Общие положения современного механизма перераспределения дохода
Автор: Блинова Надежда Александровна
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в
II международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 1451 раз
Библиографическое описание:
Блинова, Н. А. Общие положения современного механизма перераспределения дохода / Н. А. Блинова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3043/ (дата обращения: 16.11.2024).
Основополагающими индикаторами темпов экономического и социального развития в современных экономических системах выступает их зависимость от соотношения между сбережениями, инвестициями и потреблением, складывающегося в процессе финансового распределения. Особое внимание сегодня обращено на качество экономического роста и выявление факторов конкурентоспособности, повышения темпов, структуры, объемов валового накопления, как предпосылки формирования «производительных инвестиций». Поскольку в основе формирования накоплений, сбережений инвестиций лежит такая основополагающая экономическая категория как «доход», именно доход и современный механизм его формирования, распределения и перераспределения закладывает настоящее и будущее национальной экономики. При анализе современных тенденций связанных с рассмотрением «дохода» нельзя оставить в стороне направленность денежно-кредитной, экономической политики и методы государственного финансового регулирования. Рассмотрение таких общеэкономических задач как защита прав собственности, отсутствие монополизма, пределы вмешательства государства в экономику, налогово-бюджетные методы стимулирования НТП, оплата государственного и муниципального заказа, регулирование изобретательской и научно-исследовательской деятельности косвенно оказывающих влияние на формирование экономического явления будет осуществляться неглубоко. Вместе с тем, государственное финансовое регулирование социальных процессов в основе которых лежат современные процессы формирования, распределения и перераспределения дохода нуждаются в существенной проработке. Экономическая стабильность, экономическая эффективность и социальная справедливость – это те принципы формирования6 распределения и использования доходов (прошлых, текущих, будущих, общественных, частных, производительных и непроизводительных), следование которым подвергаются сомнениям со стороны ученых, культурных деятелей и простых граждан. Такие вопросы как уровень достойной заработной платы и компенсации ее утраты в результате потери трудоспособности, финансирования базовых социальных услуг и инфраструктуры, объемов социальных трансфертов и льгот. Кроме того достижение существенных темпов экономического роста затруднительно, если в обществе есть проблемы с его сегментацией по уровню благосостояния, ненадежные методы сглаживания дифференциации доходов разных социальных групп, страдает экономическими пороками механизм формирования, распределения и перераспределения дохода.
Современная система экономических отношений имеет несколько существенных отличий, которые необходимо учитывать при оценке текущего состояния глобальной и отдельно взятой экономической системы, а также при разработке антикризисных мероприятий, в которых некоторые экономики будут нуждаться на протяжении еще значительного периода времени. Современное состояние темпов экономического развития отечественной экономики можно охарактеризовать как неустойчивое восстановление экономической активности и медленный рост банковского кредитования. Задача поддержания и расширения совокупного спроса по мнению монетарных властей остается первоочередной. Явные последствия перекосов в экономиках отдельных стран, применяемых монетаристские методы регулирования повлияли и продолжают оказывать влияние на такие важнейшие для реальной экономики механизмы доходообразования и его распределения, участия в процессах инвестирования частного и государственного секторов, применения отдельных инструментов денежно-кредитного, фискального и валютного регулирования. Традиционные подходы к изучению распределения доходов базируются на сопоставлении стоимости производительного труда и получаемого в результате его использования экономического блага с учетом или без учета переноса стоимости средств производства или ренты на цену такого блага. Теоретические основы распределения доходов аспределен полностью раскрыли экономическую природу труда, производительности труда (Смит), (Рикардо), () вместе с тем, с появлением «сервисной экономики» на базе «постинформационного общества» в экономике проявился «непроизводительный», а в ряде случаев, не имеющий человеческой природы «труд», способный приносить одной категории экономических субъектов реальный доход, а следовательно перераспределять доход в отношении других экономических субъектов. Причин возникновения «непроизводительного труда» множество (однако данное множество связано с понятием свободы от трудовой дисциплины, которое всегда сопряжено с той либо иной степенью нарушения норм современного нормативно-социального пространства), также как и причин возникновения распределения доходов вне системы трудовых отношений (от распределения доходов путем их дарения до насильственного или законодательно закрепленного изъятия, различного рода спекулятивные доходы). Среди экономических отношений как основ формирования доходов можно выделить следующие категории добровольное распределение (дарение с учетом родственных связей, без учета родственных связей, наследственное); обязательное (страхование гражданской ответственности, досудебное взыскание причиненных убытков, возмещение затрат, фискальное или налоговое, судебное, таможенное, акцизное, административное, ); финансовое (процентное, спекулятивное); факторное (рента, собственность) иное недобросовестное (с использованием подмены экономических интересов отдельных индивидов в ущерб общественных с использованием таких мер изъятия доходов как политика, коррупция, правонарушения, преступления и т.д.)
