Анализ и оценка прогнозирования спроса на специалистов высшей школы
Авторы: Степанов Максим Андреевич, Димча Елена Дмитриевна, Степанова Наталья Романовна
Рубрика: 13. Экономика труда
Опубликовано в
Статья просмотрена: 2208 раз
Библиографическое описание:
Степанов, М. А. Анализ и оценка прогнозирования спроса на специалистов высшей школы / М. А. Степанов, Е. Д. Димча, Н. Р. Степанова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/77/3926/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальной проблемой современной действительности стоят вопросы структуры подготавливаемых кадров по специальностям и уровням профессионального образования. Региональные рынки труда постоянно находятся в состоянии изменения. Также изменяются потребности отраслей экономики в профессионально-кадровой структуре и уровнях подготовки специалистов. Снижается уровень государственного регулирования в большинстве сфер жизни общества. Модели социально-экономического развития территорий должна соответствовать такая система образования, которая быстро реагирует на запросы рынка труда, воспроизводит необходимых специалистов, способных эффективно работать в конкурентной экономической среде. В таких условиях системы профессионального образования призваны обеспечить перспективные потребности экономики в профессионально-квалификационном обновлении и пополнении кадров.
Объемы и перечень специальностей и профессий, по которым готовят специалистов, планируются на основе недостаточно проверенной информации, которая не отражает произошедших изменений на рынке труда и не учитывает емкость рынка трудовых ресурсов. Часть выпускников рискуют получить специальности, уже не востребованные рынком труда. Прогнозирование потребностей спроса на специалистов в таких условиях рассматривается как важная составная часть маркетинговой информации, которая необходима для разработки мероприятий по регулированию и контролю за изменениями рынка образовательных услуг. Составление перспективных балансов спроса и предложения рабочей силы выступает основным компонентом механизма управления кадровым потенциалом региона, важной составляющей эффективной модели организационно-экономического взаимодействия региональных систем профессионального образования и рынков труда. [1]
Основными подходами к исследованиям по методам прогнозирования являются:
1. Первый подход (расчетный, нормативный). Базируется на исчислении необходимых трудовых ресурсов исходя из норм выработки, производительности труда на конкретных рабочих местах. В случае внедрения комплексов новой техники и технологии эти расчеты производятся по проектам эксплуатационной документации. Этот подход наиболее приемлем при прогнозировании потребностей в специалистах для отраслей социальной сферы и сферы услуг. Главным условием, обеспечивающим возможность использования первого подхода, является принципиальная нормируемость работ на основе задаваемых общих объемов предоставляемых услуг и их единичных объемов по отношению к одному специалисту (норматив нагрузки). Очевидно, что рассматриваемый подход в полной мере относится лишь к бюджетному сектору, где применяются директивно установленные нормативы. [1]
2. Второй подход (нормативный + динамический + экспертные оценки)
Основывается на анализе тенденций изменения насыщенности специалистами отраслей экономики, реализуется в виде расчета доли специалистов различного уровня образования в общей численности работающих. Он целесообразен для отраслей материального производства, где нормативный подход затруднен. При этом расчеты оправданно проводить раздельно по каждой отрасли экономики. По оценкам специалистов, определить значение коэффициента насыщенности можно либо путем экстраполяции, либо на основании аналога. [1]
3. Третий подход (программы развития + опросный подход)
Строится на оценках тенденций изменения интегрированных экономических показателей, базируется на использовании следующих документов: прогнозы по отраслям экономики; региональные и отраслевые программы и прогнозы развития отраслей материального производства; региональные и отраслевые программы конверсии оборонных предприятий; данные наиболее крупных предприятий — потребителей специалистов о перспективах своего развития; программы развития деятельности предприятий и организаций системы жизнеобеспечения (энергетика, транспорт и т. д.); программы и прогнозы служб занятости о предполагаемом высвобождении работников на предприятиях и в организациях; программы приватизации и развития малого бизнеса. Из указанных источников информации отбираются обобщенные экономические показатели, органически коррелируемые с показателями численности специалистов. Определение значения этих показателей в перспективе осуществляется методами экстраполяции, моделирования, экспертных оценок или различных их сочетаний. [1]
4. Четвертый подход (динамический подход, поиск тенденций)
Опирается на анализ тенденций изменений технико-экономических показателей, использует многофакторные экономико-математические модели (корреляционно-регрессионный анализ). Моделирование производится на основе создания информационно-нормативной базы данных по технико-экономическим, демографическим и нормативно-справочным показателям. Сущность прогноза сводится к определению движения занятости специалистов в зависимости от изменения этих показателей. Поскольку рассматриваемый подход основан на корреляции кадровых структур с основными технико-экономическими показателями в ретроспективе и прогнозировании состояния этих структур на перспективу, происходит решение обратной задачи. При этом возможны искажения, связанные со сложившимися деформациями в кадровом составе (избыток рабочих мест, скрытая безработица и т. д.).
