Конкурентоспособность предпринимательских структур малого и среднего бизнеса России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

II международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, декабрь 2012)

Статья просмотрена: 11790 раз

Библиографическое описание:

Кузьминич, Г. Г. Конкурентоспособность предпринимательских структур малого и среднего бизнеса России / Г. Г. Кузьминич. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3110/ (дата обращения: 19.12.2024).

Конкурентоспособность предпринимательских структур малого и среднего бизнеса можно определить как способность предпринимательских структур проявлять гибкость, адаптивность к постоянным изменениям внешней среды с целью увеличения, уменьшения, либо сохранения занимаемой доли рынка в зависимости от стратегии предприятия.

Анализ мировой практики показывает, что сектор малых и средних предпринимательских структур является основой создания и развития национальной экономики основанной на знаниях. Малые и средние предприятия (далее МСП) в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то МСП, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую стабильность развития.

По последним данным, доля малых и средних компаний в ВВП России на сегодняшний день составляет порядка 20%, в то время как в странах Евросоюза, США, Китае этот показатель превышает 50%. Занята в малом и среднем предпринимательства пока только четверть работающих россиян. К 2020 г. доля малого бизнеса в ВВП России должна составить 50%. В нем должно быть занято не менее половины экономически активного населения страны.

Современная рыночная среда динамична и изменчива. Непрерывно происходят изменения во вкусах и запросах потребителей, нововведения в технологиях, управленческих методах. Все это открывает для малого и среднего бизнеса конкурентные преимущества перед крупными предприятиями, из которых наиболее важны:

  • оперативность реагирования на изменения рыночной конъюнктуры, расписанная как технология мониторинга конъюнктуры соответствующего сегмента рынка, идентификации потребности, трансформация выявленной потребности в проект, дизайн нового продукта или услуги и т.д.;

  • низкие накладные издержки за счет функционального использования всего персонала малого предприятия на производство добавленной стоимости, относимые на себестоимость производимой продукции или оказываемые услуги;

  • ориентация на постоянную реализацию возможностей оперативного обновления технологий;

  • постоянство инновационного поведения как повышение скорости осуществления инноваций во всех сферах деятельности малого предприятия (от производимой продукции и оказываемых услуг до использования новых управленческих технологий, мотивации работников и т.п.);

  • поиск форм доступа к заемным финансовым ресурсам крупных предприятий, принятие на себя риска выполнимости тех видов работ, которые экономически не целесообразно развивать крупному бизнесу;

  • использование новых технологий маркетинговых исследований и активной рекламы, доступной малому бизнесу.

Одним из основных элементов оценки уровня экономического развития любого государства является его способность конкурировать с экономиками других стран. Ведущий в Европе Институт менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующийся в Лозанне (Швейцария), 31 мая 2012 г. опубликовал результаты очередного глобального исследования конкурентоспособности 59 стран мира — The IMD World Competitiveness Yearbook 2012.

Под конкурентоспособностью страны Институт менеджмента понимает способность национальной экономики создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес.

В 2012 году Россия улучшила свою позицию в глобальном рейтинге на одну позицию, переместившись на 48 место из 59 возможных — между Словакией и Иорданией. За минувший год Россия практически не изменила большинство показателей, которые могли бы оказать влияние на рейтинговую оценку. Авторы исследования отметили улучшение в сфере защиты прав частной собственности, некоторое снижение коррупции, а также прогресс в сфере контроля за уплатой налогов. В то же время эффективность бизнеса, эффективность государственного управления и состояние инфраструктуры почти не изменились. Среди главных позитивных факторов конкурентоспособности России исследователи отмечают высокий уровень образования, квалификацию рабочей силы и общую устойчивость экономики. Среди главных негативных факторов названы низкий уровень диверсификации экономики и низкая эффективность государственного управления, в частности по таким показателям, как простота ведения бизнеса, открытость рынка, налоговая нагрузка, административные барьеры и коррупция [1].

Ежегодно эксперты рассчитывают рейтинг глобальной конкурентоспособности для каждой страны. В рейтинге Всемирного экономического форума по индексу GCI (The Global Competitiveness Index) Россия в 2012 году потеряла одну позицию в рейтинге и опустилась на 67 место. Соседями России в списке на этот раз оказались Иран (66 место) и Шри-Ланка (68). Отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитость финансового рынка. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и инфраструктура. Как и в 2011 году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в 2012 году существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование [3].

