Эффективность бюджетных расходов
Автор: Губанова Евгения Евгеньевна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 6938 раз
Библиографическое описание:
Губанова, Е. Е. Эффективность бюджетных расходов / Е. Е. Губанова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3099/ (дата обращения: 16.11.2024).
Председатель Правительства РФ В.В. Путин на совместном заседании коллегии Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития РФ отметил, что в стране продолжается работа по преодолению последствий кризиса, создании сильной финансово-кредитной системы. Жесткие требования должны предъявляться к эффективности государственных и рыночных институтов, качеству и доступности государственных (муниципальных) услуг, результативности бюджетных расходов и инвестиционных программ. Нужен предсказуемый, обоснованный курс национальной валюты, необходимы низкая инфляция, а значит, и доступный банковский кредит для реального сектора, возможности для долгосрочного планирования инвестиционных программ.
Главное – защита от инфляционных потерь. Инфляционные процессы отражаются на стабильности экономики, социальной сферы. Нужно добиваться постоянного снижения инфляции. В этом году Центробанк предполагает удержать инфляцию в пределах 7,5%, а к 2014г. следует выйти на уровень инфляции 4-5%.
Что касается проблемы дефицита бюджета, то для России правилом является низкий, лучше нулевой дефицит, поскольку российская экономика находится пока в переходной стадии.
Одна из центральных задач, вытекающих из Бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике в 2012-2014 годах» - повышение эффективности бюджетных расходов [1].
На всех уровнях власти (федеральном, региональном, местном) утверждены планы реализации Федерального закона от 8 мая 2010г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Возможности по наращиванию расходов в ближайшие годы будут существенно ограничены, т.к. нельзя полагаться только на внешнюю конъюнктуру, можно тратить ровно столько, сколько заработано, сколько генерирует российская экономика.
Сейчас главное требование к бюджетной работе – эффективность бюджетных расходов. В свое время бурный, опережающий рост государственных расходов был вполне оправдан: нужно было компенсировать прежнее недофинансирование многих важнейших сфер страны. Однако сегодня наступил момент, когда существующие проблемы нельзя гасить лишь потоками бюджетных ассигнований. Нужны серьезные структурные преобразования. Без этого не будет расти качество и эффективность бюджетной сферы и отраслей реальной экономики. Вот почему необходимо уделить особое внимание завершению реформы бюджетной сферы, которая предполагает наибольшую самостоятельность бюджетных учреждений.
Эти реформы должны создать стимулы в каждом учреждении работать лучше и, в свою очередь, повысят требования к качеству предоставляемых услуг. Во всех сферах деятельности государства на первое место должен выходить критерий эффективного, результативного использования каждого бюджетного рубля.
Для реализации реформы в бюджетной сфере Правительством приняты ряд Программ.
Государственными программами охвачены такие ключевые направления деятельности, как управление государственными финансами и государственной собственностью, развитие финансовых и страховых рынков. Целью формирования и реализации государственных программ является не охват расходов на выполнение какой-либо функции, а необходимость решения значимых социально-экономических задач, стоящих перед Правительством РФ. В первую очередь, это качественное развитие сфер, ориентированных на новое качество жизни населения. Сюда входят: здравоохранение, образование, культура, социальная поддержка граждан, развитие пенсионной системы, содействие занятости, обеспечение личной безопасности, охрана окружающей среды, а также развитие физкультуры и спорта, туризма и реализация молодежной политики.
Реализация данных программ создаст условия для дальнейшего повышения эффективности и открытости управления государственными финансами, расширению самостоятельности главных распорядителей в процессе оказания услуг и повышению ответственности каждого руководителя за достижение конечных результатов.
В целях поддержки реализации региональных программ повышения бюджетных расходов субъектов РФ в федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов предусмотрены средства в сумме 1 млрд. руб. ежегодно.
В Краснодарском крае утверждена Программа по повышению эффективности расходов краевого бюджета на период до 2012г. (постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 декабря 2010г. №1245) [4].
Данная Программа является продолжением реализуемых в крае реформ в части внедрения механизмов управления по результатам в деятельность органов исполнительной власти, в том числе с учетом итогов реализации Программы реформирования региональных финансов Краснодарского края на 2009-2012г.
В рамках данной Программы программно-целевой принцип бюджетного планирования является главным механизмом оптимизации ресурсов краевого бюджета, повышения результативности и эффективности расходов. Программно-целевые методы планирования на территории Краснодарского края реализуются путем применения краевых долгосрочных и ведомственных целевых программ. Данные Программы формируются исходя из целей социально-экономического развития края, охватывают все сферы деятельности соответствующих органов исполнительной власти Краснодарского края и большей части бюджетных ассигнований.
Внедрение данного механизма предполагает возможность повышения эффективности расходования бюджетных средств.
