Анализ динамики бюджета и налогов современной России
Автор: Соколова Юлия Андреевна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
Статья просмотрена: 13852 раза
Библиографическое описание:
Соколова, Ю. А. Анализ динамики бюджета и налогов современной России / Ю. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/77/3955/ (дата обращения: 16.11.2024).
Бюджет играет немалую роль в жизни каждого государства. Именно он является статьей доходов и расходов самого государства, тем самым оказывая непосредственное влияние на благосостояние каждого, на развитие и процветание государства, на научно-технический прогресс, а значит, и на развитие самой экономики в целом.
Благосостояние граждан прямо пропорционально зависит от полноты бюджета государства. Ведь при бюджетном дефиците, большом государственном долге, правительство вынуждено увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить расходы на социальные нужды населения и т. д. Совершенно иная ситуация происходит при бюджетном достатке бюджетных средств (или профиците): увеличивается финансирование как государственного, так и частного секторов экономики, повышаются трансфертные отчисления, повышаются отчисления во внебюджетные социальные фонды.
Предмет исследования — состояние и динамика расходов и доходов бюджета РФ (в том числе налогов).
Цель — исследовать уровень доходов бюджета России и динамику поступления налогов.
Основные задачи:
1. Изучить динамику бюджета России.
2. Исследовать поступления налогов в бюджет РФ.
3. По фактическим данным определить состояние налогово-бюджетной политики в России.
4. Дать оценку результатам, сделать прогнозы и выводы.
Природа налогово-бюджетных проблем заключается в том, что их не удается решить раз и навсегда. Они могут возрождаться не только в случае чрезвычайных ситуаций (например, война или стихийное бедствие), отрицательного внешнего шока или просто ухудшения экономической конъюнктуры. Замедление темпов необходимых институциональных и структурных реформ, а также ослабление финансовой дисциплины очень быстро приводят к серьезным фискальным трудностям.
Основной источник дохода бюджета — это налоги. Рассмотрим динамику поступлений основных налогов в 2011–2012 г. г. (рис.1.):
Рис. 1. Динамика поступлений основных налогов в 2011–2012 г. г.
Основную массу поступлений администрируемых финансовой налоговой службой России доходов в федеральный бюджет в 2012 году составляет НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) (2459 млрд. руб.). Второе место — налог на прибыль — 2355 млрд. руб. Хотя в 2011 именно он принес больше всего поступлений в бюджет (на 11,16 % больше, чем НДПИ). Третье место — НДФЛ (налог на доходы физических лиц) — 2260 млрд. руб.; он увеличился на 13,34 %, по сравнению с 2011 г. Далее идут– НДС, 1886 млрд. руб., имущественные налоги — 785 млрд. руб., и акцизы — 783 млрд. руб.
Если говорить о всех поступлениях и расходах бюджета страны, то в последнее время наблюдается его дефицит. Рассмотрим доходы и расходы бюджета России на 1 февраля 2012г. и на 1 февраля 2011г. (т. е. за 1 месяц доходов и расходов каждого года):
Таблица 1
Сводная таблица исполнения бюджета РФ на 01.02.2013
Фактические данные |
Величина изменения |
Темп роста, % |
||
На 01.02.2012 |
На 01.02.2013 |
|||
Численность постоянного населения, тыс. чел. |
143 056,38 |
143 347,06 |
0 |
0 |
Доходы, млн. руб. |
1 059 559,19 |
1 093 098,63 |
33539,44 |
103,17 |
Из них: |
||||
Доходы, руб. на душу населения |
7 406,58 |
7 625,54 |
218,95 |
102,96 |
Налоговые и неналоговые доходы, млн. руб. |
1 025 286,13 |
1 034 356,21 |
9070,08 |
100,88 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, млн. руб. |
36 015,25 |
58 742,42 |
22727,17 |
163,10 |
Безвозмездные поступления, руб. на душу населения |
251,76 |
409,79 |
158,04 |
162,77 |
Доля безвозмездных поступлений в доходах, % |
3,40 |
5,37 |
1,97 |
158,10 |
Расходы, млн. руб. |
1 032 383,17 |
1 108 714,93 |
76331,76 |
107,39 |
Из них: |
||||
Расходы, руб. на душу населения |
7 216,64 |
7 734,48 |
517,85 |
107,18 |
Доля расходов на заработную плату, % |
11,03 |
9,75 |
-1,28 |
88,40 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, млн. руб. |
539 180,39 |
480 060,91 |
-59119,48 |
89,04 |
Пособия по социальной помощи населению, млн. руб. |
21 462,78 |
27 879,70 |
6416,92 |
129,90 |
Профицит/дефицит, млн. руб. |
27 176,02 |
-15 616,30 |
-42792,32 |
57,46 |
На 1 февраля 2013 года в федеральный бюджет страны поступило доходов 1 093 098,63 млн. руб., что на 33 539,44 млн. руб., или на 3,17 % больше, чем на 1 февраля 2012 года.
Налоговые и неналоговые доходы составили 1 034 356,21 млн. руб. в текущем году, и практически не изменились по сравнению с прошлым годом — выросли на 0,88 %.
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации выросли на 63,1 % или на 22727,17 млн. руб.! И составили на душу населения в 2013 году 7 625,54.
Доля безвозмездных поступлений в доходах составила 5,37 %, что является на 58,1 % больше, чем в 2012 году.
Если говорить о расходах, то они увеличились с 1 032 383,17млн. руб. до 1 108 714,93 млн. руб., т. е. на 7,39 %. Из них на 12,4 % сократилась доля расходов на заработную плату, на 59119,48 млн. руб. уменьшились дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Конечно, сложно сделать вывод о работе всей системы за один месяц. Но, по сравнению с предыдущим годом работы, по многим показателям результаты существенно ниже.
Однако, несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике, проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития, как государственного, так и частного сектора экономики. И есть вероятность, что текущий дефицит бюджета (15 616,3 млн. руб.) сократится.
Также необходимо сказать, что доходы за весь 2012 год составили 12 853,68 млрд. руб., а расходы — 12 890,75 млрд. руб. Наблюдается явный дефицит бюджета, равный 37,06 млрд. руб. Тем не менее, существует тенденция к снижению дефицита, ведь в 2010 г. он составлял 749,36 млрд. руб. В 2011 г. был профицит бюджета — 430 млрд. руб.
В ходе работы получены следующие выводы:
1) Дефицит бюджета постепенно уменьшается. По сравнению с 2010 г. он уменьшился в 20 раз.
2) За 1 месяц работы в 2013 г. в бюджете страны наблюдается дефицит. Расходы увеличиваются быстрее доходов, причем на данном этапе это не влияет отрицательно на население страны.
3) Прибыль от налогов существенно продолжает расти. Это означает, что фискальная политика государства налаживается, последствия кризиса уменьшаются.
Россия находится на пути экономического роста, подъема. Именно сейчас важно создать абсолютно новую налоговую систему, продумать все необходимые сферы финансирования, чтобы в бюджете страны наблюдался только профицит.
Эффективная система управления общественными финансами — важнейший фактор современного устойчивого экономического роста. Поэтому бюджетные реформы неизбежны, и откладывать их — значит неявно соглашаться с нарастающим отставанием от международного тренда экономического развития и снижения конкурентоспособности страны.
Литература:
1. Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. — «ГроссМедиа», 2009.
2. Марыганова Е. А., Шапиро С. Л. Макроэкономика. Учебное пособие. — «Кнорус», 2010.
3. Тюрина А. Д. Макроэкономика: Конспект лекций — Издательство: «Эксмо», 2008.
4. Электронный ресурс. Точка доступа: http://info.minfin.ru/