Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)

Статья просмотрена: 22169 раз

Библиографическое описание:

Иванова, И. В. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия / И. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Москва : РИОР, 2011. — С. 97-100. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/466/ (дата обращения: 16.11.2024).

Одним из условий повышения конкурентоспособности предприятия является разработка стратегии его развития, которая является одной из основных функций менеджмента, при этом под стратегией понимается образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации по повышению конкурентоспособности предприятия. Можно выделить семь граней проявления стратегического управления как идеи эффективного руководства повышением конкурентоспособности предприятия [4].

Первую грань стратегического управления конкурентоспособностью предприятия можно определить как целенаправленное творчество компетентной и высокомотивированной команды руководителей (в первую очередь, высшего звена) и сотрудников предприятия. Вторую грань можно представить как философию бизнеса и менеджмента, благодаря которой предприятие на основе законов организации и самоорганизации сможет добиться снижения хаоса (энтропии) и увеличения порядка (синергии). Третья грань управления повышением конкурентоспособности предприятия характеризует его как эволюционный этап развития системы корпоративного планирования, которая естественно связана с эволюцией уровня знаний в менеджменте и включает элементы всех предшествующих систем управления. Четвертая грань представляет собой динамическую совокупность взаимосвязанных управленческих процессов принятия и осуществления решений, с целью сохранения конкурентных преимуществ предприятия в долгосрочной перспективе, на основе моделей стратегического управления. Пятая грань характеризует управление повышением конкурентоспособности предприятия как систему интегрированного внутрифирменного планирования, обеспечивающую равновесие между стратегической и текущей ориентацией деятельности предприятия на основе координации стратегических, среднесрочных и тактических планов. Шестая грань - это идеи управления конкурентоспособностью на основе маркетингового подхода. Седьмая грань - это совокупность процедур, обеспечивающих функционирование системы стратегического управления предприятия: процедура осуществления процесса планирования и порядок действий при планировании; состав команды плановиков; график и содержание совещаний по планированию; система контроля, которая должна содержать систему отчетности и структуру совещаний.

Таким образом, управление повышением конкурентоспособности предприятия - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал высокомотивированных сотрудников как основу организации; стремится к всестороннему развитию отношений с потребителями с целью удовлетворения его потребностей за счет производства продукции и предоставления услуг, близких к идеалу; осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Актуальность темы. Отечественные и международные аналитики считают, что российский рынок вступил в стадию, когда отсутствие разработанной стратегии повышения конкурентоспособности предприятия мешает предприятиям на каждом шагу. Современный темп изменения и увеличения знаний яв­ляет­ся настолько большим, что стратегическое планирова­ние основных направлений повышения конкурентоспособности предприятия представляется единственным способом формального прогно­зирования будущих проблем и возможностей для предприятий и организаций. Важность и высокая степень потребности предприятий и организаций любой формы собственности в разработке основных направлений повышения конкурентоспособности определило выбор темы исследования.

Целью исследования является изучение основных направлений повышения конкурентоспособности предприятия.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

    • рассмотреть сущность стратегий управления повышением конкурентоспособности предприятия;

    • изучить ключевые факторы успеха как основы управления конкурентоспособностью предприятия;

    • исследовать виды современных стратегий управления конкурентоспособностью предприятия.

Объект исследования – повышения конкурентоспособности предприятия, предмет исследования – основные направления повышения конкурентоспособности предприятия.

Методологические подходы к определению основных направлений повышения конкурентоспособности предприятия являются результатом изучения и обобщения научных источников, приведенных в списке использованной литературы.

Идентификация ключевых факторов успеха (далее по тексту КФУ)– один из главных приоритетов разработки стратегии управления повышением конкурентоспособности предприятия. Они могут служить краеугольными камнями построения стратегии повышения конкурентоспособности, однако они могут меняться от отрасли к отрасли. Обычно для отрасли характерны три-четыре таких фактора, а из них один-два наиболее важны, и задачей анализа является их выделение. Ниже перечислены типы КФУ и их составляющие.

1. Факторы, связанные с технологией: компетентность в научных исследованиях (особенно в наукоемких отраслях); способность к инновациям в производственных процессах; способность к инновациям в продукции; роль экспертов в данной технологии.

2. Факторы, связанные с производством: эффективность низкозатратного производства (экономия на масштабе производства, эффект накопления опыта); качество производства; высокая фондоотдача; размещение производства, гарантирующее низкие издержки; обеспечение адекватной квалифицированной рабочей силой; высокая производительность труда (особенно в трудоемких производствах); дешевое проектирование и техническое обеспечение; гибкость производства при изменении моделей и размеров.

3. Факторы, связанные с распределением: мощная сеть дистрибьюторов /дилеров; возможность доходов в розничной торговле; собственная торговая сеть компании; быстрая доставка.

4. Факторы, связанные с маркетингом: хорошо испытанный, проверенный способ продаж; удобный, доступный сервис и техобслуживание; точное удовлетворение покупательских запросов; широта диапазона товаров; коммерческое искусство; притягательные дизайн и упаковка; гарантии покупателям.

5. Факторы, связанные с квалификацией: выдающиеся таланты; «ноу-хау» в контроле качества; эксперты в области проектирования; эксперты в области технологии; способность к точной и ясной рекламе; способность получить в результате разработки новые продукты в фазе НИОКР и быстро вывести их на рынок.

