Стимулирование повышения плодородия земли в Узбекистане с учетом мирового опыта
Автор: Хужагелдиев Чоршанби Пардаевич
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, апрель 2013)
Статья просмотрена: 660 раз
Библиографическое описание:
Хужагелдиев, Ч. П. Стимулирование повышения плодородия земли в Узбекистане с учетом мирового опыта / Ч. П. Хужагелдиев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/76/3568/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматривается мировой опыт по стимулированию повышения плодородия земли, используемой в сельском хозяйстве. Приведены автором рекомендации по применению их в Узбекистане.
Ключевые слова: стимулирование, плодородие почвы, сельскохозяйственная земля, мелиоративное состояние, эффективность, кредитование, пахотная земля.
The article deals with world’s experience in stimulating development fertility of the soil used in agriculture. The author gives recommendation using it in Uzbekistan.
Key words: stimulation, fertility soil, agricultural soils, reclamation state, effectiveness credit (finance) plugging soil.
Успех аграрной реформы, проводимой в Узбекистане, во многом зависит от изучения и обобщения достижений в этой области мирового опыта и внедрения их в хозяйственную практику с учетом социально-экономического развития Республики. Необходимо подчеркнуть, что по стимулированию повышения плодородия земель, используемых в сельском хозяйстве, в частности орошаемых земель, накоплен богатый опыт в мировой практике. В этом смысле имеет большое значение опыт, накопленный в практике развитых стран. Вместе с тем следует также не упустить из внимания того, что, в отличие от Республики Узбекистан, в большинстве развитых стран мира земля является частной собственностью.
США. В Соединенных Штатах Америки основной формой сельскохозяйственного производства являются фермы, где они разделены на малые и большие. К малым относятся фермы с годовым доходом до 250 тысяч долларов. Прибыль больших ферм составляет более 250 тысяч долларов. [3,с.321] В системе поддержки сельского хозяйства со стороны государства в США значительное место занимают государственные программы по производству сельскохозяйственных товаров, в которых особое внимание уделено сохранению и повышению плодородия посевных земель. Реализация программы повышения плодородия земли, улучшения ее мелиоративного состояния в основном финансируется самим государством. 26 процентов работ, выполненных в рамках государственных программ по производству сельскохозяйственных товаров, осуществляются малыми фермами, остальные — крупными. Заслуживает внимания то, что если крупные фермы ирригационные и мелиоративные работы выполняют за свой счет, то в малых фермах 95 процентов расходов, необходимых для выполнения вышеназванных работ, выделяются государством. [3, с.322]
Основные направления упорядочения сельского хозяйства со стороны государства состоят из операции купли-заклада, гарантированных цен и непосредственной оплаты за сокращение пахотных земель. В упорядочении государством сельского хозяйства особое значение имеет гарантированные цены на сельскохозяйственных товаров. На сегодняшний день предоставляются гарантированные цены тем фермерам, которые выполняют конкретные условия, поставленные перед ними, в частности, по защите водных и земельных ресурсов, повышению плодородия посевных земель. [1, с.35]
В Министерстве сельского хозяйства США функционирует Государственная земельная служба. Основная ее функция заключается в ведении мониторинга плодородия земли. Со стороны этой организации разработаны определенные технологии для конкретных участков, которые не допускают снижения уровня плодородия земли, поэтому фермеры не беспокоятся об этом. По предложенным конкретным технологиям и рекомендациям фермер получает кредит и поддерживается со стороны страховой компании. Если имеется рекомендация, данная со стороны Государственной земельной службы, непредусмотренные расходы фермы компенсируются страховой компанией.
[1, с.38] Как видно из вышеизложенного, в США разработаны конкретные механизмы повышения плодородия.
Япония. В Японии еще в 1928 году были начаты государством важные работы по поднятию отношения к земле на высокую ступень. В 1949 году принят закон «Об улучшении земель» (ТотиКайрехо), а в 1952 году «Об улучшении распаханных земель» (КодоБайеехо).
