Реализация концепции социальной ответственности в бизнес-среде Республики Алтай
Автор: Качкинова Чейнеш Дмитриевна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
II международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 1331 раз
Библиографическое описание:
Качкинова, Ч. Д. Реализация концепции социальной ответственности в бизнес-среде Республики Алтай / Ч. Д. Качкинова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3102/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современном мире все большее влияние на репутацию и имидж организации оказывает занимаемая ею социальная позиция. В настоящее время отсутствует теоретико-методологическая база исследования социальной ответственности хозяйствующих субъектов, которая позволила бы адекватно проанализировать процессы её формирования и функционирования, оценить роль менеджмента организаций в этих процессах. Не разработанность концепции социальной ответственности не дает возможности оценить реальное влияние факторов, формирующих и способствующих её повышению. Именно это определило выбор темы исследования в данной работе.
Актуальность темы исследования определяется и тем, что выгоды социально ответственного поведения в бизнесе заключаются в сокращении операционных расходов, привлечении инвесторов, потребителей, что способствует увеличению объёмов деятельности и её эффективности. В результате повышается конкурентоспособность организаций, фактором которой является социальная ответственность.
Цель исследования состоит в выявлении тенденций развития концепции социальной ответственности в бизнес-среде Республики Алтай. В результате исследования сформулированы рекомендации по усовершенствованию механизмов реализации концепции социальной ответственности в организациях Республики.
В процессе написания данной работы были использованы методы сбора, сравнения, анализа информации, метод весовых коэффициентов, опрос.
Понятие социальной ответственности является часто употребляемым и широко используемым в международном бизнес-сообществе на протяжении не менее полувека. Однако общепринятого определения этого термина до сих пор не существует, что, безусловно, порождает неточности в его применении и понимании.
Недостаток информированности как общества в целом, так и менеджеров организаций в частности приводит к искажению первичного значения термина социальной ответственности и неправильной трактовке ожидаемых результатов его внедрения в организациях.
Непонимание термина социальной ответственности наблюдается также и в Республике Алтай, что подтверждает опрос населения республики разных возрастных групп. По результатам опроса больше 60% опрошенных затрудняются ответить, не знают, или дают неверный ответ. По их мнению, социальная ответственность бизнеса – это:
Слои общества, которые обязываются друг другу помогать;
ответственность граждан по отношению к России;
подотрасль юридического права, который регулирует бизнес;
синоним морали.
Наибольшая группа респондентов, давшая содержательный ответ (32%), видит в социальной ответственности благотворительность, заботу о работнике, участие в социальных программах и проектах.
Существуют различные понятия социальной ответственности:
добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума (Большая экономическая энциклопедия);
определенный уровень добровольного отзыва на социальные проблемы общества со стороны организации (Мескон М.Х.);
способность организации или предприятия оценить социальные последствия своей деятельности, в том числе безопасность и на окружающую среду (SA 8000 (Social Accountability 8000)— международный стандарт социальной отчетности);
обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей от частного бизнеса, обеспечить благоприятные условия труда для персонала (Большаков А.С., Михайлов В.И.).
Итак, разнообразие подходов к понятию социальной ответственности позволяет выявить более точное определение данного понятия, полно отражающее ее сущность и содержание:
Социальная ответственность – это добровольный и осознанный отзыв организации на социальные проблемы общества, на собственный персонал, потребителей и организаций, совместно с которыми осуществляется та или иная деятельность, построенный на ценностях, ориентированных на поддержание экологического баланса окружающей среды, обеспечение продовольственной безопасности населения, обеспечение высоких стандартов условий работы для сотрудников. Важно отметить, что социальная ответственность основывается на двух главных моментах:
Добровольная деятельность компании;
Осуществляемые мероприятия превосходят установленные законом нормативы.
Размыванию термина социальной ответственности способствует наличие различных классификаций подходов к рассмотрению социальной ответственности бизнеса [4, 5,9].
В обобщенном виде, анализ или исследование социальной ответственности можно проводить по вторичным источникам информации и по традиционно выделяемым основным элементам (планы на перспективу и миссия, управление персоналом, здоровье и безопасность на рабочем месте, взаимодействие с местными органами власти для решения общих социальных проблем, взаимодействие с поставщиками и покупателями своей продукции и услуг). Такой инструментарий разрабатывается международными организациями в форме стандартов по социальной ответственности [18].
