Роль свободных экономических зон в развитии промышленности в Таджикистане
Автор: Каримова Мавзуна Тимуровна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1598 раз
Библиографическое описание:
Каримова, М. Т. Роль свободных экономических зон в развитии промышленности в Таджикистане / М. Т. Каримова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/91/4089/ (дата обращения: 15.11.2024).
Немаловажную роль в развитии промышленности регионов может сыграть реальное развитие свободных экономических зон (СЭЗ) созданных на территории отдельных регионов Республики Таджикистан. В стране созданы четыре СЭЗ, в частности «Сугд», «Дангара», «Пяндж», «Ишкашим». Каждая СЭЗ имеет свою специализацию, отраженную в соответствующем Положении о создании СЭЗ. Так, СЭЗ «Сугд» по своему типу является промышленно-инновационной зоной, общей площадью в 320 га и сроком на 25 лет. Согласно Положению СЭЗ «Сугд» [2] к числу приоритетных видов деятельности относится организация производства швейных ниток, трикотажных изделий, тканей и готовой продукции из шерсти, шелковой и хлопчатобумажной нити, производство обивочной и портьерной ткани; производство готовых кожевенных изделий, обуви и галантереи; производство готовой продукции, предназначенной для швейного производства; производство мебели; производство продукции химической промышленности, машиностроения и строительных материалов (в частности: синтетических красок; автомобилей и запчастей к ним; тракторов и запчастей к ним; насосов; неметаллических труб; электротехнической, радиоэлектронной и бытовой техники; минеральных удобрений; строительных и отделочных материалов и т. п.); производство фармацевтической продукции и т. п. Благодаря СЭЗ «Сугд» планируется преобразовать Согдийскую область в крупнейший современный инновационный центр страны, так как основной акцент направлен на освоение новейших производственных мощностей и привлечение морально не устаревших инновационных технологий. За время создания СЭЗ «Сугд» на ее территории уже функционирует целый ряд СП, например, таджикско-польское Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Скорут Тадж». учредителями которого являются ООО «Дусти Амирхон» от РТ и «Солар-Пол» от Республики Польша; совместное таджикско-российское ООО «Сирандуд-Россия» и др. На базе таджикско-польского предприятия планируется наладить производство теплоизоляционных материалов с использованием базальтовых пород, а на предприятии «Сирандуд-Россия» планируется организовать производство различных болтов, гаек, шурупов и т. п. крепежных изделий из металла. Созданное на территории данной СЭЗ ООО «Насоскомплект» организует сборочное производство насосных агрегатов.
Кроме того, на территории СЭЗ планируется создать предприятие ООО «Офарин», специализация которого направлена на переработку первичного алюминия, созданного в стране, и производство различных форм алюминиевых профилей. Согласно намеченным планам будет налажено и производство дверных и оконных блоков, различных витражей, мебели и других конструкций из алюминия. Развертывание данного производства на территории СЭЗ «Сугд» приведет дополнительно к обеспечению рабочими местами свыше 100 человек. Предприятие ООО «Некон» направлено на переработку мяса и производство мясных и колбасных изделий на базе новейшего оборудования и технологии из Польши. Большую помощь в реализации данного инвестиционного проекта оказал ЕБРР, совместно с ЮСАИД, реализующие в Согдийской области проект по эффективному развитию сельского хозяйства. Проектная мощность данного предприятия свыше 1900 тонн масса в год. Планируется строительство и деревообрабатывающего производства (ООО «Хизмат»), специализирующегося на производстве строительных материалов, пиломатериалов и пагонажных изделий из дерева,производственная мощность в год которого- свыше 5 тыс.м3 пиломатериалов. На базе ООО «Строительное управление Худжандсоз» планируется наладить производство различных железобетонных конструкций и металлических изделий, которые найдут применение в строительстве республики.
С момента своего существования в данной СЭЗ зарегистрировано 16 субъектов с объемом инвестиций — свыше 56 млн.$ США, пять из которых уже стали производить продукцию, не имеющую аналогов в республике и частично вывозимую в соседние страны и частично покрывающие потребности внутреннего рынка [1.с.124].
В Хатлонской области созданы две СЭЗ, в частности «Панч» и «Дангара». Тип СЭЗ «Дангара»- индустриальный, и направлен на стимулирование развития промышленности в близлежащих районах на основе эффективного использования местных ресурсов. Недалеко от СЭЗ «Дангара» проходит железная дорога и продолжается строительство автомобильного моста в Афганистан, что способствует развитию логистическо-транспортных услуг.
СЭЗ «Дангара» создана сроком на 25 лет и охватывает территорию в 242,3 га. К числу приоритетных направлений деятельности, согласно Положению «О свободной экономической зоне «Дангара» относятся в первую очередь промышленная переработка сельхозпродукции; производство синтетических и натуральных тканей из шелковой и хлопчатобумажной нити и шерсти; переработка шкур крупного и мелкого рогатого скота и производство готовых кожевенных изделий, обуви и кожевенной галантереи; кроме того налаживание отдельных видов производств в сфере машиностроения, промышленности строительных материалов, фармацевтики, химической и деревообрабатывающей промышленности.
