Энергоемкие промышленные предприятия в условиях энергетического рынка в России
Автор: Смышляева Елена Геннадьевна
Рубрика: 7. Отраслевая экономика
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 3385 раз
Библиографическое описание:
Смышляева, Е. Г. Энергоемкие промышленные предприятия в условиях энергетического рынка в России / Е. Г. Смышляева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 83-87. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/243/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современные российские экономические и политические условия негативно отразились на состоянии крупных энергоемких предприятий (химической, металлургической, нефтехимической промышленности). Конкуренция на мировых рынках, реальный потребительский спрос и, при этом, снижение инвестиций - обострили проблему высокой энергоемкости производимой продукции. А высокая энергоемкость, в современных экономических условиях, может привести к снижению конкурентоспособности предприятия.
Энергетические затраты являются одной из основных статей в структуре себестоимости производимой продукции крупных энергоемких предприятий. Следовательно, их снижение становится одной из приоритетных задач в рамках комплексной стратегии развития и функционирования промышленного предприятия.
Самым ожидаемым результатом от реформирования и реструктуризации российской электроэнергетики для энергоемких промышленных предприятий было возникновение реальной конкуренции между генерирующими компаниями на региональном уровне и возможность покупать тепло- и электроэнергию по экономически выгодным для себя ценам. Проанализируем ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в российской электроэнергетике, на энергетических рынках. Появилась ли конкуренция между ТГК (территориальными генерирующими компаниями), ОГК (оптовыми генерирующими компаниями) или независимыми производителями тепло- и электроэнергии? Появилась ли возможность у энергоемких производителей выбирать наиболее выгодного производителя или поставщика тепло- и электроэнергии?
На сегодняшний день, на территории Российской Федерации действуют оптовый и розничные рынки электроэнергии и мощности. Субъектами оптового рынка являются генерирующие компании, сбытовые организации, сетевые компании, крупные промышленные потребители. Субъекты оптового рынка могут быть как продавцами, так и покупателями электроэнергии и мощности.
Предполагается, что оптовый рынок электроэнергии (ОРЭ) должен играть ключевую роль в создании новых рыночных условий для производителей и потребителей электроэнергии (мощности). Основным инструментом конкурентной борьбы на ОРЭ должно быть снижение затрат потребителей на электроснабжение. Согласно информации с сайта Совета рынка [3], число крупных энергоемких предприятий, получивших возможность стать субъектами оптового рынка сегодня составляет - двадцать восемь.
Согласно «Порядку вывода на Федеральный (общероссийский) оптовый рынок электроэнергии (мощности) энергоемких организаций- потребителей» (Постановление ФЭК РФ N47/1 от 7 сентября 2000г.), на ФОРЭМ могли выйти энергоемкие организации- потребители электрической энергии (мощности) со значениями присоединенной мощности и годового потребления электрической энергии, превышающим уровни, устанавливаемые ФЭК России по согласованию с организатором функционирования и развития оптового рынка РАО ЕЭС России, исходя из технических ограничений оптового рынка.
Важным условием перехода промышленного предприятия на ФОРЭМ являлось получение разрешения региональной энергетической комиссии (РЭК), на основе «…сравнительного расчета социально-экономического эффекта для региона от вывода организации потребителя на оптовый рынок и иных последствий такого решения, включая возможное изменение налогооблагаемой базы и размеров отчислений в бюджеты всех уровней». Региональным АО-энерго было не выгодно «отпускать» крупных потребителей электроэнергии, так как, в случае отсутствия у последних собственных электросетей для выхода на ФОРЭМ, прибыль региональных энергетиков составила бы лишь 10-15% от величины тарифа, за счет услуг по транспортировке электроэнергии и за услуги по обеспечению надежности энергоснабжения. [4].
На сегодняшний день, когда вертикально-интегрированные структуры АО-энерго реорганизованы, и их место заняли новые субъекты розничного рынка электроэнергии, промышленные потребители должны заключать договора на поставку или куплю-продажу электроэнергии с энергосбытовыми организациями.
