Методические вопросы организации деятельности руководителя малого предприятия
Автор: Боровских Светлана Вячеславовна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 537 раз
Библиографическое описание:
Боровских, С. В. Методические вопросы организации деятельности руководителя малого предприятия / С. В. Боровских. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Москва : РИОР, 2011. — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/108/ (дата обращения: 15.11.2024).
Зарождение малого предпринимательства в современной России берет свое начало с 80-х гг. XX в. после «застойного» периода и связано с разрешением открытия кооперативов. С переходом страны к рынку в 90-х годах количество предприятий в малом бизнесе стало интенсивно расти. В настоящее время процесс становления малого бизнеса в России является достаточно сложным и сопряженным с немалым количеством как внешних, так и внутренних проблем, но в целом наблюдаются положительные тенденции в развития этого важнейшего сектора экономики.
Предприниматель – основа любого бизнеса, но на малом предприятии его роль особенно велика, так как он одновременно является руководителем и собственником. От его личных качеств, способностей и устремлений зависит не только судьба своего предприятия, но и вектор развития малого бизнеса в целом. Российское законодательство определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [1].
В экономическую теорию понятие «предприниматель» ввел в XVIII веке Р. Кантильон. В его книге «Эссе о природе торговли вообще», предприниматель обозначен как человек, покупающий средства производства по известной цене, рассчитывающий произвести при их применении товары и продать их по неизвестной пока, но более высокой в сравнении с затратами, цене. В представлении Кантильона, предприниматель действует в условиях неопределенности, несет риск. К предпринимателям он отнес не только купцов и ремесленников, но и лиц с неопределенным заработком[4, с. 28]. Большой вклад в развитие теорий предпринимательства внес французский экономист Ж.-Б. Сей, главную функцию предпринимателя Сей видел в координации факторов производства: земли, капитала и человеческого фактора, включающего не только труд, но и научные знания, необходимые для производства продукта и организации производственного процесса. Предприниматель, по мнению Сея, ближе к управленцу (менеджеру), причем в широком понимании, с учетом творческих аспектов его деятельности. Именно творческие аспекты деятельности предпринимателя отличают его от капиталиста (только собственника факторов) [2, с.424]. По Й.А. Шумпетеру предприниматель является, прежде всего, новатором. Новаторское начало он четко отделяет от функции капиталиста: предприниматель в чистом виде не обязательно обладает правом собственности на какое-либо имущество и, следовательно, не несет какого-либо риска, который приходится нести капиталисту, ссужающему предпринимателя деньгами. В то же время своим новаторским характером она отличается и от рутинных функций менеджера. По Шумпетеру, предприниматель не является также изобретателем, в лучшем случае предприниматель экономически реализует изобретения [8, с.153].
Американский экономист Ф. Уокер указал на сочетание в предпринимательской деятельности двух различных функций — функции владельца предприятия, организующего производство с целью получения дохода, и функции собственника капитала, имеющего право на использование (потребление) полученной прибыли как процента на вложенный капитал [5, с. 20].
Ученые Р. Хизрич и М. Питерс дают следующее определение предпринимательству: «предпринимательство — это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым» [6, с. 132].
Суммируя сказанное, предложим собственное определение: «Предприниматель, возглавляющий собственное предприятие, – это самомотивированная, самоорганизованная личность, создающая и реализующая бизнес-идеи в целях обеспечения устойчивого денежного потока за счет создания, роста и развития своего дела, действующая на свой страх и риск в конкурентной среде.
Эффективность деятельности конкретного малого предприятия важна для его владельца, но еще большее значение она имеет для общества и экономки в целом. Предприниматель, потерпев неудачу или потеряв интерес к своему бизнесу, закрывает его (или «отпускает в свободное плавание») и организовывает новое предприятие. В этом случае потери самого предпринимателя могут быть небольшими или вообще отсутствовать, так как возможно новое дело в краткосрочной перспективе принесет более высокий доход, но общество при этом будет иметь упущенную выгоду (рис. 1).
На рисунке изображены зоны упущенной выгоды при отказе предпринимателя от совершенствования существующего бизнеса и организации новых предприятий. Кривая П1 показывает линию эффективности первоначального бизнеса при условии концентрации внимания предпринимателя на эффективном функционировании и качественном росте этого предприятия. Линия АБ (ВГ) демонстрирует потерю эффективности при закрытии первого предприятия и организации нового бизнеса П2 (П3). Линия ДЕ (ЖЗ) показывает упущенный эффект в процессе развития новых предприятий П2 (П3).