6. Факторы, связанные с возможностями организации: первоклассные информационные системы; способность быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия; компетентность в управлении и наличие управляющих «ноу-хау».

7. Другие типы КФУ: благоприятный имидж и репутация; осознание себя, как лидера; удобное расположение; приятное, вежливое обслуживание; доступ к финансовому капиталу; патентная защита.

Учет всех вышеперечисленных факторов дает возможность разработки эффективной стратегии управления повышением конкурентоспособности предприятия, основанной на усилении влияния положительных факторов и снижения влияния негативных факторов на деятельность любой организации.

Поскольку оценка перспективности продуктов и рынков и конкурентных позиций компании осуществляется в ходе аналитичес­кой фазы, с учетом этого и опреде­ляется наиболее приемлемая стратегия управления повышением конкурентоспособности предприятия. Разработан ряд концептуальных шаблонов (матриц), которые, при условии их правильного применения, помогают компаниям формули­ровать рыночные стратегии управления повышением конкурентоспособности предприятия:

1. Проникновение на рынок. Если существующие рынки не полностью насыщены продукци­ей фирмы и она полагает, что может добиться увеличения доли про­даж своей продукции на традиционных для нее рынках, то ею мо­жет быть избрана стратегия «захват рынка», иногда даже путем вы­теснения с него некоторых (обычно наиболее слабых) конкурентов [8].

2. Развитие рынка. Когда вся отрасль развивается достаточно быстро, выявляются новые рынки с недорогими и надежными каналами сбыта, есть ре­сурсы и возможности расширить свои коммерческие операции, име­ется запас производственных мощностей, то возможна реализация стратегии «развитие рынка». Она предполагает выведение традици­онной продукции на новые рынки [6].

3. Развитие продукта. Когда основные конкуренты фирмы предлагают продукцию луч­шего качества по сопоставимой цене, а отрасль характеризуется вы­сокими темпами развития и быстрыми технологическими изменени­ями, необходимой становится реализация стратегии «развитие про­дукта». Эта стратегия предполагает увеличение объемов продаж через улучшение (модификацию) своей продукции.

4. Диверсификация. Это такая форма рыночной стратегии, когда компания занимает­ся одновременно как новыми продуктами, так и новыми рынками, существуют различные виды диверсификации: концентрическая диверсификация, горизонтальная диверсификация, собирательная диверсификация. Преимущества «стратегий диверсифицированного роста» заклю­чаются прежде всего в том, что коммерческий риск распределен по различным отраслям и видам деятельности, а это делает фирму ме­нее зависимой от непредсказуемости внешней среды [6].

5. Стратегии «отрицательного» роста: «стратегия сокращения», «стратегия отторжения», «стратегию ликвидации».

В зависимости от ситуации в отрасли каждое предприятие выбирает ту или иную стратегию управления конкурентоспособностью.

Таким образом, выработка стратегии управления повышением конкурентоспособности предприятия позволяет организации определить направление и способ ее движения к целям, а выполнение разработанной стратегии повышения конкурентоспособности предприятия и ее корректировка создает условия для того, чтобы организация могла реализовать свою стратегию развития на основе конкурентных преимуществ.

Одним из условий повышения конкурентоспособности предприятия является разработка стратегии управления конкурентоспособностью предприятия. При этом управление повышением конкурентоспособности предприятия - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал высокомотивированных сотрудников как основу организации; стремится к всестороннему развитию отношений с потребителями с целью удовлетворения его потребностей за счет производства продукции и предоставления услуг, близких к идеалу; осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Идентификация ключевых факторов успеха – один из главных приоритетов разработки стратегии управления повышением конкурентоспособности предприятия. Они могут служить краеугольными камнями построения стратегии повышения конкурентоспособности каждого предприятия.

На основе учета ключевых факторов успеха, разработан ряд концептуальных шаблонов (матриц), которые, при условии их правильного применения, помогают компаниям формули­ровать рыночные стратегии управления повышением конкурентоспособности предприятия, к таким концептуальным стратегиям относятся: стратегии проникновение на рынок, развитие рынка, развитие продукта, различные стратегии диверсификации, стратегии «отрицательного» роста.

Обобщая итоги исследования основных направлений повышения конкурентоспособности предприятия, можно сделать вывод, что выбор стратегии управления конкурентоспособностью предприятия зависит от конкретных условий и возможностей предприятия.


Литература:
  1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. - М.: ЦЭиМ, 2006.

  2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: «Питер», 2006.

  3. Гапоненко А.Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление. - М.: ОМЕГА-Л, 2006.

  4. Гармашов В.С. Стратегия обеспечения конкурентоспособности фирмы: Диссертация в виде науч. докл. на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.06. -СПб.: ЛГУ, 2005.

  5. Горев В.П. Факторы формирования конкурентного преимущества на макро- и микроуровне. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2008.

  6. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепция и методы планирования . – М.: Финпресс, 2004.

  7. Кныш М. И. Конкурентные стратегии. – СПб.: Питер, 2006.

  8. Минцберг Г., Альтстренд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер с анг. С. К. Вознесенского. – СПб.: Питер, 2006.

  9. Немцев А.Д. Стратегия формирования конкурентоспособности машиностроительной продукции. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): повышение конкурентоспособности предприятия, конкурентоспособность предприятия, основное направление повышения конкурентоспособности предприятия, долгосрочная перспектива, отрасль, развитие продукта, развитие рынка, рынок, стратегическое управление, управление повышением.