Подготовка молодых специалистов для железнодорожной отрасли в Самарском регионе
Автор: Патутина Елена Сергеевна
Рубрика: 13. Экономика труда
Опубликовано в
II международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 122 раза
Библиографическое описание:
Патутина, Е. С. Подготовка молодых специалистов для железнодорожной отрасли в Самарском регионе / Е. С. Патутина. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/2828/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматривается вопрос о необходимости подготовки специалистов для железнодорожной отрасли. Изменение карьерных ориентации студентов за период обучения в ВУЗе.
Ключевые слова. Выпуск молодых специалистов, карьерные ориентации, студенты.
В железнодорожной отрасли вопрос о подготовке молодых специалистов всегда являлся одним из важнейших на любом этапе реформирования. Те инвестиции, которые «железная дорога» вкладывает еще в студентов, обеспечивает ее бесперебойную работу уже 175 лет. Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС) - это крупнейший транспортный университет Поволжья, обеспечивающий кадрами не только Куйбышевскую, но и Приволжскую, Южно-Уральскую, Юго-Восточную, Горьковскую и Северную железные дороги. Учебный процесс по программам высшего профессионального образования в университете и на филиалах ведут 700 преподавателей, число лиц с учеными степенями и званиями – 469 человек, в том числе: докторов наук, профессоров – 81 человек; кандидатов наук, доцентов – 388 человек. В составе профессорско-преподавательского состава университета члены Российской академии транспорта, Международной академии наук экологии, безопасности, Международной академии транспорта, Российской академии проблем качества, Международной академии реальной экономики, Нью-Йоркской академии наук, Академии менеджмента в образовании и культуре.
Работа в современных условиях на железнодорожной отрасли требуется не только владение предметными знаниями, но и способностями работать в команде, уметь применять на практике навыки, полученные за время прохождения производственной практики, постоянный поиск новых форм деятельности и новых идей, чувствовать ответственность через конечные результаты своей непосредственной работы. В таблице 1 представлена динамика выпуска молодых специалистов с 2006 по 2012 гг.
Таблица 1
Динамика выпуска молодых специалистов с 2006 по 2012 гг.
Специальности/ годы выпуска |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Организация перевозок и управление на ж.д. транспорте |
99 |
100 |
83 |
99 |
98 |
83 |
99 |
Бухгалтерский учет |
69 |
54 |
62 |
56 |
43 |
43 |
44 |
Экономика и управление |
100 |
100 |
55 |
43 |
33 |
54 |
42 |
Управление персоналом |
- |
- |
- |
- |
33 |
47 |
33 |
Подъемно-транспорт., строительные, дорожные машины и оборудование |
100 |
100 |
71 |
62 |
96 |
82 |
25 |
Локомотивы |
97 |
100 |
93 |
88 |
90 |
100 |
52 |
Вагоны |
96 |
100 |
99 |
91 |
75 |
92 |
54 |
Электрический транспорт жел. дорог |
98 |
100 |
100 |
91 |
74 |
91 |
36 |
Электроснабжение железных дорог |
100 |
100 |
98 |
95 |
100 |
100 |
57 |
Автоматика, телемеханика и связь на ж.д. транспорте |
97 |
100 |
97 |
95 |
99 |
97 |
75 |
Информационные системы и технологии |
93 |
94 |
96 |
72 |
87 |
100 |
35 |
Мосты и транспортные тоннели |
100 |
100 |
95 |
88 |
85 |
96 |
19 |
Строительство ж.д., путь и путевое хозяйство |
95 |
100 |
99 |
93 |
100 |
91 |
94 |
Всего |
1144 |
1148 |
1049 |
973 |
1013 |
1076 |
665 |
Из таблицы видно, что в 2007 году выпустилось наибольшее количество человек, а в 2012 году наименьшее. С 2009 по 2012 гг. количество выпускников уменьшается из–за демографической ситуации (1988-1990 гг. рождения низкой рождаемости).
За период обучения в ВУЗе у студентов формируются определенные карьерные ориентации, в результате исследования, они изменяются. Был проведен тест «Якоря карьеры» у группы студентов, обучавшихся на 1 курсе и потом у этой же группы на 5 курсе по специальности «Экономика и управление». Состав группы 28 человек (12 парней, 16 девушек). Тест состоял из двух частей, опрашиваемым предлагалось определить важность предлагаемых утверждений (от 1 до 10). Карьерные ориентации подразделялись на 9 категорий. Профессиональная компетентность – человек стремится быть лучшим специалистом в своем деле уметь решать сложные проблемы. Менеджмент – ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Автономия – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Стабильность работы и стабильность места жительства – потребность в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Служение - «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше». Вызов – конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Интеграция стилей жизни – человек ставит перед собой задачу интегрировать потребности личности и семьи, например, получить интересную работу, предоставляющую свободу передвижения, распоряжения своим временем. Предпринимательство – человек стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. На рис.1 и рис.2 представлены диаграммы ответов группы студентов.
Рис. 1. Карьерные ориентации студентов 1 курса специальности
«Экономика и управление»
Из рис.1 видно, что у студентов 1 курса, ярко выражены интеграция стилей жизни и автономия, а слабо выражены профессиональная компетентность и вызов. То есть им не интересны научные исследования, технические разработки, проектирование чего–либо, на 1 курсе не стремятся повышать интеллектуальный уровень, практически не стремятся к конкуренции или решению трудных задач. Наиболее важно для них совмещать семью, карьеру и собственные интересы, а также у них ярко выражена потребность делать все по-своему.
Рис. 2 Карьерные ориентации студентов 5 курса специальности
«Экономика и управление»
Из рис.2 сложилась картина, что у студентов 5 курса, ярко выражены – стабильности места работы и места жительства, а слабо такие карьерные ориентации как профессиональная компетентность и служение. То есть им не интересны научные исследования, технические разработки, проектирование чего–либо, что удивительно на 5 курсе также не стремятся повышать интеллектуальный уровень, не готовы отказаться от продвижения по работе ради помощи другим людям. Так образом, сравнение карьерных ориентаций на 1 и 5 курсе показало, что ближе к выпуску, студентов интересует стабильная работа и место жительства, чем независимость и автономия.
Если рассматривать подготовку молодых специалистов для железнодорожной отрасли можно выделить следующие моменты. Слабые стороны: неполное документальное оформление практических достижений выпускника за период обучения в ВУЗе, недостаточное внимание к формированию и оценке мотивационных характеристик студента в процессе подготовки. Сильные стороны: целевая подготовка и хорошая техническая база ВУЗа (наличие полигона и лабораторий), квалифицированный ППС, открытие новых специальностей, осуществление подготовки специалистов при конкретной направленности на нужды отрасли.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что созданы все условия для обучения, повышения своего интеллектуального и научного уровня, но «инфантильность» студентов огорчает. Лишь 10% от всех выпускников, которые составляют гордость вуза, обладают развитыми деловыми и личностными качествами и, как правило, к моменту окончания вуза, они являются своего рода «маяком», ориентиром для остальных студентов. Литература:
Транспортная газета "Гудок" [Электронный ресурс] http://www.gudok.ru/newspaper. (Дата обращения 03.10.2012)
Комитет по труду и занятости населения Санкт – Петербурга [Электронный ресурс] http://www.rspb.ru/index.php?view=article&id=230&option=com_content&Itemid=140 (Дата обращения 05.10.2012)