Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации
Авторы: Горбунова Ирина Евгеньевна, Папоян Севак Андраникович
Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 19112 раз
Библиографическое описание:
Горбунова, И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации / И. Е. Горбунова, С. А. Папоян. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/357/ (дата обращения: 15.11.2024).
- Со времени как Россия перешла к механизму рыночного
регулирования товарно-денежных потоков, экономическое развитие
страны завоевало доверие иностранных инвесторов, отечественное
производство и хозяйственная активность российского бизнеса достигли
достойного уровня, особое место и актуальность в государственном
управлении занял вопрос создания эффективной системы
государственного финансового контроля, что и является объектом
данного исследования.
- В настоящее время в России отсутствует научная теория контроля: не разработаны вопросы организации, правовой регламентации и методологии финансового контроля, не закончен процесс формирования отдельных видов контроля, не исследована сущность бюджетного контроля и не разработана единая концепция государственного финансового контроля страны.
- Построение государственного финансового контроля, отвечающего требованиям демократического общества, и способствующего более эффективному развитию финансовой системы России, связано с преодолением многих препятствий и проблем, требующих скорейшего их решения.
- 1. Прежде всего – это проблема разработки единой концепции государственного финансового контроля, как системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы и задачи государственного финансового контроля.
- Именно поэтому первым и важнейшим этапом в создании общегосударственной системы государственного финансового контроля является выработка и принятия ее концепции.
- 2. Отсутствие федерального закона, определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении не только бюджетных учреждений, а всех юридических лиц, также порождает реальные препятствия для решения задач финансовой политики страны.
- Принципиальное значение имеет строгое установление задач и целей государственного финансового контроля.
- Еще одна концептуальная проблема закона - нужно ли в федеральном законе устанавливать положения по формированию и функционированию органов государственного финансового контроля субъекта Федерации? Думается, что это крайне необходимо, чтобы вся система единого государственного финансового контроля в стране строилась на единых принципах.
- 3. Одна из основных проблем эффективного функционирования государственного финансового контроля - отсутствие адекватных мер к нарушителям бюджетного законодательства.
- Ответственность за нарушения в области бюджетного законодательства устанавливается Бюджетным кодексом РФ, который предусматривает 23 состава нарушений бюджетного законодательства, и Кодексом об административных правонарушениях РФ, предусматривающим 3 состава нарушений бюджетного законодательства [1].
- В 2003 году введена уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, однако привлечение виновных в бюджетных нарушениях лиц в соответствии с указанными кодексами не возможно, т.к. в Бюджетном кодексе РФ понятие «бюджетное правонарушение» отсутствует. Вместо него используется понятие «нарушение бюджетного законодательства» [1].
- 4. Существует объективная необходимость в корректном и гибком планировании контрольными органами своих планов проверок, своевременном осуществлении проверок и ревизий в процессе исполнения бюджета (текущий контроль), поскольку постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения [2],[3].
- Практика показывает, что контрольные органы, выявив факты нецелевого использования бюджетных средств в ревизуемых периодах, в большинстве случаев не могут рассчитывать на преследование виновных лиц в административном порядке в виду истечения сроков давности.
- 5. Серьезное препятствие для успешного осуществления экономических реформ в числе прочих - достаточно громоздкая структура органов государственного финансового контроля.
- Задачи органов государственного финансового контроля недостаточно конкретны, границы их ответственности размыты, а деятельность координируется слабо. Они должны более тесно взаимодействовать между собой при сохранении ответственности каждого органа за свой участок контроля.
- Многие авторы выдвигают мнение о необходимости создания специального высшего органа государственного финансового контроля.
- Однако практическое осуществление этого предложения может привести к дальнейшему «разбуханию» уже существующего массива контролирующих органов.
- Данную задачу возможно решить путем дальнейшего укрепления правового статуса уже существующей Счетной палаты РФ, статус которой как контрольного органа закреплен Конституцией РФ.
- Имеет смысл наделить Счетную палату РФ дополнительными полномочиями по координации деятельности всех субъектов государственного финансового контроля, правом непосредственной законодательной инициативы по вопросам финансового контроля, правом рассматривать дела об административных правонарушениях в области законодательства о финансовом контроле, правом обращения с иском в суды, что пока не решено в действующей нормативной базе [4]
- 6. На данном этапе у органов финансового контроля отсутствуют единые нормы, стандарты и правила проведения внутреннего финансового контроля, утвержденные законодательно.
- Необходима система общих для всех контрольных органов и обязательных для выполнения стандартов.
- Подготовка и принятие этой системы стандартов (правил) осуществления финансового контроля главными распорядителями бюджетных средств является насущной задачей.
- Разработку стандартов необходимо возложить на Министерство финансов РФ, как органу, имеющему опыт регулирования аудиторской деятельности и разработки стандартов для независимых аудиторов.[6], [8,С.53].
- 7. Одной из ключевых проблем остается проблема подготовки кадров контрольных органов. Необходимость регулярного повышения квалификации и профессионального уровня, участия сотрудников контрольных органов в различных учебных мероприятиях и обмена опытом обусловлена постоянным изменением действующей нормативно-правовой базы.
- Необходимо:
- В настоящее время в России отсутствует научная теория контроля: не разработаны вопросы организации, правовой регламентации и методологии финансового контроля, не закончен процесс формирования отдельных видов контроля, не исследована сущность бюджетного контроля и не разработана единая концепция государственного финансового контроля страны.
- преодоление бессистемности осуществления государственного финансового контроля и его правовой неопределенности;
- слабой законодательной и методологической базы;
- отсутствия общепринятой концепции государственного финансового контроля и единой информационной системы о выявленных правонарушениях, неупорядоченности контроля, когда зачастую неоднократно проверяются одни организации, другие годами оказываются вообще вне сферы контроля;
- слабого взаимодействия между контролирующими органами являются первостепенными направлениями совершенствования государственного финансового контроля [13,С.46].
- От своевременного решения указанных
организационно-структурных вопросов, от совершенства правовой и
организационной структуры контроля, успешного внедрения результатов
научных исследований зависит успех организации и построения единой и
эффективной системы государственного контроля, здоровой и
эффективной системы государственных финансов и успешной
экономической политики страны в целом.
Литература:
- 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (ред. 05.08.2000)
- 2. Об утверждении положения о Министерстве финансов РФ: Постановление правительства РФ от 06.03.1998 №273 (ред. От 18.06.1999)
- 3. О федеральных органах налоговой полиции: Федеральный закон от 24.06.1993 №5238-1
- 4. О Счетной палате РФ: Федеральный закон от 11.01.1995 №4-ФЗ
- 5. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ
- 6. О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов РФ: Постановление правительства РФ от 06.08.01998 888
- 7. Об утверждении Положения о Федеральном казначействе РФ: Постановление правительства РФ от 27.08.1993 №864
- 8. Об утверждении Положения о Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ: Приказ Министерства финансов РФ от 31.03.1998 г.
- 9. Указ Президента Российской Федерации от 25.07.96 №1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", п.1 (СЗ РФ, 1996, 31, ст.3696)
- 10. Малышева В.И. Казначейство цели, задачи, функции. // Финансы 2001 - 12
- 11. Пансков В.Г. О роли Счетной палаты РФ в системе органов государственного финансового контроля. // Финансы 2007. - 9
- 12. Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране. // Финансы 2008 - 5
- 13. Петров А.Ю. Государственный финансовый контроль // Финансы - 10, 2010