Современную склонность участников экономических отношений к ликвидности можно охарактеризовать как абсолютное офинансирование экономики с отказом от «производительных инвестиций» в пользу более доходных, ликвидных, «быстрых» и «непроизводительных инвестиций». Формы современных финансовых инструментов инвестирования также имеют существенное значение для финансовых, экономических, социальных, административных последствий.
Рост национального дохода исторически связанный с ростом инвестиций можно рассмотреть как с целью оценки количественных взаимосвязей, так и с целью рассмотрения качественных последствий. Для целей оценки эффективности инвестиций в экономике вводим понятия «производительных» и «непроизводительных инвестиций». Данный подход отражает деление инвестиций по критерию отдачи на вложенный капитал (человеческий, предпринимательский, природные ресурсы, финансовый), которая имеет овеществленную форму или форму услуг удовлетворяющих реальные потребности хозяйствующих субъектов на уровне домашних хозяйств, предприятий и государственных и муниципальных финансов и формирует реальную добавочную стоимость. Каждая категория инвестиции, при их делении по факторному признаку вложения финансовых ресурсов, а именно инвестиции в финансовый капитал, инвестиции в предпринимательский капитал, инвестиции в природные ресурсы нуждаются в отдельной проработки с позиции качества, т.е. с оценкой таких параметров как отдача на вложенный капитал, горизонт инвестирования, уровень риска и дохода. При этом все данные критерии включены в понятие «производительные инвестиции» с определенными нормативами вышеупомянутых параметров для каждой из категорий инвестиций. Количественный анализ производительных инвестиций позволит выявить взаимосвязь разных категорий инвестиций с понятием доход (прошлый, текущий, будущий). В качестве примера становимся на таком понятии как горизонт инвестирования в человеческий капитала, который выступает не только критерием оценки эффективности вложения финансовых ресурсов, но и является экономическим фактором. Оценивая целесообразность осуществления «производительных» инвестиций можно выявить ряд сдерживающих факторов, среди которых высокий уровень риска вложения средств в человеческий капитал, связанный прежде всего с горизонтом инвестирования (не менее одного поколения), миграцией трудовых ресурсов и открытостью рынка труда, уязвимостью человека перед биологическими, природно-климатическими условиями, которые формируют либо преимущества, либо недостатки отдельных регионов, территорий, экономик, необходимость создания социально-нормативных, политических и иных условий для воспроизводства человеческих ресурсов в качестве эффективной рабочей силы. Ввиду того, что неоспоримым остается тот факт, что «каждый прирост инвестиций (как вид расходов) порождает волны вторичных доходов» [1, с. 24], то вложения в человеческий капитал для государства становится чуть ли не основной задачей, поскольку, именно человеческий капитал может сформировать волны вторичных доходов несоизмеримо крупнее масштабом, чем нежели ограниченные производительной мощностью даже самые эффективные реальные инвестиции.
