Тенденции развития аккумуляторного рынка СНГ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Яременко, С. С. Тенденции развития аккумуляторного рынка СНГ / С. С. Яременко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 120-125. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/568/ (дата обращения: 15.11.2024).

На развитие аккумуляторного рынка влияет множество различных факторов, но в большей степени, его состояние зависит от развития автомобильного рынка и наличия автомобильного парка. Состояние аккумуляторного рынка СНГ зависит, прежде всего, от состояния автомобильного рынка стран содружества и макроэкономической ситуации в целом.

В 2010 году производство автомобилей в мире составило 70 млн. машин, что на 19% больше предыдущего [1, 2, 3]. По мнению аудиторской и консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC), это связано с продолжающимся ростом спроса на автомобили в Китае и Индии, а также с восстановлением авторынка в США после рекордно низких показателей 2009 г. [1]. Азиатско-Тихоокеанский регион, скорей всего, выступит локомотивом роста производства на быстроразвивающихся рынках, в то время как возможности роста развитых рынков в обозримом будущем ограничены. Фундаментом этого роста будут превосходящие все возможные прогнозы результаты Китая.

По данным международной ассоциации производителей автомобилей (OICA) всего 10 стран составляют 84% мирового производства [1]. Лидером является Япония с 16% мирового производства, затем следуют Китай (13%), США (12%), Германия (9%), Южная Корея (5%), Бразилия (5%), Франция (4%), Испания (4%), Индия (3%), Мексика (3%).

Прогноз производства автомобильной техники по странам приведено в таблице 1.

Таблица 1

Прогноз производства автомобильной техники в 2011 г.

п/п

Страна-производитель

Легковые, шт.

Коммерческие автомобили, шт.

Всего, шт.

Доля, %

1

2

3

4

5

6

1

Япония

10622179

1764781

12386959

16

2

Китай

7217472

2793000

10010472

13

3

США

4045235

5279817

9325052

12

4

Германия

5920396

550275

6470671

9

5

Южная Корея

3696152

381566

4077718

5

6

Бразилия

2743875

705898

3449773

5

7

Франция

2298726

453164

2751889

4

8

Испания

2081394

641215

2722609

4

9

Индия

1959950

519516

2479466

3

10

Мексика

1329668

1017578

2347246

3

11

Канада

1280551

944962

2225513

3

12

Россия

1574052

343718

1917770

3

13

Великобритания

1549618

217342

1766960

2

14

Таиланд

429882

1063094

1492976

2

15

Турция

665823

562962

1228784

2

1

2

3

4

5

6

16

Иран

1007860

118432

1126292

1

17

Италия

706158

390509

1096667

1

18

Польша

899808

118805

1018613

1

19

Чехия

999764

13401

1013165

1

20

Бельгия

728556

47526

776082

1

21

Индонезия

462140

1814841

643624

1

22

Аргентина

428027

211572

639599

1

23

Словакия

616771

-

616771

1

24

Южная Америка

343988

259060

603048

1

25

Малайзия

449864

118739

568604

1

26

Другие страны

356621

183168

539788

1

27

Украина

429336

23918

453254

1

28

Венгрия

366735

3959

370694

0

29

Австралия

305924

47096

353020

0

30

Швеция

270250

60787

331037

0

31

Румыния

247507

15267

262774

0

32

Узбекистан

208925

13926

222850

0

33

Словения

193066

18864

211929

0

34

Тайвань

148585

47411

195996

0

35

Португалия

141658

45968

187626

0

36

Австрия

134367

27252

161619

0

37

Нидерланды

63440

78488

141928

0

38

Египет

77646

45309

122954

0


Всего

57001967

19309828

76311795

100

* составлено по данным [1]


Мировой автомобильный парк в 2010 году составил почти 1 млрд. машин, а к 2030 году по прогнозу, который был сделан на международном симпозиуме производителей автомобильных двигателей в Берлине, в мире будет насчитываться около 3 млрд. машин. Резкий скачок связан с быстрым ростом экономик развивающихся стран. По всем прогнозам Россия станет страной с крупнейшим автомобильным парком Европы, оцененным в 54,927 тыс. автомобилей в 2016 году (таблицы 2, 3).

Таблица 2

Прогноз регионального автомобильного парка, млн. шт.


