Опыт создания малых инновационных предприятий при СПБ НИУ ИТМО
Авторы: Васюхин Олег Валентинович, Лу Цзяцзя
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
Статья просмотрена: 459 раз
Библиографическое описание:
Васюхин, О. В. Опыт создания малых инновационных предприятий при СПБ НИУ ИТМО / О. В. Васюхин, Цзяцзя Лу. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/77/4006/ (дата обращения: 16.11.2024).
В целях преодоления научно-технического отставания КНР от развитых стран, Правительство начало широкую программу по созданию научных парков, бизнес-инкубаторов и специальных технологических зон для обеспечения экспортного производства. Этим фирмам Правительство КНР предоставило значительные льготы (налоговые каникулы, привилегии в сфере экспорта и импорта, научно-технические гранты и др.). Фирмам-участницам кредиты выделялись государственными банками под низкие проценты. Государственное регулирование деятельности научно-технических организаций, технопарков и инженерных центров проявляется, прежде всего, в определении направлений исследований и в развитии высокотехнологичных производства, а также в бюджетном финансировании стратегически важных разработок. Успех в развитии технологических парков и бизнес–инкубаторов способствовал стремительному расширению инновационной активности особенно в сфере малого бизнеса, что послужило мощным импульсом для формирования в КНР рынка венчурного капитала. [1–2] В этой связи, начиная с 2003 г., Министерство науки и технологий уделяет значительное внимание созданию национальной сети научных и технологических посреднических агентств, организуемых на базе некоторых исследовательских институтов. Наличие таких агентств и высоко-технологичных малых предприятий является одним из важнейших условий, обеспечивающих подъём национальной инновационной системы. Посреднические агентства играют основную роль в популяризации технологических новшеств, в их производственном приложении, в оценке новых научно-технических достижений и в распространении инновационных идей. Ныне в научно-технической сфере КНР сосредоточено 38,5 млн. человек и по численности занятых в научно технической сфере, Китай занимает ведущее место в мире.
Наиболее существенными шагами государственных органов зарубежных стран в отношение создания условий развития малых инновационных предприятий является:
- Определение количественных критериев оценки инновационной активности предприятия, например, таких как степень вовлечённости (в % от общего объема деятельности) в НИОКР, в создание новых продуктов и услуг, их производство; модернизацию ранее производимых продуктов и услуг, обновление и модернизацию оборудования, внедрение новых технологий.
- Разработка и реализация программ финансирования инновационных разработок и НИОКР, нацеленных на обеспечение преемственности между стадией исследований и этапом последующей разработки рыночного продукта в целях ускоренной коммерциализации передовых разработок.
- Необходимость оказания всесторонней помощи (финансовой, материально- технической и консультационной) только таким предприятиям, которые осуществляют инновационную деятельность в соответствии с действующими приоритетами социально-экономического развития (страны, региона, города) и получили экспертное заключение уполномоченной комиссии.
Для стимулирования инновационной деятельности в малых предприятий обеспечивается возможность: [3–4]
- Получения субсидий (до 50 % от стоимости проекта) или льготных кредитов на длительные сроки (5–10 лет), либо на период завершения работ по утверждённому проекту;
- Упрощённого оформления таможенных процедур и освобождение от таможенных, пошлин при импорте необходимого оборудования, комплектующих изделий и материалов;
- Предоставление налоговых каникул, освобождение от налогообложения затрат, связанных с реализацией утвержденных проектов (разработка или приобретение проектной документации, закупка оборудования, его монтаж и ввод в эксплуатацию, обучение персонала, проведение необходимых исследований по НИОКР, изготовление опытных образцов и макетов, консультационные услуги, патентование, сертификация товаров и услуг, а также оплату услуг других организаций);
- Предоставления налоговых льгот для стимулирования создания совместных инновационных малых предприятий на базе академических структур, университетов и отраслевых НИИ в целях осуществления межведомственных и междисциплинарных исследований и НИОКР;
- Установления ускоренных сроков амортизации (~5 лет), на все закупленное в рамках реализации проекта оборудование, приборы и вспомогательную технику;
- Компенсации затрат на услуги по патентованию разработок и проведение других мероприятий по обеспечению защиты авторских прав;
- Оказания бесплатной государственной технологической поддержка малых предприятий, включая предоставление результатов научно-технических разработок, выполненных в государственных НИИ и лабораториях, а также путём своевременной информационной и консультационной поддержки предпринимателей;
- Обеспечения преимущественного доступа в технопарки, бизнес-инкубаторы и в производственные зоны для реализации проектов;
- Предоставления каникул по подоходному налогу сроком до 10 лет. технопаркам и бизнес-инкубаторам, а также находящимся в них предприятиям, занятым инновационной деятельностью;
- Оказания технической и финансовой поддержки выдающимся индивидуальным новаторам, изобретателям и предпринимателям, включающей меры экономического и социального страхования при возникновении критических ситуаций;
- Получения на льготных условиях технической и организационной помощи при осуществлении экспортных операций и при продвижении экспортируемых товаров и услуг на внешние рынки;
- Получения возможности на льготных условиях осуществлять регулярное повышение квалификации управляющего персонала в специализированных учебных заведениях в целях активного продвижения новейших методов управления предприятиями.