На базе изложенных выше составляющих и ограничений термина социальной ответственности был предпринят анализ реализации социальной ответственности в организациях республики Алтай, состоящий из анализа вторичной информации.
Полученные результаты, позволяют косвенно судить о масштабах социальной ответственности в выбранных для исследования организациях и сформулировать гипотезы о степени укорененности социальной ответственности в республиканской бизнес-среде.
Конечно, использование вторичной информации может говорить о неполноте используемых данных, но все же они дают возможность предварительно оценить тенденции развития социальной ответственности, сравнить несколько источников информации за более короткий период времени, нежели использование первичных данных.
Анализ вторичной информации проводился по ряду отдельных традиционно выделяемых элементов социальной ответственности:
Планы на перспективу (миссия);
управление персоналом;
здоровье и безопасность на рабочем месте;
взаимодействие с местными органами власти для решения общих социальных проблем;
взаимодействие с поставщиками и покупателями своей продукции и услуг.
Проанализируем каждый аспект социальной ответственности в отдельности.
Планы на перспективу и миссия.
В условиях стратегического управления фирмой разработка миссии необходима. Она дает возможность организовать более действенное управление, поскольку является базой разработки целей, обеспечивает стандарты (на уровне подходов) для распределения ресурсов и создает базу для оценки использования ресурсов в деятельности фирмы.
Но стратегическому планированию, обеспечивающему основу для всех управленческих решений в организации, как ни странно, в современных организациях республики не уделяется должного внимания. В основном указываются не долгосрочные цели организации, ее задачи, а лишь только история развития организации, с определенными ее достижениями. Лишь только в 4 организациях из 10, указывается какая-либо информация по данному разделу. Причем, если углубиться в содержание этого пункта, выявляются принципиальные различия. На официальном сайте Оптово-розничной базы «ТЕРА» планированию посвящен целый раздел: четко выделена и указана основная цель: «Основной целью предприятия является обеспечение рынка города Горно-Алтайска и его пригорода полным ассортиментом предлагаемых товаров». Для достижения поставленных целей, организацией разработан комплекс задач по достижению целей, которые также четко представлены и расписаны по пунктам. На официальном сайте компании МТС можно увидеть цель: «Наша цель-обеспечение устойчивого развития общества, роста его благосостояния и формирование конкурентоспособной экономики», рассмотреть основную задачу и принципы ведения бизнеса, на которых основывается компания. Информация на веб-сайтах «Авторейс», Avon по вопросам планирования ограничена двумя абзацами.
Управление персоналом.
Современное управление персоналом — это система идей и приемов эффективного построения и управления организациями и проектами, при наличии соответствующих контроллинговых систем, что является одной из важнейших составляющих частей современного менеджмента. Человеческие ресурсы являются основным активом любой организации. Но как видно из анализа исследования, только 5 компаний из 10 осветили данный аспект на своих сайтах. Как правило, все взаимоотношения с сотрудниками в организации ограничиваются выплатой заработной платы и не всегда социальным страхованием. При более подробном рассмотрении данного аспекта нетрудно заметить, что почти во всех официальных сайтах организаций, где хоть как-то зацеплен данный пункт, ярко выделяются существующие вакансии, карьерный рост и развитие, а сам факт управления персоналом представлен довольно размыто. Например: «Регулярно предприятие проводит повышение квалификации своих сотрудников отправляя их на различные курсы, как в пределах края так и за рубежом» [17] - это не дает ясности того, как руководство осуществляет управление персоналом, какие стимулы использует для улучшения работы, на каких принципах осуществляется взаимодействие. Подобную ситуацию можно увидеть на официальных сайтах «НОВЭКС», ОАО «Алтайгазпром», «Авторейс». Отличительным от всех является управление персоналом в ТЦ «Мария-Ра»: «Развитие и успехи нашей компании», как сказано на веб-сайте [21] – «это результат работы команды сотрудников…». Это говорит о сглаженности и сплоченности коллектива, что в свою очередь повышает производительность труда и «веселый» дух корпоратива, которые не менее важны в любой организации. Данные утверждения доказываются яркими иллюстрациями и фотоснимками. Также, на сайте ТЦ «Мария-Ра» более детально можно рассмотреть принципы кадровой политики организации (возможность карьерного, профессионального роста, стабильно растущий доход, соблюдение всех норм Трудового кодекса, льготы для сотрудников, стабильность). Можно сказать, что руководство организации четко следит и уделяет немало внимания основному ресурсу организации и это не удивительно, ведь ТЦ «Мария-Ра» является продовольственной компанией и в основном занимается продажей.
