Сфера межбюджетных отношений и ее влияние на социальную (молодежную) политику
Автор: Новикова Наталья Владимировна
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в
II международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 704 раза
Библиографическое описание:
Новикова, Н. В. Сфера межбюджетных отношений и ее влияние на социальную (молодежную) политику / Н. В. Новикова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3085/ (дата обращения: 19.12.2024).
- Укрепление федеративной модели России, как
социального государства сопряжено с оптимизацией отношений между
органами государственной власти, муниципальными образованиями в
сфере разработки и реализации социальной (молодежной) политики.
- Социальная политика объективизируется движением денежных потоков между уровнями бюджетно-налоговой системы в соответствии с функциями, полномочиями и социальными обязательствами федеральных, региональных и местных органов власти перед населением, учреждениями бюджетной сферы, другими законодательно определенными бюджетополучателями. Межбюджетные отношения (МБО) существенно влияют на количество, качество предоставления населению общественных благ и услуг, уровень реальных доходов всех социальных слоев общества и прежде всего наиболее нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства.
- Органы власти при правильной трактовке сущности межбюджетных отношений выступают не как самодовлеющие субъекты этих отношений, а как посредники и "операторы" между государством и членами общества (физическими лицами, гражданами, социальными слоями), обеспечивающие посредством формирования и распределения соответствующих бюджетных ресурсов, полученных от налогоплательщиков, предоставление социальных (общественно-бесплатных) благ в соответствии с установленными нормами и стандартами, достаточными для жизнедеятельности населения и повышения его благосостояния в рыночных условиях.
- Социальная (молодежная) политика охватывает все сферы социально-экономических отношений общества [1].
- Важнейшими методологическими принципами исследования сферы межбюджетных отношений в теории социальной политики должны, на мой взгляд, быть следующие: 1) выделение объективной стороны сферы межбюджетных отношений, которая связана с движением денежных (финансовых) потоков, формированием фондов денежных ресурсов социальной направленности (бюджетных и внебюджетных); 2) определение относительной самостоятельности сферы (механизма) организационно-правовых денежных социальных потоков в сфере МБО; 3) раскрытие сущности и взаимодействия субъектов межбюджетных отношений, а также с этим стратегических социальных целей межбюджетных отношений.
- Социальная (молодежная), бюджетно-налоговая политика и сфера межбюджетных отношений находятся в правовом поле, регулируются правовыми отношениями, государственным устройством Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ, а также конституциями и уставами субъектов Федерации и муниципальных сообществ межбюджетные отношения формируются между федеральным бюджетом и 83 бюджетами субъектов Российской Федерации, между федеральным бюджетом и бюджетами муниципальных образований, между бюджетами субъектов Федерации (республиканскими, краевыми, областными, окружными) и местными бюджетами, а также внутри системы местных бюджетов.
- Особым видом межбюджетных отношений могут быть межбюджетные отношения договорного типа по горизонтали: между равноправными субъектами Российской Федерации и местными бюджетами, отражающие социально-экономические связи регионов и территорий, отвечающие их интересам и потребностям населения.
- Правовая конструкция межбюджетных отношений, в которой формируется их социальное и финансовое содержание включает в себя бюджетную систему (бюджетное устройство), разделение бюджетных и налоговых полномочий, совместные полномочия, договорные полномочия субъектов межбюджетных отношений, к которым относятся органы власти.
- Правовая система (правовая конструкция) межбюджетных отношений, которая содержится в Конституции Российской Федерации (и конкретизирована бюджетным и налоговым законодательством), определяет наиболее общие, основные звенья и базовые проблемы межбюджетных отношений. В Конституции РФ не раскрываются бюджетные (соответственно и социальные) функции федерального бюджета, функции бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Существует область неопределенных бюджетно-налоговых, социальных полномочий и обязательств.
- Однако имеется огромная потребность в раскрытии этих функций, задач социальной политики, социальных полномочий и социальных обязательств в бюджетно-налоговом законодательстве. В этом отношении большой шаг вперед сделан в новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений», который принят Государственной Думой в 2004 г. [2].
