Финансово-экономический кризис 2008 года в Украине и способы его преодоления | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Подопригора, А. Ю. Финансово-экономический кризис 2008 года в Украине и способы его преодоления / А. Ю. Подопригора. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/356/ (дата обращения: 20.12.2024).

На современном этапе развития при условиях глобализации экономики в Украине и далее углубляется дисбаланс, обусловленный несоответствием структуры и темпов роста доходов населения и динамики количественных и качественных показателей экономического развития. Ухудшение показателей финансового счета платежного баланса создает дополнительные риски для валютной и финансовой стабильности в стране [8].

Кризис на мировых финансовых рынках вызывает беспокойство и, бесспорно, влияет на международное движение капиталов и на внешнеэкономическую деятельность Украины, экономика которой интегрирована в международные экономические отношения.

Особенно страдает от мирового финансового кризиса банковская система Украины, о чем свидетельствуют процессы массового изъятия средств населения с депозитных счетов. Продолжение такой тенденции может поставить отечественную банковскую систему под угрозу. Кроме того, дефицит денег на мировых рынках привел к росту универсальной банковской процентной ставки LIBOR, что, бесспорно, влияет на рост стоимости кредитов. В связи с этим зарубежные инвесторы забирают валюту по всем рынкам, где они присутствуют, в том числе и из Украины.

Также влиянию подвергаются и другие ведущие отрасли экономики Украины: строительная отрасль и недвижимость, промышленность, в частности сахарная, агропромышленный комплекс, страховой рынок, фондовый рынок [3]. В строительной отрасли и недвижимости больше всего пострадали компании, которые в свое время вышли на IPO (Initial Public Offering) или привлекли в свои проекты иностранные инвестиции. Девелопские компании повсеместно перепрофилировали свои проектные портфели, лишаясь или прекращая реализацию менее рентабельных, на их взгляд, объектов. Впрочем, анализ новой стратегии девелопских компаний показывает, что "фаворитами" остаются офисные, торговые и элитные жилищные сегменты недвижимости, а также, в меньшей мере, гостиничная недвижимость, считают специалисты "Соцмарт" [8].

За 20 лет независимости в Украине не создана современная промышленность, которая продуцирует средства производства и предметы личного потребления (одежда, обувь, бытовую технику и др.). Рынок насыщен импортными товарами, экономика энергозатратная. На единицу валового внутреннего продукта в Украине тратится в десятки раз больше энергетических ресурсов (прежде всего газа), чем в развитых странах. Украина находится под влиянием внешних факторов через тесную привязку к энергоснабжению. В сущности, в Украине сложилась однобокая структура снабжения энергоносителей [7].

В Украине, благодаря огромному импорту товаров, сформировалась идеология потребления, идеология высокого благосостояния. Идеология производства и образования отошла на задний план. Страна превратилась в сплошную торговую площадь, государство обвила гигантская сеть рынков, всяких маркетов и гипермаркетов. Украина вышла на третье место в Европе по объемам покупки мобильных телефонов и на пятое – по объемам приобретения дорогих автомобилей. Украинцы стали жить лучше не по результатам своей работы. Сформировалась виртуальная экономика, виртуальный бюджет, виртуальные доходы населения и фирм, виртуальное благосостояние. Непрофессиональная деятельность Национального банка состоит в том, что он необоснованно допустил свободный оборот в Украине иностранной валюты рядом с гривной, выдачу кредитов коммерческими банками в заграничной валюте. Поэтому в обороте оказалась неучтенная и никем неконтролируемая денежная масса чужих денег, тем самым вызвавшая появление избыточного количества импортных товаров. Например, в Венгрии, которая является членом Европейского Союза, все расчеты и кредитования осуществляются лишь в национальной денежной единице – форинтах. Поэтому там нет таких проблем как у нас. Правительство и Национальный банк нарушили объективные экономические законы денежного обращения, за что теперь расплачивается общество.

