Методические основы анализа конкурентной среды, измерения концентрации и силы рынка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гурнакова, Л. Н. Методические основы анализа конкурентной среды, измерения концентрации и силы рынка / Л. Н. Гурнакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/43/ (дата обращения: 15.11.2024).

В экономической теории и практике антимонопольных органов выделяются различные подходы к анализу конкурентной среды на рынках, поведения предприятий и факторов конкурентного успеха.

Представляется, что рыночная концентрация – это степень преобладания на рынке одной или нескольких крупных организации. При этом, уровень концентрации влияет на поведение фирм (организаций) на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы (организации) зависят друг от друга. Экономическая теория традиционно делает вывод о том, что структура рынка (отрасли) влияет на ее поведение, и, в конечном итоге, на результаты ее деятельности [3, с.223].

Оценка уровня конкурентной среды товарного рынка – процесс довольно трудоемкий, требующий значительного количества информации, основными источниками которой могут послужить данные государственной статистической отчетности, информация от налоговых, таможенных органов, банковских структур, инвестиционных фондов; данные выборочных опросов покупателей, данные ведомственных и независимых информационных центров и служб о состоянии, структуре и объемах товарных рынков, участии в товарообороте отдельных производителей и покупателей продукции.

В России появление интереса к оценке уровня рыночной концентрации относится к началу 90-х, то есть с появлением Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Достоверные данные о рыночной концентрации, являясь характеристикой структуры рынка, служат определенным индикатором возможного уровня конкуренции между хозяйствующими субъектами.

Последовательность выполнения процедуры оценки конкурентной среды рынка состоит в определении:

  • продуктовых границ рынка;

  • субъектов рынка (количества и состава продавцов и покупателей);

  • географических границ рынка;

  • объема товарного ресурса рынка;

  • доли хозяйствующего субъекта на рынке;

  • количественных показателей структуры рынка;

  • качественных показателей структуры рынка (барьеры входа);

  • рыночного потенциала хозяйствующего субъекта.

Выявление продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения:

  • товара (его потребительских свойств);

  • товаров-заменителей;

  • товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).

В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

После определения товарных границ рынка и установленного состава продавцов и покупателей следует оценить географические границы рынка. Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

В качестве объема товарных ресурсов рынка выступает общий объем реализации (поставки) товара всеми продавцами в географических границах рынка выделенной группе покупателей в стоимостных и (или) натуральных показателях.

Доля продавца на рассматриваемом товарном рынке традиционно определяется как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара.

Среди количественных показателей структуры рынка, на наш взгляд, наибольший интерес представляют показатели рыночной концентрации.

Основными показателями концентрации, используемыми в экономической теории и практике антимонопольных органов, являются:

  • коэффициент концентрации;

  • коэффициент Герфиндаля-Гиршмана;

  • коэффициент относительной концентрации;

  • коэффициент энтропии;

  • коэффициент дисперсии логарифмов рыночных долей фирм;

  • коэффициент Джинни;

  • коэффициент Холла-Тайдмана (коэффициент Розенблюта);

  • коэффициент Лернера;

  • индексы Линда, Бейна, Тобина.

Каждый из коэффициентов рассчитан на выявление определенной специфики концентрации, имеет свои плюсы и минусы при использовании.

В настоящее время при оценке экономической концентрации рынка в основном используют коэффициент концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI).

Задача расчета показателей рыночной концентрации (индекса Герфиндаля-Гиршмана и коэффициента концентрации CR-n) была поставлена федеральным антимонопольным органом перед государственной статистической службой (Госкомстатом России) еще в 1992 году. Методические основы расчетов коэффициентов концентрации, в отсутствие национальных исследований такого рода были разработаны на основе зарубежных аналогов.

Коэффициент концентрации (CR) показывает аккумулированные доли концентрации наиболее крупных единиц и определяется как сумма рыночных долей крупнейших продавцов рынка (может измеряться в долях или в процентах). Рыночная доля продавца вычисляется не только как отношение объема продаж, но и как отношение численности занятых, величины активов или величины добавленной стоимости данной фирмы к суммарному значению данного показателя для рынка в целом.

В разных странах рассчитываются доли разного числа предприятий, например, в США и Франции это доли 4, 8, 20, 50, 100 крупнейших компаний. В Германии, Англии, Канаде для подобных расчетов обычно берутся данные о 3, 6, 10 и т.д. предприятиях в отрасли или данные о фирмах, функционирующих на рынке. В России коэффициент концентрации определяется для трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов.

