Классификация рисков судоходных компаний в интегрированной системе риск-менеджмента и BSC | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Санжиева, Т. В. Классификация рисков судоходных компаний в интегрированной системе риск-менеджмента и BSC / Т. В. Санжиева. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 200-203. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3112/ (дата обращения: 16.11.2024).

На современном этапе развития российской экономики проблема идентификации, классификации, оценки и учета рисков судоходных компаний имеет существенное теоретическое и прикладное значение как важная составная часть теории и практики управления рисками транспортных компаний.

Как показывает опыт, управление рисками способно предотвратить кризисные явления, снизить их негативные последствия, оздоровить экономику предприятий, повысить их конкурентоспособность.

В специальной литературе существует достаточно много определений понятия «управление риском», которые по своей сути очень похожи.

Как считает А.С Шапкин «управление риском – это управленческая деятельность, направленная на классификацию рисков, идентификацию, анализ и оценку, разработку путей защиты от риска» [4, с.41].

Н.В. Хохлов отмечает, что «управление риском – это многоступенчатый процесс, который имеет своей целью уменьшить или компенсировать ущерб для объекта при наступлении неблагоприятных событий» [2, с.16].

По мнению В.М. Гранатурова: «Процесс управления риском – это совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий» [1, с.38].

Г.В. Чернова под управлением риском понимает «процесс принятия и выполнения управленческих решений, которые минимизируют неблагоприятное влияние, вызванное случайными событиями» [3, с.43].

На наш взгляд Г.В. Чернова дала очень подробное определение, а именно определила, что:

  • Управление риском представляет собой не что иное, как процесс, который в свою очередь не является одномоментным актом, а, следовательно, должен быть «встроен» в общий процесс принятия управленческих решений;

  • На процесс принятия управленческих решений оказывают влияние случайные события, следовательно, управление риском напрямую связано с неопределенностью внешней среды;

  • Управленческие решения принимаются исходя из минимизации негативного воздействия случайных событий;

  • Решения по минимизации риска принимаются в случае, если результаты деятельности не соответствуют намеченной цели, т.е. тогда когда проявляется неблагоприятное влияние, вызванное случайными событиями.

Таким образом, на основе проведенного анализа определений можно сказать, что управление риском представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение и минимизацию неблагоприятных событий, либо вовсе их нейтрализацию. Следовательно, управление риском представляет собой не просто набор отдельных мер, а определенную систему, включающую несколько последовательных этапов, таких как идентификация, классификация, оценка и анализ рисков, применение выбранных мер воздействия на риск.

Научно-обоснованная классификация рисков является тем основным этапом в системе риск-менеджмента компании, который позволяет четко определить место каждого риска в общей системе и создает возможность для эффективного применения соответствующих методов и приемов управления рисками, поскольку каждому риску соответствуют свои методы и инструментарий управления.

В зависимости от целей исследования на практике и в научной литературе используются различные классификации. Часто встречаются классификации, основанные на различиях видов деятельности предприятия (финансовые риски, производственные риски, инвестиционные риски и пр.), либо областей их проявления (политические, экономические, социальные, природные и др.).

Целесообразно остановиться на некоторых наиболее часто встречающихся подходах к классификации рисков.

Наиболее развёрнутая классификация представлена Г. В. Черновой и А. А. Кудрявцевым, которые приводят классификацию рисков, выделенных по содержанию структурных харак­теристик риска [3, с.21]:

  • опасность;

  • подверженность риску;

  • уязвимость (чувствительность к риску);

  • взаимодействие с другими рисками;

а также по содержанию других его параметров, таких, как:

  • имеющаяся информация о риске;

  • величина риска;

  • расходы (издержки), связанные с риском.

А.С. Шапкин также даёт достаточно развёрну­тую схему классификации рисков, подразделяя риски на чистые и спекулятивные. Под спекуля­тивными рисками он понимает исключительно финансовые риски, при этом коммерческие ри­ски и, как следствие, инвестиционные риски он относит в равной степени и к чистым, и к спеку­лятивным [4, с.44].

Другую классификацию риска предлагает М. У. Эллиотт, подразделяя риски на операционные и финансовые [5, с.27]. Операционные ри­ски, по его мнению, включают: бизнес-риск, экс­плуатационный, кредитный, опасности потери репутации, финансовый (в аспекте несостоятель­ности в выполнении обязательств). Финансовые риски включают: процентный, валютный и риск изменения цены товара. При этом последнюю группу автор считает рыночным риском.

По мнению автора в приведенных выше классификациях отсутствует взаимосвязанность и системность, то есть риски перечисляются подряд с разделением по признакам. Многие риски остаются без пояснения, что делает затруднительным использование данных классификаций рисков на практике. Отдельно следует отметить как недостаток приведенных классификаций отсутствие привязки к конкретной отрасли, сфере деятельности. Компаниям, которые выберут данные классификации для практической работы в своей системе управления рисками, потребуется значительное количество трудозатрат на адаптацию приведенных классификаций к специфике своей работы.

