Инновационное развитие социально-экономических систем: структуризация мировой экономики на основе инновационного разделения труда | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Батукова, Л. Р. Инновационное развитие социально-экономических систем: структуризация мировой экономики на основе инновационного разделения труда / Л. Р. Батукова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/78/ (дата обращения: 19.12.2024).

Инновационные процессы оказывают сегодня значительное влияние на трансформацию социально-экономических систем всех современных экономик. Поэтому анализ инновационного развития является теоретически весьма значимой задачей современной экономической науки. Общепризнанным является то, что к числу аспектов, оказывающих наибольшее влияние на инновационное развитие социально-экономических систем относят следующие: научно-технический прогресс, демократизация и либерализация общественной жизни, глобализация хозяйствования. Еще одним важнейшим аспектом инновационного развития, которому, как правило, недостаточно уделяется внимания на теоретическом уровне, и который воспринимается как само собой разумеющийся, является инновационное разделение труда между странами, сложившееся де-факто, в современном мире. Рассмотрим данный вопрос подробнее.

В условиях технологической гонки между старыми экономическими лидерами и новыми индустриальными странами, сформировалась новая макроконкурентная парадигма – концептуальный взгляд на развитие социально-экономических макроуровня в современных условиях.

Согласно данной парадигме, в современном мире сложилось устойчивое трехуровневое разделение труда, которое страны современного мира укрупненно разделило на три основных эшелона. Первый эшелон образуют страны-лидеры. Страна лидер – это прежде всего генератор инновационного интеллектуально-информационного продукта мирового уровня. Это лидер в области генерации технических, технологических, предпринимательских и прочих идей, концепций, ноу-хау. Совокупность стран лидирующих в производстве инновационного информационно-интеллектуального продукта образует первый эшелон стран в международном инновационном разделении труда.

Часть интеллектуально-информационных наработок стран первого эшелона используются ими внутри собственных социально-экономических систем. Но подавляющая их часть, предназначенная для производства продукции массового спроса, продается прежде всего странам второго эшелона в виде лицензий, различного рода прав аренды на технические, технологические и организационные решения. Также информационные наработки могут реализовываться в страны второго эшелона в виде продажи принципиально новой продукции и услуг. Данная продукция является продукцией непосредственно «от производителя». Особенность сделок с данной продукцией заключается в том, что при ее продаже у покупателя возникает возможность, во-первых, опередить своих конкурентов технологически, используя данную продукцию по ее прямому назначению, во-вторых, – исследовав ее, произвести копию и выйти на международный рынок с соответствующей, по существу пиратской копией. То есть принципиальная значимость этой продукции заключается в том, что она может служить носителем информационно-интеллектуального продукта в неявном виде.

Странам третьего эшелона со стороны стран первого эшелона так же могут быть проданы отдельные идеи, продукты и услуги, но в значительно меньшем объеме. Существенный признак, отличающий позицию стран третьего эшелона в международном разделении труда от позиции стран второго эшелона – это то, что страны третьего эшелона покупают товары исключительно для внутреннего потребления. Они не используют его для производства экспортных товаров, не изучают его для производства копии. Исключение составляют отдельные сырьевые отрасли и отрасли производящие продукцию низких переделов, на которых, как правило, специализируются страны третьего эшелона. Для таких отраслей покупается высокотехнологичная продукция у стран первого и второго эшелона. Но и продукт данных отраслей предназначен в основной своей массе для международной торговли – для стран первого и второго эшелона.

Экспортируемый поток информационно-интеллектуального продукта из стран первого эшелона порождает встречный финансовый поток, оплачивающий соответствующий экспорт. Так, продавая идеи, патенты, лицензии и принципиально новую продукцию за рубеж, страны первого эшелона:

  • покрывают свои затраты на разработку инновационных идей, продукции и услуг,

  • покрывают свои затраты на производство инновационной продукции и услуг,

  • получают средний процент прибыли на вложенный капитал на производство информационно-интеллектуального продукта и принципиально новой продукции и услуг;

  • получают особый вид дохода – инновационную маржу, которую взимают с покупателей своей продукции.