Важно отметить, что трудовые отношения даже в крупных компаниях не всегда закреплены специальными соглашениями и документами, что свидетельствует о попустительском отношении к ценнейшему ресурсу в компании, и, как следствие, о неграмотном управлении кадрами.
При ускорении темпов и ужесточении конкуренции как на рынке товаров и услуг, так и на рынке труда подобное поведение не способствует достижению рыночного лидерства.
Программы, направленные на развитие и укрепление внутренней лояльности, приверженности сотрудника к компании, в которой он работает, является на сегодняшний день необходимым минимумом для руководства, ориентированного на долгосрочную перспективу. Что, к сожалению, в незначительной степени наблюдается в организациях Республики Алтай.
Здоровье и безопасность на рабочем месте.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Государство определяет нормативные требования охраны труда устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
В соответствии с российским законодательством (ст.212 ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и организации труда возлагаются на работодателя, конкретно — на первое лицо предприятия [1]. Но как видно из сводной таблицы, данному элементу социальной ответственности практически не уделяется внимания. Так, только 2 организаций из 10 заявляют об этом в своих официальных сайтах. Не удивительно, что этими предприятиями являются ООО «Майма-Молоко» и ОАО «Алтайгазпром», где безопасность на рабочем месте регулируется строго в соответствии с законодательством, и, как правило, обеспечивается на высоком уровне. Например ООО «Майма-Молоко» имеет современную установку (бактофуга), которая не только позволяет выпускать продукцию высочайшего уровня, но и облегчает труд работника. Все оборудование произведено всемирно признанными лидерами в данной области, с которыми компания поддерживает деловые контакты и регулярно обменивается опытом. Точно соблюдаются санитарные и технологические нормы. Все оборудование промывается специальными растворами.
Обеспечение здоровья и безопасности является не только социальным эффектом, но и экономическим, с точки зрения привлечения высококвалифицированных кадров, предоставления качественных услуг, что в свою очередь обеспечивает доверие со стороны как покупателей, так и контролирующих органов. Внедрение и контроль такого элемента как охрана труда позволило бы республиканским предприятиям повысить не только имидж и репутацию компании, но и экономическую эффективность в стратегическом плане.
Взаимодействие с местными органами власти для решения общих социальных проблем (Благотворительность).
Благотворительность — оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи.
Судя по исследуемым организациям, некоторые из них воспринимают социальную ответственность практически как синоним благотворительности (Avon, МТС, ТЦ «Мария-Ра»). Компания «НОВЭКС», можно сказать, только начинает внедрять и применять данный аспект социальной ответственности в свои планы и перспетивы. В современной России при осуществлении благотворительности бизнесу приходиться брать на себя часть государственных обязательств (строительство детских садов, школ, ремонт дорог), что оборачивается колоссальными расходами. По этой причине многие организации республики Алтай не могут себе позволить подобное социально ответственное поведение, несмотря на получение существенных преференций от государства по итогам благотворительной деятельности.
Взаимодействие с поставщиками и покупателями своей продукции и услуг.
Социально ответственный бизнес – это, прежде всего, ориентация на потребителя. И в столбце для всех рассматриваемых компаний это направление социальной ответственности является наиболее распространенным: в 9 из них уделяется внимание данной сфере. Поведение, ориентированное на доверительные, открытые взаимоотношения с покупателями и поставщиками вполне рациональный характер: снизить риски, связанные с неопределенностью в осуществляемой действительности. Закрепленные в веб-сайтах своего рода правила поведения вносят элемент предсказуемости в бизнес, что делает его более привлекательным и, в конечном итоге, стабильно прибыльным.
Например, некоторые компании включают слова о взаимоотношениях с клиентами в свои миссии.
Миссия МТС: «Создание лучшего клиентского опыта; Каждое наше решение принимается в интересах миллионов наших клиентов. Мы чётко понимаем требования клиентов к качеству услуг и продуктов. Работая в технически сложной отрасли, мы умеем делать высокие технологии доступными для миллионов людей. Мы думаем на шаг вперед, задавая новые стандарты клиентского опыта и открывая новые перспективы для общения и развития бизнеса наших клиентов и партнеров» [16].
Миссия Avon: «Быть компанией, которая наилучшим образом понимает и удовлетворяет потребности женщин всего мира в продукции, услугах и самовыражении; Мы даем каждому клиенту поддержку и внимание ещё до того, как он об этом попросит, превосходим его потребности до того, как он их осознает и сформулирует» [14].