Отметим, что только полная, подробная и грамотно составленная с обязательным учетом особенностей сферы деятельности компании классификация рисков смогла бы показать менеджеру все риски компании. Только на основе такой классификации становится возможным анализ выявленных рисков и эффективная работа системы управления рисками компании, в том числе применения соответствующих методов и приемов управления конкретным риском.

При разработке классификации рисков судоходной компании необходимо учитывать, что данная компания относится к сфере транспорта, обладающей специфическими чертами и особенностями функционирования, а также тот факт, что классификация рисков является не отдельным элементом, а основным элементом общей системы риск-менеджмента судоходной компании, и, следовательно, должна четко вписываться в общую систему управления риском и менеджмент компании в целом.

На сегодняшний день наиболее адекватной и зарекомендовавшей себя системой управления компанией является система BSC (сбалансированная система показателей). Многие судоходные компании находятся на начальной стадии разработки индивидуальных систем управления, основанных на принципах BSC. Однако классическая BSC не подразумевает отдельного учета фактора риска, что является ее бесспорным недостатком. При разработке индивидуальной BSC судоходной компании необходима интеграция факторов риска в систему управления с целью рассмотрения экономического потенциала компании в сочетании с риск-потенциалом и его влиянием на достижение стратегических целей компании. Интегрированная система риск-менеджмента и BSC, без сомнения, является более предпочтительным вариантом для эффективного руководства компанией по сравнению с изолированным существованием в компании как риск-менеджмента, так и BSC.

В связи с вышеизложенным предлагается классификация рисков судоходных компаний с учетом особенностей их функционирования для возможности дальнейшего ее использования в разрабатываемых интегрированных системах управления компанией в рамках BSC (таблица 1). Основная идея предлагаемой классификации состоит в том, что особенности судоходной компании как транспортной компании являются определяющим фактором при выявлении риска, а четыре перспективы классической BSC (Финансы, Клиенты, Внутренние бизнес-процессы, Обучение и рост) формируют своеобразные секторы для последующей классификации рисков компании. Риски, порождаемые факторами внешней среды, также не остаются без внимания и рассматриваются в отдельном блоке – дополнительной «Риск-перспективе» BSC.

Таблица 1

Классификация рисков судоходных компаний в интегрированной системе риск-менеджмента и BSC на основе функциональных особенностей

Внешняя среда судоходной компании

Особенности судоходной компании

Перспектива BSC «Риски, порождаемые внешней средой»

Политические риски

Законодательные риски

Деятельность судоходной компании внутри страны и за ее пределами

  • Закрытие морских каналов и возникновение военных конфликтов внутри страны/между странами, государственный переворот, террористические акты, забастовки;

  • Ограничения, вводимые государством, в частности запрет на сотрудничество с определенными инвесторами;

  • Введение эмбарго своим государством и другими и пр.

  • Изменение действующего законодательства и как следствие увеличение затрат судоходной компании, в том числе на налоговые выплаты;

  • Изменение законодательства в связи с вступлением в ВТО, введение дополнительных требований к судоходным компаниям при осуществлении внешнеторговых морских перевозок и пр.

Рыночные риски

Коммерческие риски

Риски изменения валютного курса и инфляционный риск

  • Изменение фрахтовых ставок;

  • Изменение цен на суда;

  • Увеличение числа конкурирующих объектов;

  • Изменение мирового уровня спроса на услуги судоходной компании вследствие увеличения цен на нефть и нефтепродукты, цен на сырье и пр.

  • Отказ компаний от фрахтования судов возрастом свыше 15 лет;

  • Риск снабжения;

  • Недобросовестность и неплатежеспособность фрахтователей.

  • Увеличение переменных и постоянных издержек судоходной компании, в том числе затрат на топливо, ГСМ и пр.

Деятельность судоходной компании в различных климатических условиях, движение по естественным путям, перевозки на значительные расстояния

Форс-мажорные риски

Экологические и климатические риски

  • Шторм, Ураган, Цунами;

  • Затопление, переворачивание судна;

  • Противоправное действие третьих лиц, пиратство, угон судна;

  • Посадка судна на мель, выброс судна на берег;

  • Пожар, взрыв;

  • Падение летательных аппаратов, их обломков или груза и пр.

  • Риски потери части финансовых ресурсов из-за штрафов вследствие загрязнения окружающей среды, в том числе из-за утечки наливных грузов;

  • Изменение уровней воды;

  • Ледовая обстановка;

  • Температурные условия и пр.

