Управление транспортной отраслью в контексте экологической ответственности
Автор: Макеева Мария Юрьевна
Рубрика: 19. Логистика и транспорт
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 744 раза
Библиографическое описание:
Макеева, М. Ю. Управление транспортной отраслью в контексте экологической ответственности / М. Ю. Макеева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Москва : РИОР, 2011. — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/305/ (дата обращения: 15.11.2024).
Транспорт оказывает значительное влияние на окружающую среду. Вместе с тем, в последнее десятилетие сильно возросла актуальность экологический проблем, связанных с этой отраслью хозяйства. На настоящий момент появилось немало технологических возможностей для повышения качества перевозки промышленных, торговых грузов и пассажиров со снижением вредного воздействия на окружающую среду. Использование технологический новшеств позволяет снизить загрязненность воздуха, воды, почвы, уменьшить уровень шума, производимого транспортом и удовлетворять растущие потребности промышленности в транспортных услугах, при этом учитывая необходимость сохранения окружающей среды и природных ресурсов.[5]
Транспорт влияет и изменят окружающую среду, и именно поэтому необходимо грамотное управление в этой области. Среди отрицательных примеров влияния транспорта на окружающую среду можно назвать:
загрязнение воздуха выхлопными газами и мельчайшими твёрдыми частицами,
загрязнение грунтовых вод токсичными стоками с автодорог, автомоек и стоянок автотранспорта,
шумовое загрязнение,
потеря городского жизненного пространства (до 50 % площади современных городов отводится на дороги, парковки, гаражи и заправочные станции) и разрастание пригородов, которые поглощают места обитания диких животных и сельскохозяйственные земли. [4]
Именно поэтому необходимо инвестировать с развитие инфраструктуры, обеспечивающей сохранение здоровья населения и планеты. При строительстве транспортных узлов, дорог, использовании различных видов топлива необходимо отдавать отчет о том, какие последствия может иметь неосторожный шаг.
Функционирование любого элемента техносферы, в том числе и транспорта, должно основываться на следующих принципах:
* Проведение количественной и качественной оценки общего и локального потребления природных ресурсов исходя из местных региональных и федеральных возможностей;
* Проведение количественной и качественной оценки влияния различных видов деятельности общества на состояние экологических систем, природных комплексов и природных ресурсов;
* Нормирование уровня антропогенных воздействий от различных видов деятельности общества, в том числе и объектов транспорта на природную среду;
* Обеспечение равновесия в кругообороте веществ и энергии путем ограничения воздействия на природу, исходя из ее возможностей по самоочищению и воспроизводству;
* Ограничения воздействия на природную среду с помощью различных методов и средств очистки выбросов в атмосферу, стоков в водоемы, отходов производства, физических излучений;
* Создание экологически чистых производств, технологий, подвижного состава, оборудования и транспортных систем;
* Использование методов экологической профилактики функционирования отраслей и объектов железнодорожного транспорта путем выполнения природоохранных мероприятий и внедрения технологических средств;
* Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды;
* Использование экономических методов в управлении охраной окружающей среды и рациональным природоиспользованием;
* Неотвратимость наступления ответственности за нарушение правил, норм, законов по охране окружающей среды. [1]
Железнодорожный транспорт по объему грузовых перевозок занимает первое место среди других видов транспорта, по объему перевозок пассажиров второе место после автомобильного транспорта. [3] Успешное функционирование и развитие транспорта зависит от состояния природных комплексов и наличия природных ресурсов, развития инфраструктуры искусственной среды, социально-экономической среды общества.
Состояние окружающей среды при взаимодействии с объектами железнодорожного и автомобильного транспорта зависит от инфраструктуры по строительству железных и автомобильных дорог и транспортных узлов, производству подвижного состава, производственного оборудования и других устройств, интенсивности использования подвижного состава и других объектов, результатов научных исследований и их внедрения на предприятиях и объектах отрасли.
При развитии и функционировании объектов железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта следует учитывать свойства природных комплексов – многосвязность, устойчивость, коммутативность, аддитивность.
