Экономические проблемы монопрофильных субъектов Российской Федерации
Автор: Турсукова Инна Ивановна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 1299 раз
Библиографическое описание:
Турсукова, И. И. Экономические проблемы монопрофильных субъектов Российской Федерации / И. И. Турсукова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Москва : РИОР, 2011. — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/582/ (дата обращения: 20.12.2024).
Исторически сложилось, что в России индустриализация сопровождалась созданием городов, в основании которых лежит одно предприятие, один вид деятельности, то есть сформировались моногорода – города-заводы.
В настоящее время четкого определения понятия «моногород» (монопрофильный, моноструктурный, моноотраслевой, монофункциональный город) не существует.
По мнению специалистов, город можно называть монопрофильным, если на одном, или нескольких однотипных предприятиях, относящихся к одной отрасли и обслуживающих узкий сегмент отраслевого рынка, работает не менее 30% общего числа работающих на предприятиях города и составляет с учетом их семей не менее 50% численности населения.
Главная особенность моногородов – их зависимость от состояния и развития основного предприятия (или цепочки технологически связанных предприятий), которое является градообразующим и обуславливает социально-экономическое развитие данного населенного пункта. Эта взаимосвязь выражается в следующих характеристиках:
– предприятие производит более 50% общегородского объема продукции;
– оно имеет на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающей не менее 30% населения города;
– доля доходов, поступающих от предприятия в бюджет города, составляет свыше 20% его доходной части.
Существуют также дополнительные критерии отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных. В частности, доля налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, расположенных в населенном пункте, составляет не менее 20% от общего объема налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от всех организаций и предприятий.
При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков предприятие можно считать градообразующим.
Кроме того, для моногородов характерны:
– низкая диверсификация видов деятельности и сферы занятости;
– особые климатические условия, в большинстве случаев сложные для проживания и ведения сельского хозяйства;
– отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей связь города с внешним миром [3, с. 8].
По данным Экспертного института в РФ насчитывается 467 моногородов (43 % всех городов России). Монопрофильные субъекты неравномерно распределены по территории России. Наибольшее их количество сосредоточено в Уральском (Свердловская и Челябинская области) и Приволжском (Самарская, Нижегородская области, Пермский край) округах.
Структура моногородов России по отраслевой принадлежности градообразующих предприятий выглядит следующим образом.
Таблица 1
Структура градообразующих производств моногородов по отраслевому признаку
Название отрасли |
Доля городов, имеющих предприятия данной отрасли, % |
Доля занятых на градообразующих предприятиях отрасли в общей численности занятых на предприятиях отрасли, % |
Лесная промышленность |
21,0 |
6,0 |
Машиностроение и металлообработка |
18,0 |
26,0 |
Пищевая |
14,0 |
2,0 |
Топливная |
11,0 |
27,0 |
Легкая |
7,0 |
3,0 |
Цветная металлургия |
7,0 |
15,0 |
Черная металлургия |
6,0 |
1,0 |
Строительные материалы |
5,0 |
2,0 |
Химическая |
5,0 |
13,0 |
Электроэнергетика |
4,0 |
4,0 |
Стекольная и фарфоровая промышленность |
2,0 |
1,0 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
Из таблицы видно, что наибольшее число градообразующих предприятий, оказывающих решающее влияние на формирование условий жизни в монопрофильных населенных пунктах, относится к лесной промышленности, машиностроению, пищевой и топливной отраслям. На долю этих отраслей приходится 64% общего числа градообразующих предприятий или отраслевых комплексов монопрофильных населенных пунктов.
Для наглядности структура градообразующих предприятий по отраслевому признаку отражена и на рисунке 1.
Рисунок 1– Структура градообразующих предприятий по отраслевому признаку.
Рисунок 2 – Доля занятых на градообразующих предприятиях отрасли.
Из диаграммы на рисунке 2 видно, что наибольшее число занятых приходится на предприятия топливной промышленности, машиностроения, цветной металлургии и химической промышленности. Эти отрасли обеспечивают занятость 81% работников, трудящихся на градообразующих предприятиях моногородов [2, с. 27].
С формированием рыночной экономики, сменой собственников большинства предприятий, существенным изменением внешней среды практически все рассматриваемые организации и соответствующие моногорода, а также их население испытывают большие трудности. В их числе - финансовое неблагополучие, безработица, социальные проблемы, психолого-политическая нестабильность. Проблема существования, функционирования градообразующих предприятий приобрела стратегическое значение не только для отдельных городов и регионов, но и для экономики России в целом.