Внутренняя среда судоходной компании

Особенности судоходной компании

Перспективы BSC

Риски

Высокая капиталоемкость

Обучение и Рост

Нет прямого влияния

Внутренние бизнес-процессы

  • Риск выхода из строя основных средств, оборудования, судов вследствие высокой амортизации;

  • Риск потери работоспособного флота;

  • Неэффективность производственного цикла (снижение рентабельности) и пр.

Клиенты

Нет прямого влияния

Финансы

  • Увеличение операционного риска и увеличение его влияния на результат деятельности судоходной компании.

Сезонность работы на внутренних водных путях

Обучение и Рост

  • Риск потери квалифицированных кадров из-за невозможности предоставить работу в межнавигационный период;

  • Риск нехватки персонала в навигационный период и пр.

Внутренние бизнес-процессы

  • Риск поломки судна арендатором в межнавигационный период;

  • Риск невыполнения плана перевозок;

  • Риск простоя флота;

  • Риск просроченного ремонта судов и пр.

Клиенты

  • Риск потери (снижения доли) занятого судоходной компанией сегмента рынка;

  • Сокращение объема услуг, предоставляемых судоходной компанией;

  • Риск невозможности восстановления утраченной клиентской базы судоходной компании и пр.

Финансы

  • Риск нехватки свободных денежных средств в межнавигационный период;

  • Риск уменьшения прибыли вследствие снижения тарифов в пассажирских перевозках и пр.

Потребление услуги в момент производства

Обучение и Рост

Нет прямого влияния

Внутренние бизнес-процессы

Нет прямого влияния

Клиенты

  • Риск потери ключевых клиентов судоходной компании из-за неудовлетворенности предоставленными услугами;

  • Риск невозможности восстановления утраченной клиентской базы судоходной компании.

Финансы

  • Увеличение риска потери экономической устойчивости вследствие потери весомой доли клиентской базы из-за неудовлетворенности предоставленными услугами.

Низкорентабельная деятельность компании

Обучение и Рост

  • Риск потери квалифицированных кадров вследствие неконкурентной заработной платы;

  • Риск нехватки персонала судоходной компании.

Внутренние бизнес-процессы

Нет прямого влияния

Клиенты

Нет прямого влияния

Финансы

  • Увеличение риска потери экономической устойчивости;

  • Риск банкротства судоходной компании;

  • Кредитный риск (необходимость привлечения долгосрочных финансовых ресурсов).

Высококонкурентный рынок

Обучение и Рост

  • Риск потери квалифицированных кадров;

  • Риск нехватки персонала судоходной компании.

Внутренние бизнес-процессы

Нет прямого влияния

Клиенты

  • Риск потери ключевых клиентов судоходной компании из-за неудовлетворенности предоставленными услугами;

  • Риск невозможности восстановления утраченной клиентской базы судоходной компании.

Финансы

  • Увеличение риска потери экономической устойчивости из-за потери клиентской базы;

  • Риск сокращения прибыли вследствие снижения стоимости перевозок и пр.


Исходя из анализа таблицы 1, следует, что рисками судоходных компаний, возникающими вследствие деятельности компании внутри страны и за ее пределами, являются политические, законодательные, рыночные, коммерческие риски, а также риски изменения валютного курса и инфляционный риск.

Следствием прохождения судов различных климатических зон, движения по естественным водным путям и большой протяженности маршрута могут являться форс-мажорные, экологические и климатические риски.

Особенностями судоходных компаний, влияющими на внутреннюю среду компании и порождающими соответствующие риски, являются высокая капиталоемкость, сезонность работы, низкорентабельная и высококонкурентная деятельность, потребление услуги (собственно перевозки) в момент ее производства.

Необходимо отметить, что предложенная классификация рисков судоходных компаний является условной. Зачастую отнести риск к тому или иному признаку задача не из легких, риск может находиться на грани нескольких классификационных признаков. В данной статье сделана попытка упорядочить релевантные риски судоходных компаний, основываясь на особенностях их функционирования, с целью включения в интегрированную систему риск-менеджмента и BSC компании и предотвращения или существенного снижения негативных последствий реализации риска.


Литература:

  1. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: - М.: Дело и Сервис, 2010. – 208с.

  2. Хохлов Н.В. Управление риском: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.–239 с.

  3. Чернова Г.В. Управление рисками / А.А. Кудрявцев, Г.В. Чернова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 160с.

  4. Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций/А.С. Шапкин, В.А. Шапкин.- 8-е изд.-М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. - 544с.

  5. Эллиотт, М.У. Основы финансирования риска / М.У. Эллиотт; пер. с англ. и науч. ред. И.Б. Котлобовского. М.: Инфра-М, 2007 – 138с.




Основные термины (генерируются автоматически): BSC, судоходная компания, риск, управление риском, Классификация рисков, прямое влияние, риск потери, компания, внешняя среда, межнавигационный период.