- Формальная приоритетность социальных нормативов не должна вводить в заблуждение относительно глубины и действительной приоритетности социального фактора в современной бюджетной политике, поскольку эта приоритетность пока весьма ограничена минимальным уровнем социальных обязательств, которые берет на себя государство в сфере МБО. Этот аспект проблемы социального содержания сферы межбюджетных отношений, социальных функций МБО (связей) является одним из актуальных вопросов, требующих рассмотрения, критической оценки с точки зрения характера и целей социальной стратегии в условиях ускорения социально-экономического развития нашей страны.
- Особым звеном финансовой инфраструктуры социально-бюджетной сферы являются социальные внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования. Они выполняют функции социального обеспечения, социальной защиты, социального страхования, являются источниками основной части социальных трансфертов, как в целом по Российской Федерации, так и в каждом отдельном регионе.
- Социальная (молодежная) политика должна иметь предметом своего регулирования пропорцию между социальными бюджетными расходами и социальными расходами внебюджетных фондов.
- Сфера социально-бюджетных отношений, сформированная государственными внебюджетными фондами, характеризуется большой спецификой, она взаимодействует с межбюджетными отношениями, которые возникают между федеральными, региональными и местными бюджетами [3]. Представляется, что ее необходимо рассматривать, как подсистему МБО и включать в проблематику социально-бюджетных взаимоотношений, но в то же время целесообразно исследовать, как специфическую сферу межбюджетных и внебюджетных социальных отношений.
- В процессе проведения административной реформы, изменения бюджетного и налогового законодательства, а также формирование новой модели федеративных отношений и местного самоуправления происходит передача на региональный уровень значительной части социальных полномочий и соответствующих расходов государства, что не всегда сопровождается соответствующим повышением доходов бюджетов субъектов РФ, городов и районов.
- Осуществление реформирования федеративных отношений, разграничение бюджетно-налоговых полномочий и бюджетных обязательств между уровнями власти, перестройка системы социальной поддержки населения - все это существенно модифицирует не только механизм, но и содержательную сторону социальной политики, как федерального центра, так и в регионах. Возникает и обостряется комплекс новых проблем осуществления социальной (молодежной) политики, связанных с МБО, рассмотрение которых весьма актуально для обобщения современных тенденций региональной социальной политики, совершенствования ее финансово-бюджетных механизмов, решения комплексных социально-экономических задач территориального развития.
- Фактор относительной самостоятельности регионов и муниципальных образований в реализации социальной политики на своих территориях становится одним из важнейших приоритетов межбюджетных отношений, определяющих их эффективность и социальную ориентированность на потребности населения конкретных территорий, обеспечивающих достижение социальной справедливости на территориальном уровне.
- В Российской Федерации региональная социальная политика в сфере межбюджетных отношений в существенной степени зависит от глубокой дифференциации социально-экономического развития регионов, тем более от дифференциации возможностей муниципальных образований внутри каждого из 83 субъектов Российской Федерации.
- Наличие большой совокупности субъектов межбюджетных отношений определяет необходимость системного регулирования взаимоотношений федерального бюджета, как с каждым отдельным регионом, так и их совокупностью на основе единых модельных механизмов реализации социальной политики. При этом не решает глубинных проблем преодоления социально-экономической асимметрии регионов и возможное укрупнение. Интересы активизации и целевой адресной социальной политики в регионах вызывают потребности в развитии самостоятельности, инициативности региональных органов власти и управления, снижения уровня иждивенчества на централизованных финансовых трансфертах.
- Конкретными, весьма значимыми инструментами формирования, регулирования инфраструктуры социальных отношений в Российской Федерации, ее регионах являются бюджетный и налоговый кодексы РФ, региональное бюджетное и налоговое законодательство.
- Проблема передачи бюджетных полномочий и обязательств, становится более актуальной в связи с изменениями межбюджетных отношений в ходе реформы местного самоуправления и разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации.
