Анализ возможностей создания мирового финансового центра в РФ и РК | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аминов, Б. М. Анализ возможностей создания мирового финансового центра в РФ и РК / Б. М. Аминов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/76/3615/ (дата обращения: 16.11.2024).

Формирование мощной финансовой инфраструктуры поможет привлечь новые потоки капитала и снизит зависимость экономик от действий спекулянтов. Эти площадки помогут привлекать инвесторов и в другие страны содружества, станут источником ресурсов для реализации совместных проектов. Заметим, что во время кризиса Россия и Казахстан столкнулись с масштабным оттоком иностранного капитала, который подпитывал их экономический рост и банковские системы, а валюты содружества — девальвировались.

Правда, для того чтобы строить финансовые центры и торговать в национальных валютах, всем странам содружества надо поскорее избавляться от проблем, принесенных кризисом в банковскую систему.

Текущий кризис ярко высветил недостатки Концепции создания МФЦ в России, однозначно указал на невозможность создания МФЦ на основе ее реализации, и, следовательно, на необходимость коренной и немедленной ее переработки. Совершенно очевидно, что за основу должна быть взята Программа действий идеальной модели, основанную на стремлении обеспечить выполнение трех основных предпосылок формирования МФЦ:

  • Концентрация капитала (концентрация инвестиционного спроса) с существенной долей иностранного капитала — главный признак;

  • Концентрация финансового посредничества (концентрация финансовых услуг), с существенной долей услуг, предоставляемых посредниками, действующими на глобальном рынке, эффективная инфраструктура рынка;

  • Концентрация инструментов (концентрация инвестиционного предложения), с существенной долей инструментов, предлагаемых иностранными институтами.

Вероятность формирования МФЦ в России в целом снижается. Долговые рынки (включая банковский рынок) развиваются опережающими темпами по сравнению с мировым рынком долгов, однако российский рынок акций заметно уступает развивающимся рынкам акций. Это делает финансовую систему России, её систему финансирования и её экономику в целом менее устойчивыми.

Необходима немедленная корректировка политики по формированию МФЦ в России и её существенная активизация, дополняемая реструктуризацией интересов чиновников. Важнейшим направлением корректировки должно стать стимулирование развития долевого финансирования, направленное на преодоление дефицита собственного капитала в экономике и в финансовом секторе. В ходе корректировки политики по формированию МФЦ в России необходимо активно использовать передовой опыт успешных программ по формированию МФЦ, в первую очередь опыт Германии, Гонконга, Китая, Кореи.

Российское правительство считает, что самое подходящее для создания МФЦ это Москва. Пока Москва технически не готова к созданию финансового центра. В столице много проблем: транспорт, связь, приглашение на работу иностранных специалистов, да и банальная нехватка гостиниц. Те же знаменитые московские пробки. Топ — менеджеры готовы приезжать в Москву в командировки, но не жить здесь с семьями.

Стратегия создания МФЦ в России

В соответствии с международным опытом, для создания МФЦ необходимо повышение конкурентоспособности сразу по нескольким критериям. Соответственно, необходимо осуществить комплекс мер, направленных и на улучшение регулирования финансовых рынков, и на уровень развития национального финансового рынка, и на его интегрированность в глобальный рынок, на улучшение общих условий жизни и ведения бизнеса, развития человеческого капитала и мер по повышению общей конкурентоспособности российской экономики.

Речь идет о системном развитии всего российского финансового рынка, как с географической, так и с институциональной точки зрения. Вариант территориального анклава с льготным налогообложением типа оффшорного центра не является приемлемым, поскольку, как правило, ориентирован на трансграничные расчеты и не стимулирует формирование развитой инфраструктуры и национального финансового рынка. Напротив, предлагаемые меры, затронут всю российскую финансовую систему (с опорой на организованный рынок).

Процесс построения МФЦ можно разделить на две фазы:

2010–2012: достижение высокого уровня конкурентоспособности на глобальном уровне, прежде всего по сравнению с Шанхаем и Мумбаи. Российский финансовый рынок становится региональным МФЦ, одним из ведущих центров на евроазиатском пространстве.