Существует мнение, что современное содержание экономической, а вместе с ней и денежно-кредитной политики государства не отвечает одному из основных признаков общественных финансов, признаку «социальной справедливости» общественных финансов. Финансовая политика, выступая важнейшей частью экономической политики, проявляется в использовании общественных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежного обращения, в воздействии на курс национальной валюты. Финансовая политика в целом направлена на обеспечение эффективного государственного и муниципального управления, сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях экономической политики страны, обеспечение финансовой устойчивости и безопасности государства, установление режима рационального использования национальных богатств, повышение жизненного уровня населения. Базовые элементы комплексной финансовой политики определяют положения бюджетной, налоговой, кредитно-денежной, антимонопольной ценовой и таможенной политик. Они базируются на законодательных актах и реализуются посредством финансового механизма, который раскрывает принципы, формы и методы управления движением денежных средств. Текущее состояние государственного регулирования формирования, распределения и перераспределения доходов выявило некоторые недостатки существующего механизма реализации денежно-кредитной политики. Так как финансовая политика государства вытекает из задач, которые ставит экономическая политика, то можно сделать вывод о том, что либо современная денежно-кредитная политика пренебрегает некоторыми важнейшими задачами, либо направление выбранного и реализуемого экономического направления оставляет желать лучшего. В качестве примера рассмотрим такой механизм как индексация текущих социальных трансфертов. Современное состояние системы перераспределения доходов усугубляется такими мерами прямого количественного и административного воздействия, связанного с наличием у государства инструментов стимулирования перераспределения «общественных текущих доходов», как, в том числе и индексация доходов относительно уровня инфляции. В сравнении с деятельностью хозяйствующих субъектов частного предпринимательского капитала, которые нередко не имеют возможности использования подобных инструментов стимулирования создаваемых ими доходов, общественные финансы выступают источником такой индексации. Положительный эффект ожидаемый от повышения уровня эффективного спроса в связи с повышением (в том числе и индексированием) доходов остается недостигнутым, незамеченным для экономики в целом. Увеличение доходов зачастую не влияет на сформированный в обществе уровень спроса, скорее приведет к росту накоплений, хотя первоначально призвано повышать социальную справедливость и экономическую стабильность. По силе воздействия на экономику и схожим направлением воздействия отличаются увеличение налоговой нагрузки, направление государственного регулирования в области тарифов на энергоресурсы и современная система государственного заказа. При этом негативные последствия явно проявляются в масштабах экономики и отражаются, прежде всего, на формировании первичных доходов, а именно такого важного для общества экономического явления как «реальная заработная плата». Кроме того, применение инструментов экономической стабилизации в очередной раз доказывает наличие кризисных явлений в обществе и экономике. Негативное воздействие с использованием данных экономических и финансовых инструментов проявляется в том числе и в усилении сегментации общества. В условиях экономической нестабильности, выступая фактором дестабилизации государственный заказ, оказывает не только поддержку но и отрицательное влияние на уровень и механизм перераспределения доходов, в том числе, и из одной экономической отрасли в другую. Государственный заказ, выступая инструментом экономической политики и фактором временного предложения денег в отдельно взятой отрасли, регионе также влияет и на такой вид первичного дохода как заработная плата («реальная заработная плата», «денежная заработная плата»). В условиях глобальной экономики изменение (снижение) уровня реальной заработной платы стимулирует процесс иммиграции на рынке труда профессиональной рабочей силы, связанные с оттоком рабочей силы с отдельных территорий, регионов, государств в конкурентной борьбе за уровень благосостояния домашнего хозяйства. Трудовая миграция – явление современной экономики и общества, причины которой могут послужить отдельным предметом исследования. Данная мобильность трудовых ресурсов имеет как положительные, так и негативные, долгосрочные и краткосрочные экономические и социальные последствия. Остановимся более подробно на экономических текущих потерях трудовой миграции. Миграция трудовых ресурсов