Актуальные проблемы развития делового туризма Оренбургской области
Автор: Сукина Руфия Ринатовна
Рубрика: 18. Туризм
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 1821 раз
Библиографическое описание:
Сукина, Р. Р. Актуальные проблемы развития делового туризма Оренбургской области / Р. Р. Сукина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Москва : РИОР, 2011. — С. 215-218. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/309/ (дата обращения: 15.11.2024).
Туризм как отрасль экономики обладает мультипликативным эффектом, способен создать предпосылки для экономического подъема ряда российских регионов, увеличения занятости населения, более полного удовлетворения потребности граждан в отдыхе.
На основе анализа «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года», разработанной Федеральным агентством по туризму, установлено, что интерес для развития въездного туризма представляют следующие виды: культурно-познавательный, деловой, специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, этнический, учебный, научный) [9, с. 5].
В русле исследований специфики делового туризма, выявлено, что в настоящее время бизнес-путешествия превратились в самостоятельную и динамично развивающуюся отрасль. По оценкам Всемирного совета деловых путешествий и туризма (World Travel and Tourism Council, WTTC) за 2010 год, объем деловых поездок в мире сократился на 1,8%, на российском рынке - на 5%. По прогнозам WTTC, к 2020 году число деловых поездок в мире будет возрастать ежегодно на 4,3%. На российском рынке прогнозируется ежегодный рост на 5,9% [11].
По данным Ростуризма, общее число въезжающих в Россию выросло в 2010 году примерно на 3%, число посетителей более 20 млн. иностранцев. Туристов среди них – около 2,5 млн. человек, вместе с бизнес-туристами – почти 7 млн. По данным Федерального агентства по туризму (Ростуризм), деловой туризм по итогам 2010 года вырос на 12% [5].
В федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» прогнозируются предпочитаемые виды отдыха на внутреннем рынке: пляжный – 38%; культурно-познавательный – 20%; деловой – 18%; оздоровительный, спортивный (экстремальный) – 15%; событийный, паломнический, экологический, сельский, круизный и др. – совокупно 9% [10]. Данные актуализируют проблему организации делового туризма в России.
Круг научных изысканий по проблеме развития делового туризма достаточно узок и ограничен рассмотрением отдельных задач. Выделение делового туризма в качестве отрасли международного туризма носит в литературе скорее описательный, нежели научно-аналитический характер.
В специальной литературе, периодических изданиях и средствах массовой информации используют тождественные термины-эквиваленты: деловой туризм, business travel (англ. деловое путешествие), MICE-индустрия (аббревиатура английских слов meetings – встречи, incentive – инсентив, conferences – конференции и конгрессы, exhibitions – выставки). Данные категории имеют много общего, но по смысловому содержанию они различаются.
Исследователи И.В. Зорин и В.А. Квартальнов в «Энциклопедии туризма» трактуют деловой туризм как временные командировки и поездки со служебными целями, включая участие в конференциях, конгрессах и т.д. без получения доходов в месте командировки [3, с. 272]. И.Т. Балабанов и А.И. Балабанов определяют деловой туризм как поездки бизнесменов с деловыми целями [1, с. 25].
Понятия «деловой туризм» за рубежом не существует. Повсеместно используется понятие «business travel». Business travel рассматривается как путешествие. Цель и место пребывания обусловлены бизнесом, все затраты возмещаются компанией. В глоссарии туристических терминов business travel определяется как путешествие, имеющее целью коммерческое дело, государственное задание или образование, предусматривающее в качестве вторичной мотивации отдых [12]. Приведенные определения позволяют сделать вывод о том, что деловые цели путешествия являются в понятии «business travel» ключевым выражением, а туристские цели рассматриваются как вторичные.
Изучение различных определений делового туризма в отечественной и зарубежной специальной литературе позволяет сделать однозначный вывод: трактовки термина «деловой туризм» отечественными учёными и практиками полностью соответствуют понятию «business travel».
