Потенциальная доля налоговых доходов теневого сектора в федеральном бюджете РФ
Автор: Новикова Анастасия Игоревна
Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, апрель 2013)
Статья просмотрена: 2390 раз
Библиографическое описание:
Новикова, А. И. Потенциальная доля налоговых доходов теневого сектора в федеральном бюджете РФ / А. И. Новикова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/76/3732/ (дата обращения: 16.11.2024).
Данная статья приводит потенциальные расчеты, относительно налоговых поступлений от теневой экономики в части налога на прибыль организации. Приводится расчет потенциальных доходов и сопоставление их с фактически приведенными показателями.
Ключевые слова: теневая экономика, налогообложение, доходы от теневой экономики, налог на прибыль организаций, федеральный бюджет.
На сегодняшний день особую актуальность в экономической сфере играет сектор теневой экономики, активно функционирующий в рамках современного построения хозяйственной деятельности. В силу специфики данного сектора он обладает объяснимой привлекательностью для экономических субъектов рынка, чем и обусловлены перспективы его будущего развития.
Помимо экономической привлекательности и обоснованных выгод в частности для хозяйствующих субъектов, с позиции государства, теневой сектор является непосредственным объектом налогообложения. Посредством налогообложения данного сектора экономики для государства потенциально раскрываются реальные возможности пополнения бюджета и как следствия развития народного хозяйства.
Для оценки потенциального объема теневых налогов в РФ необходимо определиться с объектов рассмотрения.
В частности на сегодня в РФ теневой сектор определяется с трех позиций, а именно: скрытая, неформальная, нелегальная. Данная классификация представлена ООН и конкретизируя ее, отметим следующие особенности, свойственные для каждого типа сектора:
Скрытая теневая экономика — законодательно разрешённая, но официально не учитываемая деятельность в рамках формализованных структур и процедур. Может осуществляться с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов или др.(подпольное производство алкоголя);
Неформальная экономика — законодательно разрешённая, но не учитываемая деятельность неформальных структур;
Нелегальная экономика — законодательно запрещённая деятельность (проституция, контрабанда, незаконная продажа оружия).
В рамках анализа потенциального налогообложения теневого сектора в Российской Федерации отметим, что это спорный вопрос, так как Государственная Служба Статистики РФ, Федеральная налоговая служба РФ и международные организации, в частности Всемирный Банк, констатируют факт наличия данного сектора в экономическом хозяйстве России, но в части нелегальной сферы данной категории не могут компетентно подсчитать данные показатели.
А в силу особенностей данных показателей и отсутствия законодательной базы для государственного вмешательства, судить о величине нелегальной теневой экономики мы не можем, в силу криминальных особенностей деятельности.
Останавливаясь на первых двух типах, отметим, что данным статистики на сегодня зафиксированная доля «легального» теневого сектора в РФ составляет примерно 14–16 % от объема ВВП без учета теневой экономики.
Таблица 1
Потенциальный объем теневого сектора в экономике РФ на 2011–2012 гг [7].
Показатель |
Данные Госкомстата |
Данные Всемирного Банка |
Величина ВВП РФ |
62 356,9 млрд. руб. |
62 трлн. 356,9 млрд. руб. |
Доля теневой экономики в ВВП |
16 % |
56 % |
Величина дохода в рамках теневой экономики |
9977,1 млрд. руб. |
34919,9 млрд. руб. |
Доля доходов федерального бюджета легального сектора экономики в ВВП |
20,6 % |
20,6 % |
Размер Федерального бюджета РФ |
12 853,7 млрд. руб. |
12 853,7 млрд. руб. |
Потенциальный доход бюджета РФ в виде налога на прибыль |
1995,42 млрд. руб. |
6983,98 млрд. руб. |
Величина Федерального бюджета РФ с поправкой на потенциальные налоговые доходы теневого сектора |
14849,12 млрд. руб. |
19837,68 млрд. руб. |
Данные Всемирного Банка отличаются и варьируются в пределах 48–49 % ВВП РФ [3]. В денежном выражении размер теневых доходов можно выразить в следующих цифрах, представленных в таблице 1.
