Культурный туризм как фактор развития Оренбургской области
Автор: Гаврилова Елена Александровна
Рубрика: 18. Туризм
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 2282 раза
Библиографическое описание:
Гаврилова, Е. А. Культурный туризм как фактор развития Оренбургской области / Е. А. Гаврилова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Москва : РИОР, 2011. — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/310/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассмотрены подходы к пониманию культурного туризма. Представлена модель организации туристической деятельности, основанная на достижении культуротворческого эффекта.
Ключевые слова: культурный туризм; культурная среда; культурно-семантическое пространство; социально-культурное проектирование.
В современном мире индустрия туризма является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей экономики. Динамика социокультурных процессов отличается интеграцией различных форм инициирования культурной активности населения, среди которых важное место занимает культурный туризм.
Новое понимание культуры в общественном развитии и осознание необходимости сохранения культурного многообразия расширяет перспективы культурного туризма как фактора регионального развития в условиях глобализации.
Исследование эволюции понятия культурного туризма свидетельствует о его динамичном развитии. Культурный туризм понимается как:
- познание национальной культуры страны посещения [2, с. 3];
- относительно самостоятельный элемент человеческого бытия, как социально- культурное явление [1, с. 7];
- как процесс ознакомления с «чужой» культурой и ее осмысления [3, с. 6].
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» (гл. II, т.4) говорится о том, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма. В этой связи приобретает особое значение развитие культурного туризма в Российской Федерации, в частности, в регионах [5, с. 8].
Многообразие подходов к интерпретации культурного туризма делают весьма затруднительной попытку единственно правильного определения культурного туризма. В этой связи выделяют два основных подхода к рассмотрению анализируемого явления: технический подход; концептуальный подход.
Первый подход представляет концепцию, основывающуюся на понятии культуры как продукта. Второй подход описывает мотивы, лежащие в основе данного вида туризма, и объясняет стремление людей к посещению культурных объектов.
Культурный туризм может быть охарактеризован как сложный социокультурный феномен, обеспечивающий непосредственный контакт человека с культурно-историческим наследием, создающий особое социокультурное пространство сопричастности участников туристских программ к мировым духовным процессам, сконцентрированным в культурных локусах, достопримечательностях, памятниках, разнообразных экскурсионных объектах.
Исследование понятия культурного туризма выявило его структуру и состав элементов: задачи, факторы, проблемы.
Основными задачами культурного туризма являются: возможность удовлетворения разнообразных досуговых запросов и инкультурации его участников через актуализацию исторической памяти; расширение культурного кругозора в отношении историко-культурных традиций, обычаев, нравов, материальной культуры народов других местностей; формирование гуманистического мышления и мировоззрения; формирование культурной компетентности участников туристического процесса; адаптация и социализация личности через усвоение культурных форм; выявление положительного и отрицательного в опыте прошлого, определяющего в значительной мере ментальность нации; создание новых «точек роста» культурной политики в регионах [3, с. 9].
К проблемам культурного туризма подходят с различных позиций. Первая позиция выдвигает проблемы управления и финансирования культуры, другая позиция выражается в том, что к культурному туризму подходят как к одному из возможных видов туризма, использующему потенциал территории [6]. Немаловажной проблемой считается несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры и гостиничной базы международным стандартам; слабость рекламной деятельности в организации маршрутов; отсутствие предварительной подготовки участников экскурсий к знакомству с предстоящими туристскими объектами. У многих организаторов маршрутов отсутствуют продуманные культурные ориентиры по отношению к планируемым туристским программам.
Культурный туризм как явление широкое и разноплановое имеет множество взаимосвязей с различными видами туризма. Мы предполагаем следующие взаимосвязи культурного туризма. Культурный туризм взаимосвязан с познавательным туризмом, событийным, сельским, этнокультурным, экотуризмом, видеотуризмом, театрализованным, религиозным, компьютерным туризмом.
Фактором развития культурного туризма является исторический и культурный потенциал посещаемой страны, уровень организации доступа к нему для всех интересующихся, бытовой комфорт проживания туристов [4, с. 3].
В число объектов культурного туризма входят культурно-историческое наследие (исторические территории, архитектурные сооружения, зоны археологических раскопок, художественные и исторические музеи, народные промыслы, праздники, обряды, выступления фольклорных коллективов) и актуальная культура сегодняшнего дня.
Оренбургская область обладает огромным потенциалом самобытных и ярких памятников истории и культуры. В настоящее время Министерством молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области учтено 2633 объекта культурного наследия. В единую сеть государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства Оренбургской области входят порядка 2,5 тысяч учреждений. В том числе: 983 библиотеки; 2 государственных, 11 муниципальных и 27 народных музеев; 7 профессиональных театров; государственная филармония (в составе 10 коллективов); 68 детских учреждений дополнительного образования; Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей.
Оренбуржье представляет собой уникальное в этническом плане образование, на просторах которого сформировалась одна из наиболее сложных полиэтнических систем, отличающихся разнообразием этносоциальных элементов, пространственно-географическими расселениями, своеобразием этноисторической культуры. Для многонационального Оренбуржья, где проживает 119 национальностей, характерно стремление этнических групп к возрождению, сохранению и развитию самобытных национальных культур, уникальных национальных традиций, обычаев и обрядов.
