О некоторых достижениях России в рамках реализации Индивидуального плана действий в АТЭС
Автор: Фирсова Ирина Сергеевна
Рубрика: 8. Мировая экономика
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 240 раз
Библиографическое описание:
Фирсова, И. С. О некоторых достижениях России в рамках реализации Индивидуального плана действий в АТЭС / И. С. Фирсова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 109-113. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/389/ (дата обращения: 15.11.2024).
Одной из приоритетных задач экономических преобразовании, осуществляемых в России в последние годы, является включение национальной экономики в международное разделение труда, налаживание взаимовыгодных связей с зарубежными партнерами. Важнейшим вектором политического и экономического сотрудничества, потенциальной предпосылкой для усиления конкурентоспособности российской экономики является сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС).
В начале XXI века АТЭС является одной из самых авторитетных региональных организаций с уникальным составом участников, включающим страны по обе стороны Тихого океана. Согласно оценкам экспертов, в ближайшие годы ее роль будет только усиливаться [6].
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. определила основные цели и принципы внешнеэкономической политики России [2]. Развитие взаимовыгодных отношений с участниками АТЭС в области торговли, инвестиций и инноваций остается одним из основных направлений внешнеэкономической политики России.
Участие России в достижении основных целей АТЭС – создания зоны свободной торговли и свободного движения инвестиций1 – обеспечивает дополнительный стимул экономическому развитию страны. Положительные результаты участия России в АТЭС могут быть получены при условии проведения эффективных внутренних реформ, добровольного продвижения к прозрачности экономики, изменению российского таможенного законодательства и инвестиционного режима согласно индивидуальным и коллективным планами действия в АТЭС.
В соответствии с Индивидуальным планом действий (ИПД) России в АТЭС [1], либерализация торговой и инвестиционной политики России проходит по трем главным направлениям: переговоры о вступлении во Всемирную Торговую Организацию (ВТО); формирование зоны свободной торговли со странами Содружества Независимых Государств (СНГ) и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС); добровольная либерализация в пределах структуры АТЭС.
В 2009 г. прошла очередная процедура обзора ИПД России в АТЭС в сфере либерализации условий торговли и инвестирования и повышения уровня открытости экономики. В соответствии с установленным порядком состоялась сессия вопросов экономик АТЭС к России и ответов российской делегации. Ключевые вопросы касались создания «новой экономики», базирующейся на высокотехнологичном и конкурентоспособном производстве, влияния мирового финансового кризиса на российскую экономику, переговоров о вступлении в ВТО, проблем значительных различий в экономическом развитии и жизненном уровне российских регионов.
Остановимся более подробно на модернизации таможенно-тарифной системы. Россия сделала значительные успехи в преобразовании структуры своих тарифов. Было признано на высшем уровне, что создание современной, инновационной и конкурентоспособной экономики – ключевая стратегическая цель. В частности, Россия стремится диверсифицировать экспорт и заложить основу конкурентоспособной на мировом уровне обрабатывающей промышленности. Вследствие этого, к некоторым развивающимся отраслям промышленности в настоящее время применяются меры тарифной защиты. Кроме того, доходы от тарифного регулирования остаются важным компонентом правительственных финансов, что стало особенно актуально в условиях реализации комплекса мер по стимулированию экономики во время финансового кризиса. В процессе переговоров находится вопрос о принятии Россией «связанных» импортных тарифов2, что является обязательным условием вступления в ВТО. На данный момент тарифы в России остаются относительно высокими по стандартам большинства развитых экономик.
В настоящее время таможенно-тарифная система регулируется Федеральным законом от 21 мая 1993г. № 5003-1 «О Таможенном Тарифе» с последними изменениями от декабря 2007г. и Таможенным Кодеком Российской Федерации (28 мая 2003 г. № 61-ФЗ). Импортные тарифы основаны на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной Таможенной Организации (ВТАО). Таможенный тариф состоит из 11154 позиций, к 9209 из которых (82,6%) применяются адвалорные пошлины, к 1945 позициям (17,4%) комбинированные (смешанные) пошлины.[4, c. 20-21]. Большинство смешанных пошлин применено к сельскохозяйственным и промышленным товарам, что обусловлено стремлением защитить местных производителей.