Потребитель, желающий снизить стоимость приобретаемой электроэнергии путем ее покупки на ОРЭ с помощью независимой энергосбытовой организации (ЭСО), должен проанализировать, соответствует ли его потребление требованиям оптового рынка. Затем ему необходимо выбрать надежную и экономически привлекательную ЭСО и рассчитать срок окупаемости системы коммерческого учета электроэнергии, создание которой обязательно для организации электроснабжения с оптового рынка электроэнергии.
Основными критериями выбора электроснабжающей организации являются: прозрачность расчетов организации с потребителем, который должен видеть всю первичную информацию, имеющуюся у ЭСО; второй критерий — организация должна входить как минимум в число крупнейших организаций. Третьим критерием является размер сбытовой надбавки.
В рамках розничных рынков электрической энергии реализуется электроэнергия, приобретенная на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также электроэнергия генерирующих компаний, не являющихся участниками оптового рынка.
Правила функционирования розничных рынков в переходный период утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31 августа 2006 года "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".
Основными субъектами розничных рынков, согласно принятых правил, на сегодняшний день являются: потребители электрической энергии; гарантирующие поставщики; энергоснабжающие организации; производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке; территориальные сетевые организации; энергосбытовые организации, субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике на уровне розничных рынков. Сбыт электроэнергии конечным потребителям осуществляют сбытовые компании, гарантирующие поставщики (ГП), энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации. В рамках розничных рынков электрической энергии реализуется электроэнергия, приобретенная на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также электроэнергия генерирующих компаний, не являющихся участниками оптового рынка. Специфика деятельности производителей в розничном рынке зависит от их установленной мощности.
При этом, согласно правилам, действующим на сегодняшний день, используется следующая договорная конструкция розничных рынков. Гарантирующие поставщики, энергосбытовые компании могут заключать два вида договоров с потребителем: договор купли-продажи и договор энергоснабжения.
Однако, имеет ли место реальная конкуренция в сфере электроэнергетики, в современных российских экономических и политических условиях?
На сегодняшний день, энергоемкие промышленные предприятия могут выбирать из предложенных им гарантирующими поставщиками (ГП) или энергосбытовыми организациями (ЭСО) тарифов на тепло- и электроэнергию. Но данные организации (ГП и ЭСО), в каждом конкретном регионе России, в основной своей массе - бывшие звенья региональных АО-энерго, т.е. новых, независимых генерирующих «игроков» на региональных энергетических рынках почти не появилось.
В результате реформирования, единые региональные энергокомплексы были реструктурированы по видам основного бизнеса (генерация, транспорт, распределение, сбыт, диспетчерское управление), а ремонт, наладка- были выделены как «непрофильный бизнес», для последующей приватизации. После завершения реформ крупнейшие региональные энергокомпании АО-энерго оказались разделенными на несколько частей. Например, «Мосэнерго» разделили на десять компаний, «Ленэнерго», «Тюменьэнерго», «Самараэнерго», «Кузбассэнерго» и другие – на пять-семь частей [2].
В результате реформы РАО «ЕЭС» было разделено на шесть оптовых генерирующих компаний (ОГК), 14 территориальных компаний (ТГК), «Русгидро», Федеральную сетевую компанию (высоковольтные сети), холдинг межрегиональных распределительных сетей и Системного оператора (диспетчер). Основными новыми владельцами генерации стали: «Газпром», «Норильский никель», ЛУКОЙЛ, СУЭК, Онэксим Холдинг, КЭС-холдинг Виктора Вексельберга, Группа Е4. Предполагалось, что среди иностранных инвесторов будут- германский E.ON, итальянский Enel и финский Fortum. При этом, ни одной из шести объединенных энергосистем России не удастся создать условия, при которых собственники, независимые от государства, «Газпрома» и пяти крупных индустриальных групп, владели бы хотя бы половиной генерирующих мощностей [1].
