Оценка инновационного развития национальной экономики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Котов, Д. В. Оценка инновационного развития национальной экономики / Д. В. Котов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/238/ (дата обращения: 20.12.2024).

Актуальность проблемы оценки уровня инновационного развития

Менеджмент любого сложного процесса связан с необходимостью контроля результативности и эффективности как самого процесса, так и процесса управления им. Инновационное развитие, как процесс качественных преобразований в социально-экономических системах оценивается и контролируется в настоящее время через применение различных показателей и индикаторов. Можно выделить показатели для оценки инновационного потенциала – как некой возможности системы к инновационному развитию в будущем, и показатели оценки текущего уровня инновационного развития.

Инновационный потенциал социально-экономической системы (государства, региона) – это важнейший показатель планирования инновационной деятельности. Теоретические исследования в данной области и анализ статистических данных позволили М. Портеру предложить активно используемый за рубежом измеритель инновационного потенциала (коэффициент: инновационный потенциал государства) [1]. Однако такой измеритель не дает возможности детального сравнения существующего и желаемого положения дел в инновационной сфере. Кроме этого, инновационный потенциал, сведенный к единому коэффициенту, не позволяет выделить недостатки в функционировании инновационной системы. Аналогичные, по экономической сущности, показатели для оценки инновационного потенциала предложены известной научной организацией Бостон Консалтинг Групп [2]. Оценка уровня инновационного развития также привлекает внимание ученых. Например, в России известными являются критерии инновационности состояния экономики [3]. Но в предлагаемых критериях не введены количественные измерители, что сильно усложняет оценку и практическое использование предлагаемых критериев. Для оценки уровня развития инновационных систем в регионах центром «Северо-Запад» предлагается применять индекс инновационности. Индекс инновационности включает оценку человеческих ресурсов, создание новых знаний, передачу и применение новых знаний, вывод инновационной продукции на рынок [4]. Этот индекс не учитывает качественное состояние исследуемых объектов и слабо затрагивает развитие инновационной инфраструктуры. Применение его для управления развитием затруднено отсутствием учета желаемых значений показателей. Согласно методологии «Руководства Осло» объектами оценки следует выбирать сектора инновационной деятельности – составляющие инновационной системы [5]. При этом для проведения оценки выделяют показатели результативности научных исследований и разработок, инновационной активности предприятий и организаций и общие показатели инновационной деятельности. Все эти показателя связаны с обработкой больших объемов статистической информации. Отметим, что использование множества статистических данных, без единой методологии оценки, не позволяет осуществлять эффективный инновационный менеджмент социально-экономических систем. Все сказанное явно показывает необходимость дальнейшего совершенствования подходов к оценке результативности и эффективности инновационного развития социально-экономических систем.

Методологические основы исследования инновационного развития социально-экономических систем

Автором проведены исследования в данной области и разработаны методологические основы исследования инновационного развития, включающие принципы оценки уровня инновационного развития социально-экономических систем, показатели, характеризующие инновационное развитие и порядок оценки инновационного развития социально-экономических систем. В основу разработок положена концепция инновационного состояния социально-экономических систем [6]. Указанная концепция раскрывает и обосновывает понимание того, что инновационное состояние социально-экономической системы является эталонным, идеальным состоянием для обеспечения инновационного развития социально-экономической системы, а управление инновационным развитием означает обеспечение движения к инновационному состоянию.

Предлагаются следующие принципы оценки инновационного развития социально-экономических систем:

  1. Принцип сбалансированных эталонных значений. Принцип означает, что вводимые эталонные значения для инновационного состояния социально-экономической системы связаны между собой количественно. Все принимаемые значения эталонных показателей являются лучшими для обеспечения инновационного развития.

  2. Принцип охвата инновационной деятельности. Число показателей должно быть необходимым и достаточным для оценки инновационного состояния социально-экономической системы. Должны оцениваться все сектора инновационной деятельности социально-экономической системы.

  3. Принцип качества показателей. Для оценки инновационного состояния должны использоваться показатели, позволяющие сравнивать прошлое, текущее и будущее состояние системы, допускающие их выражение в относительных единицах. Показатели должны быть достоверны.

Выводы о текущем состоянии социально-экономической системы формируются путем оценки равномерности приближения к эталону по отдельным показателям (рисунок 1). Результатом оценки инновационного развития реальной социально-экономической системы является выявление проблем в развитии секторов инновационной деятельности, а это, в свою очередь, становится основой для разработки механизмов развития инновационной деятельности.












Рис. 1 – Общая схема оценки инновационного состояния социально-экономической системы

Показатели, характеризующие инновационное развитие социально-экономических систем, включают качественные и количественные показатели и позволяют оценивать уровень инновационного развития национальных и региональных социально-экономических систем (таблица 1).

Разработку и применение в практической деятельности методов оценки инновационного развития предложено осуществлять в соответствие со следующим порядком: «Выбор объекта исследования» → «Сбор исходных данных» → «Уточнение и корректировка эталонных значений» → «Расчет показателей» → «Анализ уровня инновационного развития» → «Детальный анализ секторов инновационной деятельности» → «Выработка рекомендаций».




Таблица 1

Показатели оценки инновационного развития национальной и региональной социально-экономических систем

Шифр показателя для социально-экономической системы

Наименование показателя

Значение эталонного показателя

Источник значения (эталон) для оценки инновационного состояния в современных условиях

нац.

рег.

Н1

Р1

Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП (в ВРП для региональной соц. - экон. системы), %

3,00

Рекомендации «Лиссабонской стратегии» для стран ЕС [7]

Н2

Р2

Число выданных патентов на 10 000 чел. населения, ед.