Эти два закона, основанные на программах, тщательно разработанных государством, охватили проблемы, связанные с улучшением мелиоративных состояний земель, объединением небольших участков, повышением плодородия почвы. Начиная с 1965 года, в рамках десятилетней государственной программы по улучшению земель проведена работа, связанная с улучшением мелиоративного состояния земли. Выделено и использовано по первой государственной программе (1965–1974 гг.) 2,6 триллионов иен, а по второй — 32,4 триллиона иен (1983–1993 гг.). Если по первой программе в год вложено в среднем 0,26 триллионов иэн, то по третьей программе в год в среднем израсходовано 3,23 триллиона иен. Это на 13 раз больше, чем средства, израсходованные по первой программе. И почти 90 процентов средств последней программы выделено со стороны государства. [5]
Китай. Население Китая составляет около 1,3 миллиарда человек. Используемые земли — 138 миллионов га, что приходится на душу населения по 0,11 га. Из 100 млн. га пахотных земель орошаются 50 млн. га.
Говоря о качестве земли в Китае, следует отметить, что 41 процентов всей пахотной земли относится к первой зоне, которая отличается высокой плодородностью. Ко второй зоне (среднего плодородия) относятся 35 процентов всей пахотной земли. Третья зона — самая неплодородная земля, что составляет 20 процентов всей пахотной земли Китая. 4 процента всей пахотной земли Китая считается непригодными для сельского хозяйства.
В целом можно считать качество земли в Китае средним. 60 процентов всех пахотных земель составляют земли, дающие низкий урожай в результате негативных воздействий разнообразных объективных факторов. В частности, 8,5 процентов из них подвергнуты эрозии, 11,4 процентов — расположены на неравных площадях, приводящих этих земель к эрозии, 6,6 процентов покрыты солью, в более 10 процентов песочный слой намного выше, чем в плодородных землях, 3,5 процентов имеют плодородный слой не с достаточной глубиной, 0,4 процентов — каменистые земли, 9,3 процентов недостаточно обеспечено водой, 1,1 процентов не имеет необходимой температуры. [2,с.67]
Так, ограниченность земель, отводимых для сельского хозяйства, чрезвычайно большое количество населения и высокий уровень его плотности, повышение уровня урбанизации, высокое развитие экономики страны и в результате выхода земельных площадей из сельскохозяйственного оборота, а также обострение проблем экологии превратили проблему плодородия земли и эффективности ее использования в самую актуальную проблему времени. Это, в свою очередь, требует разработки системы конкретных мер по повышению плодородия земли, предупреждению сокращения земельных площадей, особенно посевных земель.
Говоря о мерах, проводимых в Китае на сегодняшний день по повышению плодородия земли, необходимо особо подчеркнуть, что качество земли в Китае находится под строгим государственным контролем. Контроль над землей, ведение мониторинга упорядочивается Законом «Об управлении землями», принятом 1986 году. Государственное бюро управления землями, подчиняющееся непосредственно Государственному Совету КНР, занимается проблемами сохранения целостности территории сельскохозяйственных, особенно пахотных земель, стимулирования улучшения плодородия земли, а также привлечения к правовой ответственности за ухудшения качества земли.
Положение «О защите основных пахотных земель», принятое 1994 году, стимулирует повышение плодородия посевных земель и их защиту. На основе вышеназванных документов по повышению плодородия земель, используемых в сельском хозяйстве, осуществлены следующие меры:
За качества пахотных земель ответственными назначены сами руководители. При оценке их деятельности основными критериями стали те мероприятия, которые они проводили по повышению плодородия пахотных земель.
На уровне всех административных единиц составлены Генеральные планы по использованию земель. В этих планах отмечены твердые критерии, не допускающие сокращения площадей пахотных земель и снижения их плодородия.
Активизировались дела по вспашке целинных и заброшенных земель.
Проведена инвентаризация всех земельных ресурсов. Государственное управление землей в течение нескольких лет за счет огромных средств добилось инвентаризации земельных ресурсов. В этом процессе земли были оценены как в количественном, так и в качественном отношении. Собранные данные были использованы как ценные материалы в составлении генпланов использования земельных ресурсов.