Своеобразным символом этнокультурного взаимодействия народов, проживающих в Оренбургской области, стал уникальный, единственный в России культурный комплекс «Национальная деревня». Это парк-музей, в котором представлены русское, украинское, татарское, казахское, башкирское, мордовское, чувашское, белорусское, армянское и немецкое национальные подворья. В каждом из них открыты музеи истории, культуры и быта, библиотеки, кафе национальных блюд. Проект получил международную премию «Лидеры Туриндустрии – 2007».
Единственными уцелевшими от старого Оренбурга и самыми древними в городе сооружениями являются гостиный и меновой двор, нижняя часть колокольни и каменное одноэтажное здание бывшей таможни. Ранее гостиный двор предназначался для зимней торговли, а меновой двор - для летней. В настоящее время памятником прежней постройки гостиного двора остается только его южная стена, прочие же стены перестроены в торговые магазины. В гостиный двор ведут четверо ворот, над западными воротами возвышается старинная башня. Внутри гостиного двора имеется 68 торговых помещений, кладовых и лавок.
Спуск к реке Урал в Оренбурге, набережная, памятник Чкалову, подвесной пешеходный мост являются визитной карточкой Оренбурга. Под правым берегом Урала находится детский железнодорожный вокзал, от которого точно по расписанию отправляются поезда, которые обслуживаются детьми.
Культурно-историческое наследие Оренбургской области можно использовать в культурно-познавательных, туристических целях.
Организация туристской деятельности, основанная на достижении «культуротворческого эффекта», по мнению Кировой М.С., включает в себя следующие этапы: социально-культурная диагностика особенностей участников будущего туристского маршрута; разработка сценариев туристских маршрутов; моделирование предполагаемых маршрутов; проведение собственно туристской программы; организация общения туристов по окончании маршрута.
Конкретному туристическому маршруту должна предшествовать его тщательная культурологическая проработка как виртуальной реальности, рассматриваемой в качестве опережающей образно-информационной, семантической модели будущего эстетического проживания туристами новых впечатлений, информации. В этом случае объекты культуры осваиваются как «узнавание» туристом своего «запроса» на информацию и более глубокое постижение сведений об объектах туристской деятельности, полученных на подготовительной стадии туристской программы.
К туристской деятельности применяются технологии социокультурного проектирования – это означает необходимость проектирования особой культурной среды, формирующей социально-значимый опыт освоения культурных ценностей в процессе туристского маршрута, проектирование культурно-семантического пространства.
Под культурной средой Д.А.Шевченко понимает набор социальных факторов: социальные институты, идеи, ценности, способствующие формированию и восприятию ценностей, вкусов, правил и норм поведения различных групп общества. Д.А Шевченко определяет, что технология социально-культурного проектирования – компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, выработка целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, разработка путей и средств достижения поставленных целей. Проект является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих сложившимся нормам.
Кирова М.С. рассматривает культурно-семантическое пространство как структуру, в которой индивид воспринимает, классифицирует, сравнивает, оценивает культурные объекты или их характеристики [3, c. 18].
Культурный туризм требует специально организованной культурологической подготовки человека перед выездом в путешествие и мотивации на исследование чужого опыта с целью освоения позитивных составляющих тура. Для более успешной подготовки используют виртуальный тур, позволяющий потребителям туристических услуг ознакомиться с любым туристическим маршрутом, пройти по маршруту виртуально.
Моделирование предполагаемых маршрутов в виде специализированных просветительных мероприятий, дискуссий, художественно-эстетических программ формируют образ будущего путешествия с учетом индивидуальных запросов и особенностей туристов.
Туристская программа предполагает наличие в любом туристском маршруте обязательного сопоставления «своей» культуры с «другой».
Проведение туристской программы способствует возникновению неформальной общности участников маршрута через необходимые интеракции, развивающие чувство сопричастности с осваиваемыми туристскими объектами в процессе туристской программы.
При разработке проектов туристской деятельности предусматривается организация общения участников по окончании маршрута, обсуждение полученных впечатлений, рефлексию полученной информации в процессе туристского маршрута; разработку планов, программ, связанных с дальнейшими туристскими маршрутами.
Культурный туризм – это уникальная возможность совершенствования образа жизни различных групп населения, повышения качества собственной жизни через изучение культурного опыта жителей различных мест, культурных достопримечательностей, культурных традиций и достижений.
-
- Литература:
Афонин Г.И. Туризм как социально-культурное явление. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 24.00.01 – «Бухгалтерский учет, статистика». К., 2006г.- 169 с.
Богданова А.А. Формирование профессиональных компетенций у студентов по культурному туризму. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 - М., 2009.- 26 c.
Кирова М.С. Технологии организации культурного туризма / А.В Каменец, М.С. Кирова – М.: Мосиздатинвест, 2006. - 128 с.
Красная С.А. Культурный туризм как перспективное направление развития современного туризма //С.А. Красная, Вестн. Мос. гос. ун-та культуры и искусств.-2006.-№4.-С.125-128.
Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: по состоянию на 01.03.07: включая изменения, вступающие в силу с 01.03.07/ ISBN: 5-379-00051-7, ISBN13: 978-5-379-00051-6, СУИ.-2007.-31с.
Никишин Н.А. Культурный туризм как технология управления региональным развитием / Н.А. Никишин. - Режим доступа: http:// www.culturalmanagement.ru