Формы и виды индикативного планирования в мировой практике
Автор: Фисенко Светлана Валентиновна
Рубрика: 8. Мировая экономика
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 9535 раз
Библиографическое описание:
Фисенко, С. В. Формы и виды индикативного планирования в мировой практике / С. В. Фисенко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/311/ (дата обращения: 15.11.2024).
Осознание необходимости совершенствования в России системы индикативного планирования не может не привлекать внимание исследователей к практике ряда стран его использовавших в целях исследования характерных теоретических и практических особенностей.
Обзор иностранных источников показывает, что это достаточно распространенная в мировой экономике функция управления, которая связана с такими странами и именами как: Ян Тинберген в Нидерландах, Жан Моне во Франции, Янош Корнаи в Польше и т.д. Упоминание исследуемой темы в рамках зарубежного опыта в первую очередь связано с такими странами как Франция, Япония и Китай. Именно эти государства чаще всего рассматриваются как родоначальники теории и практики индикативного планирования. Наряду с характерными общими чертами, такими как преимущественно пятилетний срок разработки индикативных планов, рекомендательный характер для частного сектора и обязательный для государства, создание механизмов координации для выработки адекватной государственной политики, социальная ориентация и т.д., существуют отличительные особенности, как правило, вызванные субъективными признаками отдельно взятой страны. В их число можно отнести высокую ориентацию на выполнение общественного долга в Японии, несколько жесткий способ согласования целей в Корее, использование программных методов в США и др.
Традиционно считается, что причиной, подтолкнувшей к рассматриваемому способу государственного вмешательства в рыночный механизм, стали последствия второй мировой войны. Однако изучение опыта каждой отдельно взятой страны позволило нам сделать вывод, что корни развития данного вида планирования не всегда ограничиваются этим историческим этапом.
Так, французский опыт планирования корнями уходит вплоть до 1661 – 1683 гг. во времена правления Людовика 14, и связано с министром финансов Жаном Батистом Кольтбером. Характерные черты его политики состояли в жестком таможенном протекционизме и полном контроле над внутренним производством при одновременном использовании гибкого государственного регулирования экономики со стороны правительства. Этот способ государственного вмешательства в экономику был назван дирижизмом. У некоторых авторов понятие дирижизма и индикативного планирования употребляется как синонимы, что по нашему мнению не верно, ввиду сопоставления характеристик, соответствующих этим терминам (тбл.1.)
Таблица 1
Отличительная характеристика типов государственного регулирования социально-экономической системы во Франции
Дирижизм |
Индикативное планирование |
dirigisme – руководить |
indicative - указывать |
Государство – главенствующая роль |
государство – подчиненная роль при рынке |
Выражается в экономических запретах и обязательствах |
Выражается в предложениях к участию в государственной политике |
Осуществляется главным образом в области организации экономики и в отдельных отраслях |
Придает общую направленность экономического развития как отдельных отраслей, так и национально экономики в целом |
Вмешательство носит всеобщий характер, постоянное вмешательство государственных решений в ответ на повседневные трудности без системного определения долгосрочных целей |
планирование выступает как организация экономического развития на основе гармоничной и по возможности оптимальной структуры целей и соответствующих средств их достижения, вмешательство носит проблемный характер на фоне долгосрочного целеполагания |
Однозначного определения этой формы государственного вмешательства нет, однако общими являются вышеперечисленные признаки, что не позволяет считать его синонимом индикативного планирования. Дальнейшее развитие способов планирования французской экономики завершилось военной диктатурой Бонапарта. Отсюда следует вывод, что индикативное планирование является одним из аспектов дирижизма, который в равной степени может заканчиваться и прямо противоположным методом.
Большинство источников относят начало практики использования индикативного планирования во Франции к 1947 году – началу реализации национального плана Монне (1947 – 1952 гг.). Однако описания содержания и особенностей представленных планов не позволяет их все однозначно относить к индикативным.
Так, по материалам, американского профессора Чарльза Киндерберга первый, второй и третий французские планы принимались в административном порядке. Тогда как четвертый был впервые вынесен на публику и обсуждался 1 раз, что повлекло за собой модификации основных региональных проектов, а также политики в области сельского хозяйства и соответствующие изменения в порядке проведения мероприятий. Наиболее демократизированным процесс планирования в этой стране считается только с пятого плана, который был представлен в проекте еще до утверждения.
Государственное вмешательство, характерное для планов 1947 – 1957 гг. констатируется как ad hoc (тем не менее, оценка эффективности методов управления, характерных для этого вмешательства, проводилась систематически). Не соответствие первых трех планов индикативной форме ставит под сомнения выводы некоторых авторов, относительно существующих форм индикативного планирования, сменяющих одна другую в процессе эволюционного развития.
