Оценка интеллектуального капитала предприятия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пострелова, А. В. Оценка интеллектуального капитала предприятия / А. В. Пострелова, М. В. Донскова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/77/3983/ (дата обращения: 16.11.2024).

В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства. Именно он определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом их развития. В процессе создания, трансформации и использования интеллектуального капитала участвуют коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т. е. все субъекты рыночных отношений. Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую силу нации, ее благосостояние.

В современном мире фирма или организация — это производитель не столько товаров, сколько знаний. Это означает, что работники занимаются производством знаний, организации становятся обучающимися, инновации становятся источником вновь созданной стоимости. Интеллектуальный капитал в большей мере, чем физические активы или финансовый капитал, становится устойчивым конкурентным преимуществом.

Физический капитал — это результат определенных действий в прошлом. Интеллектуальный капитал также представляет собой результат прошлых инвестиций, но в то же время он в большей мере ориентирован в будущее. Основой для оценки физического капитала являются затраты, которые уже сделаны. Основа для оценки интеллектуального капитала — стоимость, которая будет создана в процессе его будущего использования. [1, с. 82]

Физический капитал оценивается с помощью преимущественно стоимостных показателей, в то время как интеллектуальный капитал — с помощью как стоимостных, так и не стоимостных показателей.

Компании и организации не владеют интеллектуальным капиталом полностью. Они владеют им совместно с наемными работниками (если речь идет о человеческом капитале), и совместно с потребителями и другими контрагентами (если речь идет о потребительском капитале).

Показатели, с помощью которых оценивается интеллектуальный капитал, можно разделить на интегральные количественные финансовые показатели (среди них — коэффициент Тобина) и на показатели, характеризующие отдельные составляющие интеллектуального капитала. Оценки отдельных составляющих интеллектуального капитала, то есть показатели человеческого, организационного и потребительского капитала, также могут иметь как количественный, так и качественный характер. [4, c.48]

Описание: E:\ПОЛИТЕХ\4 курс\ЭА\ris1.jpg

Рис. 1. Структура интеллектуального капитала предприятия

Человеческий, организационный и потребительский капитал взаимодействуют друг с другом. Недостаточно инвестировать в каждый из них по отдельности. Они должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект, и тогда происходит перекрестное влияние одних видов нематериальных активов на другие.

Человеческий капитал. Вданной интерпретации человеческийкапиталявляется той частью интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Человеческие активы — это, прежде всего, сотрудники организации; специалисты, наделенные знаниями и навыками, профессиональными качествами, люди с определенным характером и способностями, воспитанием и культурой.

Человеческий капитал прирастает двумя способами: предприятие использует максимальный объем знаний своих сотрудников; максимальное число сотрудников владеет знаниями, способными принести пользу предприятию.

Одним из показателей человеческого капитала предприятия, его способности к новшествам является удельный вес новой продукции в общем объеме продаж.

Человеческий капитал, которым обладают конкретные люди, иногда оценивается путем капитализации их заработной платы. При этом заработная плата (или доход) может рассматриваться как аналог процентов на их человеческий капитал. Так, если годовая заработная плата составляет 100 тыс. руб., а процент на капитал принять равным 10 %, то общая ценность человеческого капитала данного работника будет соответствовать 1 млн. руб. Сумма персональных интеллектуальных капиталов всех работников организации

Организационный (структурный) капитал — та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом. Таковыми являются: процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационная структура, патенты, бренды, отношения с клиентами. Организационный капитал — это организационные возможности фирмы ответить на требования рынка. Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию. Организационный капитал в большей степени является собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли–продажи.

Структурный капитал, подобно человеческому капиталу, эффективен только в контексте стратегических целей предприятия. Сама ценность структурного капитала, как и капитала вообще, определяется не его наличием, а эффективностью использования. Таким образом, можно утверждать, что структурный капитал является проявлением организационных способностей предприятия отвечать требованиям рынка, возможности их использования вновь и вновь для создания новых ценностей.

Таким образом, предметом купли-продажи становятся не только материальные активы, но и активы нематериальные — другими словами, интеллектуальный капитал в чистом виде. На покупке внешнеторговой организации холдинг не остановился, он стал формировать сервисную компанию, которая будет обслуживать уже проданное оборудование. Таким образом, идет построение организационной структуры, которая в последующем станет причиной дальнейшего прироста интеллектуального капитала холдинга.

Для оценки структурных интеллектуальных фондов можно использовать два вида данных: накопленные запасы корпоративных знаний и организационная эффективность предприятия, показывающая, в какой степени его организация стимулирует, а не тормозит работу предприятия.

Оценка запасов знаний. Структурный капитал существует в самых разных формах и проявляет себя на различных предприятиях по-разному. Патенты, изобретения, описания производственных процессов, торговые марки, авторские права имеют определенные формы своего представления, а также в соответствии с технико-экономическим обоснованием — юридически оформленные оценочные характеристики. Наряду с перечисленными интеллектуальными фондами предприятие может иметь и другие интеллектуальные активы, нематериальные структурные ценности, принимающие менее определенные формы.

Основным правилом определения ценности этих фондов является их тестирование на предмет обладания ими рыночной стоимостью. Ответ будет положительным, если:

-          фонд способствует тому, что продукция (услуги) предприятия имеют преимущества перед продукцией других предприятий;

-          фонд представляет ценность для других предприятий — имеются предприятия, готовые доплачивать за существование фонда.

Чтобы ответить на эти вопросы тестирования, необходимо принять во внимание уникальность нематериальных фондов, масштаб применения, приносимую ими прибыль, их легальный статус, срок существования и т. д.

