Обоснование критерия оценки эффективности антикризисного менеджмента социально-экономического развития региона
Автор: Абрамова Ирина Александровна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, апрель 2013)
Статья просмотрена: 1362 раза
Библиографическое описание:
Абрамова, И. А. Обоснование критерия оценки эффективности антикризисного менеджмента социально-экономического развития региона / И. А. Абрамова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/76/3744/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблема анализа эффективности управления социально-экономическим развитием региона постоянно находится в центре внимания теории и практики регионального управления. Однако в современных кризисных условиях она приобрела особую значимость, поскольку кризисные условия хозяйствования требуют формирования эффективных и действенных механизмов управления этими сложными территориальными системами, которые, основываясь на новейших научных достижениях, позволяли эффективно решать актуальные проблемы преодоления кризиса с минимальными негативными социальными и экономическими последствиями, а также способствовали предупреждению возникновения кризиса на мезоуровне.
Для предупреждения появления кризисов в социально-экономическом развитии региона, применение системы антикризисного управления регионом, важным является исследование существующих концепций эффективности регионального менеджмента с целью дальнейшей разработки методики анализа эффективности антикризисного управления региона, что позволяет нам более комплексно и системно подойти к решению данной проблемы.
В научной современной литературе освещаются отдельные подходы к оценке уровня кризисной и эффективности управления региона. В данном направлений целесообразно рассмотреть исследования И. Артим, В. Асанов, Р. Билык, Е. Ведунг, З.Герасимчук, А. Гошко, В. Дзюндзюк, В. Иванов, М. Лесечко, С. Мельник, Р. Рудницька, А. Чемерис и др.., где каждый из них строил свои исследования в той или иной концепции оценки эффективности антикризисного менеджмента региона, и таким образом, выделял различные критерии и признаки кризисной. Проведен анализ существующих методических подходов к оценке эффективности антикризисного менеджмента региона позволил выделить несколько концепций к определению и оценки эффективности антикризисного управления на различных иерархических уровнях, содержание которых приведены в табл.1.
По результатам таблицы можем наблюдать, что большинство исследователей акцентировали свое внимание на разработке концепций эффективности управления, где в качестве объекта является или макроуровень (национальная экономика) или микроуровень (уровень предприятия или организации), оставляя без внимания мезоуровень, то есть регионы государства. Эффективность антикризисного управления на макроуровне (уровне национальной экономики) зависит, прежде всего, от того на какой стадии цикличности находится социально-экономическое развитие региона, уровня кризисности региона и эффективности регионального менеджмента. Ведь именно соотношение расходов на социально-экономическое развитие региона и полученных результатов деятельности различных субъектов хозяйствования региона определяет эффективность регионального менеджмента, целеустремленность дотаций, субсидий, субвенций и других видов межбюджетных трансфертов, реализуя таким образом инвестиционную, инновационную, социальную и др.. видов региональных политик, а значит и эффективность управления национальной экономикой в целом.
Таблица 1
Концепции к определению и оценке эффективности управления
Название концепции |
Иерархический уровень (объект антикризисного менеджмента) |
Сущность концепции |
Целевая концепция эффективности управления |
Национальная экономика |
Концепция, согласно которой деятельность направлена на достижение определенных целей, а эффективность управления характеризует степень достижения поставленных целей. Определена по этой концепции эффективность управления имеет специфическое название: широкая эффективность управления или результативность управления. |
Системная концепция эффективности управления |
Предприятие (организация) |
Концепция, согласно которой на результаты деятельности организации влияют как внутренние факторы, так и факторы внешней среды, а эффективность управления характеризует степень адаптации организации к своему внешней среды. |
Функциональная концепция эффективности управления |
Предприятие (организация) |
Концепция, согласно которой управление рассматривается с точки зрения организации труда и функционирования управленческого персонала, а эффективность управления характеризует сопоставления результатов и затрат самой системы управления. |
Концепция эффективности управления на основе достижения «баланса интересов» |
Предприятие (организация) |
Концепция, согласно которой деятельность организации направлена на удовлетворение ожиданий, надежд и потребностей (интересов) всех индивидуумов и групп, которые взаимодействуют в организации и организацией, а эффективность управления характеризует степень достижения баланса интересов всех заинтересованных в деятельности организации индивидуумов и групп. Определение эффективности управления по концепции достижения «баланса интересов» основан на измерении степени удовлетворения потребностей всех групп, заинтересованных в результатах деятельности организации. Главным критерием оценки эффективности управления по этой концепции является достижение баланса интересов всех заинтересованных в результатах деятельности управления групп. |
Композиционная концепция эффективности управления |
Организация |
Концепция, согласно которой эффективность управления определяется степенью влияния управленческого труда на результаты деятельности организации в целом. |
С другой стороны, считаем, что каждая из рассмотренных концепций не может существовать обособленности друг от друга, поскольку комплексная оценка эффективности регионального антикризисного менеджмента требует:
С позиции целевой концепции — постановку четких целей и построение «дерева целей» регионального антикризисного менеджмента, реализация которых необходима для оценки уровня их достижения, а затем и эффективности действий органов регионального управления;
С позиции системной концепции — учет влияния дестабилизирующих факторов, определяющих состояние кризисной социально-экономического развития региона и уровень его безопасности;
С позиции функциональной концепции — оценку эффективности реализации функций управления региональными органами управления через сопоставление полученных результатов (или достижения целей как в целевой концепции) и затрат на систему управления (региональное управление);
С позиции концепции достижения «баланса интересов» — учет интересов всех заинтересованных субъектов в социально-экономическом развитии региона через гармонизацию использования производительных сил региона и удовлетворения потребностей населения, что будет способствовать достижению равновесного социально-экономического развития и оценку его уровня через призму определения полученных доходов к расходам на социально-экономическое развитие региона;
С позиции композиционного концепции — оценка влияния действий органов регионального управления на результаты регионального развития через призму сопоставления достигнутых результатов социально-экономического развития, в качестве которых может быть уровень кризисной региона к расходам на региональное управление.