Инновационная маржа сегодня является основной целью производственного процесса (в широком смысле слова) стран первого эшелона. По своей экономической сути – это сверхприбыль, которую получают страны первого эшелона, которую вследствие монопольного владения правом собственности на информационно-интеллектуальный продукт. Инновационная маржа – это плата, которая взимается с потребителя за более высокий уровень потребительской ценности конкретного товара, услуги, а так же вследствие отсутствия или крайней незначительности конкуренции по данной товарной позиции. Инновационная маржа взимается как со средств производства, так и с товаров массового спроса. Эта маржа устанавливается практически монопольно, исходя из потребительского спроса, поскольку она предоставляет потребителю исключительные преимущества, вследствие новизны продукции, услуги. Если инновационная маржа взимается собственником патента, непосредственно произведшим продукцию или услугу, то она предстает в форме сверхприбыли товаропроизводителя. Если она взимается собственником лицензии на товары, изобретения, патенты, нововведения, выпуск книг, прокат фильмов, то она преобразуется в поток периодических платежей за право пользоваться лицензией, патентом - в роялти.

Страны второго эшелона реализуют купленные или взятые в аренду интеллектуальные разработки в производимой ими продукции, которая далее продается во всем мире, в том числе и странам – лидерам и странам третьего эшелона.

Продавая свою продукцию, страны второго эшелона взимают с покупателя:

  • затраты, на организацию и производство продукции (которые включают и оплаченные ими странам первого эшелона затраты на разработку инновационных идей, продукции и услуг),

  • средний процент прибыли на вложенный капитал

  • инновационную маржу, которая преобразуется в роялти и перечисляется правообладателю патента, лицензии и так далее.

Произведенная в странах второго эшелона на основе патентов и лицензий продукция продается и в страны первого эшелона и в страны третьего эшелона и собственно в странах второго эшелона. Но в странах первого и второго эшелона происходит своеобразный «зачет» инновационной маржи. Так, страны первого эшелона покупают продукцию у стран второго эшелона, в том числе и за счет средств полученных ими за интеллектуально-информационный продукт. Когда этих средств не хватает, то эмитируются долговые обязательства. Страны второго эшелона имеют и внутренний рынок для продажи своей продукции. Но внутренняя купля-продажа не меняет положения страны в системе мирового инновационного разделения труда.

Страны третьего эшелона в данной схеме становятся чистыми донорами. Для того, что бы иметь возможность покупать продукцию, произведенную на основе современных патентов и лицензий, они вынуждены торговать тем, что у них покупают - своими ресурсами.

На схеме использованы следующие обозначения:

ЧК- человеческий капитал

I0-идеи, патенты, лицензии, промышленная продукция класса 1А.
I1- промышленная продукция класса 1Б, произведенная по лицензиям, патентам, ноу-хау на условиях аренды.
I2- продукция класса 2А, которая не приносит инновационной маржи.
S - сырье и продукция низких переделов, не включающих инновационную маржу или включающих ее на минимальном уровне, не обеспечивающим сколько-нибудь значимое перераспределение финансовых потоков.
Продукция класса 1А – продукция, которая приносит инновационную маржу в форме сверхприбыли правообладателю идей и патентов
Продукция класса 1Б- продукция, которая приносит инновационную маржу в форме роялти правообладателю идей и патентов
Продукция класса 2А- продукция, которая не приносит инновационной маржи.

Рисунок 1. Перемещение факторов инновационного разделения труда и соответствующих им финансово-маржинальных потоков.

Таким образом, формируется современная структура инновационной мировой экономики. Она состоит из трех эшелонов: производители информационно-интеллектуального продукта – эшелон 1 (чистые производители инновационной продукции), производители современной продукции на основе приобретенных или арендованных патентов, лицензий, ноу-хау – эшелон 2 (операторы коммерциализирующие инновации), производители сырья – эшелон 3 (чистые потребители инновационной продукции).