Регрессионный анализ отобранных показателей позволяет строить корреляционно-регрессионную модель потребности в специалистах, которая используется для оценки на интервале прогнозирования с учетом ожидаемых значений технико-экономических показателей в прогнозируемом периоде.
Очевидно, что рассматриваемый подход целесообразен в условиях устойчивых состояний системы востребованности труда специалистов. [1]
5. Пятый подход (расчетный, норма по аналогии с другими странами)
Применяется, в основном, как метод эталонного образца (например, международных сопоставлений). Очевидно, что существуют определенные социально-экономические процессы, характерные в той или иной мере для мировой экономики. [1]
Используемые в настоящее время методы и методики прогнозирования рынка труда не в полной мере отвечают требованиям надежности и оперативности информации. Они не могут обеспечить требуемый инструментарий для формирования заказа на профессиональное образование на уровне субъектов Российской Федерации. [1]
Для более полного прогноза предлагается использовать системный подход. Рассмотрим высшую школу как систему, на функционирование которой оказывают влияние следующие внешние факторы: государство, предприятие (работодатель), родители студента, а также средняя школа и другие поставщики трудовых ресурсов (рис. 1).
Рис. 1. Высшая школа как система
Рис. 2 Соотношение спроса и предложения на специалистов Высшей школы
Рисунок 2 отражает состояние специалистов с высшим образованием на рынке труда. До 1994 года спрос на них превышал предложение, это связано с советской системой образования: существовала система распределения кадров — студент, заканчивая ВУЗ, знал, что он будет обеспечен рабочим местом по своей специальности. После 1994 года ситуация иная: рынок труда перенасыщен выпускниками гуманитарных специальностей, возникает дефицит специалистов с техническим образованием. В сложившейся ситуации, необходимо производить ориентацию на рынок в данный момент времени, а также учитывать фактор постоянно возрастающей конкуренции, как на рынке специалистов, так и на рынке товаров и услуг. Важную роль в данном направлении будет играть мотивация для студента: создание бюджетных мест в институтах недостаточно, необходимо поднимать престиж профессии, по которой выпускник ВУЗа будет работать. Прогнозирование специалистов (в данном случае) необходимо для стратегии развития ВУЗа и региона. Целью создания прогноза является уменьшение уровня неопределенности, в пределах которого государство (в рамках системы) принимает решения. Результаты прогнозирования необходимо представлять технически корректно и точно для эффективного использования в процессе принятия решений.
Для качественного и эффективного прогнозирования, на ряду с методами экстраполяции, множественной корреляции и экспертных оценок, предлагается анализировать состояние рынка труда.
Рассмотрим состояние рынка труда Свердловской области на начало февраля 2013 года (табл.1, рис. 3). В таблице 1 представлено количество вакансий 31 957, количество резюме 13 561.