Рассмотрим, какую роль играет малое и среднее предпринимательство в экономике стран-лидеров мирового рынка наукоемкой продукции (табл. 1).

Таблица 1.

Основные индикаторы экономической деятельности малых и средних предприятий стран-лидеров мирового рынка наукоемкой продукции (2010г.), % [7]


Доля МСП в общем количестве предприятий

Доля МСП в общей занятости населения

Доля МСП в ВВП

США

97,6

50,6

52,0

Канада

98,0

50,5

46,0

Япония

99,7

70,2

53,8

Великобритания

99,2

48,4

48,0

Франция

99,6

54,1

49,8

Германия

99,7

60,1

53,2

Италия

99,8

54,3

70,9

Россия

42,0

27,5

20,0

Следует подчеркнуть одну общую макроэкономическую закономерность для стран-лидеров — приоритетную роль малого бизнеса в национальных экономиках. Доля малых предприятий в общем количестве предприятий колеблется от 97,6% (США) до 99,8% (Италия); на малых предприятия занято от 48,4% (Великобритания) до 70,2% (Япония) работающего населения, создается от 46% (Канада) до 53,8% (Япония) ВВП. Показатели уровня развития малого предпринимательства в России значительно ниже: доля в ВВП — около 20%, доля работников в общей численности занятых — 27,5%, доля малых предприятий примерно 42% от общего количества предприятий.

Существуют различные определения малого и среднего предпринимательства (МСП), которые, как правило, закрепляются законодательно для целей налогового и статистического учета, а также для разработки и внедрения государственных программ развития малого бизнеса.

Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (№ 209-ФЗ от 24.07.2007) [8] были пересмотрены границы сектора субъектов малого предпринимательства, выделена категория микропредприятий и введено понятие среднего бизнеса. Кроме того, в состав субъектов малого и среднего предпринимательства были включены и потребительские кооперативы, являющиеся некоммерческими организациями.

В рамках нового закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

  • внесенные в единый государственный реестр юридических лиц:

• потребительские кооперативы,

• коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);

  • внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей:

• физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели),

• крестьянские (фермерские) хозяйства.

Малое предприятие – это фирма, которая не доминирует в своей области, а хозяин – это независимый владелец, осуществляющий руководство малым числом подчинённых в сравнении с другими фирмами той же отрасли [6].

Микропредприятия относятся к очень небольшому бизнесу. Они часто включают единоличного, редко двух собственников, а также сферу семейного бизнеса. Большинство микро-предприятий имеет незначительный капитал, обладают ограниченными техническими и бизнес-навыками. При этом большинство таких предприятий демонстрируют жизнеспособность малого предпринимательства.

Средние предприятия проходят по границе малых и крупных фирм. Как правило, под средним понимают предприятие, которое управляется менеджером, находящимся под контролем собственников-акционеров и подпадает под верхнюю границу предельных значений, установленных для малого предпринимательства [5].

Деятельность большей части малых предприятий несет социальную нагрузку и объединяет социально-незащищенные группы населения. Поэтому роль малых предприятий на современном этапе состоит в поддержке усилий слабозащищенных групп населения по выживанию.

Малые и средние предприятия являются традиционной и важной частью экономики практически всех стран, в том числе и индустриально развитых. Естественно, что развитие малых предприятий в различных странах имеет свои особенности, вытекающие из исторических традиций, а также сложившейся роли и места небольших предприятий в экономике страны. И, как правило, зависит от достигнутого уровня концентрации и индустриализации экономики, а также от целей, стоящих перед сферой малого и среднего предпринимательства в новых социально-экономических условиях.

Малое и среднее предпринимательство – это не только источник средств существования, но и средство раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей людей.

Малое и среднее предпринимательство имеет ряд преимуществ, являющихся объективными предпосылками важной роли субъектов малого бизнеса в системе воспроизводства. Это высокая гибкость и оперативность в принятии решений, восприимчивость к нововведениям, быстрая адаптация к внешним воздействиям, быстрая оборачиваемость средств, высокий уровень специализации производства и труда.

Предпринимательство – это система хозяйствования, основой которой выступает комплекс природных, материально-технических, трудовых и интеллектуальных ресурсов, объединённых для получения предпринимательского дохода на инновационной и рисковой основе) [4].