Задача стоимостной оценки нематериальных фондов наиболее трудная, поскольку не всегда стоимость создания интеллектуальных фондов совпадает с их ценностью для предприятия. Бизнес и практический опыт предлагают в таких случаях полагаться на аналоговые сравнения, на различные случаи из судебной практики, когда в ходе разбирательства приходилось добиваться соглашения сторон, на эмпирические экспертные оценки, на весовые коэффициенты вклада того или иного фонда в создание продукта предприятия и т. д.

Цена организационного ресурса предприятия. Оценить роль и влияние организационной структуры предприятия, его так называемого административно-управленческого персонала на создание добавленной стоимости — весьма сложная задача. Многие операции, управленческие процедуры носят рутинный характер (оформление контрактов, заказов, накладных, сбор и обработка информации, внутрифирменная отчетность и другая подобная деятельность), не выступая в роли товара, тем не менее стоят денег, и не малых. Объективных критериев для определения ценности таких операций не существует. Но некоторые компании (Hewlett-Packard, например), продающие свои услуги по реорганизации других предприятия, пользуются методикой Хаусела-Каневского, которая по косвенным признакам позволяет узнать, насколько эффективно предприятие пользуется нематериальными интеллектуальными фондами в целях собственного самосовершенствования и самоорганизации.

В основе методики лежит гипотеза о том, что добавленная стоимость эквивалентна изменениям. Так же как технология, по определению, есть пооперационный процесс изменения одних (входящих) элементов в новый продукт (выходящий), имеющий более высокую ценность. Нет изменений — нет и добавленной стоимости. Если информация изменилась или ее стало больше, следовательно, создана добавленная стоимость. Измеряя количество новой или измененной информации, согласно высказанной спорной гипотезе, можно давать приблизительную оценку влияния организационного ресурса на деятельность предприятия.

Потребительский (клиентский) капитал — это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Одна из главных целей формирования потребительского капитала — создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.

Потребительский капитал предприятия (его еще называют капиталом отношений) характеризуется такими качествами, как глубиной (степенью) проникновения, шириной (распространением), постоянством, уверенностью в том, что потребители и впредь будут отдавать предпочтение данному предприятию. Потребительский капитал предприятия распространяется и на его поставщиков. Он гораздо легче поддается учету. Верность торговой марке, например, представляет собой форму потребительского капитала, для которой существует четкая методика оценки. Это делается путем подсчета надбавки, которую покупатели согласны платить за фирменный продукт, предпочитая его другим.

Потребительский капитал создается приверженцами продукции предприятия, т. е. его заказчиками, клиентами. Проявляются предпочтения клиентов тремя способами: клиенты обращаются к услугам главным образом только «своего» предприятия; бизнес предприятия растет за счет доли его постоянных клиентов; клиенты предприятия невосприимчивы к призывам и обещаниям конкурентов (ценовая толерантность).

Чем больше экономическая мощь заказчиков и клиентов предприятия, тем большим потребительским капиталом оно обладает, поскольку потребители, наряду с материальными фондами и человеческим капиталом, — главное богатство предприятия. Методика определения стоимости потребительского капитала состоит из нескольких этапов:

-          Определение периода прогнозирования. Период должен быть связан с цикличностью бизнеса предприятия, системой его планирования. Допустим, это будет три года;

-          Проведение выборочного статистического исследования обслуживания постоянных клиентов и новичков, объема сделок с теми и другими, стоимости обслуживания, прибыли и расходов от обслуживания двух этих контингентов клиентов предприятия. В расходную часть на приобретение клиента включаются расходы на рекламу, торговые издержки для получения нового клиента, конторскую работу по оформлению нового клиента, его лицевого счета, проверки благонадежности и т. п. Нужно учитывать, что стоимость поддержания отношений с клиентом в последующие годы будет снижаться или вообще равна нулю;

-          Определяется доход, получаемый предприятием от поддержания отношений с постоянным клиентом;

-          Зная величину прибыли на одного потребителя в год и средний процент прибыли от использования основных фондов предприятия (с учетом их выбывания и обновления), можно рассчитать «стоимость» потребителя на каждый год и на весь прогнозный период. [7, c. 63–85]

Подсчитано (на примере США), что в области рекламы 5 %-е увеличение показателя «удержания» клиента дает рост стоимости потребительского капитала на 95 %, в области обслуживания кредитных карточек — 75 %.11Удержание заказчиков, клиентов предприятия — наилучшая для него стратегия.

Таким образом, важность и значимость каждой из трех составляющих очевидно, а их взаимодействие оказывает существенное влияние на создание и преумножение интеллектуального капитала организации.

Литература:

1.             Гапоненко А. Л., Орлова Т. М. Интеллектуальный капитал — стратегический потенциал организации. М., 2003.

2.             Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб., 2001,

3.             Гапоненко А. Л. Управление знаниями. М.: ИПК госслужбы, 2001.

4.             Голубкин В. Н., Клеева Л. П., Патока Л. В. Интеллектуальный капитал в эпоху глобализации экономики // Бизнес-образование. 2005. № 1.

5.             Владимир Карачаровский / CNewsAnalytics// Новые вызовы — новые ответы: интеллектуальный капитал через информационные технологии — [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.cnews.ru/reviews/free/industry2006/articles/capital.shtml.

6.             Масютин С. А. Механизмы корпоративного управления. М.: Финстатинформ, 2002.

7.             Булыга Р., Кохно П. Интеллектуальный капитал человека// ИС. Промышленная собственность, 2007, № 11.

Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальный капитал, потребительский капитал, человеческий капитал, предприятие, добавленная стоимость, структурный капитал, фонд, большая мера, клиент предприятия, Физический капитал.