Показательный пример использования тарифов как инструмента политики поддержки внутренней промышленности – ввозные пошлины на иностранные автомобили. Российский рынок легковых автомобилей в настоящее время самый быстрорастущий в Европе. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2005 г. № 166 г. Москва «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки», компаниям, занимающимся индустриальной сборкой автомобилей в России, было разрешено импортировать автокомпоненты либо беспошлинно, либо по ставке 3 % (вместо обычных 15 %) в течение определенного периода времени после введения в эксплуатацию местных сборочных заводов. С тех пор было подписано 53 соглашения с ведущими мировыми производителями легковых автомобилей и запасных частей о строительстве в России заводов по сборке автомобилей. Таким образом, заградительные пошлины позволяют государству экономически воздействовать на иностранные автомобильные компании, которым становится более выгодно расширять производство машин в России, нежели ввозить их. Ввозные пошлины на автомобили в настоящее время в России довольно высокие: в 2009 г. пошлины на новые автомобили (возрастом до трех лет) выросли с 25 до 30 % от стоимости автомобиля; для иномарок в возрасте от трех до пяти лет – с 25 до 35 %. Для машин старше пяти лет ставка была установлена в размере от 2,5 до 5,8 евро за каждый кубический сантиметр [3]. Действие подобных пошлин сохраниться, предположительно, до 2016 г., а их размер установится на среднеевропейском уровне (12,5% от стоимости авто).
Россия не рассматривает данные меры как отклонение от курса на достижение Богорских целей – по мнению российской стороны, увеличение пошлин противостоит существенному комплексу мер по стимулированию экономики, доступным главным иностранным автопроизводителям, и направлено, в первую очередь, на поддержание занятости населения, а не на создание торговых барьеров. В подтверждение этому можно отметить, что некоторые пошлины были сокращены. В частности разрешено ввозить по льготным тарифам иностранные автомобили, соответствующие высоким экологическим стандартам («евро 4»).
Россия также налагает много вывозных пошлин, особенно на нефтепродукты, необработанные лесоматериалы и металлы. Устранение подобных тарифов включают в себя Богорские цели, однако в России данным мерам можно найти разумное объяснение. В случае необработанных лесоматериалов, например, главная цель состоит в уменьшении воздействия на окружающую среду незаконной вырубки леса, особенно в Сибири, и создании местной лесоперерабатывающей промышленности с высокой добавленной стоимостью. Подобные аргументы выдвинуты и в случае некоторых продуктов металлургии. В любом случае такие меры рассматриваются только как временные.
В процессе подготовки к вступлению ВТО, в 2000 г. была осуществлена масштабная реформа таможенно-тарифной системы. В частности были унификацированы ставки в рамках групп однородных товаров, обладающих схожими характеристиками. Это коснулось более чем 1500 товарных позиций. Главная цель реформы – формирование тарифа с максимальной сбалансированностью фискальной, протекционистской и регулятивной функций таможенных платежей. Другая ключевая цель состоит в искоренении коррупции и улучшении эффективности таможенно-тарифной системы. Позже для поддержки модернизации экономики ввозные пошлины на передовое технологическое оборудование, не производящееся в России, были существенно снижены.
Основные показатели тарифной системы России в 2005 и 2009 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Средневзвешенные ставки ввозных таможенных пошлин России в 2005 и 2009гг.[7]
|
Средневзвешенная тарифная ставка, % |
Беспошлинный ввоз, % от общего количества |
||
Год |
2005 |
2009 |
2005 |
2009 |
Несельскохозяйственные товары |
11,1 |
10,1 |
1,2 |
12,3 |
Электрооборудование |
10,3 |
8,7 |
1,4 |
23,7 |
Транспортные средства и оборудование |
11,0 |
15,2 |
2,4 |
10,6 |
Прочее оборудование |
7,5 |
4,1 |
3,7 |
61,5 |
Минералы и металлы |
10,5 |
10,1 |
0,4 |
4,3 |
Химикаты |
7,1 |
6,9 |
0,4 |
2,3 |
Кожа, обувь |
12,6 |
9,8 |
0 |
4,8 |
Текстиль, одежда |
17,1 |
15,8 |
0 |
0,2 |
Древесина, бумага |
15,4 |
14,2 |
4,8 |
6,1 |
Топливо |
5,0 |
5,0 |
0 |
0 |
Рыба, морепродукты |
14,4 |
12,7 |
0,9 |
0,8 |
Прочие товары |
13,8 |
13,0 |
1,6 |
16,2 |
Сельскохозяйственные товары |
13,5 |
13,2 |
2,1 |
6,0 |
Все товары |
11,4 |
10,5 |
1,3 |
11,5 |
Процент товаров, ввозимых беспошлинно, является довольно маленьким по стандартам развитой экономики – 12,3 % для несельскохозяйственных продуктов и только 6,0 % для сельскохозяйственных товаров. Средний показатель по всем товарам составляет 11,5%. Для сравнения аналогичный показатель для пяти индустриальных экономик АТЭС (Австралия, Канада, Япония, Новая Зеландия и США) составляет свыше 40% [5, c.32]. Средняя тарифная ставка по всем товарам – 10,5%, она колеблется от 4,1% для оборудования и 5,0% для топлива до 15,2% для транспортных средств и 15,8% для текстиля и одежды. Значительная доля различного оборудования, ввозимого беспошлинно (61,5 и 23,7%) отражает национальную политику по обеспечению условий модернизации экономики. Доля товаров, облагаемых пошлинами в определенном диапазоне, представлена в таблице 2.
