Инновационный потенциал как основа стратегии развития предприятия
Автор: Ломакин Андрей Юрьевич
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
Статья просмотрена: 13564 раза
Библиографическое описание:
Ломакин, А. Ю. Инновационный потенциал как основа стратегии развития предприятия / А. Ю. Ломакин. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 111-114. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/77/4025/ (дата обращения: 16.11.2024).
Предприятия в соответствии со своей миссией и динамично изменяющейся внешней средой вырабатывают цели получения устойчивых прибылей, конкурентных преимуществ и выживания в долгосрочной перспективе. Средствами достижения целей, то есть стратегиями, в этом случае служат как интенсивное развитие всех элементов производственно-хозяйственной системы предприятия, так и их инновационное развитие. Первое обеспечивает постепенное нарастание потенциала и его сохранение, второе дает возможность резко повысить его уровень, преодолеть накапливающийся технологический разрыв, приобрести новое качество потенциала.
Состав стратегий инновационного развития предприятия определяется видами предполагаемых нововведений: созданием и освоением новых продуктов (услуг), технологий, способов организации производства, рынков, структуры, систем управления [4]. Для организации процесса реализации данных стратегий формулируются инновационные цели, например, разработать и освоить производство нового продукта, перейти на новую технологию и т. п.
Инновационная цель представляет собой желаемый результат деятельности организации (конкретных исполнителей и ответственных руководителей) в виде определенного нововведения (инновации), реализуемого в ограниченные сроки и с ограниченными ресурсами, направленного на качественное (существенное или радикальное) развитие организации (получение дополнительной прибыли для предприятия) [5].
Организация инновационной деятельности всех субъектов инновационного процесса предполагает структуризацию инновационной цели, а именно построение дерева целей. Структура дерева цели определяется видом нововведения. Если, например, инновационная цель — создание нового технического комплекса, то формируется научно-техническая программа с перечнем научно-технических проблем, в результате решения которых получаются новые идеи и замыслы их воплощения; перечнем проектов создания входящих в комплекс изделий, агрегатов и приборов, новых специальных технологий, необходимых для производства. В качестве операций технологии формирования нововведения выступают поиск научно-технических идей, разработка проектов, координация хода реализации программы и обеспечение всех намеченных параметров комплекса. Формируемые идеи трансформируются в проекты, а те в программу. Так осуществляется первая стадия инновационного процесса. Соответственно данные идеи, проекты и цели являются инновационными.
Необходимо отметить, что инновационный потенциал предприятия — это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений.
Потенциал предприятий — главный критерий целесообразности их существования. Через развитие потенциала идет развитие организации и его подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Развитие предприятия рассматривается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер. Потенциал предприятия имеет две составляющие: готовность его к стабильной производственной деятельности и готовность к инновациям [6].
От состояния инновационного потенциала зависит выбор инновационной стратегии, поэтому его оценка — необходимая операция процесса разработки стратегии инновационного управления.
Инновационная цель выступает как глобальная стратегия предприятия, как средство достижения его более высоких целей: получение достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, сохранение, а затем и повышение конкурентных возможностей на рынке или в борьбе за госзаказ, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом [1]. Задача состоит в том, чтобы перевести потенциал предприятия из одного состояния в другое, более высокое, достаточное для достижения цели. Развитие инновационного потенциала предприятия как целого может осуществляться только через развитие компонентов его внутренней среды и внешней среды.
Рассмотрим подходы к оценке инновационного потенциала предприятия.
Оценка инновационного потенциала производится по схеме ресурс (Р) — функция (Ф) — проект (П). Под проектом или программой имеется в виду выпуск и реализация нового продукта (услуги), направление деятельности. Задачи оценки инновационного потенциала предприятия могут быть поставлены в двух плоскостях:
1) частная оценка готовности предприятия к реализации одного нового проекта;
2) интегральная оценка текущего состояния организации относительно всех или группы уже реализуемых проектов.
Состояние интегрального инновационного потенциала организации (П) определяется состоянием совокупности потенциалов проектов: П = (П1, П2, …, Пn). Состояние потенциала каждого проекта зависит от состояния с выполнением по объему, качеству, своевременности и экономичности всех производственных и управленческих функций: Пi = (Ф1i, Ф2i,..., Фmi). Состояние каждой функции зависит от состояния всех требуемых ресурсов: Фj = (Plj, P2j, …, Pkj). При том обязательно учитываются значимости компонентов. Общая схема оценки инновационного потенциала представлена на рис. 1.
Рис.1. Матрицы оценки состояния потенциала организации
Следует учесть сложность взаимосвязи функций и ресурсов: так, трудовые ресурсы необходимы для выполнения каждой функции, в том числе и для функций управления, но для развития этого вида ресурса необходимы, в свою очередь, функции управления. Поэтому в качестве ресурсов, кроме финансовых, материально-технических, трудовых и информационных, принимаются в расчет организационная структура, технология процессов выполнения функций и опыт решения задач в данной области.
Методика оценки инновационного потенциала организации строится на системном и целевом подходах. Учитывается также ситуационный подход с его логистической формой развития, поскольку рассматривается комплекс ситуаций, возникающих в инновационных процессах, жизненных циклах элементов системы организации, связанных с ними потоками инновационных стратегических изменений.