В связи с этим возникает необходимость в разработке и реализации взвешенной концепции оценки эффективности антикризисного регионального менеджмента, позволяющую учесть постулаты вышеприведенных концепций. В основу авторского видения дефениции «эффективности антикризисного регионального менеджмента» предлагается возложить такие основные критерии, как сопоставление полученных результатов от управления социально-экономическим развитием региона (уровень кризисности региона) к расходам, понесенных на управление (расходы на региональное управление), что характеризовать степень достижения поставленных целей антикризисного регионального менеджмента, обозначение уравновешенного социально-экономического развития региона через оценку эффективности социально-экономического развития региона путем сопоставления доходов и понесенных расходов на социально-экономическое развитие, характеризовать состояние равновесия региона, учет дестабилизирующих факторов влияния на региональный менеджмент путем проведения оценки социальной и экономической безопасности региона; оценку глубины и вида кризиса региона, которую характеризовать соотношение динамики уровней социально-экономического развития регионов страны и динамики показателей эффективности их социально-экономического развития, оценку эффективности антикризисного регионального менеджмента, отражающий различные состояния региона: рецессии, оживление, подъем или пика. Инструментом реализации такой концепции является разработка методики анализа и оценки эффективности антикризисного регионального менеджмента.
Представители концепции эффективности управления на основе достижения «баланса интересов» основное видели в обеспечении высокого качества жизни населения, высокого уровня человеческого развития как интегрирующего показателя, характеризующего уровень социально-экономического развития и эффективность антикризисного регионального менеджмента. Однако, исходя из содержания концепции эффективности управления в целом, необходимо обеспечить реализацию такого критерия как сопоставления доходов, которые получает население региона от осуществления трудовой деятельности к затратам, которые понесут органы регионального управления на обеспечение высокого уровня качества жизни жителей территории характеризовать эффективность социального развития региона. Только в этом случае можно будет говорить об эффективности регионального менеджмента, достижение баланса интересов между всеми субъектами региональной социально-экономической системы, поиск альтернативных путей уменьшения расходов и увеличения доходов населения. Только при условии гармоничного сочетания различных социально-экономических процессов и явлений региона, можно будет избежать или смягчить кризисные процессы в развитии региона, достичь высокой эффективности регионального менеджмента.
Представители концепции по качеству управления, акцентируют свое внимание на соблюдении органами регионального управления действующей нормативно-правовой базы. Однако, законность не может служить показателем эффективности, поскольку по смыслу и характеру это, прежде всего, принцип регионального управления, который закреплен в Конституции Украины.
С другой стороны, критерием эффективности регионального менеджмента является получение эффекта как количественного показателя и меры результативности социально-экономического развития региона, в качестве которого может быть уровень кризисной региона. Обычно качественная оценка среди всех методов оценок отличается субъективизмом, поскольку не позволяет интерпретировать фазу цикличности социально-экономического развития региона и таким образом, определить глубину и вид кризиса региона, разработать антикризисную стратегию регионального менеджмента.
Представители функциональной концепции в оценку эффективности антикризисного управления закладывают такой фактор как сопоставление полученных выгод к затратам. Однако, в меняющихся условиях экономической среды, регион как социально-экономическая система будет проходить разные этапы жизненного цикла своего развития, где переход из одного состояния в другое будет определяться дестабилизирующей (стабилизирующей) силой воздействия различных факторов. В связи с этим, уровень социально-экономического развития будет претерпевать существенные изменения, что требует детальной структуризации доходов и расходов, которые понесет регион в связи с такими изменениями, применения различных антикризисных мер, которые и будут определять эффективность антикризисного менеджмента региона. Так, при положительном влиянии одних факторов на социально-экономическое развитие региона, другая группа факторов будет иметь нейтрализующий или дестабилизирующее влияние, что приведет к появлению кризисных явлений внутри региона. Поэтому достаточно важным является исследование совокупности разнообразных факторов внутренней и внешней среды с позиции оценки состояния социально-экономической безопасности региона для учета факторов, которые оказывают положительное влияние на региональный менеджмент и избежания дестабилизирующей их действия с другой стороны (выявление кризоутворюючих факторов), что может вызвать появление кризисных явлений в социально-экономической сфере региона.
Для оценки эффективности антикризисного регионального менеджмента, научные применяющих упрощенную систему анализа на основе одного показателя, или подмена показателя эффективности другими показателями, не соответствуют концепции эффективности управления и не позволяет объективного анализа эффективности антикризисного менеджмента. В отличие от вышеупомянутого, нами предлагается использовать комплексную и разветвленную систему показателей, характеризовать уровень кризисной социально-экономического развития региона с позиции равновесности и безопасности, как показателей результативности регионального управления, и показателей, отражающие все расходы, несут субъекты региональной системы на социально-экономическое развитие и региональное управление. Таким образом, произойдет сопоставление результатов с затратами, как критериев эффективности антикризисного регионального менеджмента.
Литература:
«Основы менеджмента», под общей редакцией Гольштлейн Г. Я., Москва, 2005 год.
Е. Н. Кнышова «Менеджмент», Москва, издательство «Форум-Инфра-М», 2003 год.
А. И. Руденко «Экономика предприятия» Минск, 1995 год.