Практическое применение принципов интегрированного контроллинга в промышленности: особенности и перспективы
Автор: Калинина Наталья Михайловна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
II международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 491 раз
Библиографическое описание:
Калинина, Н. М. Практическое применение принципов интегрированного контроллинга в промышленности: особенности и перспективы / Н. М. Калинина. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/2891/ (дата обращения: 19.12.2024).
В 90-х гг. в России появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление – контроллинг. Повышенный интерес к данному явлению со стороны отечественных ученых, научных работников, преподавателей вузов, руководителей предприятий, менеджеров всех уровней управления, предпринимателей обусловлен не только новым для российского управления и непривычно звучащим термином, но и теми впечатляющими результатами, которые получены благодаря применению принципов контроллинга в экономике западных стран.
Зарубежная практика свидетельствует о том, что контроллинг играет стратегически важную роль в современном деловом мире. Неслучайно специалист-контроллер является фактически «правой рукой» топ-менеджмента компании. В западной бизнес-среде контроллинг выступает в качестве реальной поддержки управления путем информационного обслуживания менеджмента по ключевым направлениям функционирования предприятия, децентрализации управления и координации деятельности структурных единиц в рамках сложных организационных образований, согласования процессов стратегического и оперативного планирования, проведения контроля фактических результатов и прогнозирования ожидаемых значений показателей, создания и функционирования системы внутреннего учета и отчетности. В большинстве зарубежных стран созданы и эффективно функционируют контроллинговые организации, общества и союзы. Выходит значительное количество изданий по различным аспектам контроллинга, периодически проводятся семинары и конференции.
Для отечественной экономики в современных условиях хозяйствования главной задачей является поиск путей обеспечения устойчивого развития российских регионов. Одним из таких путей выступает формирование и развитие на предприятиях систем контроллинга, что отвечает задачам национальной политики в области качества, ориентированной на достижение и поддержание соответствующего уровня конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках и в конечном итоге является залогом поступательного развития экономики России и ее интеграции в мировое экономическое пространство.
В традиционном, классическом, понимании контроллинг не является для современных промышленных предприятий управленческой инновацией. Становление и развитие рыночных отношений в России вызвало повышенный интерес со стороны руководителей и специалистов экономических служб к контроллингу, а отдельные предприятия успешно осуществляли внедрение отдельных его элементов и инструментов в практику управления. Однако результаты изучения, анализа и обобщения зарубежного и отечественного опыта создания контроллинговых систем позволяют говорить о том, что функционально-целевое назначение систем контроллинга и область решаемых задач за рубежом и в России существенно отличаются друг от друга.
Так, в практике управления западными компаниями система контроллинга выступает в качестве реальной поддержки управления путем информационного обслуживания менеджмента по ключевым направлениям функционирования предприятия, децентрализации управления и координации деятельности структурных единиц в рамках сложных организационных образований, согласования процессов стратегического и оперативного планирования, проведения контроля фактических результатов и прогнозирования ожидаемых значений показателей, создания и функционирования системы внутреннего учета и отчетности [3].
Что касается опыта отечественных предприятий, то последними также предпринимались попытки создания и внедрения систем контроллинга [3; 4]. Обобщая практический опыт российских хозяйствующих субъектов, следует отметить тот факт, что при построении контроллинговых систем акцент был сделан на планирование. Отмечая неудовлетворительное состояние его традиционных процедур, внимание менеджеров всех уровней управления в процессе проектирования указанных систем концентрировалось, как правило, на поиске, адаптации и практическом применении оптимизационных методов формирования производственной программы, соблюдении принципов точности и оперативности в планировании, оценке различных вариантов плана и прогнозировании конечных результатов деятельности предприятия на основе имитационного моделирования. К тому же инструментальная база контроллинга ограничена составлением бюджетов структурных подразделений, а информационная база представлена данными бухгалтерского учета. Перечисленные особенности, типичные для отечественных предприятий, свидетельствуют о функционировании упрощенного варианта оперативного, преимущественно финансового, контроллинга с ориентацией на планово-контрольные расчеты, оставляя до конца не решенной проблему повышения эффективности управления хозяйствующим субъектом в условиях неопределенности внутренней среды и растущей сложности внешних отношений. Поэтому актуальность внедрения интегрированного контроллинга, учитывающего существующего разработки в области проектирования и организации контроллинговых систем и отражающего особенности современного этапа развития данного явления, очевидна.
