Исторические аспекты возникновения и эволюционирования управленческого учета
Автор: Ливенская Галина Николаевна
Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 5075 раз
Библиографическое описание:
Ливенская, Г. Н. Исторические аспекты возникновения и эволюционирования управленческого учета / Г. Н. Ливенская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 196-199. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/563/ (дата обращения: 15.11.2024).
Вопросы теории управленческого учета исследовались многими научными предшественниками. Имеются значительные по степени разработанности указанной проблемы труды, формирующие концептуальные представления о нем как виде практической деятельности, учебной дисциплине. Однако терминологическая неупорядоченность, неоднозначность понятийного аппарата, ограниченность теоретических исследований управленческого учета, разработкой его целей, задач, функций, попыткой распространить на него действие общепринятых бухгалтерских принципов, слабая структурированность подтверждают, что целостной системы управленческого учета как совокупности прикладных приемов и теории, обобщающей и противостоящей практике их применения, к настоящему времени не сформировано [1].
С позиций исторического подхода исследование управленческого учета должно установить предпосылки его возникновения, условия распространения, социально-экономическую, техническую, технологическую и иную обусловленность, выявить этапы развития и совершенствования. Анализ отечественной и зарубежной специальной литературы показывает, что исторические аспекты управленческого учета достаточно исследованы с позиций наиболее поздних по времени - промышленного (вторая половина XIX в.) и современного (XX начало XXI вв.) периодов развития. Однако промышленное производство является лишь этапом в эволюции человеческого хозяйствования. Наряду с финансовой деятельностью оно включает и производственную деятельность. В познании сущности управленческого учета, разработке его теории важно установить период зарождения производства как вида практической деятельности, проследить историю возникновения и развития как фактора, влияющего на обособление производственной деятельности от деятельности преимущественно финансового содержания и направленности. Для этого недостаточно акцентировать внимание лишь на последних по времени исторических периодах. Важно проследить все исторические эпохи с целью выявления в них предпосылок и условий возникновения управленческого учета, разработать периодизацию его развития в различных странах мира[8].
Можно выделить семь исторических эпох, общепризнанных в мировой науке, в рамках которых в системно-хронологическом порядке обнаруживаются предпосылки создания, либо анализируется методология управленческого учета[9]:
1) первобытнообщинный мир (ориентировочно 9-6 тыс. лет до н.э.);
2) древний мир (5 тыс. лет до н.э. - 500-е гг. до н.э.);
3) античный мир (500-е гг. до н.э. - 476 г. н.э.);
4) средневековый период (476-1492 гг.);
5) новое время (1492-1750 гг.);
6) промышленный этап (1750-1920 гг.);
7) современный этап (1920-е гг. по настоящее время).
Управленческий учет является достаточно сложной системой, чтобы возникнуть лишь из общих предпосылок. Исторический опыт свидетельствует, что основу его общетеоретической концепции составляют неоклассическая экономическая теория, преимущественно в сочетании с философией позитивизма, а также классические и неоклассические школы научного управления, которые должны занимать, безусловно, господствующее положение в общественном экономическом сознании. Поэтому указанные условия являются обязательными для возникновения управленческого учета. Вместе с тем динамика исторического процесса свидетельствует, что эмпирические условия (события) в различных странах неодинаковы. Среди них, неизбежно приводящих к возникновению, распространению и применению управленческого учета, можно назвать[5]:
- безусловный авторитет какого-либо субъекта или обстоятельства, предписывающий обязательность или подтверждающий очевидный эффект от применения системы управленческого учета. Таким авторитетом вероятнее всего рассматривать государство, объективно заинтересованное в росте экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, либо профессиональную организацию, в частности ИПБ (институт профессиональных бухгалтеров) России или Российский институт управленческого учета;
- достаточную квалификацию кадров в области управленческого учета;
- разработку методологии управленческого учета, понятной и постижимой для использования организациями бизнеса.
Использование исторического подхода позволило исследовать генезис управленческого учета, установить динамику и периоды его ретроспективного и перспективного развития. Однако он не является единственным, а занимает лишь определенное место среди других методологических подходов, обеспечивающих познание столь сложного и неоднозначного экономического явления, каким оказывается управленческий учет. В результате, в такие исторические эпохи как: первобытнообщинный мир, древний мир, античность, средневековье, новое время, промышленный период - происходит формирование предпосылок возникновения управленческого учета. На современном этапе экономического развития наблюдается становление и развитие управленческого учета и его методологии [2].
Для раскрытия не только внутреннего содержания, но и механизма функционирования, а также построения необходимого теоретического базиса требуется переход от историко-логического к теоретико-методологическому уровню познания, что обеспечивает необходимую степень абстрактности в исследовании свойств управленческого учета как науки.
Управленческий учет (от англ. management accounting) возник на стыке двух культур – финансового учета и менеджмента.