Всего парк

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Россия

39,941

41,661

43,621

45,674

47,827

50,083

52,448

54,927

Украина

9,051

9,157

9,661

10,194

10,756

11,349

11,975

12,636

Беларусь

2,682

2,682

2,839

3,006

3,183

3,370

3,567

3,777

Казахстан

3,142

3,142

3,299

3,615

4,032

4,613

5,279

6,042

Всего СНГ

54,816

56,642

59,420

62,489

65,798

69,415

73,269

77,382

Великобритания

35,973

36,507

37,051

37,606

38,172

38,750

39,339

39,940

Франция

37,212

37,474

37,738

38,004

38,273

38,543

38,816

39,091

Германия

49,878

50,301

50,729

51,164

51,604

52,051

52,504

52,963

Польша

21,587

22,409

23,262

24,147

25,067

26,023

27,015

28,045

Италия

48,540

49,129

49,728

50,338

50,958

51,589

52,230

52,883

Греция

7,380

7,548

7,770

7,999

8,234

8,478

8,728

8,987

Всего ЕС

200,570

203,368

206,278

209,258

212,308

215,434

218,632

221,909

Всего

255,386

260,010

265,698

271,747

278,106

284,849

291,901

299,291

* составлено по данным [1]






Таблица 3

Прогноз плотности легковых автомобилей (шт. на 1000 населения)

Плотность

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Россия

237

249

263

277

292

307

324

341

Украина

165

168

178

189

201

213

226

241

Беларусь

231

232

246

262

278

295

314

333

Казахстан

168

167

174

190

211

241

276

315

Среднее по СНГ

216

225

237

251

266

282

299

318

Великобритания

511

509

511

514

517

520

523

527

Франция

479

481

483

484

486

488

489

491

Германия

498

501

507

510

514

517

521

525

Польша

430

448

466

484

504

524

545

567

Италия

607

613

616

620

623

627

631

634

Греция

426

433

445

457

469

481

494

507

Всего ЕС

507

511

516

521

527

532

538

543

* составлено по данным [1]


Наибольшая плотность автомобилей в Италии – более 600 шт. на 1000 населения, но можно отметить, что в странах СНГ в последние годы интенсивными темпами растет данный показатель и рынки стран СНГ являются перспективными и быстроразвивающимися.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о тенденциях развития аккумуляторного рынка СНГ. Рассмотрим производство аккумуляторов в некоторых странах содружества.

Производство аккумуляторов в Украине осуществляется 6 крупными предприятиями. Безусловным лидером среди производителей стартерных аккумуляторных батарей является МНПК «ВЕСТА» (55% национального рынка), которая предлагает потребителям продукцию отличного качества. Всего в 2010 г. В Украине произведено более 5 млн. шт. АКБ (таблица 4). Емкость украинского рынка оценивается в более чем 9 млн. шт. в год.

Таблица 4

Производство аккумуляторов в Украине



Предприятия

Производство АКБ, шт.

2008

2009

2010

МНПК «ВЕСТА»

2000748

1839158

3048500

НАК «ИСТА»

2501000

1360604

1800000

ООО «Мегатекс» + ООО «А-МЕГА»

241457

300000

380000

ЗАО АЗ «САДА»

76419

73772

80000

ООО «ВЛАДАР»

23030

39234

45000

ПКП «Укрпроминвест» АЗ «Титан»

78355

70892

80000

другие

100000

60000

70000

Итого

5021000

3743660

5503500

* составлено по данным [4]


На украинском аккумуляторном рынке проводилось исследование, целью которого было определение источников информации, которым потребители оказывают большее доверие при выборе аккумулятора. 90% опрошенных отдали предпочтение неформальным коммуникациям (советы друзей, консультации специалистов, различные форумы, клубы автолюбителей и пр.) [5]. Такие тенденции, по нашему мнению, характерны не только украинским потребителям, поэтому предприятиям необходимо это принимать во внимание и учитывать при планировании коммуникационной политики.

Производство аккумуляторов в России представлено в таблице 5. Данные представлены за первые полугодия 3-х лет последних лет. Всего за прошлый год в России было произведено более 5 млн. шт. аккумуляторных батарей. Около 50% АКБ национального производства остаются на внутреннем рынке для обеспечения первичного и вторичного спроса на аккумуляторном рынке, остальное уходит на экспорт.

Таблица 5

Производство аккумуляторов в России



Предприятия

Производство АКБ, шт.

2008

(1-е полугодие)

2009

(1-е полугодие)

2010

(1-е полугодие)

АОЗТ «Электротяга», г. Санкт-Петербург

30

0

2268

ООО «Курский завод «Аккумулятор»

170737

31216

237224

ООО «Источник тока «Курск»

314124

248764

ЗАО «Подольский аккумуляторный завод»

357588

59118

0

ОАО «Электроисточник», г.Саратов

222196

115921

279643

Тюменский аккумуляторный завод

616131

368051

818873

ЗАО «Алькор», г. Тюмень

133939

81513

ООО «Завод им.Дегтярева», Владимирская обл.

18129

0

1000

ЗАО «Аком», Самарская обл.

286775

184129

436144

Филиал ООО «ТУБОР», Нижегородская обл.