Ввиду того, что промышленный сектор экономки России представлен, как правило, крупными и средними предприятиями, уникальность и характер развития интегрированного контроллинга в промышленности обусловлены «отраслевыми» особенностями организации производства и управления этими предприятиями. Прежде всего, вследствие непрерывности и комплексности промышленного производства, следует отметить непрерывный характер процесса интегрированного контроллинга на промышленных предприятиях, целостный подход к решению существующих проблем в единстве социальных, экономических, технологических, экологических и организационных целей. Вторая особенность интегрированного контроллинга в промышленности предопределена необходимостью обеспечения непрерывности производственного процесса всеми видами энергии и соответствующим аппаратурным оснащением и предусматривает в рамках создания организационного обеспечения выделение ремонтных и энергетических служб предприятия в самостоятельные центры ответственности. Следующая особенность обусловлена многовариантностью использования исходного сырья и отходов, возможностью варьирования способами получения, потребления и реализации продукции, что предполагает ориентацию интегрированного контроллинга на решение преимущественно многоальтернативных оптимизационных управленческих и производственных задач. Четвертая специфическая черта интегрированного контроллинга, являющаяся следствием повышенной вредности промышленного производства, заключается в ориентации деятельности хозяйствующего субъекта на достижение экологических целей и, следовательно, в выделении комплекса природоохранных мероприятий в автономную область управления. Последняя особенность интегрированного контроллинга в промышленности, связанная с высокой материало- и энергоемкостью производства, характеризуется наличием в рамках каждого центра ответственности целевых параметров управления, отражающих степень рационального использования ресурсно-сырьевой базы предприятия.
При постановке на современном промышленном предприятии системы интегрированного контроллинга следует учитывать особенности российского промышленного менеджмента, обладающего такими чертами, как [1; 2]:
доминирование вертикальных организационных структур и связей;
полифункциональность структурных подразделений и, как следствие, наложение и пересечение функций;
доминирование неформальных методов контроля внутренней среды предприятия, а, значит, сложность перехода к четкой количественной оценке;
слабая степень развития мониторинга качества изменений среды хозяйствования предприятия;
специфика отечественного управленческого менталитета, порождающая определенный уровень консерватизма менеджеров, усложняющий процесс принятия управленческих решений и повышающий степень субъективности последних.
Вследствие слабой изученности и освещения интеграционного аспекта контроллинга в современной экономической литературе случаи внедрения данной системы на предприятиях единичны. Тем не менее, изучение накопленного опыта позволит учесть существующие разработки в этой области и избежать ошибок, с которыми может столкнуться руководство предприятия в процессе постановки системы интегрированного контроллинга.
Вместе с тем в процессе создания системы интегрированного контроллинга инициаторы внедрения неизбежно сталкиваются с рядом вопросов, решение которых во многом предопределяет «судьбу» контроллинга на предприятии. Среди типичных ошибок, на наш взгляд, наиболее существенными являются [1]:
Отсутствие четкого понимания сущности и назначения формируемой системы.
Акцентирование внимания на инструментах управленческого учета и финансовой стороне контроллинга.
Внедрение контроллинга на фоне неблагоприятной финансовой ситуации, когда более действенными выступают инструменты антикризисного управления.
Ограниченное внимание человеческому фактору в процессе постановки системы, и, как следствие, неприятие менеджерами структурных единиц предприятия новой технологии управления и сопротивление переменам.
Внедрение западных методик без предварительной адаптации к условиям функционирования конкретного хозяйствующего субъекта.
«Островной» характер внедрения контроллинга без соблюдения целостности объекта.
Ожидание мгновенной отдачи от системы.
Указанные ошибки влекут за собой низкую производительность формируемой системы, нерациональное распределение ресурсов, рост затратной части проекта и степени риска. Кроме того, при внедрении на предприятии интегрированного контроллинга неизбежно возникает потребность в дополнительном обучении управленческого персонала, а также изменении существующего статуса близких к контроллингу по функциям подразделений.
В заключение хотелось бы отметить наметившуюся общую тенденцию превращения контроллинга в перспективный. В связи с этим интегрированный контроллинг в организации должен помогать в генерации идей и принимать активное участие в решение стратегических задач. Эта функция актуализируется в связи с тем, что конкурентная среда становится все более жесткой, и предприятия вынуждены пересматривать свои стратегии. Соответственно, интегрированный контроллинг будет двигаться в стратегическом направлении, выбирая оптимальные пути достижения поставленных стратегических целей и адаптируя предприятие к изменениям стратегического плана.
Литература:
Горбанев С. В. Основные особенности современного российского менеджмента // Новые технологии. - 2010. - № 2. - С. 102-104.
Еременко Е. В. Особенности российского менеджмента и перспективы его развития // Вестник Новосибирского государственного аграрного университета. - 2009. - Т. 4. - № 12. - С. 50-53.
Калинина Н. М. Интегрированный контроллинг: теория и практика (монография). - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 216 с.
Москвитин Г. О применении инновационной технологии управления контроллинг на предприятиях промышленности России // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2011. - № 1. - С. 25-26.