Потребности практики выдвигают необходимость в двух схемах анализа внутренней среды и оценки инновационного потенциала: детального и диагностического.
Детальный анализ внутренней среды и оценки инновационного потенциала предприятия проводится редко, в основном на стадии обоснования инновационного проекта [3]. При большой трудоемкости он дает системную и полезную информацию. Схема оценки инновационного потенциала предприятия при детальном анализе внутренней среды такова:
1) описание проблемы развития предприятия;
2) постановка задачи, входящей в программу решения проблемы;
3) описание системной модели деятельности (раскрывается внутренняя среда, внешняя среда, группы факторов влияния на инновационную деятельность);
4) оценивается ресурсный потенциал относительно поставленной инновационной задачи;
5) оценивается организационный потенциал (включая «жесткие» и «мягкие» элементы);
6) оценивается способность достигать заданные результаты деятельности;
7) устанавливается интегральная оценка потенциала организации, ее готовности решить поставленную задачу, формулируются общие выводы по анализу;
8) определяются основные направления проекта подготовки предприятия для достижения требуемого потенциала, составляется задание на разработку проекта.
Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие или недоступность информации о предприятии (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов) заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации.
Диагностический подход реализуется в анализе и диагностике состояния фирмы по ограниченному и доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.
Обязательные условия качественного проведения диагностического анализа [2]:
1) должны использоваться знания системной модели и в целом системного анализа исследуемого объекта;
2) необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с другими важными параметрами системы с тем, чтобы по состоянию диагностического параметра оценить состояние либо всей системы, либо существенной ее части;
3) информация о значениях отобранных диагностических параметрах должна быть достоверной, так как при ограничении параметров возрастает риск потерь из-за неточно определенного диагноза состояния системы.
Диагностические параметры могут быть локальными (частными), указывающими на один дефект системы (характеристика внутреннего состояния системы, выражаемая структурным параметром), и комплексными (общими, обобщенными), указывающими на ряд дефектов, недостатков (структурных параметров), на ряд элементов, блоков организации.
Диагностические параметры могут быть также зависимыми, когда для выявления дефекта внутреннего состояния системы требуется несколько диагностических параметров, и независимыми, когда достаточно одного диагностического параметра.
Внутреннее состояние системы (информацию о котором так трудно получить) описывается так называемыми структурными параметрами (не отождествлять с параметрами организационной структуры организации). В свою очередь, структурные параметры делятся на ресурсные и функциональные.
Ресурсные структурные параметры характеризуют износ (физический и моральный), старение, остаточную мощность, запас ресурса (трудовых, материально-технических, информационных, финансовых) и организационных средств (технологии, методов, организационной структуры).
Функциональные структурные параметры характеризуют рациональность, эффективность функционирования системы по отношению к использованию ресурсов, организационного потенциала и управляющему воздействию.
Проведение диагностического анализа требует определенных навыков и информационной базы. Схема диагностического анализа и оценки инновационного потенциала предприятия такова:
1) ведение каталога управляющих воздействий на организацию;
2) ведение каталога ситуации и состояния внешней среды организации;
3) ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние проявления организации;
4) ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние организации;
5) установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы организации;
6) наблюдение диагностических параметров и обработка статистических данных;
7) оценка структурных параметров;
8) оценка состояния частных параметров организации и определение интегральной оценки ее потенциала.
Инновационная среда организации складывается из инновационного потенциала, дающего оценку состояния ее внутренней среды (одного из факторов конкурентоспособности и конкурентных преимуществ), и инновационного климата, дающего оценку состояния ее внешней среды (одного из факторов привлекательности инновационного рынка).
В заключении необходимо отметить следующее:
1) анализ инновационной среды организации сложен и трудоемок, поэтому большое внимание уделяется технологии его проведения.
2) осуществление инноваций требует вложения инвестиций, поэтому оценка эффективности инноваций тесно связана с методологией экономической оценки эффективности инвестиций и основана на тех же методах и принципах.
3) предприятия должны увеличивать собственную прибыль для реализации собственных инновационных проектов, внедрения новой техники и технологий, организации новых производств, повышающих экономическую устойчивость и конкурентоспособность.
Литература:
1. Балдин, К. В. Инвестиции в инновации / К. В. Балкин. — М.: Дашков и К, 2009.
2. Балдин, К. В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия / К. В. Балдин, И. И. Передеряев, Р. С. Голов. — М.: Дашков и К, 2009.
3. Круглов, М. Г. Инновационный проект: управление качеством и эффективностью / М. Г. Круглов. — М.: Дело, 2009.
4. Соколова, О. Н. Инновационный менеджмент / О. Н. Соколова. — М.: Кнорус, 2013.
5. Сухарев, О. С. Инновации в экономике и промышленности / О. С. Сухарев. — М.: Высшая школа, 2010.
6. Фокс, Дж. Как стать сильным конкурентом. Тактики достижения рыночного преимущества / Дж.Фокс. — М.: Альпина, 2011.