Прямые иностранные инвестиции в России
Авторы: Гимазетдинова Эльвира Явдатовна, Фокина Наталья Игоревна
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 2897 раз
Библиографическое описание:
Гимазетдинова, Э. Я. Прямые иностранные инвестиции в России / Э. Я. Гимазетдинова, Н. И. Фокина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/565/ (дата обращения: 15.11.2024).
Модернизация российской экономики невозможна без привлечения иностранного капитала, прежде всего из-за отсутствия достаточных внутренних источников финансирования. Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой фирмы «Эрнст энд Янг», нужно 200-300 млрд. долларов. Эти средства в большой степени могут быть сформированы за счет привлечения иностранного капитала.
Таким образом, правовой базой инвестиций в РФ является:
-Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999г. (в ред. Федерального закона от 29.04.2008 № 58-ФЗ);
-Закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999г. (в ред. Федерального закона от 2 января 2000г. № 22-ФЗ).
Анализируя следующие законы видно, что есть противоречие законодательства РФ, состоящее в следующем. Одним из основных принципов регулирования иностранных инвестиций, закрепленных в международных договорах, является принцип предоставления национального режима иностранным инвесторам. Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999г. предусматривает в ст.4 изъятия стимулирующего характера в виде определенных льгот, что не согласуется с Законом «Об инвестиционной деятельности в РФ осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999г: ущемляет права российских инвесторов при реализации приоритетного инвестиционного проекта (не предоставляя гарантий ст.9 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999г.) Получается, что Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9июля 1999г. не придерживается принятого в международной практике мнения о том, что равный режим инвесторов, действующих в равных обстоятельствах, а также свободная конкуренция между ними являются наилучшими условиями для создания благоприятного инвестиционного климата.
Мировой опыт показал, что прямые иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами финансирования экономики. В- первых, это дополнительный источник капитальных вложений в производство товаров и услуг, нередко осуществляемых в виде передачи технологии, ноу-хау, передовых методов управления и т.д. Во-вторых, прямые иностранные инвестиции не ложатся бременем на государственный бюджет и на внешний долг государства. При международном сравнении достигнутый приток иностранных инвестиций в Россию выглядит весьма скромно. Объемы прямых иностранных инвестиций, например, в экономику Китая более чем в 10 раз превышают российские показатели. С точки зрения инвестиционного климата Россия проигрывает не только западным и многим развивающимся государствам, но и некоторым странам СНГ. Среди государств Центральной и Восточной Европы Россия занимает последнее место по объему иностранных инвестиций на душу населения, притом, что ее мировой экспорт капитала достигает 200 млрд. долларов.
Каждый год вариация по регионам показателя доли прямых инвестиций в общем объеме инвестиций от 0 до 100%. В целом можно отметить, что доля прямых инвестиций нередко относительно высока в регионах, промышленность которых ориентирована в основном на внутренний рынок, а среди регионов с сырьевыми, экспортно - ориентиронными отраслями есть регионы с пониженной долей прямых инвестиций (это, например, Белгородская, Челябинская, Омская области, Красноярский край, Якутия). И хотя из этого правила есть немало исключений, тем не менее, справедливость этой закономерности хорошо видна по перечням регионов, являвшихся в 2009г. лидерами по общим привлеченных иностранных инвестиций и прямым иностранным инвестициям на душу населения (таб.1). Из 14 регионов, где общий объем иностранных инвестиций превысил 100 долларов США на человека, только 3 региона не имеют экспортной ориентированности экономики (Москва, Санкт-Петербург и Московская область). Из 14 регионов- лидеров по объемам прямых иностранных инвестиций на душу населения- 9 регионов, экономика которых ориентирована на внутренний рынок (помимо названных регионов, это Ленинградская, Калужская, Самарская, Костромская, Новгородская области, Краснодарский край).
Таблица 1
Регионы- лидеры по объемам иностранных инвестиций на душу населения в 2009г.
Иностранные инвестиции – всего |
Прямые иностранные инвестиции |
||
Субъекты Федерации |
долл. США/чел. |
Субъекты Федерации |
долл. США/чел. |
Ненецкий АО |
5178 |
Ненецкий АО |
1800 |
Сахалинская область |
1210 |
Сахалинская область |
1164 |
Омская область |
1129 |
Ямало-Ненецкий АО |
263 |
г. Москва |
989 |
г. Москва |
177 |
Свердловская область |
298 |
Московская область |
92 |
Респ. Саха (Якутия) |
296 |
Ленинградская область |
70 |
Ямало-Ненецкий АО |
273 |
Калужская область |
33 |
Челябинская область |
220 |
Астраханская область |
31 |
г. Санкт-Петербург |
192 |
Самарская область |
30 |
Республика Татарстан |
171 |
среднее по РФ |
28 |
Ханты-мансийский АО |
163 |
Свердловская область |
22 |
среднее по РФ |
138 |
г. Санкт-Петербург |
18 |
Красноярский край |
123 |
Краснодарский край |
18 |
Камчатская область |
114 |
Костромская область |
17 |
Московская область |
108 |
Новгородская область |
17 |
Что касается общего объема инвестиций в основной капитал на душу населения, но Сахалинская область четыре последних года стабильно занимает по этому показателю 2 место, Омская область- 3-4 места. Москва после 1 места в 2008-2009 годах переместилась на 4. Стабильно входят в десятку лидеров также Челябинская область в Санкт-Петербург. Но остальным регионам изменения год от года существенны. В 2007-2008 годах в десятку лидеров стабильно входила Ленинградская область, попавшая в 2009г. лишь на 21 место. По объемам прямых иностранных инвестиций на душу населения Сахалинская область в 2007-2008 гг. была первой, относительно стабильны также позиции Ямало-Ненецкого АО, Москвы и Московской области, Санкт- Петербурга и Ленинградской области, Новгородской области. Из числа лидеров в 2009г. вышел Краснодарский край (занимавший в 2007-2008 гг. 3-4 места), впервые попала в десятку лидеров Астраханская область.
В первом полугодии 2010 года в экономику России поступило 30,4 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 5,5% ниже по сравнению полугодием прошлого года, сообщил Росстат. Таким образом, замедление притока иностранных инвестиций в Россию, продолжается.
Кроме этого, проблема иностранных инвестиций имеет психологический характер. В понимании огромного числа наших соотечественников иностранные инвестиции – это что-то вроде иностранной интервенции. А между тем в понятии «иностранный инвестор» нет ничего предосудительного. Напротив, весь мир пребывает в состоянии непрерывной погони за иностранными инвестициями. Ведь национальность капиталов понятие весьма условное, под видом иностранных инвестиций Россия часто сталкивается с таким явлением, как реэкспорт (возвращение) собственного капитала. Мировая финансовая система устроена таким образом, что определить, кто именно инвестирует, очень сложно, а по существу невозможно.
Таким образом, можно сделать вывод, что привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику оправдано и необходимо, а возможные отрицательные последствия не являются неизбежными при профессиональном руководстве.
- Литература:
1.Астапович А.«Иностранные инвестиции в России. Отдельные факты и тенденции». Москва, 1996.
2.Горбнев В.А.«Экономическая и социальная география России и стран СНГ». Москва, 1997.
3.Российский статистический ежегодник.2000.
4.Пауль Фишер» Прямые иностранные инвестиции для России», Москва, «Финансы и статистика»,2000.
5.Иванова А.Р. Иностранный инвестор в России//Экономика и жизнь 1999.13 марта.