оказывает прямое влияние как на количество предложения трудовых ресурсов на отдельном рынке труда, так и на качество самого рынка, а следовательно на производство экономических благ, что представляется более серьезной проблемой. Открытость границ рынка труда способна не только увеличить предложение рабочей силы, но и подорвать уровень профессионального уклада территории, региона, экономики, что повлечет временной провал и создает дополнительную финансовую нагрузку, связанную с привлечением, обучением, внедрением, неизбежными убытками от экономических потерь сформированных из-за утраты достигнутого ранее равновесия на рынке труда. Потеря экономического времени вызывает замедление экономики ввиду временно возникающего фактора безработицы (непрерывно сопровождающей процессы трудовой миграции), падения качества экономических благ, удорожание стоимости экономических благ и др. Ответственность органов денежно-кредитного регулирования за планирование и реализацию создания условий в экономической среде, в том числе, и, за результаты реализации политики «таргетирования инфляции», «регулирования уровня покупательной способности национальной денежной единицы» очевидна. Следовательно, издержки, которые ложатся, прежде всего, на предпринимателей непосредственно не связаны с низкой эффективностью их деятельности, а отражают общее состояние экономических условий, и непосредственно связанны с реализацией государственной денежно-кредитной, экономической и социальной политикой. Обращает на себя тот факт, что изменение реальной заработной платы при условии наличия на рынке возрастных, неквалифицированных трудовых ресурсов может полностью лишить данный сегмент общества доходов в виде заработной платы в качестве наемного работника у частного предпринимателя. Частный работодатель в подобных условиях будет вынужден при приеме на работу делать выбор в пользу боле квалифицированных, производительных работников, одновременно сокращая общее количество работников. Спрос на экономические блага может быть более эластичен по цене, чем оплата труда наемного работника по уровню денежной заработной платы. Поэтому, первичное распределение доходов в зависимости от уровня цен, направления денежно-кредитного, экономического регулирования выступает важным фактором формирования такого компонента «эффективного спроса» как потребление, от которого в прямой зависимости находится «культурное потребление» и в обратной «производительные инвестиции», каждое из экономических явлений более подробно будет рассмотрено позже. Вместе с тем, на уровень производительных инвестиций влияние оказывают и другие факторы.
Рассматривая такое многогранное экономическое понятие доход и механизм его распределения, нельзя не выделить в группах формируемых в экономической системе доходов – общественный доход. Косвенной проблемой перераспределения общественного дохода выступает «покупка государством» услуг, которые оно должно реализовывать непосредственно в части административного перераспределения доходов. «Божественное правление миром вовсе не приводит к совпадению частных и общественных интересов» [1, с. 43]. Общественные интересы, особенно общественные финансы, не может представлять, распределять частный хозяйствующий субъект. Подобный процесс субподряда перекладывает или не перекладывает ответственность за перераспределение общественного дохода на данный хозяйствующий субъект. Если право администрирования передается одновременно с передачей объекта перераспределния, то каким образом частный хозяйствующий субъект, не являясь непосредственным конечным исполнителем государственного заказа, в рамках действующего законодательства и в рамках своих частных интересов распоряжается общественными финансами, а не представляет общественные интересы. Если с объектом перераспределения административные функции не передаются, то для чего подобные возмездные услуги оказываются государству в системе с существующими бюджетным и административными нормами, государственными служащими и созданной инфраструктурой распределения общественного дохода остается открытым. Примером передачи функции администрирования перераспределения общественного дохода выступает возмездная передача данных полномочий государством в частные компании по оказанию услуг по сопровождению и ведению государственных закупок в качестве уполномоченного органа с функцией конкурсной комиссией. Само наличие такой возможности подрывает основу государственной деятельности перераспределения общественных доходов в процессе предоставления общественных благ и представления общественных интересов.
-
- Библиографический список.
- «Общая теория занятости, процента и денег», Дж. М. Кейнс,Перевод с английского общ. Рд. А.Г. Милейковский, к.э.н. И.М. Осадчий, М.: Изд. «Прогресс» - стр. 450.