Выявление проблем и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства в г. Арсеньеве | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Переверзева, Л. В. Выявление проблем и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства в г. Арсеньеве / Л. В. Переверзева, А. И. Казакова, Н. Ю. Кирова, А. П. Канунникова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/77/3962/ (дата обращения: 17.10.2024).

Жилищно-коммунальное хозяйство России занимает существенное место в экономике страны. Проводимая в настоящее время реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства России.                                                                   Основными направлениями реформационных изменений стали: перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения, привлечение частного бизнеса, формирование института эффективного собственника. Все преобразования, кроме очевидных позитивных аспектов, имеют и свои недостатки и проблемы, в процессе решения которых государство, непосредственные субъекты управления жилищно-коммунальным хозяйством и собственники жилья должны объединить свои усилия.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформы, управляющие компании.

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства являются самыми болевыми точками в социально-экономическом блоке, и для их решения принято большое количество законодательных, нормативно-правовых и иных актов, одним из основных является Жилищный Кодекс РФ. ЖКХ — огромный сектор экономики со значительным оборотом денежных средств, но при этом нерентабельный и убыточный. Реформа ЖКХ предполагала допустить частный бизнес к оказанию этих услуг и одновременно сформировать класс собственников жилья, способных принимать решения по эксплуатации и содержанию общего имущества. Цель реформы — превратить «депрессивную» отрасль в прибыльную отрасль, способную предложить потребителю широкий спектр качественных услуг.

B настоящее время управление многоквартирными домами полностью передано жильцам. Управляющие компании оказались бессильны в улучшении ситуации в сфере ЖКХ. В стране отмечаются случаи злоупотребления правом распоряжаться деньгами жителей со стороны управляющих компаний и объединений собственников. Так по оценкам российских экспертов, общий ущерб составляет около 65 млрд. руб. в год. Имеют место одновременное выставление квитанций за коммунальные услуги разными компаниями. Часты случаи направления жителям квитанций от компаний — однодневок. Эти проблемы возникли потому, что возможность доступа к обслуживанию МКД имеет практически любое лицо, а надлежащего надзора за деятельностью субъектов хозяйствования нет. [1]

Немаловажной проблемой является отсутствие критериев ответственности управляющих компаний за исполнением регламента безопасности домов. B результате технической безграмотности специалистов подобных компаний энергоресурсы потребляются неэффективно, имеет место завышение стоимости работ и увеличивается аварийность домов.

Системный анализ выявленных нарушений показал, что многие злоупотребления стали возможными из-за того, что нет прозрачности при расходовании денежных средств управляющими организациями. В нарушение требований федерального законодательства необходимая информация зачастую не размещается в сети интернет и фактически скрыта от граждан. [2]

Жилищный Кодекс Российской Федерации возлагает на собственников большую ответственность за принятые решения, поскольку, от них зависит, насколько эффективно будет осуществляться управление общим имуществом объектов недвижимости, и, как следствие, в каком состоянии будет находиться это имущество. Для принятия объективных решений собственники должны быть полностью информированы в объеме, необходимом для принятия вышеназванных решений, а управляющие организации, в свою очередь, доводить до собственников достоверную, полную и своевременную информацию.

Сегодня в России более 65 % основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, аналогичные данные и по г. Арсеньеву, имеют запредельный износ, что свидетельствует о том, что долгосрочное планирование капитального ремонта объектов недвижимости практически отсутствует, а решения собственниками принимаются в большей части необъективно и носят локальный или аварийный характер. В результате чего, растет процент износа объектов недвижимости, растут потери коммунальных ресурсов (по воде потери в среднем составляют 20 %, по электроэнергии — 15 %, по теплу — до 40 %), увеличивается объем ветхого и аварийного жилищного фонда, ухудшается внешний облик города, сдерживается развитие городской инфраструктуры, понижается инвестиционная привлекательность. Ветхое и аварийное жилье имеется во всех субъектах Российской Федерации и составляет от 0,2 до 13,1 процента всего жилищного фонда субъекта, (в г. Арсеньеве — 2,4 %). [3]

Одним из главных сдерживающих факторов эффективной реализации реформирования ЖКХ, является нехватка опытных квалифицированных кадров в области планирования, что связано с резким увеличением за период 2008–2010 гг. количества товариществ собственников жилья и коммерческих организаций, осуществляющих управление объектами недвижимости. [4]

Вторым сдерживающим фактором эффективной реализации реформирования ЖКХ является отсутствие единых стандартов на территории Российской Федерации. K таковым относятся методики, применяемые при расчете размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, при ценообразовании водоснабжении и водоотведении, а также при формировании предложений, для вынесения на обсуждение общего собрания собственников, о необходимости проведения капитального ремонта, определения начала капитального ремонта и его периодичности, объема работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов. [5]

Третьим фактором является отсутствие единого информационного поля, объединяющего саморегулируемые организации, юридических и физических лиц, задействованных в содержании и управлении общего имущества объектов недвижимости.

Четвертым фактором является низкий уровень активности и ответственности собственников при принятии вышеуказанных решений, что зачастую зависит от уровня их информированности.

Пятым фактором является отсутствие системного решения в области как краткосрочного, так и долгосрочного планирования проведения капитального и текущего ремонта общего имущества. Об этом свидетельствует тот факт, что размер платы за капитальный ремонт ниже размера платы за текущий ремонт, что не позволяет выполнять капитальный ремонт в нормативные сроки в полном объеме. Имеют место факты установления размера платы за капитальный ремонт равной нулю. [6]

Для снижения влияния вышеуказанных сдерживающих факторов эффективной реализации реформирования ЖКХ необходимо разработать целый комплекс мер, который был бы предназначен для применения во всех сферах жилищно-коммунального хозяйства и всеми участниками процесса по реализации реформирования ЖКХ. Данный комплекс мер должен быть представлен в виде программного продукта. В этот программный продукт необходимо включить полную информационную базу учета элементов общего имущества объектов недвижимости, в соответствии с технической документацией и отражением нормативной, плановой фактической периодичности проведения капитального и текущего ремонта, с ведением архива данных по каждому объекту недвижимости.