Однако, для создания конкуренции недостаточно просто отпустить цены, необходимо, чтобы и структура рынка обеспечивала конкуренцию. Авторы реформы успешно справились с одной частью этой задачи при формировании самого состава генерирующих компаний (конфигурация ОГК такова, что входящие в каждую компанию электростанции рассредоточены по стране с целью не допустить монополизма в отдельно взятом регионе). Но, по мнению президента Института Энергетической Политики (ИЭП), образовалась структура собственников, которая в нашей экономической и политической ситуации, ведет к олигополиям [1].
В докладе ИЭП [1], угрозы, которые заложены в подобном развитии событий, описаны так: «С учетом наличия у будущих собственников генерирующих мощностей развитого смежного бизнеса, нуждающегося в электроэнергетических мощностях как рынке сбыта топлива или источнике электроэнергии для снабжения энергоемких производств, существует высокая вероятность того, что крупные индустриальные собственники генерации не будут заинтересованы в наличии единого оптового рынка электроэнергии и, напротив, будут заинтересованы в его фрагментации с целью получить возможность приоритетного использования генерирующих мощностей по собственному усмотрению, для удовлетворения собственных потребностей в электроэнергии или реализации региональных стратегий развития рынков сбыта производимой электроэнергии».
Такая ситуация не российское «открытие». Со схожими проблемами столкнулась Великобритания, которая провела реформу своего энергетического сектора на рубеже 1980-1990-х. После приватизации сектора на рынке появились два крупных игрока - компании National Power и PowerGen, и цены не регулировались государством, что привело к резкому росту цен на энергию в 1993 году. Властям пришлось активно вмешаться: корпорациям предписали продать часть генерирующих мощностей, на двухлетний период был установлен предельный уровень цен на энергию, а в 1995 году и вовсе принять нормативные акты, препятствующие начавшемуся процессу вертикальной интеграции [1]. Предполагается, что вертикальная интеграция не способствует развитию рыночных отношений в электроэнергетике (в этом была одна из основных причин реструктуризации и реформирования отечественной электроэнергетики [4]), но, при этом, в интервью менеджеров КЭС-холдинга вертикальное интегрирование признается одной из целей [6] : «В течение 2007-2008 годов КЭС приобрели и взяли под операционный контроль целый ряд энергетических активов - территориальных генерирующих компаний (ТГК) и энергосбытовых организаций. Это позволило создать один из крупнейших в стране операционных холдингов. Наши компании производят и поставляют тепло и электроэнергию более чем для 10 млн. потребителей в 16 регионах России. В их числе, население, социальные объекты и промышленность городов-миллионников - Самары, Перми, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода. В КЭС-Холдинг также входят газораспределительные организации и ведущее в стране по объемам добычи торфа предприятие ЗАО «Вяткаторф». С самого начала стратегия компании строилась, исходя из нескольких базовых принципов. Первый - это сфокусированное участие в электроэнергетике и производстве тепла. Мы единственная частная российская компания, для которой электроэнергетика и теплоснабжение являются профильным бизнесом. Второй - вертикальная интеграция, то есть построение цепочки от производства товара до его продажи конечному потребителю. Третий - географическая концентрация в стратегических для компании территориях, где располагаются электростанции КЭС.».
В докладе ИЭП приводится перечень мер, которые помогли бы избежать вышеперечисленных проблем. Например, этот перечень включает в себя обеспечение условий для реального прихода в российскую энергетику международных инвесторов, разукрупнение ГидроОГК, ограничение участия в аукционах по продаже генерирующих компаний для собственников, контролирующих генерацию свыше 5 МВт. Есть и довольно категоричные предложения: запретить покупку генерирующих мощностей крупным энерготопливным компаниям (прежде всего «Газпрому» и СУЭК).