Меры по созданию в России международного финансового центра направлены на повышение его конкурентоспособности.

Предполагаемые последствия создания МФЦ:

  • Институциональные изменения в российской экономике: повышение доли финансового сектора в ВВП и сопутствующее повышение ВВП за счет финансового сектора

  • Устойчивая и современная финансовая система

  • Повышение уровня международного доверия к России

  • Выгоды от интеграции России в мировую экономику

  • Для российской экономики:

  • Совершенствование законодательной базы в части финансовых рынков;

  • Улучшение условий ведения бизнеса;

  • Развитие финансовой индустрии;

  • Улучшение системы рыночного регулирования;

  • Усовершенствование инфраструктуры рынка;

  • Повышение ликвидности рынка;

  • Оптимизация налогового бремени на инвестиционную деятельность; полномасштабное функционирование МФЦ в Москве также станет важным импульсом для развития российских регионов, в частности, региональной финансовой системы;

  • Формирование МФЦ в Москве означает упрощение доступа к капиталу для российских компаний, а это — инвестиции в развитие всей страны.

  • Для российского общества:

  • Появление новых рабочих мест в финансовой сфере;

  • Повышение уровня квалификации персонала;

  • Развитие образования и науки;

  • Новые возможности для предпринимателей;

  • Развитие социальной инфраструктуры;

  • Выгоды от межкультурного обмена за счёт привлечения в Москву большего количества иностранных специалистов.

Для партнёров из стран СНГ МФЦ в Москве будет означать еще и воссоздание — естественно, на новом уровне и в новых реалиях — уже существовавшего ранее общего рынка, облегчит эмитентам и инвесторам из стран-членов СНГ доступ к рынкам капитала стран-соседей.

В мировом масштабе МФЦ в Москве облегчит доступ инвесторов из современных центров сосредоточения капитала (таких, как США, Западная Европа, Китай) к компаниям стран Восточной Европы и постсоветского пространства, и упростит поиск инвестиционных возможностей. Кроме того, появление еще одного развитого МФЦ повысит устойчивость глобальной финансовой системы, поскольку рост числа подобных площадок сам по себе является предпосылкой большей управляемости мировых финансовых рынков и прогнозируемости их поведения.

В Казахстане инициатором создания регионального МФЦ является государство, которое поставило задачу сделать Алматы главным финансовым центром центрально-азиатского региона. Это решение было обусловлено высокими темпами экономического роста (в последние годы от 8 до 10 %), получением инвестиционного рейтинга и опережающим развитием национального финансового сектора по сравнению с другими странами СНГ. В 2006 г. вышел закон «О региональном финансовом центре города Алматы» (РФЦА) и было создано Агентство Республики Казахстан по регулированию деятельности РФЦА (АФН РК).

В 2006 году в Казахстане была утверждена «Программа развития регионального финансового центра города Алматы до 2010 года», которая предусматривает государственное финансирование, совершенствование нормативных актов, налоговое стимулирование участников РФЦА. В 2007 г. было создано АО «РФЦА», которое решает задачи институционального развития, привлечения иностранных участников, повышения финансовой грамотности населения, внедрения новых финансовых инструментов, формирования благоприятного имиджа страны за рубежом и т. п. АО «РФЦА» учредило Рейтинговое агентство РФЦА, Академию РФЦА, РФЦА-Медиа, а также несколько информационно-образовательных центров. В РФЦА действует специализированный финансовый суд, а также единственный специальный арбитраж на территории СНГ.

В стране действует единая инфраструктура фондового рынка, включающая Казахстанскую фондовую биржу (KASE), специальную торговую площадку РФЦА, Казахстанский центр межбанковских расчетов, Центральный депозитарий и т. д.

Важным преимуществом Казахстана перед другими странами СНГ является достаточно развитая институциональная инфраструктура в финансовом секторе. Казахстан также отличается современной системой регулирования финансовых рынков. Национальный банк Казахстана проводит кредитно-денежную политику, а регулятивная и надзорная функции переданы Агентству по регулированию и надзору за финансовыми рынками и финансовыми институтами (АФН), которое является единым регулятором финансовых рынков.