Рассмотрим отраслевой аспект конкурентоспособности малого предпринимательства в Российской Федерации.

Рис. 1. Распределение МСП по основным отраслям в 2011 г., в %

Как видно из рисунка 1, среди основных, ведущих отраслей малого бизнеса и наиболее распространенными являются оптовая и розничная торговля (47,5%) и сфера услуг (15,4%). По данным Росстата, в сфере торговли работает около 1,6 млн. индивидуальных предпринимателей (70% от числа всех осуществляющих предпринимательскую деятельность индивидуальных предпринимателей).

По прогнозу ОПОРА России, к 2020 году в России в малом бизнесе должно сосредоточиться не менее пятидесяти процентов трудоспособного населения России. Сегодня эта цифра составляет 25 процентов. То есть де-факто необходимо вдвое увеличить число малых предприятий. Причем за счет высокотехнологичных предприятий. Емкость рынка в той же торговле изменится. Будущее малого бизнеса – серьезные направления производственных услуг. В том числе и в IT-сфере. По недавно опубликованному международному рейтингу Россия перешла с 26-го на 11-е место по вовлечению трудоспособного населения в IT-сферу. Российские кадры высоко ценятся на международном рынке. Россия может запросто стать участниками мировых технологических цепочек. Конечно, это может повлечь за собой определенные государственные издержки. Но это правильные вложения – в минимальную стартовую поддержку, в создание необходимой инфраструктуры. В результате будет получен рост малого и среднего бизнеса в целом ряде отраслевых сегментов. Например, предприниматели из медицинского сектора оценили перспективу роста их сообщества в восемнадцать раз за предстоящие восемь лет. Сфера гостиниц и общественного питания может вырасти в восемь раз. Хлебопеки считают, что выпечку хлеба можно увеличить в стране в пять раз. То же самое касается и производственного сектора. И это лишь несколько примеров [2].

Достижение устойчивого развития российских предпринимательских структур малого и среднего бизнеса в условиях изменяющейся среды является одной из наиболее актуальных проблем текущей экономической политики государства: от успеха ее решения зависит положение страны в мировой экономической системе.

Литература:

  1. Institute of Management Development: рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2012 году [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://gtmarket.ru/news/2012/05/31/4423

  2. Борисов С. Удвоить ряды // РГ-Бизнес, №871 от 6 ноября 2012 г.

  3. Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012–2013 [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://gtmarket.ru/news/2012/09/05/4949

  4. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Современное российское предпринимательство. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны // Креативная экономика. — 2008. — № 5 (17). — c. 83-90. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/3062/

  5. Исследование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направления развития. – М: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2003. – 124 с.

  6. Микрофинансирование в России. Программный документ. – ТАСИС, СМЕРУС 9803, апрель, 2001. – 51 с.

  7. Основные характеристики систем государственно-общественной поддержки и развития МСП зарубежных стран. X Всероссийская конференция. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.giac.ru/analytics/?id=14

  8. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007г.

Основные термины (генерируются автоматически): россия, среднее, малый бизнес, малое предпринимательство, предприятие, IMD, предпринимательство, США, Япония, Российская Федерация.

Похожие статьи

Роль малого предпринимательства в экономике России

Развитие малого и среднего предпринимательства России в современных условиях

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях России

Роль малого предпринимательства в развитии экономики государства

Развитие инновационных процессов в малом предпринимательстве как фактор повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана

Обеспечение экономической безопасности малого бизнеса

Сетевая организация бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий

Эффективность взаимодействия крупного и малого бизнеса в современной российской экономике

Развитие инновационной деятельности на современных предприятиях в условиях модернизации экономики

Проблемы ресурсного обеспечения бизнеса в коммерческой деятельности предприятия

Похожие статьи

Роль малого предпринимательства в экономике России

Развитие малого и среднего предпринимательства России в современных условиях

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях России

Роль малого предпринимательства в развитии экономики государства

Развитие инновационных процессов в малом предпринимательстве как фактор повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана

Обеспечение экономической безопасности малого бизнеса

Сетевая организация бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий

Эффективность взаимодействия крупного и малого бизнеса в современной российской экономике

Развитие инновационной деятельности на современных предприятиях в условиях модернизации экономики

Проблемы ресурсного обеспечения бизнеса в коммерческой деятельности предприятия