Таблица 2
Разброс тарифных ставок России (%), 2009г.
Ставка тарифа |
Сельскохозяйственные товары |
Несельскохозяйственные товары |
Все товары |
0 |
6,0 |
12,3 |
11,5 |
0-5 |
34,4 |
34,8 |
33,7 |
5-10 |
11,0 |
15,3 |
17,4 |
10-15 |
36,3 |
19,9 |
23,1 |
15-25 |
7,8 |
16,9 |
11,8 |
Более 25 |
4,5 |
0,7 |
2,5 |
Таблица 2 демонстрирует, что значительная часть товаров (45,2%) ввозятся либо беспошлинно, либо по ставке, ниже 5%. Однако, к 34,9% товаров применяется ставка от 10 до 25%, а к 2,5 % товаров свыше 25%. В индустриальных экономиках АТЭС аналогичные показатели составляют соответственно порядка 12 и 0,8% [5, c.32].
Несмотря на то, что таможенные пошлины РФ в настоящее время значительно выше средних показателей в АТЭС, нельзя не отметить тенденцию к постепенному снижению пошлин. На рисунке 1 представлена сравнительная динамика средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин АТЭС и России 1998 и 2009гг.
Рисунок 1 – Средневзвешенных ставки ввозных таможенных пошлин АТЭС и России 1998 и 2009гг.
Как демонстрирует рисунок, с 1998 по 2009гг. таможенные тарифы в рамках всего АТЭС были снижены на 4,3% с 10,8% в 1998г. до 6,5% в 2009г. Россия также за данный отрезок времени, с момента вступления в АТЭС в 1998г., добилась существенного снижения ввозных таможенных пошлин на 5,5% – с 16,0% в 1998г. до 10,5% в 2009г. Следовательно, действия России в рамках участия в АТЭС и реализации ИПД по направлению тарифной политики выстроены в правильном направлении.
Можно также отметить и другие значительные успехи России в поступательном продвижении к достижению свободной торговли и инвестиций и активизация ее участия в деятельности форума, в частности: уровень НДС уменьшен на 2%; снижено налоговое бремя на малые предприятия; среднее время таможенного оформления грузов на границе сокращено на 7% к концу 2006 г., и на 10% к 2008 г.; введена система электронного декларирования; усовершенствована процедура регистрации юридических лиц и процедура банкротства. С 2008 г. Россия подписала 67 двусторонних инвестиционных соглашений, 44 из которых уже вступили в силу. ОЭСР также отметила, что российский подход в этой области соответствует международным стандартам[4, с.30].
Таким образом, успешной реализацией многих положений ИПД Россия подтверждает свою нацеленность на активное участие в работе АТЭС, что способствует более быстрому и эффективному выполнению внутренних программ социально-экономического развития.
Литература:
1. Индивидуальный план действий России в АТЭС / http://www.apec-iap.org/document/RUS_2010_IAP.htm
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., 17.11.2008 г. / http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
3. Пошлины на импорт автомобилей сохранят до 2016 года, 19.01.2011 / http://riagn.ru/news/111/Пошлины_на_импорт_автомобилей_сохранят_до_2016_г/
4. APEC Individual Action Plan Peer Review of Russia 2009 / http://www.apec.org/media/2009_iap_russia.html
5. The Report on APEC 2010 Economies’ Progress Towards the Bogor Goals, 14 November 2010 / http://www.apec.org/About-Us/About-APEC/Achievements-and-Benefits/~/media/Files/AboutUs/AchievementsBenefits/2010/bogor_Report_AMM20101110.ashx
6. Speech to the Australian Institute of International Affairs and Australian Chamber of Commerce and Industry International Business Conference 27.07.2007 / http://www.foreignminister.gov.au/speeches/2007/070727_apec.html
7. WTO: World Tariff Profiles / http://www.wto.org/english/tratop_e/tariffs_e/tariff_profiles_2006_e/tariff_profiles_2006_e.pdf / http://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/tariff_profiles10_e.pdf
1 В 1994 г. в Богоре (Индонезия) лидеры экономик АТЭС декларировали Богорские цели – либерализовать движение товаров и капиталов в регионе АТЭС к 2010 г. для развитых, к 2015 для новых индустриальных и к 2020 г. для развивающихся экономик (Богорская декларация). Именно с этого момента либерализация торговли и инвестиций становится ключевым направлением деятельности форума.
2 «Связывание» тарифов (уровень связывания) – принимаемое страной обязательство не поднимать ставку импортного тарифа (ввозной таможенной пошлины) выше определенного предела (уровня).