Казахстан проводит активную политику по привлечению иностранных инвесторов и финансовых посредников. Создан ряд специальных экономических зон с низким налогообложением, которые привлекли значительные прямые иностранные инвестиции. Доступ к иностранному капиталу, в том числе через выпуск еврооблигаций, обусловил достаточно быстрый рост банков и других финансовых посредников.

Таким образом, Казахстан выбрал для создания регионального финансового центра стратегию Гонконга, Сингапура и Дубая, которая основывается на применении особого правового режима, предоставлении налоговых льгот и либеральном режиме допуска иностранных участников.

Основными конкурентными преимуществами РФЦА являются:

  • стабильная макроэкономическая ситуация в стране;

  • сильная банковская и пенсионная система;

  • активное участие государства в формировании инфраструктуры финансового центра;

  • наличие единого регулятора;

  • наличие специализированного финансового суда;

  • эффективная консолидированная инфраструктура (в частности, наличие центрального депозитария);

  • облегченный порядок допуска иностранных финансовых посредников и ценных бумаг высокого качества.

Тем не менее, развитие МФЦ в Казахстане пока идет достаточно медленно. Основная проблема — недостаточная емкость внутреннего рынка, из-за ограниченного инвестиционного спроса. Для успешного развития РФЦА, Казахстану предстоит решить ряд проблем — расширение спектра финансовых инструментов, развитие бизнес-инфраструктуры, повышение прозрачности и уровня раскрытия информации, совершенствование регулирования и надзора, борьба с бюрократизированностью и коррупцией, повышение уровня образования и финансовой грамотности населения.


Литература:

  1. [http://www.rg.ru/2009/10/14/sng.html]

  2. [http://www.iarex.ru/articles/14035.html]

  3. [http://www.forbes.ru/ekonomika/49652–4-prichiny-ne-stat-mirovym-finansovym-tsentromhttp://newsruss.ru/doc/index.php/Международный_финансовый_центр]

  4. [http://newsruss.ru/doc/index.php/Международный_финансовый_центр_(Россия)]

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, Россия, Москва, иностранный капитал, региональный финансовый центр, страна СНГ, глобальный рынок, единый регулятор, национальный финансовый рынок, российский финансовый рынок.

Похожие статьи

Анализ государственных мер повышения инвестиционной привлекательности региона на примере внедрения ОЭЗ и ТОСЭР в РФ

Проблемы и перспективы экономической роли стран ШОС в системе мирового хозяйства

Перспективы сотрудничества стран БРИКС в условиях формирования международного финансового центра в Российской Федерации

Перспективы внедрения международных стандартов по оценке риска ликвидности Базель III в Казахстане

Анализ международной бизнес-среды Республики Корея и Германии

Сравнительный анализ уровня инновационной активности в Республике Татарстан и Самарской области

Специфика и потенциал развития сферы отношений с инвесторами в российских компаниях

Направления совершенствования финансового механизма страхового менеджмента рисков в аграрной сфере

Формирование сети транспортно-логистических центров в регионе (на примере Хабаровского края)

Опыт создания технопарков за рубежом и его применение в условиях Узбекистана

Похожие статьи

Анализ государственных мер повышения инвестиционной привлекательности региона на примере внедрения ОЭЗ и ТОСЭР в РФ

Проблемы и перспективы экономической роли стран ШОС в системе мирового хозяйства

Перспективы сотрудничества стран БРИКС в условиях формирования международного финансового центра в Российской Федерации

Перспективы внедрения международных стандартов по оценке риска ликвидности Базель III в Казахстане

Анализ международной бизнес-среды Республики Корея и Германии

Сравнительный анализ уровня инновационной активности в Республике Татарстан и Самарской области

Специфика и потенциал развития сферы отношений с инвесторами в российских компаниях

Направления совершенствования финансового механизма страхового менеджмента рисков в аграрной сфере

Формирование сети транспортно-логистических центров в регионе (на примере Хабаровского края)

Опыт создания технопарков за рубежом и его применение в условиях Узбекистана