Опыт применения МСФО в Казахстане
Автор: Шарипов Аскар Калиевич
Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит
Опубликовано в
II международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 6673 раза
Библиографическое описание:
Шарипов, А. К. Опыт применения МСФО в Казахстане / А. К. Шарипов. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 96-101. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3002/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время все организации, независимо от их вида, форм собственности и подчиненности, ведут бухгалтерский учет имущества. обязательств и хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативным документам.
Развитие предпринимательства сопровождается возрастанием роли бухгалтерской информации в сферах управления, контроля и анализа предпринимательской деятельности. Своевременность, качестве и достоверность этой информации достигаются высоким уровнем подготовленности и профессионализма бухгалтера.
По этому одним из приоритетных направлений В Республике Казахстан был определен ускорение процесса перехода всех юридических лиц на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). [1]
Для реализации данного приоритета необходимо было обеспечить развитие бухгалтерского учета в Республике Казахстан.
Организация бухгалтерского учета представляет собой систему условий и слагаемых построения учетного процесса и организацию работы исполнителей в целях получения достоверной и своевременной информации о деятельности предприятия.
На предприятиях бухгалтерский учет осуществляет специальная служба – бухгалтерия. Это самостоятельное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером или финансовым директором.
Бухгалтерская служба в своей деятельности регламентируется различными нормативно-законодательными актами, одними из которых являются международные стандарты финансовой отчетности.
Международные стандарты финансовой отчетности - стандарты финансовой отчетности, утвержденные Фондом Комитета международных стандартов финансовой отчетности. Это постоянно обновляемая система, которая модернизируется как редакционно, так и периодически меняет названия. В основе этих преобразований лежит унификация принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями во всем мире для составления финансовой отчетности.
Отличительной особенностью МСФО является многовариантность подходов к решению учетных проблем. Примером может служить возможность использования альтернативных методов начисления амортизации (износа) основных средств, учета запасов, инвестиций и др.
Необходимость перехода на Международные стандарты финансовой отчетности и Международные стандарты аудита определяется общей политикой государства и стратегией реформ, ориентированных на построение рыночной экономики в Казахстане. Следовательно, интегрирование Казахстана в мировую экономику требует включения норм или отдельных документов международных общественных организаций в казахстанское право и придания им статуса нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета не является уникальной, присущей только Казахстану. Она носит глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета.
В настоящее время наибольшую известность получили два подхода к ее решению: гармонизация и стандартизация.
Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах-членах сообщества, т.е. находились в относительной "гармонии" друг с другом. Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации. Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов.
Вообще, стандарт - документ, разработанный на основе согласия заинтересованных сторон, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
Статья 1 Закона Республики Казахстан от 28.02.2007 г. № 234-111 "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" вводит в обращение такие понятия, как:
стандарт финансовой отчетности документ, устанавливающий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
национальные стандарты финансовой отчетности (далее национальные стандарты) стандарты финансовой отчетности, утвержденные уполномоченным органом;
международные стандарты финансовой отчетности (далее международные стандарты) стандарты финансовой отчетности, утвержденные Фондом Комитета международных стандартов финансовой отчетности [3].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что стандарты финансовой отчетности в Республике Казахстан состоят из национальных стандартов финансовой отчетности и международных стандартов финансовой отчетности [10, с.27].
Национальные стандарты финансовой отчетности - стандарты финансовой отчетности, утвержденные уполномоченным органом. На сегодня разработаны и утверждены приказом МФ РК, национальный стандарт финансовой отчетности № 1 и национальный стандарт финансовой отчетности № 2.
Национальный стандарт финансовой отчетности № 1, разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», с целью определения порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства, определяемых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве», применяющие согласно налоговому законодательству Республики Казахстан специальные налоговые режимы для крестьянских или фермерских хозяйств, юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, а также на основе упрощенной декларации.
Национальный стандарт финансовой отчетности № 2, является определение порядка осуществления бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства, определяемыми в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве», некоммерческими организациями, филиалами и представительствами иностранных юридических лиц, зарегистрированными на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан и государственными предприятиями, основанными на праве оперативного управления (казенные предприятия).
Международные стандарты финансовой отчетности - это правила, рекомендованные к применению странами, входящими в состав Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, что позволяет в большинстве случаев сохранять национальные особенности учета при применении международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). На развитие Международных стандартов оказывают влияние периоды принятия, сложившиеся традиции стандартизации учета, действующая практика ведения учета того или иного объекта и другие обстоятельства [12, с.470].
Международные стандарты финансовой отчетности - это постоянно обновляемая система, которая модернизируется как редакционно, так и периодически меняет названия. В основе этих преобразований лежит унификация принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями во всем мире для составления финансовой отчетности [12, с.471].