С деловым туризмом также отождествляется термин MICE. Под MICE подразумевается целая индустрия, обеспечивающая организацию и проведение различных деловых мероприятий. Структура зарубежной MICE-индустрии имеет следующую структуру: 65% - поездки на конгрессы; 16% составляют встречи, семинары; 15% - выставки, ярмарки; 3% - инсентив поездки.
Квартальнов В.А. считает, что составляющей MICE-индустрии является организация встреч, выставок и конференций. В индустрии делового туризма встречи представляют собой организованные мероприятия, объединяющие людей для обсуждения различных вопросов и принимающие разнообразные формы: конгресс, конференция, саммит, съезд, симпозиум, семинар [4, с. 35].
В настоящее время инсентив-туры приобретают большую популярность. На их долю приходится 3% общего объема деловых путешествий. В англо-русском толковом словаре туристских терминов под редакцией С.С. Синицина и В.И. Туревича инсентив определяется как поездки, предоставляемые администрацией предприятий и учреждений своим сотрудникам на исключительно льготных условиях или бесплатно в качестве премии за высокие производственные показатели [8, с. 108]. Г.А. Папирян понимает под понятием «инсентив-туризм» специальный сектор туризма, применяемый компаниями для награждения своих работников и поощрения их к выполнению новых задач [7, с. 89].
Целью делового туризма в России является продвижение достопримечательностей региона, привлечение туристов, ознакомление и создание заинтересованности приезжих с деловыми визитами гостей в посещении интересных мест в регионе.
К проблемам, препятствующим развитию российского делового туризма, относятся: несформированность портфеля актуальной законодательной поддержки отрасли делового туризма; отсутствие достаточного бюджетного финансирования и инвестирования данной отрасли; недостаточно эффективная маркетинговая политика на отечественных и зарубежных рынках; несоответствие качества и цены предоставляемых услуг; неразвитая система профессиональной подготовки кадров для индустрии делового туризма и научное обеспечение этой подготовки; отсутствие достоверной и полной статистики по состоянию и тенденциям развития делового туризма в стране; неблагоприятный визовый режим. Наблюдается сравнительно невысокая экономическая привлекательность инвестиций в гостиничный комплекс.
С целью продвижения туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках разработана практическая целевая программа поэтапного развития и стимулирования делового туризма «Развитие туризма в Оренбургской области на 2011−2016 годы», где определены мероприятия, направленные на развитие индустрии туризма с целью удовлетворения потребностей населения в туристических услугах посредством повышения инвестиционной привлекательности экономики области, сохранения и развития культурного наследия, распространения лучших традиций многонациональной культуры области, улучшения торговых, культурных и иных экономических связей: разработка проекта в сфере туризма «Оренбургская Тарпания»; формирование зон приоритетного развития туризма и рекреации, создание информационной базы данных объектов туристской индустрии и туристских ресурсов, сохранение историко-культурного и туристско-рекреационного наследия области; создание русско-английского информационного портала и интерактивной карты «Туризм и сервис Оренбуржья», популяризация туристических возможностей области среди населения и регионов; проведение мониторинга туристических предпочтений населения области и регионов, использование результатов мониторинга в развитии внутреннего и въездного туризма; продвижение туристского потенциала области среди населения, повышение интереса населения к внутреннему туризму, увеличение туристского потока; ознакомление с тенденциями и опытом развития российской и мировой туристской индустрии, привлечение инвесторов в область, участие в региональных выставках, научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, форумах, фестивалях, премиях по вопросам развития туризма; проведение информационных туров по объектам туристской инфраструктуры области для средств массовой информации, турагентов и туроператоров области и регионов.
Проанализировав информацию о наличии в Оренбурге мест проведения конференций, выставок и ярмарок, выявлено, что практически отсутствуют благоприятные условия для развития делового туризма в городе. Основными организаторами выставок, конференций и ярмарок выступают Правительство Оренбургской области, Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, Торгово-промышленная палата области и ОАО «УралЭкспо». Местом проведения преимущественно являются СКК «Оренбуржье» и ДКиС «Газовик». В некоторых отелях и гостиницах («Яик», «Бизнес-отель «Южные Ворота») в качестве дополнительной услуги предоставляются конференц-залы.
