и позиционирование на товарном рынке.

В развитых рыночных странах кластеры создавались в целях повышения конкурентоспособности предприятий с однородным видом производств на товарных рынках, на основе совпадения экономических интересов. Одним из больших товарных рынков любой страны является рынок продуктов питания, что обуславливает активное развитие кластеров. Кластеры малого и среднего бизнеса в сфере сельскохозяйственного производства могут образовываться на основе самоорганизации в результате естественной интеграции и кооперации производства, и при помощи региональных и муниципальных властей (искусственно).

Первичные сельхозпроизводители не заинтересованы в высоких наценках посредников и торговых накидках на свою реализуемую продукцию по следующим причинам:

  1. повышение цены на продукцию приводит к снижению ее спроса на рынке, что рано или поздно может привести к перепроизводству;

  2. высокие посреднические наценки и торговые накидки изымают прибыль первичных сельхозпроизводителей за счет перераспределительных процессов. Перечисленные факторы усиливают мотивацию вхождения сельхозпредприятий в кластеры.

В этой связи важную роль в ускорении организации кластеров могут выполнить администрации регионов и муниципальных образований, которые могут составить прогнозы формирования кластеров с учетом пространственного размещения и специализации сельскохозяйственного производства и организовать контакты между предпринимателями. Такая организационная работа также будет способствовать возникновению доверия между вероятными участниками кластера. [3]

Самым сложным моментом создания кластера на начальной стадии является достижение договоренности между предпринимателями по формированию его активов.[1]


Рис. 1. Схема пошаговой разработки
стратегии социально-экономического развития региона.


Объединительными факторами экономических интересов создания кластера могут стать:

  1. проведение единой ценовой политики на товарном рынке;

  2. расширение объема производства товаров и услуг его участниками;

  3. проведение единой маркетинговой политики;

  4. внедрение инновационных технологий, в результате интеграции и кооперации производства продукции и реализации ее на товарных рынках.

Кластеризация сельскохозяйственного производства в регионах страны связана с необходимостью учета специализации регионов (к примеру, в Сибири и на Дальнем Востоке следует большее внимание уделять производству мяса), а также с переходом на процессный менеджмент.

Процесс менеджмента должен обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые формируют организации (включая кластеры) и управляют ими путем постановки целей и разработки планов их достижения.

Основными элементами государственной поддержки аграрного сектора должны стать:

  • дальнейшее обеспечение сельских товаропроизводителей доступными кредитными ресурсами,

  • проведение политики протекционизма по отношению отечественных товаропроизводителей.

Правильное сочетание видов деятельности в системе АПК на кластерной основе обеспечивает конкурентное преимущество и его устойчивость, в том числе за счет применения информационных технологий. Следует отметить, что информационная революция оказывает существенное влияние на конкуренцию тремя способами:

  • изменяет структуру отрасли и устанавливает новые правила конкуренции;

  • создает конкурентное преимущество, предоставляя компаниям новые возможности превзойти конкурентов в производительности;

  • порождает совершенно новые виды бизнеса, часто непосредственно на основе уже существующих в компании процессов и операций;

  • задает направления и порядок изменений бизнес-процессов, в частности, за счет организации сельскохозяйственных кластеров;

  • создает условия необходимости постоянного повышения квалификации работников.

Достижения в информационной технологии изменяют структуру отрасли (управление муниципальными образованиями и регионами). На новой основе повышают квалификацию, эрудицию кадров. Управление информационными технологиями касаются всех подразделений администрации муниципальных образований, а не только информационных отделов.[4]

Кластерный подход к повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий является особой комбинацией территориального и межотраслевого принципов управления. В сельскохозяйственных кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации. На региональном рынке сельскохозяйственные кластеры присутствуют как единые агенты сети и конкуренции, что позволяет им выступать на равных и противостоять губительным тенденциям глобальной конкуренции, которая особенно усилится при присоединении России к ВТО за счет снижения барьеров ввоза (импорта) сельскохозяйственной продукции.

Рис. 2. Примерная схема взаимодействия сельскохозяйственных предприятий
и смежников в сельскохозяйственном кластере [3].


Участие в сельскохозяйственном кластере предоставляет также преимущества сельхозпроизводителям в доступе к новым технологиям, методам работы и возможностям осуществления поставок, произведенной продукции.

Важными для формирования конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий, входящих в кластер является гибкость и способность к быстрому реагированию на изменения в рыночной сфере.


Литература:

  1. Захаров В.Я. Устойчивое экономическое развитие региона на основе формирования промышленных кластеров / Вестник Тамбовского Государственного университета, т. 11, вып. 3 - 2006. С. 389

  2. Марков Л.С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты / Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых, 2004. С. 139-147.

  3. Мингалева Ж, Ткачева С. Кластеры и формирование структуры региона / Мировая экономика и международные отношения, №5 - 2009. С.100-102.

  4. Савельева Е.А. Создание промышленных кластеров и повышение конкурентоспособности Самарского региона / Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета, №3 - 2009. С. 178-192.

Основные термины (генерируются автоматически): кластер, сельскохозяйственное производство, стадий, инновационная деятельность, инновационный кластер, Кластерный подход, конкурентное преимущество, сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, сельскохозяйственный кластер.

Похожие статьи

Особенности финансирования малого и среднего бизнеса

Страховые услуги как фактор поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе, модель управления рисками

Актуальные проблемы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в России

Развитие малого и среднего бизнеса в республике Казахстан

Организация эффективного маркетинга хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса

Реализация программ поддержки малого и среднего бизнеса в условиях рыночной экономики

Развитие малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике

Правовые основы деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства как института развития

В статье автор описывает приоритетные векторы правового развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

Роль и значение малого бизнеса и частного предпринимательства в современных условиях

Особенности управления инновационной деятельностью на малых предприятиях

Похожие статьи

Особенности финансирования малого и среднего бизнеса

Страховые услуги как фактор поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе, модель управления рисками

Актуальные проблемы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в России

Развитие малого и среднего бизнеса в республике Казахстан

Организация эффективного маркетинга хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса

Реализация программ поддержки малого и среднего бизнеса в условиях рыночной экономики

Развитие малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике

Правовые основы деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства как института развития

В статье автор описывает приоритетные векторы правового развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

Роль и значение малого бизнеса и частного предпринимательства в современных условиях

Особенности управления инновационной деятельностью на малых предприятиях