Периодический пересмотр стандартов, который связан с давностью их применения и необходимостью изменений на основе развития теории и практики учета, также оказывает свою роль на процесс стандартизации учета.
В ряде стран, где темпы инфляции незначительны, компании имеют право самостоятельно принимать решения о целесообразности отражения в учете и отчетности последствий инфляции. В некоторых странах выборочно корректируются только отдельные статьи баланса, информирующие об основных средствах, долгосрочных капитальных и финансовых вложениях.
Что касается национальных стандартов, то в их разработке принимают участие различные структуры, среди которых ассоциации бухгалтеров и аудиторов, законодательные органы, биржевые комиссии, центральные банки, институты и другие научные учреждения, налоговые органы. При этом степень участия в разработке стандартов учета их различна. По результатам исследований, проведенных президентом Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Египта М. Яхья на основе анализа 21 страны, ведущая роль в этом деле принадлежит профессиональным бухгалтерским организациям - 32%, законодательным органам - 18, биржевым комиссиям - 14, центральным банкам - 13, налоговым ведомствам - 9, другим структурам - 14%.
Наличие такого количества структур порождает определенные проблемы, которые сводятся к дублированию работ по созданию стандартов, осложняя процесс гармонизации учета. Поэтому многие страны предпочитают Международные стандарты.
Отличительной особенностью МСФО является многовариантность подходов к решению учетных проблем. Примером может служить возможность использования альтернативных методов начисления амортизации (износа) основных средств, учета запасов, инвестиций и др. В силу многих причин МСФО находятся под влиянием практики ведения учета в разных странах, а в особенности в США.
Появление Международных бухгалтерских стандартов связано, прежде всего, с такими объективными предпосылками, как:
интеграция, взаимозависимость, взаимообусловленность мировой экономики и повсеместная необходимость в финансовом и инвестиционном рынках;
расширение деятельности транснациональных корпораций, интегрированных совместных предприятий, корпораций и взаимное проникновение капиталов различных стран;
развитие мировых производительных сил до всеобъемлющего, глобального и интернационального уровня;
свободная конвертация валюты ведущих стран, а также введение единой европейской валюты;
необходимость единых подходов, таких как унификация и стандартизация, в реализации межнациональных программ в социальной, экономической, финансовой сферах и управлении экономическими процессами;
невозможность оставаться в рамках национальных принципов и правил;
желание иметь сопоставимую, понятную информацию для принятия правильных решений, не затрачивая значительные средства для приведения отчетности в соответствии с международными правилами или национальными нормами страны-партнера [9, с.467].
История создания международных стандартов связана с деятельностью Комитета по международным стандартам (КМСФО), который был организован соглашением между профессиональными объединениями бухгалтеров из ряда стран (Австралия, Канада, Франция, Германия, Япония, Мексика, Голландия, США, Великобритания и Ирландия). Датой создания КМСФО официально принято считать 29 июня 1973 г. Комитет зарегистрирован как организация частного сектора в г. Лондоне, а его нынешний устав утвержден 11 октября 1992 г.
Основными целями функционирования КМСФО являются:
формулировать и публиковать, исходя из общественных интересов, стандарты финансовой отчетности, которые должны соблюдаться при подготовке и представлении финансовых отчетов, и стимулировать повсеместное принятие и соблюдение;
проводить работу по улучшению и гармонизации норм, стандартов учета и процедур, связанных с представлением финансовых отчетов [12, с.482].
В настоящее время КМСФО - это крупная организация, которая насчитывает 134 действительных, 5 ассоциированных и 4 аффилированных члена. В 2001 г. КМСФО осуществлял свою деятельность в 104 странах мира, где было зарегистрировано 143 члена, представляющих более 2 млн. бухгалтеров. По состоянию на 1 января 2001 г. КМСФО разработал и внедрил 40 международных стандартов финансовой отчетности, в соответствии с которыми около 400 транснациональных корпораций и международных финансовых институтов публикуют свою финансовую отчетность.
Значительную часть средств КМСФО пополняет посредством издания стандартов, поскольку именно ему принадлежат авторские права на Международные стандарты, предварительные проекты и другие публикации. Утвержденным текстом МСФО считается их публикация Комитетом на английском языке. В настоящее время официальные переводы МСФО имеются на испанском, немецком, польском и русском языках, неофициально они переведены более чем на 30 языков. Каждый стандарт составляется согласно предусмотренным нормам и правилам и содержит полный перечень информации, подлежащий раскрытию в финансовой отчетности. При этом достоверность отчетности должна быть подтверждена независимым аудитором [12, с.482].
КМСФО представляет собой стройную организационную систему, которую отличает относительная стабильность функционирования. Происходящие позитивные изменения в международном экономическом сотрудничестве вносят соответствующие корректировки и в систему МСФО. В частности, в 1993-2000 гг. были внесены уточнения в смысловое содержание стандартов и пересмотрены многие их структурные позиции. К примеру, из 33 стандартов, действовавших в 2000 г. у 9 в последние годы пришлось изменить название и у отдельных - содержание, которое существенно отличается от прежнего варианта.