СКК "Оренбуржье" предлагает выставочную площадь 1300 кв. м. внутри павильона и 2500 кв. м. вне павильона (прилегающая территория); конференц-зал вместимостью 120 посадочных мест оснащён комплектом демонстрационного оборудования; центральное фойе Дворца является местом для размещения выставок и экспозиций. Специфика конференций и выставок, проводимых в Оренбурге, представлена ниже: машиностроение, металлообработка, стройиндустрия (выставки «Промэнергостроймаш», «Промэнерго»; Казахстанско-Российская промышленная выставка «Европа - Азия. Сотрудничество без границ»); предпринимательство (городской бизнес-форум предпринимателей «Город – бизнесу, бизнес – городу», выставка «Услуги и бизнес», областная конференция «Практические инструменты повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса»); мебельная и деревообрабатывающая промышленность («Дом. Мебель. Дизайн», «Мебель. Дизайн. Интерьер»); пищевая, лесная промышленность, ландшафтное хозяйство и садоводство, технологии размножения домашнего скота и птицеводство (международная выставка-ярмарка «Зеленая неделя», межрегиональная выставка-ярмарка продовольственных товаров и упаковки «Меновой двор», выставка «Агро», Казахстанско-Российская промышленная выставка «Европа - Азия. Сотрудничество без границ»); нефтехимическая и газовая промышленность ("Нефть. Газ. Энерго"); архитектура, градостроительство, строительная техника и оборудование, строительные, отделочные, кровельные материалы и технологии их изготовления («Стройурал»); коммерческая недвижимость, малоэтажное строительство, ипотека, кредитование и страхование («Недвижимость в Оренбуржье»); образовательные учреждения, обеспечение учебного процесса, инновационные педагогические технологии, переподготовка кадров, трудоустройство («Образование и карьера»); строительство и обслуживание спортивных сооружений, услуги оздоровительных комплексов и косметических салонов, все виды туризма, санатории, дома отдыха, спортивно-туристическое оборудование («Спорт. Отдых. Туризм. Здоровый образ жизни»); экология («Управление отходами. Экология»).
Развитие системы делового туризма в Оренбурге может быть реализовано при наличии социального партнёрства региональных структур.
- Литература:
Балабанов, И.Т., Балабанов, А.И. Экономика туризма [Текст] /И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 250с.
Гасиев, М. Основы делового туризма и индустрии MICE в России и за рубежом: сравнение и тенденции [Текст] / М. Гасиев. – М., 2004. – 145с.
Зорин, И.В. Квартальнов, В.А. Энциклопедия туризма [Текст] / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов: справочник. – М.: Финансы и статистика, 2004. 65с.
Квартальнов, В.А. Туризм: теория и практика [Текст]: в 5 т. / В.А. Квартальнов: избранные труды: Иностранный туризм: Учебное пособие. – М.: Финансы и Статистика, 2003. – 232с. – 4 т.
Официальный сайт Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу: http://www.russiatourism.ru/
Развитие туризма в Оренбургской области на 2011−2016 годы. Областная целевая программа [Текст]: офиц. текст. – Оренбург, 2010. – с. 5-9.
Папирян, Г.А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме [Текст]/ Г.А. Папирян: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 160с. – 86с.
Синицин, С.С., Туревич, В.И. Англо-русский толковый словарь туристских терминов [Текст] / С.С. Синицин, В.И. Туревич. – М.: ООО «Лэмэк», 1999. – 564с.
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года [Текст]. – М., 2008. – 96с.
Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы). Концепция федеральной целевой программы. – М., 2010 г.
Glossary of tourism terms. [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу: http://www.uniquelytexas.org/glossary.htm