Конкурентоспособность предпринимательских структур малого и среднего бизнеса России
Автор: Кузьминич Галина Геннадьевна
Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны
Опубликовано в
II международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 11790 раз
Библиографическое описание:
Кузьминич, Г. Г. Конкурентоспособность предпринимательских структур малого и среднего бизнеса России / Г. Г. Кузьминич. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3110/ (дата обращения: 19.12.2024).
Конкурентоспособность предпринимательских структур малого и среднего бизнеса можно определить как способность предпринимательских структур проявлять гибкость, адаптивность к постоянным изменениям внешней среды с целью увеличения, уменьшения, либо сохранения занимаемой доли рынка в зависимости от стратегии предприятия.
Анализ мировой практики показывает, что сектор малых и средних предпринимательских структур является основой создания и развития национальной экономики основанной на знаниях. Малые и средние предприятия (далее МСП) в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то МСП, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую стабильность развития.
По последним данным, доля малых и средних компаний в ВВП России на сегодняшний день составляет порядка 20%, в то время как в странах Евросоюза, США, Китае этот показатель превышает 50%. Занята в малом и среднем предпринимательства пока только четверть работающих россиян. К 2020 г. доля малого бизнеса в ВВП России должна составить 50%. В нем должно быть занято не менее половины экономически активного населения страны.
Современная рыночная среда динамична и изменчива. Непрерывно происходят изменения во вкусах и запросах потребителей, нововведения в технологиях, управленческих методах. Все это открывает для малого и среднего бизнеса конкурентные преимущества перед крупными предприятиями, из которых наиболее важны:
оперативность реагирования на изменения рыночной конъюнктуры, расписанная как технология мониторинга конъюнктуры соответствующего сегмента рынка, идентификации потребности, трансформация выявленной потребности в проект, дизайн нового продукта или услуги и т.д.;
низкие накладные издержки за счет функционального использования всего персонала малого предприятия на производство добавленной стоимости, относимые на себестоимость производимой продукции или оказываемые услуги;
ориентация на постоянную реализацию возможностей оперативного обновления технологий;
постоянство инновационного поведения как повышение скорости осуществления инноваций во всех сферах деятельности малого предприятия (от производимой продукции и оказываемых услуг до использования новых управленческих технологий, мотивации работников и т.п.);
поиск форм доступа к заемным финансовым ресурсам крупных предприятий, принятие на себя риска выполнимости тех видов работ, которые экономически не целесообразно развивать крупному бизнесу;
использование новых технологий маркетинговых исследований и активной рекламы, доступной малому бизнесу.
Одним из основных элементов оценки уровня экономического развития любого государства является его способность конкурировать с экономиками других стран. Ведущий в Европе Институт менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующийся в Лозанне (Швейцария), 31 мая 2012 г. опубликовал результаты очередного глобального исследования конкурентоспособности 59 стран мира — The IMD World Competitiveness Yearbook 2012.
Под конкурентоспособностью страны Институт менеджмента понимает способность национальной экономики создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес.
В 2012 году Россия улучшила свою позицию в глобальном рейтинге на одну позицию, переместившись на 48 место из 59 возможных — между Словакией и Иорданией. За минувший год Россия практически не изменила большинство показателей, которые могли бы оказать влияние на рейтинговую оценку. Авторы исследования отметили улучшение в сфере защиты прав частной собственности, некоторое снижение коррупции, а также прогресс в сфере контроля за уплатой налогов. В то же время эффективность бизнеса, эффективность государственного управления и состояние инфраструктуры почти не изменились. Среди главных позитивных факторов конкурентоспособности России исследователи отмечают высокий уровень образования, квалификацию рабочей силы и общую устойчивость экономики. Среди главных негативных факторов названы низкий уровень диверсификации экономики и низкая эффективность государственного управления, в частности по таким показателям, как простота ведения бизнеса, открытость рынка, налоговая нагрузка, административные барьеры и коррупция [1].