Так, выделяют 3 формы: конъюнктурная, структурная и стратегическая. Мнения авторов по этому поводу в своем большинстве сходятся в том, что деление обусловлено исторической эволюцией системы планирования, а также отличительной особенностью выступает временной горизонт непосредственно самих документов. Так, примером конъюнктурного планирования выступают такие страны как Швеция и Норвегия, где основу программирования составляют ежегодные «национальные экономические бюджеты». Структурная форма индикативного планирования представлена во Франции, Японии, Великобритании, где основу прогнозно-плановых разработок составляют пятилетний горизонт. Характеристика форм представлена в таблице:
Таблица 2
Характеристика форм индикативного планирования
Форма |
Конъюнктурная |
Структурная |
Стратегическая |
Характеристика |
антициклические меры, эффективное использование производственных ресурсов, социально направленная политика, усиленное влияние бюджета |
прогрессивная структура экономики, необходимость проведения целенаправленных структурных изменений |
определение главных приоритетов, определение роли государства в их выполнении, фундаментальные исследования, инновационные разработки, территориальное и рекреационное планирование |
Меры, характерные для данной формы |
краткосрочные меры денежно-кредитной политики |
налоговые льготы, преференции, иные меры, направления изменения структуры экспорта и импорта |
институциональная политика (развитие правовой среды, инвестиционного климата, экономических свобод, т.е. роль государства сводится к формированию благоприятной экономической среды |
Документы индикативного планирования |
бюджетные планы и программы, «короткие» портфельные инвестиции, годовые бизнес-планы |
инвестиционное регулирование, методы налоговой, амортизационной и тарифной политики, среднесрочные прогнозы и программы, планирование жизненного цикла продукта фирмы |
долгосрочные прогнозы, приоритеты в рамках национального плана, масштабные инвестиционные проекты |
По нашему мнению, в связи с данной характеристикой не совсем правомерно обозначать отличительным признаком историческую эволюцию планирования и уж тем более представляется спорным мнения авторов, согласно которым в национальной экономике присутствует только лишь определенная из этих форм. Так, например, Россия. Развитие национальной экономики, основано на принципах стратегического планирования, идет процесс принятия закона «О стратегическом планировании», однако развитие сельского хозяйства носит ярко выраженный конъюнктурный характер, так как основные инструменты государственной аграрной политики, которыми на данный момент является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2008 -2012 годы) имеет, прежде всего, антикризисный характер, обоснованный общим состоянием отрасли. Используемые меры сводятся, как правило, к денежно-кредитным механизмам. Рассматривая российский опыт можно констатировать факт, что развитие национальной экономики не осуществлялось на постепенном переходе от одной формы к другой, что не помешало успешному использованию стратегической формы. Определяющим критерием нам представляется также политика руководства страны, отдающего предпочтения тому или иному методу.
Сравнивая 5 и 6 планы экономического и социального развития Франции, выявлены следующие различия. Изменен механизм системы индикаторов. В отличие от плана 6, где индикаторы определялись каждые три месяца, в 5 плане они определялись ежемесячно или ежегодно. Также изменена качественная составляющая этого процесса. Если раньше индикаторы носили роль установления порогов в качестве механизма оповещения об опасности, то в 6 плане целью составления системы индикаторов являлось предоставить обществу информацию о текущем развитии экономики по сравнению с плановым.
В связи с этим, по-нашему мнению, целесообразным было бы различие вышеперечисленных форм обосновывать, прежде всего, стадией и целью развития экономической системы. Исходя из характера поставленных целей, разрабатываются программы конъюнктурного и структурного типа. Программы конъюнктурного характера решают текущие задачи в краткосрочном интервале, продолжительностью до двух лет. А программы структурного характера предполагают решение среднесрочных и долгосрочных проблем, качественных преобразований и глобальных изменений основных структур какой-либо отрасли.
Такие исследования показывают, что в зависимости от условий конкретно складывающейся ситуации, соответственно, меняются и цели индикативного плана, что, безусловно, подразумевает смену способов их достижения. Так, в связи с этим утверждением, по нашему мнению, целесообразно было бы выделение различных форм индикативного планирования в зависимости от степени развития экономической системы. Каждой из представленных форм соответствует наличие собственной системы плановых документов, разработка которых в данном случае является наиболее целесообразной.
|
чистая индикативная |
конъюнктурная |
структурная |
стратегическая |
концепция |
+ |
|
|
+ |
стратегия |
|
+ |
+ |
+ |
программа |
|
+ |
+ |
+ |
|
подъем |
кризис |
депрессия |
оживление |
Рисунок 1 – Необходимость разработки документов индикативного планирования в зависимости от стадии развития социально-экономической системы.
Чистая форма индикативного планирования предполагает разработку концептуального документа, целью и задачами которого выступают определение видения будущего страны. Такому документу присущи легкая степень конкретизации, обеспечение социальных гарантий населению, обобщенное представление о экономических процессах. Степень государственного вмешательства в экономические процессы весьма низкая.
Конъюнктурная форма индикативного планирования призвана решать текущие социально-экономические проблемы. Для этой формы характерно увеличение роли государственного протекционизма, а также узкая целенаправленность.
Структурная форма предполагает разработку таких документов как стратегии и программы. Отсутствие в данном случае долгосрочного видения обосновано прежде всего невозможностью в условиях депрессивного состояния экономики долгосрочного прогнозирования, а соответственно и планирования.
Оживление цикла развития социально-экономической системы определяет возможность любого горизонта планирования, Более того, долгосрочное направляющее воздействие здесь представляется решающим, программные методы выступают средством достижения поставленных целей.
Таким образом, нам представляется что, в вопросе о видах и формах индикативного планирования справедливее говорить о роли и границах воздействия государства на экономику и общество не вообще, а исходя из конкретной социально-экономической и политической ситуации в стране, прошлых традиций и представлений, преобладающих политических настроений, а также стоящих перед страной вызовов.
- Литература:
- Драганов В.Г., Филлипов В.А. Опыт использования индикативного планирования. План 6 экономического и социального развития Франции. – М.: КомКнига, 2006. – 192 с.
Евграшин А. Из практики французского индикативного планирования // РЭЖ, № 2, 1998 – с.