Понятно, что подобные шаги абсолютно противоречат сегодняшним экономическим и политическим условиям в стране и неприемлемы для властей. Понимая это, эксперты ИЭП делают вывод [1]: «По сути, в России уже де-факто складывается неконкурентный рынок электроэнергии, в основном контролируемый несколькими крупными индустриальными группами, без значимого присутствия иностранных и институциональных инвесторов и со значительным присутствием государства».
Аналитиками высказывается мнение, что при отсутствии на рынке иностранных инвесторов - некому будет бросить вызов российским олигархическим группам. И главная проблема находится даже не в отсутствии зарубежных инвесторов, а в доминирующем положении двух собственников - государства и «Газпрома», так как, когда половина мощностей находится у них, олигархи становятся в подчиненное положение и явно будут координировать с ними свои действия» [1].
Так же аналитики ИЭП считают, что «через короткое время после этого крупные собственники генерирующих мощностей, владеющие половиной мощностей на рынке и основными первоклассными мощностями, обратятся к властям с предложениями о ликвидации оптового рынка электроэнергии, работающего по единым правилам, и его фрагментации, в более комфортную для крупных индустриальных собственников «регионализованную» систему торговли электроэнергией (в т.ч. возможно уменьшение размеров оптового рынка электроэнергии до «рынка излишков»)» [1].
Таким образом, в современных экономических и политических условиях у инвесторов, планирующих вкладывать свои средства в российскую электроэнергетику, идет «борьба» за наиболее прибыльные энергетические активы. Поэтому крупным энергоемким промышленным потребителям остается, как и ранее, развивать альтернативные источники энергии [4] (чаще всего – собственные источники энергии), так как ни о каком снижении тарифов на тепло- и электроэнергию вследствие конкурентной борьбы между генерирующими компаниями на энергетическом рынке (особенно региональном) не идет и речи.
С 1 января 2011 г. на оптовом рынке электрическая энергия и мощность должны поставляться по свободным (нерегулируемым) ценам, за исключением поставок потребителям-гражданам и приравненным к ним категориям потребителей.
При этом за последние три года после завершения реформирования РАО «ЕЭС России» (2008-2010 гг.) цены на электроэнергию для конечных потребителей выросли более, чем на 100% без улучшений качества и надежности энергоснабжения. Рост тарифов на передачу по сетям за три года составил +75%. Рост оптовой цены генерации (энергия + мощность) за три года составил +130% [4]. В 2010 году тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей выросли на 7,6% (в 2009 году –19%).
Таким образом, цены на электроэнергию для конечных потребителей в ближайшие три года могут вырасти еще более, чем на 100% к уровню 2010 г. Генерация электроэнергии является непрофильным бизнесом для большинства крупных промышленных предприятий. Однако, они могут пойти на строительство собственных источников энергии с целью автономного или совмещенного энергоснабжения своих предприятий по приемлемым ценам.
Вследствие значительного роста цен на оптовом рынке в последние годы, крупные промышленные потребители уже реализуют проекты самообеспечения электроэнергией: Евраз приобрел Западно-Сибирскую ТЭЦ (это покупка электростанции на оптовом рынке и перевод ее на розничный); заводы «НЛМК», «Балтика» - построили блок-станции; развивается малая генерация при нефтяных месторождениях.
Решение руководства промышленного предприятия о реализации проекта по строительству собственного источника энергии и организации совмещенного энергообеспечения, так же как и решение о разработке программы энергосберегающих мероприятий, связаны с реформированием деятельности энергетического хозяйства, энергетической службы данного предприятия, с разработкой определенной энергетической стратегии. Так же в работе энергетической службы предприятия предполагается организационная перестройка существующего аппарата управления.
В результате анализа имеющихся в литературе источников, можно выделить следующие варианты альтернативного энергообеспечения промышленных предприятий [2]: выход промышленного предприятия на оптовый рынок электроэнергии; строительство собственных источников энергии; организация децентрализованного или совмещенного энергообеспечения; приобретение в собственность или аренда теплоэлектростанций (ТЭС) и т.д.
