Роль экономики в жизни общества: проблемы и суждения
Авторы: Каюков Владимир Викторович, Мельчакова Юлия Леонидовна, Нор Светлана Александровна
Рубрика: 3. Общие вопросы экономических наук
Опубликовано в
Статья просмотрена: 173134 раза
Библиографическое описание:
Каюков, В. В. Роль экономики в жизни общества: проблемы и суждения / В. В. Каюков, Ю. Л. Мельчакова, С. А. Нор. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/77/3994/ (дата обращения: 16.11.2024).
Возможно ли полноценное развитие общества без экономики? Возможно ли существование одной сферы без другой?
Экономическая жизнь общества многoгpaннa и изучается различными экономическими науками. В данном случае нас больше интересуют такие ее стороны, как соотношение между жизнью общества в целом и его экономическим развитием, влияние, оказываемое экономикой на общественную жизнь, основные проявления экономической жизни, взаимосвязь экономики с другими сторонами жизни общества.
Люди начинают узнавать об экономике в довольно раннем возрасте. Они понимают, что есть множество вещей, которые они хотели бы приобрести, но не всегда могут это сделать в силу ограниченности покупательной способности.
С давних времен общество и экономика неразрывно связаны друг с другом. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:
- существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ;
- общественное производство и прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры;
- экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);
- в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.). Очевидно, что изменение в одной сфере повлечет за собой изменение в другой, а это означает, что полноценное существование одной сферы без другой невозможно. [5]
Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем coздания и использования необходимых жизненных благ. [1, с. 19–20]. Ее главная цель — поддержание жизнедеятельности людей, создание условий для продления человеческого рода. Производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг — основные характеристики экономической жизни общества.
Проблема, связанная с удовлетворением многочисленных и постоянно растущих потребностей людей, возникала всегда. Однако без знания экономики эту проблему было бы невозможно урегулировать в силу ограниченности ресурсов. Это оправдывает развитие экономики интенсивным путем, что подразумевает рациональность и эффективность использования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата. [6]
Главные вопросы экономики — что, как и для кого производить.
Различные экономические системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подразделяются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.
Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов, под которым понимают степень обеспечения населения товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования. По мнению экспертов Организации Объединенных Наций (ООН), уровень жизни характеризует особый показатель — индекс развития человека (ИЧР). Он, в частности, представляет собой совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни». ИЧР измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы:
1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
2. Индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.
3. Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВНД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).
При определении рейтинга по ИЧР учитываются множество факторов, таких как положение в области прав человека и гражданских свобод, его возможность участия в общественной жизни, социальная защищенность, степень территориальной и социальной мобильности населения, показатели уровня культурного развития населения, доступа к информации, здоровья, уровня безработицы, состояния преступности, охраны окружающей среды и другие.
Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим механизмам относятся уже знакомые нам из курсов истории и обществоведения общественное разделение труда, специализация и торговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки, Латинской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны Запада).
Возьмем таблицу уровня жизни стран мира за 2012 год (первые 80 стран). Если говорить в целом о сравнении показателей уровня жизни в разных странах, то можно отметить, что наиболее высокий показатель отмечается в Норвегии. Россия за 2012 год снизила свои позиции на 7 пунктов, по сравнению с предыдущим годом. Эта таблица показывает уровень жизни стран по совокупности нескольких показателей, таких как экономика (ЭК), правление (ПР), свобода личности (СЛ), предпринимательство и инновации (ПИ), образование (ОБ), безопасность (БЕ), социальный капитал (СК).