- Среди целой системы реализации целей и задач социальной политики в сфере межбюджетных отношений – проблема повышения жизненного уровня населения во всех регионах страны.
- В действительности значение денежных доходов, формируемых через бюджетную сферу в структуре денежных доходов населения более значительное, поскольку в основном денежные доходы работников бюджетной сферы, в том числе и от предпринимательской деятельности, формируются или через бюджетную систему, или через внебюджетные фонды, как государственные (и муниципальные), так и через действующую систему передачи бюджетным учреждениям (в том числе и социальной сферы), заработанных ими средств от сдачи государственной собственности в аренду, предоставления дополнительных и платных услуг, а не зачисления их на бюджетные счета Министерства финансов РФ или субъектов Российской Федерации (а также органов местного самоуправления).
- Интенсивная исследовательская работа в области бюджетного федерализма, межбюджетных отношений до сих пор была сконцентрирована преимущественно вокруг вопросов уровней бюджетной системы и их взаимодействия, сочетания принципов централизма и децентрализации при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов, самостоятельности и ответственности органов власти федерального, регионального и местного уровней, форм участия субъектов Российской Федерации в бюджетном и налоговом законодательстве [4].
- Вместе с тем полезные результаты этих исследований могут быть использованы и в развитии социальных аспектов теории и практики социальной политики в России. Социальное содержание сферы межбюджетных отношений отражает взаимодействие экономико-финансовых и социальных факторов, поскольку сфера межбюджетных отношений формируется, как область пересечения социальной и бюджетно-налоговой политики.
- Бюджетно-налоговая политика, как представляется, формирует и путем бюджетно-налогового законодательства оформляет, структурирует финансовую инфраструктуру межбюджетных отношений, а социальная политика наполняет их социальным содержанием: социальными целями, направлениями, задачами, механизмами, адресностью, т.е. социальным смыслом межбюджетных финансовых потоков и связей.
- Межбюджетные отношения как финансовая инфраструктура формирует социальное пространство «шар») во взаимодействии структур (органов) государственной системы (включая местное самоуправление).
- Вместе с тем следует, как представляется, иметь в виду и другой момент формирования социального содержания МБО, а именно непосредственное влияние на них, отражение объективных факторов социального развития и объективных условий экономического развития.
- Российская модель межбюджетных отношений, располагая широким арсеналом инструментов реализации социальной политики на территориях, позволяет более широко и многосторонне использовать потенциалы формирования и реализации социальной политики, которыми располагают регионы и которые они стремятся реализовать в интересах своего населения и обеспечения достижения социального выравнивания и социальной справедливости в территориальном аспекте.
- Литература:
- Социальная политика объективизируется движением денежных потоков между уровнями бюджетно-налоговой системы в соответствии с функциями, полномочиями и социальными обязательствами федеральных, региональных и местных органов власти перед населением, учреждениями бюджетной сферы, другими законодательно определенными бюджетополучателями. Межбюджетные отношения (МБО) существенно влияют на количество, качество предоставления населению общественных благ и услуг, уровень реальных доходов всех социальных слоев общества и прежде всего наиболее нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства.
- http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/t/sfera.html.
- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., № 131-ФЗ.
- Проблемам внебюджетных фондов и их роли в социальной политике посвящены работы: Якобсон Л.Н. Государственный сектор экономики: Экономическая теория и политика. – М.: ГУВШЭ, 2000; Пономаренко Е.В. Финансы общественного сектора России. – М., 2001; Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. – М.: МГТУ, 1997.
- Федеральный бюджет и регионы: Структура финансовых потоков. / Моск. Центр Ин-та «Восток-Запад»; рук. авт. колл. А.М. Лавров. – М.: Макс-пресс, 2001; Развитие межбюджетных отношений и реформирование региональных финансов / Под ред. Е.В. Бушмина. – М.: Акад. бюджета и казначейства, 2001; Гореглад В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. – М.: Экономика, 2002.