Роль и значение социальной инфраструктуры села
Автор: Бондаренко Роман Петрович
Рубрика: 16. Демография
Опубликовано в
II международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 7453 раза
Библиографическое описание:
Бондаренко, Р. П. Роль и значение социальной инфраструктуры села / Р. П. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3137/ (дата обращения: 19.12.2024).
Переход к рыночным отношениям принес с собой многообразные задачи экономического, социально-политического и духовного развития. Проявляется всесторонняя взаимосвязь экономики и духовной жизни. В этих условиях наиболее остро встают вопросы социального развития. Уровень квалификации кадров, творческая обстановка, забота о бытовых условиях людей, эффективное функционирование культурных и спортивных учреждений – все это делает жизнь человека более полной, интересной, содержательной и положительно сказывается на результатах его деятельности.
В.Н.Бобков рассматривает социальную инфраструктуру как компонент качества жизни. Он отмечает, что материальная база и нематериальные активы социальной инфраструктуры должны обеспечить разнообразие и доступность для людей товаров и услуг, касающихся жилья, быта, здравоохранения и социальной защиты, занятости, передвижения в миграции, организации их досуга и свободного времени, развития способностей и духовного мира [1, С.119.].
М.Коробейников отмечает, что нельзя добиться устойчивого воспроизводства агропромышленного комплекса, если не будет развита социальная инфраструктура сельских поселений [2, С.51].
Таким образом, социальная инфраструктура представляет собой комплекс, создающий благоприятные условия человеческой деятельности и воспроизводства населения.
Особенно остро сейчас стоит вопрос с демографией. Многие аналитики сравнивают годы распада СССР по темпам снижения численности населения с Великой Отечественной войной, во время которой Россия потеряла огромное количество населения. Перестройка также внесла немалый вклад в данный процесс. В годы перехода от одной эпохи к другой многие из жителей России потеряли жизненные ориентиры. Инженеры становились челноками, учителя шли работать в котельные и торговать на рынки.
В период с 1989 по 1992 год графики, отслеживающие динамику рождаемости и смертности, пересеклись. Демографы назвали это явление «русский крест».
Наряду с этим серьезной проблемой является массовый миграционный отток молодежи в города. Происходит выезд из сельской местности наиболее трудоспособного и грамотного населения в возрасте от 18 до 35 лет. Процесс принимает массовый характер и имеет серьезные негативные последствия, так как именно на эту часть населения приходится три четверти рождений детей. Молодежь, как правило, имеет достаточно высокий уровень образования, стремится к повышению квалификации, продвижению по службе, чутко реагирует на неудовлетворительную организацию, условия и режим труда, досуг.
В основе данного процесса лежит стремление улучшить свое социально-экономическое положение. Большой город предоставляет более высокий уровень занятости населения и обеспеченность жилищными условиями, развитость различных форм социальной защиты. Сегодня крупный город предоставляет молодежи более широкие возможности социально-экономической самореализации.
Сложная демографическая ситуация в сельской местности должна быть определяющей при определении количества претендентов на различные социальные роли, состоянии трудовых ресурсов, продолжительности жизни.
Усугубление данной проблемы может угрожать геополитическим интересам страны: заселенности территории, целостности ее границ, поддержанию оборонного потенциала, обеспечению экономики собственными трудовыми ресурсами.
Социальная инфраструктура является достаточно емким рынком рабочей силы. В странах с развитой рыночной экономикой доля занятых в социальной сфере постоянно увеличивается на фоне общего снижения занятых в отраслях материального производства. Таким образом, социальную сферу можно рассматривать как один из способов сокращения уровня безработицы.
Специфика сельскохозяйственного производства накладывает свои особенности, которые присущи социальной инфраструктуре села.
Объекты социальной инфраструктуры создаются как за счет ресурсов сельскохозяйственных предприятий и денежных средств сельского населения, так и путем эффективного использования государственных инвестиций на строительство жилых домов, детских дошкольных учреждений, школ, домов культуры, поликлиник, узлов связи и др. Такая тесная связь инфраструктуры с производством характеризуется двойственностью. Так от уровня развития материального производства зависит объем вложений в объекты инфраструктуры и направление ее развития. С другой стороны, без хорошо организованной системы социальной инфраструктуры невозможно достичь высоких результатов в промышленности и сельском хозяйстве.
Подразделения социальной инфраструктуры в сельской местности обслуживают не только работников занятых в сельскохозяйственном производстве, но и другую часть населения, проживающую на территории предприятия.