Таблица 1
Уровень жизни стран мира за 2012 год
Ранг |
Страна |
ЭК |
ПИ |
ПР |
ОБ |
ЗД |
БЕ |
СЛ |
СК |
1 |
2 |
4 |
13 |
6 |
4 |
2 |
6 |
1 |
|
2 |
19 |
1 |
3 |
16 |
16 |
8 |
7 |
2 |
|
3 |
5 |
2 |
4 |
12 |
14 |
6 |
5 |
9 |
|
4 |
10 |
8 |
8 |
2 |
17 |
19 |
3 |
3 |
|
5 |
27 |
13 |
2 |
1 |
20 |
13 |
2 |
4 |
|
6 |
8 |
16 |
6 |
3 |
15 |
9 |
1 |
8 |
|
7 |
16 |
3 |
5 |
8 |
12 |
3 |
19 |
5 |
|
8 |
14 |
10 |
11 |
11 |
7 |
18 |
9 |
6 |
|
9 |
1 |
7 |
1 |
32 |
3 |
10 |
22 |
11 |
|
10 |
Ирландия |
25 |
14 |
14 |
14 |
11 |
4 |
4 |
7 |
11 |
Люксембург |
4 |
5 |
9 |
48 |
1 |
7 |
8 |
16 |
12 |
20 |
12 |
10 |
5 |
2 |
27 |
14 |
10 |
|
13 |
26 |
6 |
7 |
30 |
18 |
20 |
11 |
12 |
|
14 |
6 |
18 |
16 |
15 |
5 |
21 |
12 |
15 |
|
15 |
Исландия |
61 |
9 |
20 |
13 |
13 |
1 |
10 |
13 |
... |
|||||||||
64 |
Узбекистан |
67 |
98 |
116 |
65 |
72 |
66 |
70 |
17 |
65 |
Белиз |
64 |
72 |
74 |
96 |
63 |
72 |
65 |
50 |
66 |
Россия |
62 |
50 |
118 |
27 |
48 |
97 |
119 |
71 |
67 |
47 |
75 |
63 |
72 |
93 |
112 |
55 |
72 |
|
68 |
Парагвай |
53 |
91 |
103 |
97 |
73 |
78 |
38 |
53 |
69 |
46 |
60 |
58 |
81 |
79 |
136 |
61 |
62 |
|
70 |
Ботсвана |
107 |
68 |
32 |
90 |
102 |
63 |
30 |
90 |
71 |
110 |
64 |
121 |
29 |
69 |
56 |
108 |
58 |
|
72 |
Перу |
38 |
71 |
83 |
85 |
88 |
91 |
62 |
101 |
73 |
Марокко |
35 |
78 |
78 |
110 |
76 |
84 |
103 |
23 |
74 |
87 |
34 |
45 |
89 |
114 |
100 |
48 |
80 |
|
75 |
Македония |
109 |
70 |
77 |
71 |
51 |
69 |
90 |
106 |
76 |
55 |
83 |
109 |
69 |
78 |
94 |
51 |
114 |
|
77 |
Иордания |
100 |
65 |
59 |
53 |
62 |
75 |
133 |
92 |
78 |
69 |
53 |
67 |
75 |
68 |
73 |
123 |
122 |
|
79 |
120 |
79 |
82 |
61 |
61 |
60 |
87 |
115 |
|
80 |
66 |
88 |
131 |
54 |
70 |
106 |
88 |
75 |
[8]
Причинами низкой эффективности экономики могут быть использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития ведет к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить. Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране.
Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности). ^ Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный период, позволяющий обеспечить его физический (физиологический) прожиточный минимум. Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности. Так, в настоящее время Всемирный банк установил следующие критерии бедности: для развивающихся стран — 1 доллар США на человека в день; для стран Восточной Европы и СНГ — 4 доллара США; для промышленно развитых стран с рыночной экономикой — 14,4 доллара США.
Условия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны. Считается, что главным методом ее решения является экономический рост.
Экономические интересы различных социальных групп неоднородны и нередко противостоят друг другу. Социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов различных социальных групп, в том числе экономических. Так, в современном обществе существует проблема coгласования этих интересов.
Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остается актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дополнять и взаимно поддерживать друг друга. Таким образом, необходимо следить за актуальными проблемами современной экономической и социальной политики, использовать знание интересов, потребностей различных социально-профессиональных групп и возможностей их реализации в современных экономических условиях, стараться не просто анализировать положительные или негативные последствия экономических преобразований в стране, но и находить пути цивилизованных форм cвoeгo участия в экономической жизни. [3]
Посмотрим, как влияет на экономическое развитие общества его главный политический институт — государство. Одна из общественных функций государства — использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта такого развития, и здесь существенна роль государственной политики. [4]
В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (выделены еще Адамом Смитом).
Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем ценнее признается свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в государстве. Государство заинтересовано обеспечить правовую надежность экономической деятельности, чтобы пользоваться ее результатами. Создание правового порядка предусматривает, прежде всего, обеспечение с помощью законов права на собственность и ее защиту, на свободу предпринимательской деятельности, на систему хозяйственных договоров.
На экономическую жизнь общества оказывают влияние и различные политические партии и объединения.
Рыночная экономика как способ организации хозяйственных отношений, направлена на то, чтобы создать условия для естественного функционирования в рамках правового государства. Так, предпринимателю важно начинать свое дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве, т. е. по каким известным законам он может действовать, какие налоги платить. А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наемных работников, открыто должны обсуждаться с учетом мнения различных сторон.
Развиваясь, экономика модифицировала и само общество. Так, во время первой — неолитической — революции стало возможным появление производящего хозяйства и переход к оседлому образу жизни. Это способствовало резкому увеличению численности населения: произошел так называемый первый демографический взрыв — темпы роста населения Земли возросли почти в два раза. Производство на данной, доиндустриальной, стадии характеризовалось преобладанием сельского хозяйства, господством ручного труда и примитивными формами организации последнего. Такое производство до сих пор остается типичным для некоторых стран Африки (Гвиана, Гвинея, Сенегал и др.). Вторая — промышленная — революция приходится на вторую половину XVIII — 50–60-е гг. XIX в. Ее называют промышленной, поскольку основное содержание этой революции составил промышленный переворот — переход от ручного труда к труду машинному. Отныне главной сферой производства становится машиностроение, а основная масса населения теперь трудится в промышленности и проживает в городах. С этой стадией развития экономики, называемой индустриальной, связан второй демографический взрыв, во время которого численность населения планеты возрастает почти в семь раз. [2] Однако достижений индустриальной экономики оказывается недостаточно для удовлетворения потребностей всех жителей индустриально развитых стран. С определенного момента все более отчетливо ощущается противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым — как количественным, так и качественным — уровнем потребностей людей. Это противоречие разрешается в ходе, начавшейся в 40–50-е гг. XX в. научно-технической революции.
Научно-техническая революция представляет собой качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.
Основные направления научно-технической революции:
1) автоматизация и компьютеризация производства;
2) внедрение новейших информационных технологий;
3) разработка биотехнологий;
4) создание новых конструктивных материалов;
5) освоение новейших источников энергии;
6) революционные изменения в средствах коммуникации и связи.
Результатом этой революции стал переход к постиндустриальной стадии производства и информационному обществу. Наибольшее развитие теперь получает сфера услуг, в которой работает от 50 до 70 % трудоспособного населения. Изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием.
Выбранные нами аспекты наглядно показывают, что роль экономики в жизни общества очень велика. Двигаясь вперед, экономика развивает как отдельные сферы общества, так и его в целом. Знание, понимание экономики позволяет людям осознанно совершать свой экономический выбор. Приведение в равновесие экономической и социальной сфер позволит избежать конфликтов в обществе. Таким образом, мы можем сказать, что роль экономики в жизни человека является базовой основой жизни всего человечества.
Литература:
1. Журавлева Г. П. Экономика: Учебник.-М.: Юристъ,2001. — 505 с.
2. Обществознание: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень / [Л. Н. Боголюбов. Л. Ю. Лезебникова. Л. Т. Кинкулькнн и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2008.— 415 с.
3. Рассказова Н. В. Доцент кафедры экономической теории Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского». Согласование экономических интересов как фактор стабилизации социально- экономической системы: вопросы теории»
4. Теория политики: Учебное пособие/Авт.-сост. Н А.Баранов. Г. А. Пикалов. В 3-х ч. СПб: Изд-во БГТУ, 2003.
5. Бенин В. Л., Десяткина М. В. Учебное пособие по социальной философии. Уфа: БГПУ, — 86 с.
6. История мировой экономики: Учебник вузов/ Под ред. Г. Б. Поляка. А. Н. Марковой. — М.: ЮНИТИ. 2002,-727 с.
7. Обществознание: Клименко А. В.. Румынина В. В. — М.:Дрофа, — 2004. — 480 с.
8. http://gotoroad.ru/best/indexlife