Экономический кризис в Украине порождается также медленным и непоследовательным внедрениям экономических трансформаций. Конкретным механизмом выхода из состояния рецессии является проведение курса жесткой монетарной политики, поддерживаемого Национальным банком [2]. Украина очень дорого заплатила за отсутствие собственной национальной валюты, а также за ошибки последних лет. Ряд неблагоприятных внешних факторов (финансовый обвал в России, мировой финансовый кризис, а также девальвация гривны) привели к обесцениванию основного капитала и росту цен на нефть, бензин, другие энергопродукты. А поскольку Украина уже является составляющей мирового хозяйства, то, естественно, были нарушены ценовые пропорции, которые связывают Украину с этим хозяйством. Это принесло серьезный ущерб экономическому развитию, в общем, нарушило процесс экономической стабилизации, привело к уменьшению валового национального продукта. Из этой ситуации Украина сделала такие выводы [4]. Во-первых, в любых условиях и при любых обстоятельствах нельзя жертвовать национальной валютой, нужно избегать тотальных процессов девальвации. Во-вторых, необходимо, во что бы то ни стало диверсифицировать источники снабжения энергоносителей. Сегодня удалось решить проблему альтернативного поступления нефтепродуктов из Азербайджана, Греции. Если мы сможем наладить систему поставки Каспийской нефти и создать в регионе Черного моря рынок нефти, это позволит ликвидировать в Украине причины рецессии, связанные с внешними факторами. В-третьих, Украине нужна жесткая продуманная бюджетная политика [6]. Недопустимо увеличение бюджетного дефицита, нужно радикально сокращать государственные расходы [5]. Резервами в этом плане является осуществление административной реформы, ликвидация целой группы отраслевых министерств и учреждений, упрощение системы управления и трансформация системы налогообложения. Дальнейшее промедление с реформами и рост экономической нестабильности привел к резкому падению валютного курса гривны, значительной инфляции и быстрому снижения жизненного уровня. Последствием этого являются обострение политической нестабильности и ход событий, подобный тем, что были в Болгарии или в Индонезии.

Впервые с начала 2008 года в Украине снизился показатель средней заработной платы. По итогам августа он составлял 1870 гривен. Это на 60 гривен меньше, чем в предыдущем месяце [1]. На протяжении октября 2008 долги по зарплатам возросли еще на 2 процента и по состоянию на ноябрь составляли около миллиарда гривен. Более всего задолжали работникам машиностроительной, металлургической, транспортной и аграрной области. О задержках зарплат сообщают также те, кто работает в бюджетной сфере. Впервые за несколько лет несвоевременно выплачивали пенсии [10]. В сравнении с серединой 2008 года, средняя зарплата летом 2009 года в долларовом эквиваленте уменьшилась с $343 к менее чем $240, хотя в гривнах она номинально возросла с 1735 грн. до 1845 грн. за месяц [9].

Распространение информации о конфликте миноритарных акционеров [11] [12] с руководством Проминвестбанка послужило причиной появления неуверенности среди вкладчиков банка. В декабре 2008 года российский Внешэкономбанк сообщил о приобретении Проминвестбанка [14].

11 октября 2008 года НБУ «с целью нейтрализации влияния внешнего финансового кризиса» постановлением № 319 частично ограничил активные операции банков, запретил досрочные выполнения договоров по взносам и ввел 5-процентный коридор колебаний курса на наличном рынке. Предусматривалось, что ограничения будут действовать до стабилизации банковской системы Украины [13]. Сообщалось, что постановлением № 413 от 5 декабря 2008 г. Нацбанк отменил действие своего антикризисного постановления № 319. Постановлением № 319 в частности вводился запрет на досрочное расторжение договоров о депозитах. Однако со временем банк отметил, что указанный пункт постановления № 319 остается в силе [13].

В первой половине июня 2009 правительством было национализировано три «проблемных» банка: «Укргазбанк», «Родовид Банк» и «Киев». В общем, было израсходовано 9.57 млрд. гривен. Минфин должен был напечатать ОВГЗ (облигации внутреннего государственного займа), ими правительство заплатить за банки, а потом за эти государственные облигации банки получат «живые» средства в НБУ. В Укргазбанке правительство получит 84.21 % акций за 3.2 миллиарды гривен, в «Родовид Банке» — 99.97 % за 2.809 миллиарда, и в банке «Киев» — 99.93 % за 3.563 миллиарда [11]. За первый квартал 2009 года объем теневого ВВП возрос на 7 процентных пунктов и составлял 36% от официального ВВП [14].