К основным рекомендуемым мерам следует отнести систему саморегулирования и аудит. Задача государства при проведении реформы ЖКХ — отрегулировать процесс взаимодействия всех участников рынка: владельцев жилья и их объединений, управляющих компаний, поставщиков услуг, органов государственной власти и местного самоуправления. Все эти субъекты должны будут взаимодействовать организованно, только тогда рынок ЖКХ будет развиваться. Развитие и совершенствование системы саморегулирования позволит эффективно использовать механизмы государственного управления, освобождая органы государственной власти от необходимости осуществления функций всеобъемлющего контроля. Это будет способствовать снижению коррупционной нагрузки на бизнес и существенно уменьшит численность чиновников, что, соответственно, снизит и бюджетную нагрузку на их содержание. Европа и США уже давно знакомы с преимуществами саморегулирования. Сейчас в России уже выстраивается система саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности, где действует Закон «О саморегулируемых организациях». Саморегулирования постепенно внедряется во все сферы экономики. Ведь саморегулирование — это обязательный элемент рыночной экономики. [1]

Кроме того, в начале нынешнего года генеральный директор ЗАО «Руспромаудит» О. М. Ионова предупредила о готовящемся новом Законе об аудите, в соответствие с которым все предприятия жилищно-коммунальной отрасли получат статус социально значимых и попадут под обязательный аудит. [7]

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что на данном этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства возникла необходимость ведения истории по каждому объекту недвижимости. Чтобы сформированная система «прозрачности объекта недвижимости» могла, прежде всего, помочь собственникам понять истинное состояние общего имущества объекта недвижимости и принять верное решение, а управляющим организациям своевременно проводить ремонтные работы, с целью корректного обслуживания.

От качества жилищных условий зависит качество жизни людей. Хорошие условия являются предпосылкой и следствием благополучия людей и функционирования экономики страны.

Литература:

1.         Михайлиди Павел, «Реформа жкх: система регулирования, объемы злоупотреблений, риски, последствия, предложения». [Электронный источник]: http://blog.liga.net/user/mikhailidi/article/5205.aspx (дата обращения: 15.04.2013)

2.         Охлопков Сергей, интервью прокурора Свердловской области Сергея Охлопкова. [Электронный источник]: http://ncongress.ru/index.php/2009–01–22–10–28–55/511–17012013- (дата обращения: 15.04.2013)

3.         Полещук Александр, интервью заместителя полпреда президента на Дальнем Востоке на тему: «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010–2020 годы». [Электронный источник]: http://www.pppcenter.ru/ru/news/events/05032010riafederalpress (дата обращения: 18.05.2013)

4.         Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. № 1540-р. [Электронный источник]: http://cfo.gov.ru/acts/3 (дата обращения: 15.05.2013)

5.         Государственная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России». [Электронный источник]: www.minregion.ru/upload/documents/2011/09/020911-ppr-1.doc (дата обращения: 15.05.2013)

6.         Проблемы капитального ремонта в Москве. Круглый стол фракции КПРФ в Мосгордуме. [Электронный источник]: http://kprf.ru/dep/reg/117515.html (дата обращения: 18.05.2013)

7.         Ионова Оксана, Всероссийский практический семинар «Государственная политика в области тарифного регулирования и реформирования организаций ЖКХ». [Электронный источник]: http://www.council.gov.ru/ (дата обращения: 18.05.2013)

Основные термины (генерируются автоматически): жилищно-коммунальное хозяйство, капитальный ремонт, общее имущество, недвижимость, Российская Федерация, текущий ремонт, эффективная реализация реформирования ЖКХ, государственная власть, программный продукт, частный бизнес.

Похожие статьи

Выявление проблем организации и развития муниципальной системы образования Завьяловского района Удмуртской Республики

Совершенствование организации перевозки фармацевтической продукции потребителям г. Волгограда

Перспективы развития книжной торговли г. Краснодара

Развитие системы долгосрочного ипотечного кредитования на рынке недвижимости Республики Дагестан

Совершенствование организации перевозок охлаждающей жидкости в оптовую и розничную сеть г. Волгограда

Развитие наставничества, текущие вопросы и перспективы медицинской отрасли в Костанайской области

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Совершенствование организации перевозок пассажиров на троллейбусных маршрутах г. Волгограда

К вопросу о кадровой обеспеченности организации закупочной деятельности в городском округе город Чита Забайкальского края

Изучение влияния автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха г. Туймазы в районе ГАПОУ РБ «Туймазинский медицинский колледж»

Похожие статьи

Выявление проблем организации и развития муниципальной системы образования Завьяловского района Удмуртской Республики

Совершенствование организации перевозки фармацевтической продукции потребителям г. Волгограда

Перспективы развития книжной торговли г. Краснодара

Развитие системы долгосрочного ипотечного кредитования на рынке недвижимости Республики Дагестан

Совершенствование организации перевозок охлаждающей жидкости в оптовую и розничную сеть г. Волгограда

Развитие наставничества, текущие вопросы и перспективы медицинской отрасли в Костанайской области

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Совершенствование организации перевозок пассажиров на троллейбусных маршрутах г. Волгограда

К вопросу о кадровой обеспеченности организации закупочной деятельности в городском округе город Чита Забайкальского края

Изучение влияния автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха г. Туймазы в районе ГАПОУ РБ «Туймазинский медицинский колледж»