Выбор технологической схемы энергообеспечения промышленного производства в настоящее время определяется финансовыми возможностями и масштабами производственного процесса. Для принятия решения о реализации выбранного варианта энергообеспечения промышленного объекта необходимо анализировать интересы участников данного процесса (ТГК, региональной и местной администрации, промышленного предприятия), а так же учесть все достоинства и недостатки данных вариантов и возможности их реализации.
В настоящее время, с появлением высокоэффективных технологий, стало возможным применять энергетические установки единичной мощности от 2,5 до 450 МВт в энергетических хозяйствах промышленных предприятий. Российские производители турбомашин и электрогенераторов объединения ОАО «Силовые машины»: Ленинградский металлический завод (ЛМЗ), Калужский турбинный завод (КТЗ), «Электросила» (Санкт-Петербург), производитель электрогенераторов малой мощности ОАО «Привод» (г. Лысьва) - постоянно совершенствуют выпускаемое оборудование. Энергетические установки малой мощности поставляются блоками повышенной заводской готовности, что позволяет осуществлять их строительство и монтаж в энергетических хозяйствах промышленных предприятий в течение от полугода до пяти лет.
Россия имеет многолетний опыт строительства и эксплуатации электростанций малой мощности в северных районах страны. Но в настоящее время подобные электростанции строятся и в центральной части страны. Основной причиной данной тенденции стало стремление обеспечить, в современных условиях хозяйствования, технологический процесс дешевой энергией собственного производства. При этом, с точки зрения технологии, чаще сооружаются источники энергии на предприятиях, имеющих возможность обеспечить себя топливом. Однако следует отметить, что для некоторых промышленных предприятий, при строительстве собственного источника энергии, могут возникнуть трудности с его размещением, необходимость решения экологических задач или проблема реализации избытка тепло- или электроэнергии в региональную энергосистему. Если отсутствуют проблемы с получением топлива, то стоимость производимой энергии в источнике энергии промышленного предприятия, в большинстве случаев, будет меньше стоимости энергии, покупаемой у региональных ЭСО или ГП.
Таким образом, на сегодняшний день, крупные энергоемкие потребители, как и десять лет назад, могут участвовать в электроэнергетическом рынке, в основном в качестве покупателей. При этом, сложившаяся экономическая ситуация в российской экономике, навязывание предприятиям условий работы с гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями, существующие тарифы на покупку тепло- и электроэнергии, способствуют разработке и реализации крупными энергоемкими промышленными потребителями альтернативных способов энергообеспечения производственного процесса. То есть многие энергоемкие промышленные потребители, нуждающиеся в снижении энергетических затрат в структуре себестоимости производимой продукции, зачастую не могут найти выгодные для себя низкие (или не растущие в течение длительного периода времени) тарифы на тепло- и электроэнергию, считают более экономически эффективным сооружение, например, собственного источника энергии.
Литература:
1. Денисов, А., Государство остается // Online Время [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http://www.vremya.ru/print/175878.html/Время новостей/Андрей ДЕНИСОВ/Государство остается / N°63, 11 апреля 2007.
2. Никитин, Е., Виктор Кудрявый «Виноват ли Чубайс в энергетических катаклизмах»//812’ Online [Электронный ресурс]. – Режим доступа:// http://www.online812.ru/2009/10/12/006/. 3.Палата покупателей электроэнергии // Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электроэнергией и мощностью. Некоммерческое партнерство [Электронный ресурс]. – Режим доступа:// http://www.np-sr.ru/.
4. Смышляева Е.Г., Экономика энергетики: учеб. пособие.- Тольятти, ИПЦ ПГУС, 2009.-247. ISBN 978-5-9581-0170-2.
5.Струнилин, П.В. Рынок электроэнергии в РФ: взгляд промышленных потребителей //PROATOM [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2362.
6. Элбакидзе, И., Сергей Емельченков: «Частный бизнес обязан быть эффективным
// КЭС-холдинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа:// http://www.ies-holding.com/clippings_id1507.html.