Франчайзинг: риски и возможности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

II международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, октябрь 2012)

Статья просмотрена: 3639 раз

Библиографическое описание:

Добрынина, В. В. Франчайзинг: риски и возможности / В. В. Добрынина. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2650/ (дата обращения: 19.12.2024).

Франчайзинг на сегодняшний день – развивающийся и перспективный вид предпринимательства. По статистике, из 100 вновь открывшихся предприятий в течение года закрываются около 80, в то время как из 100 компаний, работающих на условиях франчайзинга (готового бизнеса), продолжают успешно вести свою деятельность порядка 90 [5].

В последние годы франчайзинг пользуется популярностью среди российских предпринимателей. По темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. По данным Всемирного совета по франчайзингу на территории страны работает 485 франчайзеров, 8 615 франчайзи, 20 731 франчайзинговая точка, 277 480 человек занятых в франчайзинговых сетях [3].

Этот интерес подогревают и сами франчайзеры: в условиях неравномерности глобального кризиса капиталы россиян исправно притягивают к себе всё новые франчайзиноговые системы и приумножают точки уже действующих. Только за первый квартал 2012 года к России проявили интерес восемь крупных сетей, таких как: Cosmopolitan Fine Jewellery (ювелирные изделия и аксессуары), 7-Eleven (продуктовых магазинов), Wal-Mart (продуктовые магазины), Quiznos (ресторан быстрого обслуживания), Moes Southwest Grill (ресторан быстрого обслуживания), Hamleys (игрушки), Debenhams (одежда) и один из ведущих ритейлеров Австралии Jeanswest [2].

По словам генерального директора компании EMTG Екатерины Сойак, особенного оживились на нашем франчайзинговом рынке греческие компании, попавшие в тяжелое положение в своей стране [2].

Популярность франчайзинга столь высока в связи с тем, что заключая договор франчайзинга предприниматель получает ряд преимуществ, таких как: быстрый старт, возможность работать под известным именем, готовые стандарты маркетинговой и рекламной политики, готовый дизайн помещения, доступ к разработанным и опробованным методам ведения бизнеса, отработанная система адаптации к нововведениям и улучшениям, помощь при выборе месторасположения и оценке эффективности бизнеса, а также защищенные законом товарные знаки, патенты. Большинство франчайзеров также оказывают помощь в управлении, финансировании и подготовке кадров.

Франчайзинг как способ развития бизнеса значительно выигрывает в скорости. Как правило, сравнительно высокие темпы роста сети достигаются благодаря отсутствию необходимости поиска средств на капитальные затраты. Как показывает практика, открыть франшизное предприятие в новом регионе получается быстрее, чем организовать собственное подразделение. Местные бизнесмены лучше знают специфику своего региона и, как правило, обладают административным ресурсом. Соответственно они могут провести этап запуска быстрее менеджеров, командированных из центра.

Франчайзинг выгоден не только предпринимателям, еще одним плюсом является его положительное влияние на социально-экономическую среду страны в целом: создаются новые рабочие места, повышается уровень жизни и экономической грамотности населения, повышается потребительский спрос на качественные товары и услуги, стимулируется добросовестная конкуренция, вовлекаются более широкие слои населения в современные экономические процессы. Франчайзинг способствует качественному преобразованию в развитии региона в целом, особенно в части инфраструктуры, нивелируется степень экономического развития между регионом и центром, увеличивается инвестиционная привлекательность региона.

Еще 3-4 года назад доля московских франчайзеров составляла практически 90% от общего числа, региональные же франчайзеры присутствовали только в городах - миллионниках. В последние годы Москва стала сдавать позиции – и сегодня занимает лишь 72% [3]. Даже в небольших городах сейчас можно обнаружить 4-5 местных франшиз, в том числе и такие, которые выходят в другие регионы. Например, из Иванова на российский рынок вышли такие франшизы, как розничная продажа ортопедических матрасов и товаров для сна «Орматек», сеть магазинов игрушек «Штучки, к которым тянутся ручки», сеть магазинов одежды Quattro и т.д. [3]

Понимая, что франчайзинг эффективный экономический инструмент, который способен оказать положительное влияние на инфраструктуру и рынок в целом, региональные власти создают все необходимые условия для привлечения франчайзеров в свои регионы. Так, в Тюмени на протяжении трех лет (начиная с 2010 года) проводится всероссийский форум по франчайзингу, где франчайзи могут выбрать из предлагаемых франшиз удобную для себя, а в управлении лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области франчайзи могут проконсультировать по поводу покупку франшизы. По результатам таких форумов пять тюменский компаний «Арсенал+», «МебельВилль», «Кванта+», РАН «Этажи», и РХ «Максим» создали свои собственные франшизы.