В официальном сайте ТЦ «Мария-Ра» можно найти следующие слова: «Наши отношения с клиентами, деловыми партнерами строятся на принципах партнерства и доверительного отношения, единства целей, добросовестности, честности и прозрачности, взаимного доверия и уважения, приоритетности интересов клиента, нерушимости обязательств» [21].
Однако, информация на сайтах «Авторейс» и Оптово-розничной базы ТЕРА ограничена ассортиментом товаров и предоставляемых систем скидок.
Можно предполагать, что практика выстраивания доверительных отношений с деловыми партнерами, клиентами, будучи необходимым элементом ведения долгосрочного бизнеса, будет укореняться в республике Алтай с укреплением политической стабильности и развитием рыночной экономики.
На основе данного анализа каждой организации автором исследования присваивалась оценка от 0 до 3 по каждому из этих элементов в зависимости от того, насколько хорошо тот или иной элемент применяется в данной организации:
0 - не применяется;
1 - применяется слабо;
2 - применяется, но с некоторыми недостатками;
3 - применяется на высоком уровне.
Было решено не использовать 5-, 10- или 100 - бальные системы оценки, так как это только «размывало» результаты.
Следующим шагом был произведен опрос экспертов – специалистов данной области. Каждому эксперту предлагалось проранжировать от 1 до 5 по степени их значимости (1-самое важное; 5-менее значимое) традиционно выделяемые элементы социальной отчетности, выделенные в методике исследования в следующем порядке: планы на перспективу и миссия; управление персоналом; здоровье и безопасность на рабочем месте; взаимодействие с местными органами власти для решения общих социальных проблем; взаимодействие с поставщиками и потребителями своей продукции или услуг. Итоги ранжирования, 7 экспертами (n) 5 элементов (m), можно представить в виде матрицы (Хnm):
212 222 232 142 252 262 272
113 423 533 243 353 163 473
314 324 434 344 554 364 374
415525 335 545 455 565 575
Сводные оценки экспертов, полученные в результате их усреднения при помощи средней арифметической простой, отраженные в таблице 1, позволяют выявить, на что руководство организации должно обращать внимание в первую очередь, во вторую и т.д.
Таблица 1
Значимость элементов социальной ответственности по данным оценки экспертов
Степень значимости |
Элементы социальной отчетности |
Средняя оценка экспертов |
1 |
Управление персоналом |
1,86 |
2 |
Планы на перспективу и миссия организации |
2,43 |
3 |
Здоровье и безопасность на рабочем месте |
2,86 |
4 |
Взаимодействие с органами власти для решения общих социальных проблем |
3,43 |
5 |
Взаимодействие с поставщиками и покупателями своей продукции и услуг |
4,42 |
Каждому из элементов социальной отчетности были присвоены весовые коэффициенты по степени их значимости, но так, чтобы их сумма не превышала 10:
3,0 – управление персоналом;
2,5 - планы на перспективу и миссия организации;
2,0 - здоровье и безопасность на рабочем месте;
1,5 - взаимодействие с органами власти для решения общих социальных проблем;
1,0 - взаимодействие с поставщиками и покупателями своей продукции и услуг.
Расчет итогового результата каждой организации проводился путем суммирования оценок элементов социальной отчетности с учетом весового коэффициента: ∑хiyi, где х – это весовой коэффициент i-того элемента социальной отчетности; у - оценка i-того элемента; i – элемент социальной отчетности. Например, расчет итогового результата Торгового Центра «Мария-Ра»: 3∙3 + 2,5∙0 + 2∙0 + 1,5∙3 + 1∙3 = 16,5.
В общем, анализ итоговых результатов с учетом весовых коэффициентов по всем организациям, можно представить в виде таблицы 2, которая дает четкое определение тому какая организация только начинает, реализует, а какая уже основывается на принципах социальной ответственности бизнеса.