Рост популярности международных стандартов был обусловлен двумя событиями. Первым событием было подписание соглашения между КМСФО и Международной комиссией по ценным бумагам, в котором нашло отражение стремление финансовых кругов и конгресса США привлечь больше иностранных компаний к котировке своих акций на американских биржах.
Второе событие, ускорившее переход к МСФО, произошло при объединении Германии. Этот факт во многом предопределил рост потребности привлечения капитала в страну. В связи с этим, финансовая отчетность компаний должна была быть больше ориентирована на внешнего пользователя, например, на фондовые биржи или международных инвесторов. Именно поэтому компании, входящие в листинг фондовых бирж и составляющие консолидированные финансовые отчеты, вынуждены были принять МСФО.
Быстрые изменения в мировой экономической ситуации, произошедшие за последние десятилетия, в большей степени изменили подходы, применяемые странами при создании правил для бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Рынки капитала расширяются за пределами национальных границ, процессы интеграции укрепляются в связи с развитием национальных экономик. Расцвет рынков капитала требует высокой степени понимания инвесторами их тенденций развития, уверенности в их укреплении, стабильности и ликвидности. Принятие единого пакета международных стандартов финансовой отчетности способствует сокращению расходов организаций по привлечению инвестиций благодаря сокращению стоимости кредитов и административных расходов по подготовке отчетности по стандартам, которые не важны для инвесторов [13, с.4].
Начиная с 2005 года все компании стран Европейского союза, чьи акции котируются на биржах, составляют консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Исключение сделано лишь для предприятий, использующих Общепринятые принципы бухгалтерского учета (далее - ГААП) США, а также для фирм, у которых на биржах котируются только долговые обязательства (облигации). Такие предприятия перешлии на МСФО с 2007 года. По мнению Евросоюза, введение МСФО позволит устранить барьеры при международной торговле ценными бумагами, обеспечив единообразие, достоверность, прозрачность и сравнимость финансовой отчетности в странах ЕС. Планы Европейского союза затрагивают почти 8700 зарегистрированных на европейских биржах компаний, что составляет около 25% мировой рыночной капитализации.
Считается, что международные стандарты финансовой отчетности являются наиболее разработанными и продвинутыми бухгалтерскими стандартами в мире. Именно поэтому во многих странах, например в Австралии, Германии и Великобритании, иностранные эмитенты могут представлять свою отчетность на биржи в соответствии не с национальными стандартами этих стран, а с международными стандартами. В других государствах, например в Канаде, Японии и США, это также допускается, однако компании, готовящие отчетность по МСФО, дополнительно должны представлять список ее отличий от отчетности, которая была бы подготовлена в соответствии с национальными стандартами этих стран. В некоторых странах (например, Чехии, странах Балтии) отчетность по МСФО должны составлять все крупные предприятия. В Казахстане с 2003 года все финансовые организации, с 2005 года – акционерные общества, а с 2006 года – иные организации (кроме государственных учреждений) должны были готовить отчетность по МСФО.
Вполне возможно, что в ближайшем будущем проблема освоения МСФО коснется не только европейских компаний. Не так давно Совет по стандартам финансовой отчетности США (Financial Accounting Standards Board – FASB) и Фонд Комитета Международных стандартов финансовой отчетности (далее - ФКМСФО) заявили о намерении провести гармонизацию ГААП США и МСФО.
Согласно программе гармонизации в ГААП США и МСФО будут внесены изменения, устраняющие определенные расхождения между двумя системами стандартов. Со временем планируется полная ликвидация существующих различий между ними. Учитывая, что на долю США приходятся около 52% мировой рыночной капитализации, МСФО имеют реальный шанс стать действительно всемирными стандартами учета [13, с.5].
В контексте со сказанным следует особо отметить, что международные стандарты, регламентируя практически все аспекты деятельности предприятий, не могут охватить достаточно обширные области его функционирования, поскольку представлены лишь в общем виде. Поэтому, изучая МСФО, нужно не забывать, что их применение позволяет предприятию выбрать наиболее используемые общепринятые варианты [12, с.468].
Отсюда учетная и отчетная информации, формируемые согласно МСФО имеют ряд преимущества. Их объективными преимуществами перед национальными стандартами в отдельных странах являются:
четкая экономическая логика;
обобщение современной мировой практики в области учета;
простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире.