Управленческий учет - это внутрифирменное оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью, направленное на удовлетворение информационных потребностей менеджеров фирмы не обязательно самого высшего, а среднего уровня, которые и решают проблемы на крупном предприятии.
Управленческий учёт – самостоятельное направление бухгалтерского учёта организации, которое обеспечивает её управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также её структурных подразделений. Т.е, это не только наблюдение и обобщение текущих данных, а также же анализ и оценка полученной информации [3].
Основные цели управленческого учёта:
- предоставление необходимой информации администрации для оперативного управления производством и принятия решений на перспективу;
- исчисление фактической себестоимости продукции (работ и услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов, планов и смет;
- планирование и контроль финансово-хозяйственной деятельности, капитальных вложений, внедрение новых технологий.
Менеджмент всегда нуждался в информации, но финансовый учет, по мере развития и усложнения деловой среды, давал менеджерам все меньше необходимой информации. Поэтому управленческий учет возник не просто в развитие бухгалтерского учета, а как новая самостоятельная дисциплина. Управленческий учет использует не только фактические данные о совершенных операциях, но и аналитические, оценочные данные, а также данные о возможных событиях в будущем (планы и бюджеты), представляет руководителю не только количественную, но и качественную (неформальную) информацию.
Еще одним важным отличием управленческого учета от бухгалтерского является отсутствие какого-то единого стандарта: управленческий учет индивидуален на каждом предприятии. Каждое предприятие имеет свои цели, стратегии, приоритеты, интересы, ценности, культуру, традиции, которые отличаются от того же набора атрибутов в других предприятиях. У каждого предприятия свои:
а) структура бизнес-процессов; б) организационная структура;
в)особенности в управлении бизнесом; г) система распределения и передачи ответственности; д) проблемы [4].
В последние годы термин "управленческий учет" стал весьма популярным, хотя далеко не все представляют себе, что это такое. Управленческий учет отличается от обычного бухгалтерского (финансового) учета, прежде всего тем, что его данные предназначены не для внешних пользователей (государства, банков, деловых партнеров), а для внутреннего "употребления". Высшая цель управленческого учета - помочь руководителю принимать правильные решения. Поэтому если простой (финансовый) бухгалтер должен строго следовать формам отчетности и инструкциям, то специалист по управленческому учету свободен в выборе форм, методов и приемов анализа, главное для него - правильно уловить суть протекающих на предприятии экономических процессов и вовремя дать совет руководителю. Управленческий учет - это не что иное, как система информационной поддержки управления.
- Управленческий учет можно определить, как предоставление менеджерам финансовой информации с целью помочь им в ключевых сферах управления [6]:
- планирования
- контроля и регулирования
- измерение показателей функционирования предприятия
принятия управленческих решений.
Управленческий учет имеет целью обеспечение информацией менеджеров-инсайдеров, т.е. лиц, входящих в состав управления предприятия, где проводится учет.
Система управленческого учета также должна предоставлять необходимую информацию для планирования, контроля и измерения показателей функционирования организации. Для того, чтобы разграничить функциональное назначение финансового и управленческого учета, необходимо определить существующие между ними принципиальные отличия (табл.1). Предметом учёта является производственная деятельность организации и её отдельных структурных подразделений (сегментов), называемых центрами ответственности. Однако, не следует отождествлять понятия управленческий и производственный учёт. Производственный учёт – это «база» управленческого учёта. Его «настроечная» часть – бюджетирование, управленческий контроль и анализ деятельности организации, принятие оперативных управленческих решений, составление внутренней отчётности. Функции производственного учёта - следить за издержками производства, анализировать причины перерасхода, выявлять возможные резервы экономии[7].
Таблица 1
Отличия систем финансового и управленческого учета
Показатели сравнения |
Финансовый учет |
Управленческий учет |
Предъявляемые юридические требования |
Закон устанавливает периодичность представления финансовых отчетов, независимо от того, считает ли администрация эту информацию значимой и существенной. |
Осуществляется при необходимости и информация готовится только тогда, когда предполагается, что выгоды от ее использования больше, чем затраты на ее сбор. |
Масштабы учета |
В финансовых отчетах представляется материал о предприятии в целом. |
Управленческий учет может охватывать только отдельные участки или сферы деятельности предприятия. |
Принятые принципы учета
|
Финансовые отчеты составляются на основе общепринятых принципов учета (ГААП, МСФО, НСБУ) и по стандартным формам отчетов (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о денежных потоках и др.). |
В управленческом учете администрация может использовать те принципы бухгалтерского учета, которые она считает полезными при подготовке информации для принятия решений, не заботясь о том, насколько формы отчетов соответствуют общепринятым формам. |
Временные рамки информации |
Финансовые отчеты отражают информацию об уже свершившихся в прошлом фактах. |
Управленческий учет нацелен в основном на будущее и использует информацию, как прогнозного характера, так и информацию о прошлых событиях. |
Частота подачи информации |
Финансовые отчеты публикуются строго периодически. |
Информация из управленческого учета может запрашиваться администрацией немедленно, как только появляется необходимость. |
Неотъемлемой частью успешного применения элементов управленческого учета является правильное понимание роли бухгалтера в управленческом процессе. Помимо хорошо спланированного графика документооборота управленческой информации и отчетов - на каждом предприятии должна действовать система так называемого «человеческого фактора», а именно сотрудники бухгалтерии должны быть высококвалифицированными специалистами и иметь внутреннюю убежденность в важности и необходимости выполняемой ими учетно-аналитической работы в рамках своих должностных обязанностей. На российских предприятиях, на сегодняшний день данная ситуация выглядит не лучшим образом, в основном из-за отсутствия определенных рычагов и механизмов управленческого воздействия со стороны руководства предприятия.