313767

318383

435643

ЗАО «АкТех-Байкал»

358733

138984

258242

Новые заводы в Рязани

-

4206

44781

ВСЕГО


1550281

2513818

* составлено по данным [6]


В Беларуси находится один производитель аккумуляторных батарей: Полесские Аккумуляторы, расположенный в г. Пинске, мощность которого составляет 400000 аккумуляторных батарей в год. Большинство продаж в Беларуси национального производителя направлены на государственный сектор и государственные предприятия, часть продукции идет на экспорт. Емкость рынка Беларуси составляет 2839 тыс. шт. в год.

Казахстан имеет два национальных производителя аккумуляторов: Ерка и Кайнар. Их производственные мощности вместе составляют 1,4 млн. батарей в год (что в два раза превышает национальный спрос). Емкость рынка АКБ Казахстана составляет более 3 млн. шт. в год.

В Узбекистане американской компанией «Exide» был создан завод по производству стартерных аккумуляторных батарей, производственная мощность которого составляет около 1 млн. шт. АКБ в год, но производство в год не превышает 150-200 тыс. шт., при этом около 30% уходит на экспорт. Дефицит пополняется за счет импорта.

Колебание цен на свинец и его сплавы является одним из основных факторов риска при производстве стартерных аккумуляторов, потому что его удельный вес в структуре себестоимости составляет 65-75%. Решающими факторами, которые влияют на ценообразование, являются развитие промышленности, на потребности которой используется большая часть свинца, а также существующие складские запасы этого метала. На мировом рынке, на протяжении нескольких лет наблюдаются значительные колебания цен на свинец. Так, в конце 2009 – вначале 2010 года цена на свинец немного снизилась, но уже вначале второго полугодия 2010 года наблюдается ее рост, продолжая тенденцию 2009 года (рис. 1).

Рис. 1. Динамика цен на свинец на Лондонской бирже металлов (2009-2010 гг.),

дол. США [7]

Постепенное возобновление отрасли автомобилестроения развитых стран мира и дальше будет способствовать повышению спроса на свинец и, как следствие, повышению его стоимости на мировом рынке. Анализ мирового потребления свинца показывает увеличение удельного веса вторичного свинца. Вопросы обеспечения производства аккумуляторов свинцом, полученным из вторичного сырья, для многих стран СНГ являются сегодня первоочередными.

Таким образом, можно утверждать, что для производителей аккумуляторных батарей характерны относительно большие риски, которые связаны с колебанием спроса на продукцию и нестабильностью цен на основное сырье – свинец – и свинцовые сплавы. Однако, поскольку наблюдается рост автомобильного парка мира, то можно утверждать, о тенденции развития первичного рынка аккумуляторных батарей (ориентированного на автомобилестроение). Вторичный рынок менее чувствителен к влиянию кризисных явлений, поскольку наличный парк транспортных средств требует регулярной замены аккумуляторных батарей, которые выработали свой ресурс.

В условиях уменьшения экономической активности в результате кризиса и снижения благосостояния реальных и потенциальных покупателей аккумуляторных батарей фактор приверженности покупателей низким ценам для национальных производителей является пока благоприятным. Поэтому на национальном рынке предприятиям необходимо искать правильные подходы к планированию и реализации маркетинговой коммуникационной политики, при помощи которой будут информировать, убеждать и напоминать о своей продукции, а также необходимо внедрять различные программы лояльности и бренд-коммуникационные стратегии. Необходимо проводить политику превращения торговых марок в бренды (торговые марки с устоявшейся репутацией, определенным кругом постоянных лояльных потребителей и т.д.).


Литература: Organisation international DES Constructeurs d’avtomobiles [Электронный ресурс] // Официальный сайт: http://www.oica.net/category/production-statistics/. Мировое производство автомобилей в 2010 году. [Электронный ресурс] // Официальный сайт: http://www.autonews.ru/automarket_news/ index.shtml?2010/12/16/. Мировое производство автомобилей в 2010 году. [Электронный ресурс] // Официальный сайт: http://www.spbvoditel.ru/2010/12/16/028/. Государственный комитет статистики Украины [Электронный ресурс] // Официальный сайт: http://www.ukrstat.gov.ua. Міщенко А.П., Яременко С.С. Неформальні маркетингові комунікації та їх роль в інформаційному середовищі компанії / А.П.Міщенко, С.С.Яременко // «Вісник Академії митної служби України. Серія: «Економіка» №2 (42), 2009. – с. 111-118. Официальный сайт ГМЦ Росстата [Электронный ресурс] // Официальный сайт: http://www.gmcgks.ru.

  1. 7. ЛМЕ / LME (Лондонская Биржа Металлов) Электронный ресурс] // Официальный сайт: http://www.metal4u.ru/lme/.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Украина, Производство аккумуляторов, Беларусь, Италия, США, великобритания, казахстан, китай, польша.