Рис. 3. Диаграмма вакансий и резюме на рынке труда Свердловской области
Рисунок 3 отражает состояние отраслевого рынка труда. Переход России к рыночному типу экономики породил высокий спрос на специалистов в отраслях сферы услуг и торговли. Не менее интересной тенденцией является растущая активность работодателей в найме молодежи, организации стажировок и практик. Причем речь идет все чаще не только о крупных федеральных или международных компаниях, но и об относительно небольших региональных бизнесах. Анализ предложения компаний в Екатеринбурге в конце 2012 года показал, что примерно 45 % всех компаний предлагают соискателям попробовать себя в качестве стажера, трудоустраивая студентов на неполный рабочий день, в том время как еще в 2010 году их было менее 25 %. [2]. Данная тенденция демонстрирует желание работодателя привлечь студентов еще до окончания ВУЗа, познакомить с предприятием, его деятельностью и условиями труда с целью дальнейшего полного трудоустройства.
Для более качественного обоснования прогнозных показателей, ознакомимся с зарубежным опытом в данной области исследования.Многие экономически развитые страны в число макроэкономических прогнозов включают прогноз профессионально-квалификационного спроса на рабочую силу. Лидером здесь являются США, которые составляют такие прогнозы на протяжении последних 50 лет, регулярно публикуя их результаты. За эти годы создана информационно-статистическая система прогнозирования занятости. В частности, для решения задачи дефицита специалистов, отраслевые министерства оказали поддержку колледжам и университетам в развитии специальных 1–2 годичных программ обучения по дефицитным специальностям научно-инженерного профиля. Эти программы были созданы для переориентирования подготовки студентов, обучающихся по направлениям, близким к специальностям с кадровым дефицитом.
В Великобритании прогнозированием спроса на специалистов занимается Институт исследований занятости. Долгосрочность прогнозирования составляет от 5 до 10 лет, обновление прогноза происходит ежегодно. Отдельно готовятся прогноз изменения занятости в экономике, прогноз изменения структуры отраслей экономики, распределения занятости по профессиям и типам занятости, предложения труда (высококвалифицированного).
Передовой считается система прогнозирования рынка труда вНидерландах. Прогноз здесь строится на пятилетний период, прогнозируется число новых рабочих мест и приток трудовых ресурсов, а также строятся отдельные прогнозы для нескольких провинций страны.
В Германии вопросами прогнозирования на рынке рабочей силы и развития образования занимаются многочисленные комиссии, экономические научно-исследовательские институты, а также исследовательские университеты. Причем,деятельность различных организаций, занимающихся прогнозированием трудовых ресурсов, осуществляется по разным направлениям.
Во Франции государство целенаправленно вмешивается в процесс подготовки кадров. Прогнозирование рабочей силы осуществляется в рамках соответствующих пятилетних планов. Основное содержание прогнозов заключается в определении количества рабочих мест, учета объема производства и прогнозов производительности и продолжительности труда, а также анализа динамических изменений профессиональной структуры рабочей силы. Численность работающих в профессиональном разрезе за последний год планируемого периода рассчитывается как отношение соответствующих коэффициентов профессиональной структуры к общему объему занятости. Затем с учетом демографической ситуации и профессиональной мобильности определяется потребность набора в систему образования.
В целом, можно выделить несколько общих черт — в ряде стран (США, Франция, Япония) прогнозы строятся министерствами труда, однако эта задача поручается независимыми исследовательскими организациями. Результаты прогнозов доступны для заинтересованных сторон и регулярно публикуются в Интернете в открытом доступе. В дополнение к количественным оценкам прогноза все чаще вводятся качественные характеристики рынка труда. [3].
По результатам выполненного исследования для эффективного прогнозирования предлагается разрабатывать государственные программы по взаимодействию ВУЗа, работодателей, центров занятости и кадровых агентств, что позволит наиболее точно соотнести спрос и предложение на рынке труда и даст возможность ВУЗу формировать специальности, востребованные рынком в ближайшем будущем.
Литература:
1. С. Ю. Алашеев, Т. Г. Кутейницына, Н. Ю. Посталюк: Методика среднесрочного прогнозирования спроса на специалистов в системе образования региона // Центр профессионального образования Самарской области, г. Самара.
2. [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: www.е1.ru
3. Мониторинг государственной молодежной политики: Методы прогнозирования на рынке труда. 19.10.2009 г.