Перспективы развития туристического бизнеса малых городов России
Автор: Коржанова Алла Александровна
Рубрика: 18. Туризм
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 1672 раза
Библиографическое описание:
Коржанова, А. А. Перспективы развития туристического бизнеса малых городов России / А. А. Коржанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Москва : РИОР, 2011. — С. 203-204. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/291/ (дата обращения: 15.11.2024).
Туризм в современной России представляет собой динамично развивающуюся отрасль. Во всех сферах туристской деятельности осуществляется расширение сферы предложения и углубления ее специализации.
Для многих малых городов России туризм стал важной отраслью экономики, тем самым спасательным кругом, который позволяет им держаться на плаву. Именно поэтому так важно наладить взаимодействие органов местной власти и частного бизнеса. Как разные муниципальные образования решают такие задачи?
В ходе маркетингового исследования рынка внутреннего туризма специалисты Института комплексного развития территорий (ИКРТ) побывали в Суздале, Угличе, Костроме, Дмитровском районе Московской области, Ивановском районе Ивановской области, и обсудили эти проблемы с руководителями туристических отделов местной администрации. Оказалось, что каждое муниципальное образование идет своим путем, который определяют специфические особенности культурно-исторической базы и природно-рекреационные условия территорий.
Администрация Дмитровского района, счастливого обладателя разнообразных ландшафтов, сделала ставку на использование природных рельефов, пригодных для создания горнолыжных курортов, которые в летнее время превращаются в спортивно-развлекательные парки. Зная эту особенность Дмитровского района, инвесторы сами приходят в его администрацию и приносят готовые к реализации проекты, а местные власти обеспечивают их бизнесу условия для успешного развития. Именно так на севере Подмосковья появились спортивные парки "Волен", "Яхрома", "Сорочаны", "Лисья нора".
Суздаль стал лидером в туритическом рейтинге малых городов, потому что использовал созданную в советское время базу, ориентированную на развитие культурно-познавательного туризма. Правда, в новых экономических условиях пришлось подумать, как привлечь инвесторов, готовых вкладывать деньги в восстановление порядком разрушенной туристической инфраструктуры, но результаты налицо: в условиях отсутствия в городе крупных промышленных предприятий в туристическом бизнесе занято почти 50 % взрослого населения Суздаля. Устойчивый рост объема туристского потока позволяет увеличить количество рабочих мест, а это фактор, определяющий благосостояние местных жителей. Суздаль научился жить за счет предоставления ранообразных услуг.
Углический туристический бизнес начинался с чистого листа, поэтому руководство района решило подойти к его формированию с научных позиций. С помощью Академии Российской Федерации была разработана развернутая Программа комплексного развития туризма в Угличском муниципальном районе. Расчет делался на привлечение крупных (внешних) и мелких (внутренних) инвесторов. Крупный бизнес создал современную туристическую инфраструктуру, угличские предприниматели вдохнули в нее жизнь.
Несмотря на то, что туризм не является единственным направлением городской экономики, в нем прямо и косвенно занято до 25% трудоспособного населения. Мало того, именно туристический бизнес привлек к Угличскому району внимание отечественных и иностранных инвесторов, которые стали вкладывать деньги в создание на его территории новых промышленных предприятий, и город ожил. Люди поняли: чтобы зарабатывать деньги, совсем необязательно уезжать из родных мест.
Каждое муниципальное образование ищет собственные пути туристического бизнеса, но все малые города сталкиваются с одинаковыми проблемами. Во-первых, необходимо пересмотреть существующие налоговые режимы и схемы бюджетного строительства, потому что даже при очень высокой степени развития мелкого и среднего бизнеса провинциальные туристические города не имеют от их предприятий никаких налоговых поступлений, так как налог на вмененный доход распределяется между бюджетами вышестоящих уровней. Во-вторых, изношенным коммунальным сетям малых городов давно нужен дорогостоящий ремонт; в-третьих, все они испытывают дефицит квалифицированных работников сферы обслуживания. Но если с последней проблемой малые города в состоянии справиться своими силами, то для решения двух первых задач необходима серьезная помощь государства. Нужно создавать федеральные программы, направленные на поддержку туристического бизнеса малых городов.
Только в этом случае деньги российских туристов перестанут обогащать бюджеты Турции, Египта, Болгарии и множества других стран. Оставаясь в России, они будут работать на создание в провинции рабочих мест и на повышение уровня жизни малых городов России.
Рынок въездного туризма в настоящее время переживает определенный спад. Большинство зарубежных экспертов признает что подобный процесс связан с политической и экономической нестабильностью в стране, а также тем что обслуживание у нас более низкого качества по сравнению с сервисом разитых в туристской сфере стран.
Хотя Россия по-прежнему может привлечь иностранных гостей и наших соотечественников своей древней историей, природо-архитектурными памятниками, турами по Золотому Кольцу и другими маршрутами.
Туризм представляет собой важнейшую отрасль, которая может активно помочь процветанию России.
Литература:
Воронкова Л.П. "История туризма". Учебное пособие. Москва-Воронеж. 2001г., 304 с.
Долженко Г.П. ""Основы туризма". Учебное пособие. Москва-Ростов-на-Дону. 2009г., 314 с.
Журнал "Территория и планирование" №3(21), 128с.
Рябинина Ю. ""Партизанский рейд неудобного клиента или Проблема недоосвоенных рынков". Журнал "Туризм", 2009, №2.