Таблица 2
Оценка и ранжирование организаций Республики Алтай по весовым критериям
Элементы социальной отчетности |
Управление персоналом |
Планы на перспективу и миссия |
Здоровье и безопасность на рабочем месте |
Взаимодействие с органами власти |
Взаимодействие с поставщиками и потребителями |
Сумма с учетом весовых коэффиц. |
Весовой коэффициент |
3 |
2,5 |
2 |
1,5 |
1 |
10 |
Оценка применения элементов социальной отчетности в организациях |
||||||
ТЦ «Мария-Ра» |
3 |
0 |
0 |
3 |
3 |
16,5 |
«НОВЭКС» |
1 |
0 |
0 |
1 |
3 |
7,5 |
ООО«Майма-Молоко» |
1 |
0 |
3 |
0 |
3 |
12 |
Кинотеатр «Мир кино» |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Avon |
0 |
1 |
0 |
3 |
3 |
10 |
ОАО«Алтайгазпром» |
1 |
0 |
3 |
0 |
3 |
12 |
Парк-отель «Ая» |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
3 |
«Авторейс» |
1 |
3 |
0 |
0 |
1 |
11,5 |
Оптово-розничная база ТЕРА |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
3,5 |
ОАО МТС |
0 |
3 |
0 |
3 |
3 |
15 |
Подводя итоги анализа исследования десяти наиболее известных организаций Республики Алтай, следует отметить, что ни одна из рассмотренных организаций не достигла максимума по шкале, оценивающей полноту представленной на официальном сайте информации по социальной ответственности. Одна компания из десяти - Кинотеатр «Мир кино», не представила информацию ни по одному из основных элементов социальной ответственности на сайте, а, следовательно, есть основания предполагать, что концепция не применяется и на практике.
Если учесть, что рассматривались наиболее известные организации, то можно выдвинуть гипотезу о сравнительно малых масштабах распространения принципов социальной ответственности в республиканской бизнес-среде. И, с другой стороны, что применение концепции социальной ответственности в деятельности компаний не является значимым фактором для хорошей бизнес-репутации в современной Республике. Но, тем не менее, бизнес уже ориентируется, воспринимает, реализует мероприятия социальной ответственности (нет четкого понимания и целостного подхода к концепции социальной ответственности, однако на практике в значительной степени присутствуют различные ее элементы (ТЦ «Мария-Ра», МТС, ОАО «Алтайгазпром», ООО «Майма-Молоко»)).
Стоит отметить, что для получения более весомых выводов необходимо проводить дополнительные исследования, расширяя при этом выборку и углубляя анализ.
Тем не менее, полученные результаты позволяют уже по итогам сравнительно простого анализа сформулировать рекомендации, которые могут поспособствовать расширению границ понимания концепции социальной ответственности руководством организаций Республики Алтай, и, следовательно, усилить их практическое значение.
Таким образом, чтобы достичь должного эффекта от реализации социальных программ, организациям Республики Алтай необходимо:
Уделять большее внимание формированию социальной отчетности. Применять на практике стандарты, разработанные мировым сообществом, таких как ГИО (GRI) и АА1000. В частности компания может использовать в своих отчетах предлагаемые ГИО (GRI) индикаторы отношения компании к обществу и окружающей среде (открытость, вовлечение заинтересованных сторон, точность, ясность, своевременность) и не изменять обычную практику ведения финансовой отчетности и стратегического планирования, что позволит компаниям республики сократить путь к наилучшему использованию принципов социальной ответственности, уже пройденный развитыми странами.
Применять систему льгот, гарантий и компенсаций в целях повышения социальной поддержки работников. (Предоставление возможности переподготовки, трудоустройства и установление льготных условий и режима работы работникам, потерявшим трудоспособность в связи с увечьем, связанным с производством, или профессиональным заболеванием, в соответствии с медицинскими рекомендациями; Предоставление работникам и неработающим пенсионерам права на 50-процентную скидку установленной платы за электрическую и тепловую энергию; Предоставление права пользования заказным транспортом для проезда к месту работы и обратно; Установление системы морального стимулирования, являющегося дополнительным мотивирующим фактором; Формирование позитивной и благоприятной атмосферы в организации посредством различных культмассовых мероприятий.)
Разработка собственных сопоставительных методик для понимания динамики внедрения принципов социальной ответственности бизнеса. Весьма целесообразно было бы принять на федеральном уровне программу «О мерах по повышению социальной ответственности бизнеса Республики Алтай». Например в Алтайском крае уже существует такая программа, которая основывается на Постановлении Администрации Алтайского края "О повышении социальной ответственности работодателей Алтайского края" от 12.04.2011 №181, целью которой является формирования в Алтайском крае социально ответственного поведения организаций и индивидуальных предпринимателей на рынке труда.