В рамках государственной политики РФ до 2030 года планируется корректировка стратегии развития транспортной отрасли с целью снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Достижение данной цели будет способствовать созданию условий для снижения уровня техногенного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека и достижения международных экологических стандартов работы отрасли.
В рамках данной цели предполагается выработка и ввод в действие механизмов государственного регулирования, обеспечивающих мотивацию перехода транспортных средств на экологически чистые виды топлива, а также снижение энергоемкости транспорта до уровня показателей передовых стран.
Важным резервом снижения объемов воздействий, выбросов и сбросов, количества отходов на всех видах транспорта является профессиональная подготовка персонала, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств. Другим резервом сокращения вредного воздействия транспорта на здоровье человека в рамках данной цели транспортной стратегии является рационализация маршрутов следования транспортных потоков.[2]
Таблица 1.
Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду. [2]
Наименование |
Единицы измерения |
2007 |
2015 |
2020 |
2025 |
2030 |
Снижение энергоемкости перевозок на железнодорожном транспорте (к уровню 2007 года): |
|
|
|
|
|
|
- удельный расход электроэнергии на тягу поездов (поездная работа) |
% |
100,0 |
97,0 |
93,6 |
90,0 |
85,6 |
- удельный расход условного топлива на тягу поездов (поездная работа) |
% |
100,0 |
97,4 |
94,4 |
93,0 |
90,9 |
Снижение на железнодорожном транспорте общего пользования (к уровню 2007 года): |
|
|
|
|
|
|
- выбросов загрязняющих веществ |
% |
100 |
85 |
70 |
53 |
30 |
- сброса недостаточно очищенных сточных вод |
% |
100 |
85 |
65 |
53 |
30 |
Объем загрязняющих вредных веществ от автотранспортного комплекса (к уровню 2007 года) |
% |
100 |
100 |
95 |
80 |
60 |
Доля альтернативных топлив в общем топливопотреблении автотранспортных средств |
% |
Менее 1 |
3 |
9 |
20 |
35 |
Доля парка грузовых автомобилей, использующих альтернативные виды топлива |
% |
3 |
7 |
10 |
25 |
35 |
Доля утилизации отходов (включая вторичную переработку) на автомобильном транспорте |
% |
Менее 50 |
51 |
65 |
75 |
90 |
Доля в общем объеме перевозок российских авиакомпаний самолетов, соответствующих требованиям главы 4 приложения 16 Конвенции ИКАО по уровню авиационного шума и эмиссии |
% |
30 |
45 |
70 |
85 |
100 |
Средний расход авиатоплива на единицу транспортной работы на воздушном транспорте |
кг/ткм |
0,53 |
0,48 |
0,38 |
0,33 |
0,27 |
Теоретически, реализация приведенных целей транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года должна обеспечить удовлетворение потребностей инновационного социально-ориентированного развития российской экономики и общества в качественных транспортных услугах, конкурентоспособных с лучшими мировыми аналогами. Сбалансированное развитие транспортной системы страны позволит повысить конкурентоспособность товаров и услуг на мировых рынках; показатели мобильности населения приблизятся к уровню развитых стран, что будет одним из важнейших факторов повышения качества человеческого капитала в стране; снизится дифференциация по доступности транспортных услуг для различных регионов и социальных групп общества, снизится воздействие транспорта на окружающую среду, что, соответственно, повлечет за собой повышение качества жизни человека.
- Литература:
-
1. Николаев А. С. Единая транспортная система /
А. С. Николаев. — М.: Лицей, 2001.
- 2. Проект Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, редакция на 28 июля 2008 года – М., 2008 – 183 с.
- 3. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. -Р76 М., 2010. – 813 с.
- 4. Шишкина Л. Н. Транспортная система России / Шишкина Л. Н. — М.: 2003.
- 5. Экологически благополучные города. PollockPress 2011 (Интернет-ресурс)
- 2. Проект Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, редакция на 28 июля 2008 года – М., 2008 – 183 с.