На краевом уровне проводится оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях, утвержден порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента.
На муниципальном уровне еще многое требует доработки. Реализация отдельных мер реформирования до настоящего времени носит формальный характер, не все инструменты, влияющие на качественное улучшение управления финансовыми ресурсами бюджета, работают в полную силу и обеспечивают непосредственный результат, остается ряд нерешенных проблем.
Кризисные явления в экономике и как следствие падение доходов бюджетов районов обусловили необходимость проведения ряда мероприятий, нацеленных на обеспечение сбалансированности бюджета. В частности необходимо повысить точность прогноза доходной базы бюджета, эффективность процесса формирования и корректировки расходных обязательств. Необходимо выработать политику, обеспечивающую стабильное финансирование ключевых расходных обязательств бюджета; сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не в полном объеме созданы условия для мотивации органов местного самоуправления, бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом.
Основная проблема заключается в формальном и слабо увязанном с бюджетным процессом применением таких инструментов внедрения принципов бюджетирования, ориентированного на результат, как реестр расходных обязательств и ведомственные целевые программы; остается ограниченным опыт внедрения муниципальных заданий, совершенствования системы стандартов качества муниципальных услуг, а также критериев их оценки; не в полной мере отработаны механизмы повышения эффективности бюджетных расходов, контроля и оценки эффективности производимых расходов; не достаточно полно реализованы возможности повышения качества управления муниципальными финансами, совершенствования процедур бюджетного процесса и меры, связанные со снижением муниципального долга и долговой нагрузки.
Также целесообразно предпринять ряд дальнейших шагов, направленных на повышение эффективности и оптимизацию функций муниципального управления.
Острой проблемой в бюджетной сфере является организация эффективного финансового контроля. Особую актуальность имеют вопросы организации новых форм и методов финансового контроля, поскольку финансирование учреждений на основе бюджетных заданий, а не на основе принятых смет предполагает новые подходы к контролю и смещение акцентов в контроле на вопросы выполнения муниципальных заданий.
Недостаточность принимаемых мер по решению данных проблем несет риски снижения общей эффективности функционирования бюджетной системы. Качество управления муниципальными финансами можно оценить с точки зрения его влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей. В связи с этим необходимость достижения целей повышения требований к эффективности деятельности органов местного самоуправления ставит новые задачи и в области управления муниципальными финансами.
Для повышения качества управления муниципальными финансами и формирования современной системы управления необходимы:
разработка стратегии расходования бюджетных средств исходя из долгосрочных перспектив;
организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
повышение результативности расходования бюджетных средств за счет их ориентации на достижение конечного результата наиболее эффективным способом;
увеличение степени самостоятельности и ответственности главных распорядителей, разработка и внедрение методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепление финансовой дисциплины.
Существует потребность в развитии и совершенствовании опыта внедрения муниципальных заданий, совершенствование системы стандартов качества муниципальных услуг и критериев их оценки.
Для повышения эффективности деятельности учреждений, повышения доступности и качества муниципальных услуг необходимо разработать и реализовать мероприятия, направленные на совершенствование правового положения муниципальных учреждений, подготовки и внедрения нормативов затрат на оказание муниципальных услуг, а также нормативов затрат на содержание имущества муниципальных учреждений, что подразумевает принятие значительного количества нормативных правовых актов, обеспечивающих указанный переход к новым формам учреждений.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития муниципального района в условиях адаптации бюджетной системы к сокращению и замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки, и реализации системы мер по повышению эффективности бюджетных расходов в муниципальном районе.
Кроме того, стоящие перед районом задачи повышения эффективности расходов носят комплексный характер. Их решение требует тесной координации всех структур администрации района, а также взаимодействия с сельскими поселениями, входящих в состав района. Оптимальной формой выполнения комплекса мероприятий по решению указанных проблем является районная программа.
Несмотря на большое внимание, уделяемое повышению эффективности расходования бюджетных средств руководством страны, регионов и муниципальных образований, результативная система оценки эффективности на сегодня не выработана.
Литература:
Бюджетное послание Президента России о бюджетной политики в 2012-2014 годах // Финансы. 2011. №7.
Федеральный закон от 8 мая 2010г. №83-ФЗ «О совершенствовании правового положения государственных и муниципальных учреждений».
Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010г. № 1101-р (ред. от 12.11.2010г.) «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012года».
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2010г. № 1245 «Об утверждении Программы по повышению эффективности расходов краевого бюджета на период до 2012 года».
Пресс-служба Минфина России Главное – эффективность бюджетных расходов // Финансы. 2011. №5.
Лось Е.С. К вопросу о повышении эффективности бюджетных расходов // Налоговые и финансовые известия Кубани. 2011. №3.