Во-первых, градообразующие предприятия удалены от рынков сбыта, имеют высокие затраты, связанные с транспортировкой, охраной окружающей среды и переходом на экологичные технологии, а также с содержанием находящихся на их балансе объектов социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, выполнением других социальных функций. Большинство градообразующих предприятий находится в особых климатических зонах, что обуславливает большее энергопотребление, чем на территориях с благоприятными климатическими условиями. Как следствие, данные предприятия имеют высокую себестоимость продукции, низкую конкурентоспособность. Другой важной проблемой предприятий данных отраслей является существенный физический и моральный износ основных средств. Предприятия работают на технологиях 30–40 летней давности, модернизация которых не проводилась последние 15 лет. Производительность труда на них чуть ли не в десятки раз ниже мировых аналогов.
Особенно тревожит тот факт, что почти треть градообразующих предприятий, отчисления которых фактически формируют бюджет, работает с убытками. Если в городах с развитой многоотраслевой экономической базой падение объемов производства и сокращение рабочих мест на ряде предприятий в период кризиса вызывает переток занятых в другие отрасли промышленности, торговлю и сферу услуг, то в монопрофильных поселениях остановка градообразующего предприятия или его реструктуризация способны вызвать такие негативные проявления, как высвобождение излишней численности работников, снижение уровня жизни населения. Это может быть чревато серьезными социальными последствиями. В условиях монофункциональных населенных пунктов может случиться так, что сразу все члены одной семьи останутся без работы. А между тем трудоустраивать их просто некуда. Как следствие всего этого, «утечка» людских ресурсов в города-мегаполисы.
К тому же численное возрастание категорий социально-незащищённого населения (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, безработных) негативно отражается на экономике этих регионов, поскольку их содержание требует дополнительных финансовых затрат [1, с. 162].
В связи с этим, процесс модернизации градообразующих предприятий в моногородах должен стать стратегической задачей модернизации соответствующих отраслей промышленности. Однако обновление, модернизация оборудования, технологий, внедрение инноваций, диверсификация деятельности градообразующих предприятий, развитие глубины переработки сырья, расширение рынков сбыта продукции, снижение риска монопроизводственной специализации требуют больших инвестиционных ресурсов. Самостоятельно данные предприятия проблему технической модернизации не решат даже при желании их собственников (учредителей).
Устойчивое социально-экономическое развитие моногородов России зависит от многих факторов. Необходимо только найти точки роста. Для этого необходимо провести:
– анализ реального финансово-экономического состояния и оценку возможностей, потенциала предприятий для восстановления и развития;
– санацию действующих в моногородах предприятий, направленную на сохранение бизнеса, создание условий для его восстановления и развития;
– развитие малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест и повышение занятости населения;
– создание полифункциональной экономики города, преодоление его монопрофильности; развитие перерабатывающих производств;
– включение градообразующих предприятий в международные и внутренние пространственно-сбытовые цепочки;
– развитие социальной и инженерной инфраструктуры города, где могут быть задействованы широкие слои населения. Так в США в период Великой депрессии общественные работы применялись для строительства дорог, мостов, лесозащиты, мелиорации и т. п., что позволило решить проблему занятости во время кризиса. Именно в период кризиса были построены автодороги, которыми жители США пользуются до сих пор.
– санацию занятых: сохранение высококвалифицированных работников, создание «сквозных» профессий, высвобождение персонала низкой квалификации, последующее их перепрофилирование и занятость в других видах деятельности;
– объявить моногорода, зоной налоговых оффшоров для малого бизнеса, при условии локализации 75% производства. Огромное количество малых предприятий тут же переместят свои производства из крупных центров в моногорода, крупный бизнес начнёт открывать представительства и развивать филиальную сеть.
Градообразующие предприятия моногородов способны на модернизацию, необходимо создать благоприятные внешние и внутренние условия для этого процесса, разработать адекватную стратегию их развития [4].
- Литература:
1. Маслова, А.Н. Экономическая база монопромышленных городов: особенности, конкурентоспособность, потенциал // Международная Интернет-конференция «Актуальные вопросы современной науки»: Сборник научных трудов. – М.: Издательство «Спутник +», 2008. С. 160-164
2. Монопрофильные города и градообразующие предприятия: обзорный доклад. Под редакцией к.э.н. Липсица И.В. – М.: Издательский дом «Хроникер», 2000. – 256 с.
3. Неклюдова Т. А. Город – градообразующее предприятие: социально-экономическое взаимодействие: обзорный доклад. Челябинск: Челяб. гос. уни-т, 2005. – 20 с.
4. http://www.e-c-m.ru/magazine/60/eau_60_13.htm