Почему у нас происходит не так, как во всех других странах мира, которые в условиях экономического кризиса в первую очередь существенным образом сокращают государственные расходы, а сэкономленные средства направляют на социальные выплаты (пенсионерам, нетрудоспособным и некоторым другим)? Причиной такой бессмыслицы является наше законодательство: 62 закона Украины закрепляют положение, когда на производстве работают, т.е. наполняют бюджет лишь 15 млн. граждан, а на содержании бюджета находится почти 20 млн. граждан. Именно поэтому из каждых 100 единиц совокупной государственной прибыли 90 идет на исполнение законов и лишь 10 единиц - на возобновление производства. Вот здесь главные корни наших неладов.

Для выхода из финансово-экономического кризиса и предупреждения его в дальнейшем правительство должно раз и навсегда прекратить требовать от Национального банка осуществлять эмиссию гривны для прикрытия своей непрофессиональной работы. Следует завершить экономическую реформу, развить национальное производство и на этом принципе повысить жизненный уровень народа. Украинская власть, в первую очередь, должна реализовать три главные экономические программы: энергосбережение, развитие малого и среднего бизнеса, выведение сельского хозяйства из глубокого кризиса. Понятно, что эффективное развитие сельского хозяйства, обеспечение населения качественным и доступным продовольствием является главным условием социально-политической и экономической стабильности в обществе. Однако, сегодня аграрный кризис в Украине углубляется, производство самых важных видов продуктов питания уменьшается, разрушается социальная инфраструктура села, молодежь ищет лучшей судьбы в городах и за границей. Специалисты, которые заканчивают аграрные учебные заведения, в село не возвращаются. Благодаря неконтролируемому увеличению денежных доходов населения стремительно растет спрос, соответственно, и цены на продовольствие.

Обеспечить развитие сельского хозяйства и социальной инфраструктуры села возможно, только развивая частные крупнотоварные хозяйства. С целью их формирования нужно отменить мораторий на продажу земельных паев крестьян, создать правовой механизм регуляции рынка земли. Необходимо разрешить украинским фермерам, всем инвесторам на аукционах купить необходимое количество земли при условии ее целевого использования и соблюдения севооборотов. Правительство должно разработать и реализовать на практике финансово-кредитный механизм содействия развития аграрной сферы. Другого пути спасения села не существует.

Важным условием преодоления кризисных явлений в государстве является слаженное действие всех отраслей власти. В Украине этого нет. Очевидно, в таких условиях правительство не будет способно реализовать важные программы выхода из кризиса.


Литература:

1. Витяг з книги С.О.Тенькова «Науково-практичний коментар до Господарського кодексу України (за матеріалами судової практики)» (станом на 10.07.2009).

2. Економіка: теоретичні основи. Підручник у 2–х част. – Тернопіль, Астон, 1997

3. Економічна Правда: Субота, 5 вересня 2009

4. Ігольников А.Г. Управління економічними реформами в Україні. – К.: Київ, 2002, – 64с.

5. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория: Учебно-методическое пособие. - Владивосток: ВГУЭС, 1999

6. Радіонова І.Ф. Макроекономіка та економічна політика. – К.: Таксон, 1996, – 218с.

7. Экономика и международные отношения. – М.: Москва, Наука, 3/07/2007, – 128 с.

8. Экономический кризис в Украине. // Мировая экономика и международные отношения.–2008. – №3.– С.65-74

9. www.vlada.kiev.ua Департамент статистики та звітності

10. www.golos.com.ua/article/1225807721.html

11. www.sigma.com

12. www.ft.com

13. www.ukrstat.gov.ua

14. www.novynar.com.ua/business/49165

Основные термины (генерируются автоматически): Украина, Национальный банк, сельское хозяйство, IPO, банковская система Украины, мировой финансовый кризис, социальная инфраструктура села, строительная отрасль, экономический кризис, экономическое развитие.