Основные элементы построения управленческого процесса на предприятии представлены в таблице 2.
Таблица 2
Элементы управленческого процесса
Элемент |
Содержание элемента |
Планирование
|
В процессе планирования бухгалтеры помогают сформулировать планы, обеспечивая информацией для решений, касающихся производства и продаж конкретного вида продукции, ценообразования, инвестиций. Кроме этого, бухгалтер играет ключевую роль в процессе составления смет, являющихся финансовым планом, составляемых для осуществления различных решений принятых менеджерами. |
Контроль |
В процессе контроля бухгалтеры составляют отчеты об исполнении сметы, в которых фактические результаты сравниваются с запланированными результатами для каждого центра ответственности (подразделение, сегмент). Посредством отчетов менеджеры имеют возможность изучить виды деятельности, которые расходятся с планом. |
Коммуникация
|
Бухгалтеры помогают процессу коммуникации посредством установления и обеспечения эффективной системы отчетности. Например, посредством сметы происходит доведение планов до менеджеров, которые ответственны за их выполнение. Кроме этого, информация, содержащаяся в сметах может быть полезна для координации работы менеджеров, так как они узнают не только о предъявляемых им требованиях, но и об ограничениях с которыми сталкиваются руководители других подразделений. |
Мотивация
|
Сметы и отчеты об исполнении сметы, приготовленные бухгалтерами оказывают огромное влияние на мотивацию персонала в организации. Сметы мотивируют менеджеров на достижение установленных целей. В свою очередь, отчеты об исполнении сметы мотивируют персонал посредством сообщения информации о фактических результатах в сравнении с поставленными целями. |
При использовании элементов управленческого учета (табл.2), необходимо понимать, что эффективное функционирование управленческого процесса на предприятии возможно лишь при взаимодействии всех элементов одновременно, так как каждый из них по отдельности не имеет смысла, а результативный эффект достигается при комплексном использовании. Таким образом, выше указанные элементы не могут функционировать отдельно друг от друга и представляют собой единое целое в управленском процессе, а их разграничение и разделение носит чисто теоретический и условный характер.
В настоящее время возрастает роль и значение управленческого учета, как функции управления и одного из основных баз информационной системы хозяйственного механизма любой организации. Поэтому в управленческом учете возникает необходимость изучения и применения научных аспектов и практических процедур учета и отчетности. Данное обстоятельство способствует повышению уровня учетно-аналитической работы, решению конкретных задач учета в организациях различных отраслей для формирования требуемой информации о хозяйственно-финансовой деятельности с целью принятия соответствующих управленческих решений.
Литература:
Булгакова С.В. Управленческий учет: проблемы теории: монография / С.В. Булгакова - Воронеж: Изд-во Воронежского государственного ун-та, 2006. - 160 с.
Валебникова Н.В. Современные тенденции управленческого учета / Н.В. Валебникова, И.П. Василевич // Бухгалтерский учет. - 2000. - № 18. - С. 53-58.
Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов./ М.А.Вахрушина. – М .: Финстатинформ, - 2000. - 533с.
Волкова О.Н. Управленческий учет: учеб./ О.Н.Волкова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, - 2007 . - 472 с.
Ивашкевич В.Б. Современные тенденции развития управленческого учета / В.Б. Ивашкевич, С.Н. Зайцев // Бухгалтерский учет. - 1996.- № 12. - С. 34-35.
Каверина О.Д. Управленческий учет (системы, методы, процедуры)./ О.Д.Каверина. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 350с.
Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов./Т.П.карпова. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.- 350с.
Палий В.Ф. Развитие методологии управленческого учета / В.Ф. Палий // Бухгалтерский учет. - 2004. - № 12. - С. 52-55.
Соколов Я.В. История бухгалтерского учета: учеб. / Я.В. Соколов, В.Я. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 272 с.