Впоследствии правовые документы по повышению плодородия посевных земель, используемых в сельском хозяйстве, намного совершенствовались. В том числе в 1998 году была принята новая редакция Закона «Об управлении землями». В 2004 году были внесены в него изменения и дополнения. В этой редакции Закона была повышена степень ответственности за снижение уровня плодородия земли.
Результаты обобщения мер, проводимых по повышению плодородия земель, используемых в сельском хозяйстве, показывают, что в Китае доминирует совместное использование механизмов рынка и административных методов для повышения плодородия земель. И это, в свою очередь, стало давать свои результаты: в последние годы Китай добился заметных успехов в мировом рынке и по производству сельскохозяйственных продуктов.
Турция. По объёму территории Турция занимает одно из ведущих в мире. Из них 44,3 процента составляют леса, 55,7 процентов сельскохозяйственные земли, 81,6 процентов плодородных богарные земли, 18,4 процента — орошаемые ирригационным способом. Орошаемых земель Турции по объёму занимают третье место в Европейском континенте. Турция, став членом стран Евросоюза, намерена расширить территорию плодородных земель на 41 млн. га, что составляет 22 процента земель Евросоюза. [6]
Следует подчеркнуть, что Турция в последние годы достигла заметные успехи по производству сельскохозяйственных продуктов: фиников, урюков и кишмиша в мире занимает первое место, овощей и винограда — четвёртое место, табака — шестое место, хлопка — седьмое место, пшеницы — восьмое место. Эти успехи во многом зависит от мер, осуществленных по повышению плодородия сельскохозяйственных земель. [4, с.195]
В Турции особое значение имеет процессы организации крупных ирригационных систем с целью повышения плодородия используемых земель в сельском хозяйстве. В этом плане приобрел большое значение проект Южно-Восточной Анатолии. В результате данной ирригационной системы заметно повысился объём производства сельскохозяйственных продуктов.
Со стороны государства для повышения плодородия орошаемых земель выделены денежные кредиты, в частности, оказаны материальная поддержка землепользователей Турции, том числе выделено 2,65 млрд. турецкой лиры.
Как показывает опыт вышерассмотренных стран по повышению плодородия сельскохозяйственных земель, финансирование мероприятий по повышению плодородия пахотных земель в первую очередь осуществляется государством. Вместе с тем разработка механизма обеспечения заинтересованности пользующихся землей в повышении ее плодородия играет важную роль в сохранении и повышении ее качества.
На наш взгляд, исходя из мирового опыта по стимулированию повышения плодородия сельскохозяйственных земель с этой же целью, в Узбекистане можно применить следующие меры:
представление гарантированных цены на продукты, произведенные теми фермерами, которые дополнительно инвестирует повышения плодородия сельскохозяйственных земель, в частности, осуществляют мероприятия, связанные с защитой водных и земельных ресурсов и повышением урожайности земель;
оказание фермерским хозяйствам консультационной службы на основе разработки технологий и рекомендаций, необходимых для конкретных участков, представление этим хозяйствам кредитов на основе данных технологий и рекомендаций и проведение страхования;
использование в разумных соотношениях, как административного управления, так и механизмов рынка для стимулирования повышения плодородия сельскохозяйственных земель;
повышение стимулирующие роли налогообложения и других финансовых механизмов и инструментов, направленных по повышению плодородия сельскохозяйственных земель.
Результаты эффективного внедрения положительного опыта, в частности, осуществления вышеназванных мер проявятся в стабильном развитии фермерских хозяйств, использующих сельскохозяйственные земли и степени повышения их доходов, в конце концов — в повышении эффективности производства сельского хозяйства.
Литература:
Андреева Н. Сельское хозяйство США: факторы, определяющие высокую эффективность отрасли //Человек и труд. 2008. — № 8. — С. 35.
Линь Фей Х. Рынок земли Китая в новых экономических условиях //Пробл. теории и практики упр. — 2009. — № 6. — С. 67.
Экономика США /Под ред. В. Б. Супяна. — СПб.: Питер, 2003. — С. 321.
İSTATİSTİK GÖSTERGELER Statistical Indicators 1923–2008 / TÜRKİYE İSTATİSTİK KURUMU Turkish Statistical Institute. Istanbul. 2009. — P.195
www.embjapan.ru