Сезонный характер работ в сельском хозяйстве вызывает колебания в уровне потребностей сельского населения в оказании услуг социальной сферы. Наиболее высоко востребована непроизводственная сфера в наименее напряженные периоды сельскохозяйственных работ.
Важной особенностью социальной инфраструктуры села является то, что ее объекты могут частично взаимозаменяться и выполнять множество функций в нескольких отраслях. В связи с этим необходимо долевое участие в развитии всех заинтересованных отраслей. Отсюда следует особая роль в развитии инфраструктуры межотраслевых органов власти.
Немаловажное значение для развития социальной инфраструктуры оказывает степень удаленности населенного пункта от центральных дорог и крупных индустриальных центров, а также характер расселения сельского населения. Так отдаленные районы характеризуются депопуляцией, транспортной изолированностью, замкнутостью связей, отсутствием даже самых необходимых объектов непроизводственной сферы. А.И.Кочерга и А.А.Мозараки объединили множество факторов влияющих на размещение объектов социальной инфраструктуры в шесть основных групп: производственно-экономические, социальные, демографические, градостроительные, природно-климатические, прочие. Ученые отмечают, что ведущую роль играют производственно-экономические факторы.
Еще одной характеристикой является низкое качество и количество предлагаемых услуг. Оснащенность учреждений социальной инфраструктуры, ее кадровое обеспечение на селе гораздо хуже аналогичных городских объектов. Большое влияние на это оказывает слабая платежеспособность сельского населения. Повышения качества оказываемых населению услуг в рамках объектов социальной инфраструктуры зависит от экономических факторов: от финансовых возможностей учреждений, от уровня доходов населения и организации социальной сферы.
Участвуя во многих процессах жизнедеятельности инфраструктура меняет качество жизни людей в лучшую сторону, делая ее более комфортной, рациональной и эффективной.
На предприятиях и учреждениях социальной инфраструктуры капитал оборачивается медленно, прибыль может быть меньше, чем на предприятиях сферы материального производства. Это накладывает определенный отпечаток на заинтересованность частных предпринимателей вкладывать капитал в инфраструктуру.
П.Самуэльсон отмечал, что «государство сознательно идет на инвестиции в инфраструктуру, так как увеличение общественного вспомогательного капитала создает неосязаемые выгоды, от которых нельзя ожидать денежных прибылей для частных инвесторов, так как масштабы некоторых из них слишком велики для ограниченных рынков частного капитала, а другие будут окупаться в течении слишком длительного срока, чтобы частные инвесторы очень ими интересовались»[3, с.16].
Социальная инфраструктура села является составной частью социальной инфраструктуры национального хозяйства и выполняет важные социально – экономические функции на определенной территориальной единице, что в конечном итоге определяет пути сохранения и развития сельского хозяйства в целом.
В настоящее время большинство вопросов развития социальной сферы решают органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Однако, зачастую не имея в своем распоряжении достаточных финансовых ресурсов они оказываются неспособными управлять сложившейся ситуацией. И процесс финансирования социальной сферы проходит по остаточному принципу.
Для реализации полномочий в социальной сфере местные и региональные власти разрабатывают целевые программы, направленные на регулирование цен и тарифов, стимулирования производства, развитие предпринимательского сектора, организации отдыха детей, обеспечение жильем молодых семей и т.д.
Правительством Российской Федерации в декабре 2002 года утверждена целевая программа «Социальное развитие села до 2010». В дальнейшем действие программы продлено до 2013 года. Программа направлена на восстановление и развитие социальной и инженерной инфраструктуры села, т.е. на улучшение уровня жизни его населения, закрепление кадров на селе. Программа финансируется из федерального и регионального бюджетов, а так же из внебюджетных средств. Реализация программы позволит решить первоочередные задачи социального развития села и заложить основы для дальнейшего повышения качества жизни сельского населения.
В современных условиях необходимо стремительное развитие народного хозяйства и сельскохозяйственной отрасли в частности, что возможно кадрами качественно иной формации. Поэтому решение проблем человеческого фактора напрямую связано с уровнем развития социальной инфраструктуры.
Литература:
Бобков В.Н.Управление качеством жизни населения//Проблемы теории и практики управления – 2005. - №3. – С.119.
Коробейников М.Совершенствование социального управления – фактор развития сельских поселений//Проблемы теории и практики управления – 2005. - №6. – С.51
Шкапенков СИ. Формирование социальной инфраструктуры сельской местности региона в транзитивной экономике. - Рязань: Узорочье, 2005. - 230 (1) с..