В региональные нормативные документы по господдержке недавно были внесены изменения: теперь франчайзи Тюменской области может получить компенсацию расходов на открытие своего бизнеса, в том числе паушального взноса за счет грантов. Общая сумма компенсаций не может превышать 300 тыс. рублей.

Если франчайзи закупает оборудование, он может воспользоваться субсидией на его приобретение. Сумма одного договора не может превышать 3 млн. рублей, общая сумма – не более 10 млн. рублей. Такой поддержкой уже воспользовалась тюменская гостиница «Спасская», работающая по американской франшизе.

Кроме того, Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области может выступить поручителем по кредиту, полученному в 15 аккредитованных банках (не более 50% от суммы кредита). Также франчайзи может получить микрозайм (до 1 млн. рублей на срок до года), который можно потратить на паушальный взнос [1].

Однако у франчайзинга существует и ряд отрицательных моментов. Так, франчайзи должен действовать только в рамках правил, установленных франчайзером (контроль качества). При этом крупный франчайзер не может учесть особенности каждой страны и каждого региона. Например, в Екатеринбурге компания «Weda» расторгла договор с сетью Emporio Armani Caffe. Франчайзинговый договор накладывал много ограничений как на блюда, предлагаемые в меню, так и на интерьер, например, в зале нельзя ставить вешалки для верхней одежды, что не совсем удобно в суровом уральском климате. Отныне кафе работает под другим названием, изменилось меню и дизайн кафе [4].

Некоторые франчайзеры склонны рассматривать операцию по продаже франшизы как обыкновенную реализацию товара. При этом в качестве наглядных материалов они часто приводят примеры из практики функционирования собственных успешных точек и используют типовые технико-экономические обоснования эффективности предлагаемого бизнеса. Как правило, подобные технико-экономические обоснования – обыкновенные рекламные материалы, значительно искажающие реальность. Конечно, все приводимые в них расчетные данные получены на практике, но эти результаты – самые лучшие. Они значительно отличаются от минимальных результатов. Кроме того, в демонстрационных расчетах обычно замалчиваются какие-либо малозначимые детали, которые впоследствии становятся дополнительными статьями расходов для франчайзи.

Ценовая политика демонстрационного проекта, как правило, построена на основании данных по столице, она не учитывает особенности развития регионов. В результате франчайзи, вкладывая немалые средства в построение бизнеса, оказывается отчасти обманутым, срок окупаемости проектов растягивается, и франчайзер теряет доверие своих партнеров.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что франчайзинг – это отличный метод расширения бизнеса для опытных ветеранов, а также прекрасный способ начать бизнес в сильной компании и получить бесценный опыт для новичков. Особенность этой формы предпринимательства в том, что предприятия, работающие по договору франчайзинга, несмотря на юридическую самостоятельность, являются, по сути, частью единой системы. Таким образом, франчайзинг, с одной стороны, помогает избежать достаточное количество сложностей, связанных с функционированием независимого малого бизнеса, а с другой стороны, порождает проблемы, свойственные любой корпоративной структуре. Поэтому если стоит выбор, начинать работать в системе франчайзинга или нет, следует знать, что в силу своей двойственности любой плюс франчайзинга может обернуться минусом, и наоборот.


Литература:

1. Войнова М. Тюменский бизнес к франчайзингу готов//Тюменский Бизнес-журнал [Электронный ресурс]. – URL: http://bmag72.ru/events/tiumienskij-biznies-k-frantchajzingu-gotow-.

2. Журабаев Е. Второе пришествие сетей в Россию//BUYBRAND [Электронный ресурс]. – URL: http://www.buybrand.ru/worldtrend/?ELEMENT_ID=2257.

3. Рожденственская А. Российский франчайзинг: итоги 2011 года//Франшиза.рф [Электронный ресурс]. – URL: http://franshiza.ru/analitika/read/itogi_2011/.

4. Франчайзи: риски и возможности // Вслух.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vsluh.ru/news/economics/252027.

5. Франчайзинг / /Официальный сайт Российской Ассоциации Франчайзинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.rusfranch.ru/.



Основные термины (генерируются автоматически): франчайзинг, Тюменская область, EMTG, быстрое обслуживание, договор франчайзинга, паушальный взнос, положительное влияние, регион, Россия, франчайзер.