Данная структуризация стран является условной, отражающей принципы консолидации стран в системе инновационного разделения труда. Безусловно, стран с экономикой исключительно интеллектуально-информационной (первый эшелон) или экономикой основывающейся исключительно на коммерциализации инноваций (второй эшелон) практически нет. Но тем не менее, каждая из стран участвующих в инновационном производстве тяготеет к одному либо другому эшелону. В то же время стран с экономикой практически полностью относящейся к ресурсному типу (третий эшелон), в современном мире весьма много.

На рисунке 1 представлена принципиальная схема потоков основных материально-вещественных факторов инновационного развития, финансовых и маржинальных потоков в системе мирового инновационного разделения труда. По существу, приведенные потоки в своей совокупности и являются факторами инновационного разделения труда. Они формируют и поддерживают ее структуру. Теоретики либеральной инновационной теории стоят на позиции, согласно которой инновационные процессы являются естественными, объективными и глобальными. Они не являются внутренним делом каждого общества (страны или региона), и не могут развиваться в отрыве от остального мира. Поэтому, идея инновационного преобразования какого-либо человеческого сообщества в отрыве от остального мира благоприятных результатов не даст. И с этим утверждением нельзя не согласиться. Но следует отметить, что данная структура не является статичной – раз и навсегда заданной, она развивается и трансформируется. Поэтому встает как на теоретическом, так и на практическом уровне вопрос о том, в каком направлении меняется данная структура и возможно ли стране 3-го эшелона? Этот вопрос весьма важен, т.к. открывает шансы для России, используя открывающиеся в ходе трансформации возможности занять более высокое место в инновационном разделении труда.


Литература:

  1. Ашкеров А., Бенедиктов К., Куркин Н., Межуев Б., Черняев А., доклад «Модернизация как политическая программа», Русский журнал, http://www.russ.ru/, 05.04.10

  2. Вишневский Р., Почему получилось у Сталина и не получится у нас, Деловые новости Slon.ru, http://slon.ru/blogs/vishnevsky/post/344467/, 31.03.10

  3. Всемирная история модернизации, Специальный выпуск журнала «Эксперт» №1 (687), 28 декабря — 04 января 2010, http://www.expert.ru/printissues/expert/, 09.09.2010г.

5



Основные термины (генерируются автоматически): инновационная маржа, продукция, страна второго эшелона, страна первого эшелона, страна третьего эшелона, инновационное разделение труда, информационно-интеллектуальный продукт, инновационное развитие, Продукция класса, современный мир.

Похожие статьи

Методика проектирования информационной модели промышленной экономической системы в практической методологии интегрированного контроллинга

Экономические особенности социальной сферы в организации расширенного воспроизводства человеческого потенциала

Развитие транспортно-логистических систем в условиях глобализации мировой экономики

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Формирование и развитие теории человеческого капитала

Анализ мировых тенденций в развитии системы маркетинга в сфере предпринимательства в условиях глобализации мировых рынков

Методологические основы целеполагания в системе индикативного управления развитием организации

Экономико-управленческие аспекты формирования фондов целевого капитала в региональных системах

Статистический анализ диверсификации интеграционной активности в экономике России

Похожие статьи

Методика проектирования информационной модели промышленной экономической системы в практической методологии интегрированного контроллинга

Экономические особенности социальной сферы в организации расширенного воспроизводства человеческого потенциала

Развитие транспортно-логистических систем в условиях глобализации мировой экономики

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Формирование и развитие теории человеческого капитала

Анализ мировых тенденций в развитии системы маркетинга в сфере предпринимательства в условиях глобализации мировых рынков

Методологические основы целеполагания в системе индикативного управления развитием организации

Экономико-управленческие аспекты формирования фондов целевого капитала в региональных системах

Статистический анализ диверсификации интеграционной активности в экономике России