Рис. 1 Зоны упущенных эффектов
Предприниматель, находясь в непрерывном поиске новых возможностей, мало внимания уделяет развитию и совершенствованию существующего дела, и при удачном стечении обстоятельств начинает новое дело в надежде на более высокий доход, не добившись высоких результатов в предыдущем бизнесе. Поэтому в экономике в целом не наблюдается качественного развития малого бизнеса. Такая ситуация не способствует планомерному качественному росту этого важнейшего сектора экономики, обеспечивая на сегодняшний день лишь количественный рост малых предприятий. Основными причинами являются:
1. Легкость создания малого предприятия – кроме неоспоримых преимуществ для развития малого предпринимательства, основной недостаток заключается в том, что способности и возможности предпринимателя вести дело проверяются только в процессе функционирования нового предприятия. Следствием легкого создания и закрытия предприятия, являются:
отсутствие мотивации у предпринимателей получать профессиональные знания (никто диплом, как при найме на работу, не требует);
отсутствие мотивации повышать эффективность деятельности существующего бизнеса, совершенствовать внутренние бизнес-процессы;
отсутствие системы учета хозяйственной деятельности (поскольку малые предприятия для расчета и уплаты налогов могут вести учет по упрощенной системе, информационной базы для принятия качественных управленческих решений, как правило, на них нет);
ориентация на краткосрочную перспективу без использования планирования и регулярного менеджмента, отрицание стратегического подхода из-за нестабильности внешней среды. Следует отметить, что в научной литературе применение малыми предприятиями современных управленческих технологий почти не рассматривается в связи с высоким уровнем нестабильности среды. Но необходимо заметить, что такое состояние окружающей среды кроме объективных причин, объясняется еще и отношением предпринимателей к своему бизнесу как к «временному явлению».
2. Необоснованность надежд предпринимателей относительно будущего денежного потока от открываемых ими предприятий. К сожалению, из числа вновь открываемых предприятий далеко не все имеют рассчитанный бизнес-план. Как правило, предприниматель, воодушевленный новой идеей, реализует ее, опираясь на интуицию и свой опыт. В таком случае возникает два варианта: либо предприниматель не оправдывает ожиданий и выходит из дела, либо приводит предприятие к относительной стабильности и уверяется в своем профессионализме в этой сфере, не замечая или не желая замечать новые тенденции.
В подтверждение вышесказанному, можно привести данные исследования, проводимого в 2009 г. Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства: только у 1,3% малых предприятий, участвующих в исследовании, есть шансы перерасти из малого в среднее. После закрытия предприятия только 27% предпринимателей уходят из бизнеса, 31% – продолжают бизнес в той же сфере, 42% – продолжают бизнес в другой сфере. Прекращают деятельность без официальной ликвидации 54% [7, с. 68,82-84].
Таким образом, при создании внешних благоприятных условий для развития малого бизнеса, в некоторой степени усугубляется описанная выше ситуация. К решению данной проблемы необходимо подходить комплексно и в первую очередь обеспечить внутренние условия развития малых предприятий путем:
профессиональной подготовки предпринимателей;
стимулирования эффективности предпринимательской деятельности (например, критерием предоставления налоговых льгот может быть не предельных размер выручки предприятия, а обеспечение роста установленных показателей эффективности).
Не вызывает сомнений тот факт, что обеспечение заданного результата требует применения на малом предприятии регулярного, формального менеджмента. По мнению П. Друкера, главная проблема малых предприятий заключается в том, что их небольшой размер не позволяет им поддерживать управление на надлежащем уровне (отсутствуют профессиональные управленческие знания и возможность нанять профессиональных менеджеров) [3]. Для российских предприятий актуальность данной проблемы подтверждается проводимыми исследованиями проблем предприятий малого бизнеса.
Однако интуитивное управление и удержание в поле зрения руководителя (владельца) малого предприятия всех бизнес-процессов минимизирует организационные и коммуникационные расходы, что в свою очередь дает ощутимые преимущества перед средними и крупными предприятиями. В связи с этим, при совершенствовании управления малым предприятием необходимо ответить на следующие вопросы:
Как мотивировать руководителя-собственника-предпринимателя к приобретению и применению профессиональных знаний?
На каком этапе развития предприятия профессиональное управление должно дополнить предпринимательский энтузиазм?
Какими должны быть требования к системе управления, чтобы свети к минимуму недостатки деятельности руководителей малых предприятий, укрепив их достоинства?
Как обозначить планируемые результаты от внедрения управленческих технологий в деятельность малых предприятий и как мотивировать руководителя-собственника на их достижение?
Ответы на эти вопросы позволят максимально обеспечить эффективную реализацию сочетания трех названных качеств – предпринимателя, собственника и профессионального управленца в лице руководителя малого предприятия.
Литература:
- ГК РФ абз.3 п.1 ст.2
- Блауг М. Экономическая теория в ретроспективе. – М.: Дело, 1994. – 627 с.
- Друкер П. Практика менеджмента: пер. с англ. – М.: ИД «Вильямс», 2001. – 352 с.
- Опалева О.И., Черенкова Ю.В Предпринимательство как неотъемлемый элемент рыночной экономики и фактор инновационного развития // Вестник МГОУ серия «Экономика» – 2009. – №1. – с. 28 – 33
- Плотникова О.А. Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики РФ. Монография. Под общей редакцией: С.Г. Родина и В.К. Криворученко. – М.: Моск. гуманитарн. Ун-т, 2006. – 216 с.
- Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып.1. М., 1991. – 159 с.
- Шамрай А.А. Жизненный цикл малого предприятия / Под общ. редакцией А.А. Шамрая – М. Фонд «Либеральная миссия», 2010. — 244 с.
Шумпетер Й.А. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер.с англ. – М.: Прогресс, 1982. – 455 с.