Образование трехстороннего диалога в сфере социальной ответственности на основе опыта развитых конституционных стран. Естественным образом инициативу такого диалога и последующего консенсуса должна стать власть. Государство должно и может стимулировать развитие социальной ответственности бизнеса не столько материально, сколько с моральной стороны. Иначе говоря, важным для развития социальной ответственности в регионе является моральная поддержка данных процессов со стороны государства – учреждение званий, медалей, премии и грамот. Например, присвоение статуса «Социально ответственный работодатель»,«социально ориентированный работодатель» и выдача сертификата, подтверждающего данный статус.
Создание открытой и равноправной системы взаимных уступок (например, со стороны власти – разнообразные льготы, со стороны институтов гражданского общества – поддержка жестких требований к производительности труда работников, а со стороны бизнеса – социальные программы), и в таком случае – станет реальностью эффективное сбалансированное развитие всех институтов в социальном государстве.
Привлечение представителей коллектива компании, местных сообществ, государственных структур, для достижения максимального положительного эффекта от внедрения социальной ответственности к выработке и реализации социальных программ должны.
Реализация данных принципов позволит организациям республики Алтай повысить производительность труда, имидж предприятия, доверие со стороны общества и государства, намного лучше использовать составляющие социальной ответственности в долгосрочных перспективах, позволяющих добиться высокого экономического эффекта от осуществления социальных программ.
Литература:
Трудовой кодекс российской федерации (ТК РФ). От 30.12.2001 г. N 197-ФЗ
Большая экономическая энциклопедия [текст]/ – М.: Эксмо, 2007. – 816 с.
Виханский, О.С. Менеджмент [текст]/ Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Гардарики, 2006. – 3-е изд. – 528 с.
Ворожейкин, И.Е. Управление социальным развитием организации [текст]/ Ворожейкин И.Е. – М.: ИНФРА-М, 2001. - (Серия «Высшее образование») – 176 с.
Лучко М.Л. Этика бизнеса – фактор успеха [текст]/ М.Л. Лучко – М.: ЭКСМО, 2006. – 176 с.
Мескон, М.Х. Основы менеджмента. Пер. с англ [текст]/ Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Дело, 2004. – 148 с.
Большаков, А.С. Менеджмент [Текст]/ А.С. Большаков – СПб.: Лестера, 2002. – 221 с.
Зырянов Д.С. Проблемы социальной роли бизнеса [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. – URL: http://ivr.nm.ru, свободный.
Исследование «Социальная ответственность России и Запада»[Электронный ресурс] : [интерактив. учеб.]. –Электрон. дан. и прог. – М. : 2004. – 1 электрон.опт. диск (CDROM).
Коробов, В.Б. Анализ данных [Электронный ресурс] : [интерактив. учеб.]. –Электрон. дан. и прог. – М. : 2005. – 1 электрон.опт. диск (CDROM).
Официальный сайт «Авторейс» - Электрон.дан. – URL: http://www.reys.skyth.ru, свободный.
Официальный сайт компании Кинотеатра «Мир кино» - Электрон.дан. – URL: http://www.kino.nsk.ru, свободный.
Официальный сайт компании «НОВЭКС» - Электрон.дан. – URL: http://www.novex-trade.ru, свободный.
Официальный сайт компании Avon - Электрон.дан. – URL: http://www.anon.ru, свободный.
Официальный сайт ОАО «Алтайгазпром» - Электрон.дан. – URL: http://www.altaigazprom.ru, свободный.
Официальный сайт ОАО «Мобильные Теле Системы» - Электрон.дан. – URL: http://www.barnaul.mts.ru, свободный.
Официальный сайт ООО «Майма-Молоко» - Электрон.дан. – URL: http://www.maima-moloko.ru, свободный.
Официальный сайт ООО Соц. гарантия - Электрон.дан. – URL: http://www.soc-garant.ru, свободный.
Официальный сайт Оптово-розничной базы ТЕРА - Электрон.дан. – URL: http://www.terabase.ru/TERA_goods.zip, свободный.
Официальный сайт Парк-отель «Ая» - Электрон.дан. – URL: http://www.ayahotel.ru, свободный.
Официальный сайт ТЦ «Мария-Ра» - Электрон.дан. – URL: http://www.maria-ra.ru, свободный.
XI Всемирный Русский Народный Собор «Богатство и бедность: исторические вызовы России» [Электронный ресурс]// Пресс-служба Московской Патриархии, 2007 г. - Электрон.дан. – URL: http://patriarchia.ru/ db/text/207627.html, свободный.