6,26

Среднее расчетное значение по ведущим мировым странам (страны «Большой Восьмерки»)

Н3

Р3

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, %

44,25

«Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года». Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол №1 от 15 февраля 2006 г.)

Н4

Р4

Удельный вес инновационной
продукции (услуг) в общем объеме произведенной продукции (оказанных услуг), %

18,00

Н5

не используется

Соотношение доходов и затрат на международном рынке лицензий, коэф.

1,23

Платежи, полученные и переданные в соответствии с договорами о передаче лицензий (среднее по странам ОСЭР)

Н6

Р5

Направление тренда изменения показателей Н1-Н5, коэф.

не менее 1,0

Положительное значение тренда за прошедшие три года

Н7

Р6

Наличие инфраструктуры, обеспечивающей функционирование рынков новшеств, инноваций и связанных с ними услуг

присут.

Качественный показатель, характеризующий уровень развития инновационной инфраструктуры


Практическое использование методологических основ

Предложенные методологические основы позволили автору разработать ряд методик оценки инновационного развития. С применением методики оценки инновационного развития национальной экономики проведен анализ инновационного состояния Российской Федерации (РФ). Оценка инновационного развития РФ выявила проблемы, решение которых имеет первоочередное народно-хозяйственное значение. Значения показателей оценки инновационного развития РФ приведены в таблице 2 [8].

Таблица 2

Сводная таблица сравнения эталонного инновационного состояния и фактических значений показателей инновационной деятельности в РФ в 2008 г.

Шифр показателя

Наименование показателя

Фактические данные 2008 г.

Эталон инновационного состояния

Сопоставление фактических и идеальных значений, %

Н1

Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП, %

1,03

3,00

34,33

Н2

Число выданных патентов на 10 000 чел. населения, ед.

2,21

6,26

35,30

Н3

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, %

9,40

44,25

21,24

Н4

Удельный вес инновационной продукции (услуг) в общем объеме произведенной продукции (оказанных услуг),%

5,00

18,00

27,78

Н5

Соотношение доходов и расходов на международном рынке лицензий, доли ед.

0,44

1,23

35,92

Н6

Направление тренда изменения показателей Н1-Н5

1,03

более 1

соотв.

Н7

Наличие инфраструктуры, обеспечивающей функционирование рынков новшеств, инноваций и связанных с ними услуг (качественный показатель)

слабо развита

присут.

не соотв.

Выявленные проблемы инновационного развития РФ, дополнительно исследованные с применением методологии «Руководства Осло», связаны с тем, что сектора «Образование» и «Генерация знаний», имея инновационный потенциал, не реализуют его для перехода РФ в инновационное состояние. Важнейшей причиной тому является недостаточное развитие инновационной инфраструктуры и инновационной среды социально-экономической системы. Отметим, что неэффективными оказываются методы управления инновационным развитием. Это могут проиллюстрировать, например, результаты реализации «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», полученные к настоящему времени. Так, по всем тринадцати индикаторам Стратегии результат ниже прогнозируемого, а по ключевым индикаторам наблюдается стагнация (рисунок 2).
























Рис. 2 – Сравнение плановых и фактических значений ключевых индикаторов «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» до 2008 г.

Выводы

Оценивание инновационного развития, как процесса качественного изменения состава и структуры социально-экономической системы предложено осуществлять с применением методик, разработанных с применением методологических основ оценки инновационного развития. Методологические основы включают принципы оценки уровня инновационного развития социально-экономических систем, показатели, характеризующие инновационное развитие и порядок оценки инновационного развития социально-экономических систем.

Методика оценки инновационного развития национальной экономики, разработанная в рамках авторских научных выводов, применена для оценки инновационного развития Российской Федерации. Установлено, что проблемы инновационного развития связаны, в первую очередь, с отсутствием развитой инновационной среды, и отсутствием единой результативной системы управления инновационным развитием в Российской Федерации.


Литература:

  1. Porter M., Stern S. The Global Competitiveness Report 2001-2002. – New York: Oxford University Press, 2001.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isc.hbs.edu/econ-innovative.htm.
  2. Глобальный инновационный индекс ВКГ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.globalinnovationindex.org.
  3. Исмаилов Т.А., Гамидов С.Г. Инновационная экономика – стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации. – 2003. – №1.
  4. Княгинин В.Н. Возможно ли новое поколение программ инновационного развития регионов? «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.csr-nw.ru/content/library/default.asp?shmode=8&ids=46&ida=2277.
  5. Oslo manual. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org/dataoecd/35/61/2367580.pdf.
  6. Котов Д.В. Инновационное состояние социально-экономических систем: теория, практика, управление развитием: монография. – Уфа: Изд-во «Нефтегазовое дело», 2010. – 253 с.
  7. Europe glossary. Lisbon Strategy. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://europa.eu/scadplus/glossary/research_and_development_en.htm.
  8. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Публикации Росстата РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/portal/!ut/p/.cmd/cs/.ce/7_0_A/.s/7_0_8EJ/_th/J_0_LV/_s.7_0_A/7_0_87E/_me/7_0_8EB-7_0_7UL-7_0_7UJ-7_0_A/_s.7_0_A/7_0_8EJ.


Основные термины (генерируются автоматически): инновационное развитие, инновационное состояние, социально-экономическая система, инновационная деятельность, инновационный потенциал, Российская Федерация, система, показатель, инновационная инфраструктура, инновационная продукция.