Существенный недостаток показателя концентрации состоит в его нечувствительности к различным вариантам распределения долей между конкурентами. Например, CR-4 будет одинаковым и равным 80% в двух совершенно различных случаях: когда одно предприятие контролирует 77% рынка, а остальные 3 – по 1% или когда 4 равномощных предприятия владеют по 20% рынка каждый. Для решения этой проблемы вместе с коэффициентом концентрации рассчитывается индекс Герфиндаля-Гиршмана. Этот наиболее популярный обобщающий показателей учитывает как численность предприятий, так и неравенство их положения на рынке, характеризует уровень монополизации. Значение коэффициента снижается с увеличением числа предприятий при любом их количестве.

Коэффициент концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей продавцов. При возведении в квадрат долей рынка коэффициент дает более высокий вес показателей крупных предприятий, чем мелких. Это означает, что если точные данные о долях рынка очень маленьких предприятий отсутствуют, то итоговая ошибка не будет велика.

В соответствии с различными значениями данных коэффициентов выделяются три типа рынка [2]:

I тип – высококонцентрированные рынки: при 70% < CR-3 < 100%; 2000 < HHI < 10000;

II тип – умеренноконцентрированные рынки: при 45% < CR-3 < 70%; 1000 < HHI < 2000;

III тип – низкоконцентрированные рынки: при CR-3 < 45%; HHI < 1000.

Разработаны многочисленные теории о том, когда концентрация становится опасной для конкуренции, какие рынки следует считать низкоконцентрированными, умеренноконцентрированными и высоконцентрированными. За рубежом данные теоретические проблемы широко освещались в работах Уилкокса, Стиглера, Натера, Байна. Согласно теории Уилкокса, если 4 фирмы обладают 50% на рынке, то речь идет о высококонцентрированном рынке. Байн полагал, что отрасль олигополизирована при наличии хотя бы двух крупных продавцов, каждый из которых имеет в руках достаточно большую долю рынка, когда при пропорционально небольшом увеличении его продаж будет иметь место соответствующее сокращение продаж других продавцов.

Один из важных качественных показателей - наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов. Термин «барьеров входа» был впервые введен Д.Байном в 1956 году. В настоящее время под барьерами входа на рынок понимают любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем предприятиями.

В практике определения входных барьеров в нашей стране принято выделять следующие барьеры входа на рынок: экономические и организационные ограничения, административные ограничения, тарифы, квоты, дотации, неразвитость рыночной инфраструктуры, влияние вертикального объединения действующих организаций на рынке, деятельность коррумпированных и криминальных структур, и другие.

Итоговый этап анализа конкурентной среды – выявление наличия или отсутствия рыночного потенциала у фирм, доминирующих на рынке. Выполнение данного этапа проводится лишь в том случае, если в ходе оценки конкурентная сред рынка определена как неблагоприятная для развития конкуренции.

Рыночный потенциал фирмы можно определить как существующую или потенциальную возможность предприятия «оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам» [1]. При анализе рыночного потенциала основное внимание уделяется рыночным долям фирм (чем больше доля, тем больше рыночный потенциал), а также оценке эффективности деятельности хозяйствующих субъектов (отклонение показателей эффективности от их среднеотраслевых значений). Эффективность деятельности может свидетельствовать о рыночном потенциале лишь при условии долговременного сохранения максимальных размеров этих показателей. Интегральным показателем рыночного потенциала хозяйствующего субъекта является установление цены, превышающей уровень конкурентных цен на данном товарном рынке.

Конечный результат работы – вывод о развитости или неразвитости конкуренции на товарном рынке, типе рыночной структуры, целесообразности и формах воздействия антимонопольных органов на изменение ситуации. Необходимо отметить, что вывод можно сделать только на основе комплексного всестороннего изучения конкурентной среды товарного рынка.


Литература:

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, №135-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3434);

  2. Приказ ФАС РФ от 25.04.2006 N 108 (ред. от 28.04.2010) «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.2006 N 8121) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 32, 07.08.2006);

  3. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. Пособие для студентов вузов/ И.В. Князева – 4-е изд. испр. – М.: Омега-Л, 2009.– 496 с.;

  4. И.В.Гречишкина, А.Е Шаститко. Экономический анализ применения антимонопольного законодательства – М: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003. – 96 с.

Основные термины (генерируются автоматически): HHI, рынок, коэффициент концентрации, товарный рынок, рыночная концентрация, рыночный потенциал, барьер входа, конкурентная среда, географическая граница рынка, экономическая теория.