прозрачность, полезность информации и регламентация раскрываемого объема, помогающая пользователю принимать обоснованные решения;
сокращение времени и других затрат, включая и материальные, для разработки национальных;
повышение ответственности и расширение объема знаний, навыков и полномочий бухгалтеров, которые способны повысить достоверность и значимость учета для устойчивого роста экономики республики;
развитие сотрудничества с другими странами посредством информационной открытости информации, снижения рисков и повышения доверия;
объединение экономик различных стран на основе формирования качественной сопоставимой финансовой информации;
приближение экономической интеграции и гармонизации учета и отчетности, обобщенный характер стандартов;
При этом международные стандарты учета позволяют не только сократить расходы компаний по подготовке своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах, но и снизить затраты по привлечению капитала. Известно, что рыночная цена капитала определяется двумя основными факторами: перспективной отдачей и рисками. Некоторые из рисков действительно характерны для деятельности самих компаний, однако есть и такие, которые вызваны недостатком информации, отсутствием точных сведений об отдаче капиталовложений. Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Это объясняется тем, что инвесторы согласны получать чуть более низкие доходы, зная, что большая открытость информации снижает их риски.
Совокупность данных преимуществ во многом обеспечивает стремление различных стран к использованию МСФО в национальной практике учета.
Таким образом, развитие Международных стандартов - непрерывный процесс, на который оказывают влияние не только КМСФО, но и такие организации, как:
Международная федерация бухгалтеров;
Организация экономического сотрудничества и развития;
Европейский союз бухгалтеров-экспертов;
Конфедерация бухгалтеров Азиатского и Тихоокеанских регионов;
Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии;
Межамериканская бухгалтерская ассоциация;
Африканский совет по бухгалтерскому учету и др.
В целом стандартизация учетной системы - это объективная потребность, которая заключается в исследовании, классификации и группировке существующих в различных странах систем учета и разработке рекомендаций по совершенствованию учета и отчетности. При этом в каждой стране принята своя национальная система учета, в определенной мере ориентированная на общие принципы [сейд, с.468].
Учитывая позитивные стороны в процессах стандартизации учета, нельзя не отметить и о таких тенденциях, которые имеют место или могут возникнуть в обозримом будущем:
постоянное видоизменение процесса стандартизации под давлением изменяющихся обстоятельств.
интенсивное лоббирование со стороны тех, кто составляет финансовую отчетность (компаний и банков);
увеличение числа и расширение круга заинтересованных сторон в процессе установления учетных стандартов [12, с.489].
Следовательно, можно сказать, что целью введения МСФО в отечественную систему бухгалтерского учета как основы информационной базы является сведение к минимуму национальных различий отчетности и обеспечение надежности информации для принятия решений различными пользователями. Мировой опыт показывает, что такие качественные характеристики как понятность, уместность, надежность и сопоставимость, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием международных стандартов или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Экономическая перспектива применения МСФО и МСА заключается в более эффективном распределении капитала, более широком выборе капиталовложений и росте их рентабельности, упрощается выход на мировой рынок, появляется возможность снижения затрат на привлечение капитала. Что в следствие приведет к развитию новых бизнес структур, появлению новых рабочих мест, снижению безработицы, повышению конкурентоспособности казахстанских организаций на международных рынках, к экономическому росту страны в целом [13, с.7].
Таким образом, внедрение МСФО обусловлено интеграцией Казахстана в мировую экономику и вступлением в ВТО, направлено на усиление казахстанских организаций на международных рынках [9].
Литература:
Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики" от 6 февраля 2012.
Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Особенная часть). Комментарий (постатейный). – 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. М.К.Сулейменова, Ю.Г.Басина. – Алматы: Жеті жар
Закон Республики Казахстан от 28.02.07 "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" №234-III. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.02.2007 г. № 235-III).
Приказ Министра финансов РК от 21.06.2007 г. №217 "Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности №2"
Приказ Министра финансов РК от 22.06.2007 г. №221 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета"
Приказ Министра финансов РК от 23.05.2007 г. №185 "Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета"
Скала В.И., Скала Н.В., Нам Г.М. Национальная система бухгалтерского учета в Республике Казахстан. ТОО "Издательство LEM". – Алматы, 2007. ч.1 – 420 с.
Алимбетов Н., председатель Палаты профессиональных бухгалтеров РК, член рабочей группы Министерства финансов РК и Мажилиса Парламента РК по разработке Закона "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности"/ МАРТ 2007 / № 12 / БЮЛЛЕТЕНЬ БУХГАЛТЕРА
Сейдахметова Ф.С. Современный бухгалтерский учет. – Алматы: ТОО "Издательство LEM", 2005.-548с.
Концепция развития системы бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 2007-2009 гг.
Кутера М.И. Теория бухгалтерского учета, с.59.
Владимирова Т.В. и др. Теория бухгалтерского учёта: - Москва: Издательство "Экзамен", 2005. – 320 с.
Глушков И.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Москва, "КНОРУС", Новосибирск, "ЭКОР", 2001 г – 225с.