С целью реализации правительственных инициатив зарубежных стран реализуются следующие программы:
1. Разработка и реализация программ по привлечению к консультационной и наставнической деятельности высококвалифицированных специалистов, ныне находящихся на пенсии, но имеющих возможности для передачи своего опыта и знаний молодому поколению предпринимателей и специалистов сектора малых предприятий. Это особенно важно при освоении новых производств и сложных технологий (программа SCORE, применяется во многих странах).
2. Программа государственных закупок в секторе малых предприятий инновационных разработок, результатов НИОКР, высокотехнологичной и наукоёмкой продукции, включающая заключение контрактов государственными предприятиями на соответствующие инновационные разработки, НИОКР, а также наукоемкие продукты и услуги. Такие контракты обязательно должны предусматривать: получение исполнителем необходимых результатов по решению научно-технической проблемы, заявленной заказчиком, в течение определенного срока; предоставление заказчиком кредитования, необходимого исполнителю на весь период выполнения работ; гарантии заказчика на приобретение будущих результатов работы исполнителя.
3. Программа предоставления государственных гарантий для кредитования предприятий осуществляющих модернизацию активной части основных фондов, осваивающих новые технологии или ведущих строительные работы по реконструкции старых или созданию новых производственных площадей.
Весьма интересным направлением поддержки производственной и инновационной деятельности в секторе малых предприятий, является использование опыта высококвалифицированных специалистов (управленцев, инженеров, ученых, финансистов и др.) ныне вышедших на пенсию и имеющих возможности для применения своих знаний и опыта. [5]Практически во всех развитых странах созданы консультационные пункты, обслуживаемые специалистами пенсионного возраста (Service Corps of Retired Executives — SCORE).Этот мощный интеллектуальный резерв нашей страны может быть задействован при минимальных организационных усилиях и небольших финансовых затратах. Например, при местных структурах поддержки малых предприятий можно создавать локальные информационные базы данных о высококвалифицированных специалистах-пенсионерах, проживающих в данном городе или районе и заинтересованных в активном сотрудничестве. По мере развития этой формы консультационных услуг, локальные базы могут быть интегрированы в более крупные базы с выходом в интернет.
В рамках настоящего исследования был изучен опыт создания условий для организации и развития малых инновационных предприятий в зарубежных странах.
Проведенные исследования позволили определить основные направления и методы поддержки малого бизнеса, выявить наиболее принципиальные государственные программы и инициативы, необходимые для развития малых инновационных предприятий во всем мире. Очевидно, что активная поддержка малого бизнеса зарубежными странами объясняется не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются сейчас как локомотив экономического развития в мире. Опыт некоторых развитых и стремительно развивающихся стран в сфере создания условий для организации и развития малых предприятий свидетельствует о необходимости системного государственного подхода во всех процессах, касающихся ускоренной модернизации экономики Казахстана на основе всестороннего стимулирования инновационной деятельности сектора малого бизнеса. В этой связи целесообразно рассмотреть комплекс законодательных предложений, сопровождаемых рядом целевых программ и организационных мероприятий, направленных на создание национальной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в нашей стране. Скорейшая реализация этих мер позволит создать более благоприятные условия для стимулирования инновационной деятельности в секторе малых предприятий.
Литература:
1. http://www.ChinaChamber.com.cn
2. И. В. Мажаров. Научно-техническая программа КНР: взгляд в будущее // http://www.chinadata.khv.ru/scit_ma.htm
3. Скиданов В. К. Инновационная деятельность малых предприятий.
4. Перспективы и роль в развитии российской экономики // Актуальные проблемы
5. Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент. -М., 2006.