Ежегодно эксперты рассчитывают рейтинг глобальной конкурентоспособности для каждой страны. В рейтинге Всемирного экономического форума по индексу GCI (The Global Competitiveness Index) Россия в 2012 году потеряла одну позицию в рейтинге и опустилась на 67 место. Соседями России в списке на этот раз оказались Иран (66 место) и Шри-Ланка (68). Отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитость финансового рынка. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и инфраструктура. Как и в 2011 году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в 2012 году существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование [3].
Рассмотрим, какую роль играет малое и среднее предпринимательство в экономике стран-лидеров мирового рынка наукоемкой продукции (табл. 1).
Таблица 1.
Основные индикаторы экономической деятельности малых и средних предприятий стран-лидеров мирового рынка наукоемкой продукции (2010г.), % [7]
|
Доля МСП в общем количестве предприятий |
Доля МСП в общей занятости населения |
Доля МСП в ВВП |
США |
97,6 |
50,6 |
52,0 |
Канада |
98,0 |
50,5 |
46,0 |
Япония |
99,7 |
70,2 |
53,8 |
Великобритания |
99,2 |
48,4 |
48,0 |
Франция |
99,6 |
54,1 |
49,8 |
Германия |
99,7 |
60,1 |
53,2 |
Италия |
99,8 |
54,3 |
70,9 |
Россия |
42,0 |
27,5 |
20,0 |
Следует подчеркнуть одну общую макроэкономическую закономерность для стран-лидеров — приоритетную роль малого бизнеса в национальных экономиках. Доля малых предприятий в общем количестве предприятий колеблется от 97,6% (США) до 99,8% (Италия); на малых предприятия занято от 48,4% (Великобритания) до 70,2% (Япония) работающего населения, создается от 46% (Канада) до 53,8% (Япония) ВВП. Показатели уровня развития малого предпринимательства в России значительно ниже: доля в ВВП — около 20%, доля работников в общей численности занятых — 27,5%, доля малых предприятий примерно 42% от общего количества предприятий.
Существуют различные определения малого и среднего предпринимательства (МСП), которые, как правило, закрепляются законодательно для целей налогового и статистического учета, а также для разработки и внедрения государственных программ развития малого бизнеса.
Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (№ 209-ФЗ от 24.07.2007) [8] были пересмотрены границы сектора субъектов малого предпринимательства, выделена категория микропредприятий и введено понятие среднего бизнеса. Кроме того, в состав субъектов малого и среднего предпринимательства были включены и потребительские кооперативы, являющиеся некоммерческими организациями.
В рамках нового закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
внесенные в единый государственный реестр юридических лиц:
• потребительские кооперативы,
• коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей:
• физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели),
• крестьянские (фермерские) хозяйства.
Малое предприятие – это фирма, которая не доминирует в своей области, а хозяин – это независимый владелец, осуществляющий руководство малым числом подчинённых в сравнении с другими фирмами той же отрасли [6].
Микропредприятия относятся к очень небольшому бизнесу. Они часто включают единоличного, редко двух собственников, а также сферу семейного бизнеса. Большинство микро-предприятий имеет незначительный капитал, обладают ограниченными техническими и бизнес-навыками. При этом большинство таких предприятий демонстрируют жизнеспособность малого предпринимательства.
Средние предприятия проходят по границе малых и крупных фирм. Как правило, под средним понимают предприятие, которое управляется менеджером, находящимся под контролем собственников-акционеров и подпадает под верхнюю границу предельных значений, установленных для малого предпринимательства [5].
Деятельность большей части малых предприятий несет социальную нагрузку и объединяет социально-незащищенные группы населения. Поэтому роль малых предприятий на современном этапе состоит в поддержке усилий слабозащищенных групп населения по выживанию.