Таким образом, опираясь на статистические данные Госкомстата и Всемирного Банка можно оценить потенциальную долю доходов от налогообложения сектора теневой экономики, которая выражается в величине, варьирующейся от 2 трлн. руб. до 7.
Для того, чтобы представить реальное соотношение между текущими показателями доходов от налога на прибыль организаций в РФ в части легальной деятельности и нелегальной в 2012 году необходимо рассчитать долю «теневых» налоговых доходов в легальных в таблице 2.
Таблица 2
Соотношение легальных и теневых доходов по налогу на прибыль организаций в федеральном бюджете РФ [7].
Показатели |
Данные Госкомстата |
Данные Всемирного Банка |
Величина налога на прибыль организации в РФ от легальной деятельности |
2 355,70 млрд. руб. |
2 355,70 млрд. руб. |
Величина налога на прибыль организации в РФ от теневой экономики |
1995,42 млрд. руб. |
6983,98 млрд. руб. |
Разница между налоговыми доходами в теневом и легальном секторе |
-360,28 млрд. руб. |
4628,28 млрд. руб. |
Соотношение между показателями налога на прибыль |
84,7 % |
296,7 % |
Таким образом, на основе вышеуказанных расчетов, можно сделать вывод о том, что при налогообложении теневого сектора экономики, доля налоговых доходов в части налогообложения прибыли организации потенциально увеличивается до 296,7 %, а именно на 4628,28 млрд. руб.
При этом, конкретизируя отрасли нелегальной деятельности в скрытом секторе, который носит легальный характер деятельности, задействовано 34,3 % всей торговли, 10,1 % — строительства, 9,2 % — транспорта и связи, 8,9 % — обрабатывающего производства, 4,6 % — коммунальных, социальных и персональных услуг, 3,2 — рынка недвижимости и 2,3 % — гостиниц и ресторанов. Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то она практически вся работает в тени и размер нелегальной деятельности в данной отрасли составляет около 90 % [2].
На основании приведенных выше данных можно сделать предположение о том, что значительная часть экономических операций на территории РФ подвержена негативному влиянию теневого сектора. Однако, вне зависимости от специфики экономической деятельности важно определить адекватную величину данного сектора, а при возможности рассчитать потенциальную долю налоговых доходов в части обложения этого сектора.
Данная мера позволит отражать достоверную информацию о хозяйственных операциях в РФ, а также зафиксировав данные операции, увеличить основные показатели экономической деятельности РФ.
В частности речь идет о доходной части бюджета РФ и субъектов, поскольку, в рамках выше проведенных расчетов, экономика РФ сможет увеличить свои налоговые доходы по налогу на прибыль организации от 1,5 до 3 раз.
Таким образом, сектор теневой экономики занимает в экономической оценке деятельности Российской Федерации значительное место. В связи с этим целесообразно его учитывать в рамках экономики РФ, что позволит отражать объективно и полно результаты экономической деятельности государства, а также увеличивать налоговые поступления бюджета, обеспечивая этим здоровое функционирование отечественной экономики.
Литература:
Антипина О. Н., Миклашевская Н. А., Никифоров А. А. Макроэкономика. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2012.-547 с.
Горячих, К. Теневая экономика — 40 % российского ВВП // Forbes.2012, № 8.
Пономаренко, А. Теневой бизнес в цифрах // Forbes.2011, № 4.
Romer D. Advanced macroeconomics. McGraw Hill, 3d ed., 2006.-872 с.
Shadow economies: a lengthening shadow// The Economist.2011, № 11.
Показатели ВВП РФ по данным службы Росстата [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики РФ — Режим доступа: www.gks.ru
Структура федерального бюджета РФ на 2012 год [Электронный ресурс] // Министерство Финансов РФ– Режим доступа: http://info.minfin.ru/kons_doh.php