Малые и средние предприятия являются традиционной и важной частью экономики практически всех стран, в том числе и индустриально развитых. Естественно, что развитие малых предприятий в различных странах имеет свои особенности, вытекающие из исторических традиций, а также сложившейся роли и места небольших предприятий в экономике страны. И, как правило, зависит от достигнутого уровня концентрации и индустриализации экономики, а также от целей, стоящих перед сферой малого и среднего предпринимательства в новых социально-экономических условиях.
Малое и среднее предпринимательство – это не только источник средств существования, но и средство раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей людей.
Малое и среднее предпринимательство имеет ряд преимуществ, являющихся объективными предпосылками важной роли субъектов малого бизнеса в системе воспроизводства. Это высокая гибкость и оперативность в принятии решений, восприимчивость к нововведениям, быстрая адаптация к внешним воздействиям, быстрая оборачиваемость средств, высокий уровень специализации производства и труда.
Предпринимательство – это система хозяйствования, основой которой выступает комплекс природных, материально-технических, трудовых и интеллектуальных ресурсов, объединённых для получения предпринимательского дохода на инновационной и рисковой основе) [4].
Рассмотрим отраслевой аспект конкурентоспособности малого предпринимательства в Российской Федерации.
Рис. 1. Распределение МСП по основным отраслям в 2011 г., в %
Как видно из рисунка 1, среди основных, ведущих отраслей малого бизнеса и наиболее распространенными являются оптовая и розничная торговля (47,5%) и сфера услуг (15,4%). По данным Росстата, в сфере торговли работает около 1,6 млн. индивидуальных предпринимателей (70% от числа всех осуществляющих предпринимательскую деятельность индивидуальных предпринимателей).
По прогнозу ОПОРА России, к 2020 году в России в малом бизнесе должно сосредоточиться не менее пятидесяти процентов трудоспособного населения России. Сегодня эта цифра составляет 25 процентов. То есть де-факто необходимо вдвое увеличить число малых предприятий. Причем за счет высокотехнологичных предприятий. Емкость рынка в той же торговле изменится. Будущее малого бизнеса – серьезные направления производственных услуг. В том числе и в IT-сфере. По недавно опубликованному международному рейтингу Россия перешла с 26-го на 11-е место по вовлечению трудоспособного населения в IT-сферу. Российские кадры высоко ценятся на международном рынке. Россия может запросто стать участниками мировых технологических цепочек. Конечно, это может повлечь за собой определенные государственные издержки. Но это правильные вложения – в минимальную стартовую поддержку, в создание необходимой инфраструктуры. В результате будет получен рост малого и среднего бизнеса в целом ряде отраслевых сегментов. Например, предприниматели из медицинского сектора оценили перспективу роста их сообщества в восемнадцать раз за предстоящие восемь лет. Сфера гостиниц и общественного питания может вырасти в восемь раз. Хлебопеки считают, что выпечку хлеба можно увеличить в стране в пять раз. То же самое касается и производственного сектора. И это лишь несколько примеров [2].
Достижение устойчивого развития российских предпринимательских структур малого и среднего бизнеса в условиях изменяющейся среды является одной из наиболее актуальных проблем текущей экономической политики государства: от успеха ее решения зависит положение страны в мировой экономической системе.
Литература:
Institute of Management Development: рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2012 году [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://gtmarket.ru/news/2012/05/31/4423
Борисов С. Удвоить ряды // РГ-Бизнес, №871 от 6 ноября 2012 г.
Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012–2013 [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://gtmarket.ru/news/2012/09/05/4949
Дудин М.Н., Лясников Н.В. Современное российское предпринимательство. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны // Креативная экономика. — 2008. — № 5 (17). — c. 83-90. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/3062/
Исследование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направления развития. – М: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2003. – 124 с.
Микрофинансирование в России. Программный документ. – ТАСИС, СМЕРУС 9803, апрель, 2001. – 51 с.
Основные характеристики систем государственно-общественной поддержки и развития МСП зарубежных стран. X Всероссийская конференция. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.giac.ru/analytics/?id=14
ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007г.