Требования, предъявляемые к инвестиционным проектам, реализуемые на территории всех СЭЗ Республики Таджикистан, заключаются в том, что объем инвестиций, необходимый для осуществления любого проекта должен быть не менее 500 тыс.долл. США, завоз не менее 90 % нового производственно-технологического оборудования со сроком ранней эксплуатации импортируемого в предполагаемую СЭЗ не более 3–5 лет, не позднее трех лет со дня государственной регистрации субъекта на территории СЭЗ ведения производственной деятельности. При этом размер инвестиций используемых на проведение экспортно-импортной деятельности должен быть не меньше 50 тыс. долл. США, а для реализации деятельности в области предоставления услуг — не менее 10 тыс. долл.США.
СЭЗ «Панч»- расположена на границе с Афганистаном и направлена на развитие открытой торговли с Афганистаном и через Афганистан с другими странами региона. «Панч» создана сроком на 25 лет и охватывает 400 га. Две компании «Анбат-Сервис» и «Сантехника-сервис», специализирующиеся в сфере транспортной логистики и на производстве тепловыделяющего оборудования и мини-котельных, приступили к строительству инфраструктуры на территории данной СЭЗ. Кроме того, еще несколько компаний подали заявки на производство на территории данной зоны пенаблоков и пастерблоков, строительство нефтеперерабатывающего завода, а также строительства предприятия по производству плоского стекла и стекольной продукции на базе местного месторождении кварцевого песка, которое расположено недалеко от СЭЗ «Панч».
Созданная на территории ГБАО СЭЗ «Ишкашим» состоит из отдельных территорий общей площадью в 200 га. является комплексной зоной, направленной на широкое экономическое сотрудничество Республики Таджикистан с Афганистаном (провинцией Бадахшан) и Кыргызской республикой (Ошской областью). Основные преимущества данной СЭЗ заключаются в том, что она выступает локомотивом развития не только ГБАО, но и провинции Бадахшан Афганистана, в плане возможности привлечения сырья, ресурсов для переработки продукции сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, способствует взаимовыгодному торговому сотрудничеству и реэкспорту товаров из Китая, Пакистана и Афганистана. СЭЗ «Ишкашим» находится в весьма выгодном территориальном положении так может выступить транспортным коридором, связывающим Таджикистан с Афганистаном, Китаем, Пакистаном и Центральной Азией.
В число приоритетных видов деятельности относится переработка сельскохозяйственной продукции, консервирование мясомолочных продуктов и продукции растениеводства, производство чипсов, фармацевтической продукции и лекарственных препаратов, обработка шерсти и кожи крупного рогатого скота, производство минеральных напитков, производство строительных материалов, добыча и переработка и обработка драгоценных и полудрагоценных камней, производство мраморных изделий и др. Большую помощь в развитии инфраструктуры СЭЗ «Ишкашим» решили оказать Фонд Ага-хана, Университет Центральной Азии, Ассоциация предпринимателей и Горных фермеров «Милал Интер», Правительство Польши, ОБСЕ и ряд других международных организаций. ГБАО славится своим огромным энергетическим потенциалом, богатством недр, и рекреационными возможностями.
Каждая СЭЗ, созданная на территории Республики Таджикистан имеет свои отличительные признаки, которые придают ей конкурентоспособность и стратегическую устойчивость на рынке. Все созданные на территории РТ СЭЗ призваны за счет привлечения иностранных инвестиции и внедрения передового опыта управления и менеджмента стимулировать устойчивое развитие экономики страны и ее регионов. Создание СЭЗ на территории республики направлено на развитие за счет использования иностранных инвестиций экономического потенциала страны, привлечение в страну в непосредственно в объекты, расположенные на территории СЭЗ иностранного и местного капитала, передовой техники и технологии, управленческого опыта и прогрессивных методов хозяйствования; максимальное и эффективное использование имеющихся ресурсов; организации сети экологически чистых производств; формирование самостоятельного бюджета.
СЭЗ для Таджикистана являются новым механизмом направленным на развитие экономики регионов; создание импортозамещающих производств, удовлетворяющих потребности населения Таджикистана и вовлечение экономики регионов и страны в целом в международное разделение труда. Несмотря на то, что начался процесс регистрации субъектов свободных экономических зон и их деятельность по строительству объектов, однако все же следует отметить, что пока еще у нас недостаточен опыт организации СЭЗ, наблюдается недостаток финансовых ресурсов; недостаточное и информационное обеспечение, низкий уровень квалификации сотрудников; недостаточно развита инфраструктура в СЭЗ; обостряется несоответствие между наличием природно-ресурсного потенциала территорий и его технологическим потенциалом; наблюдается и противоречие между ограниченным кругом технических и технологических возможностей субъектов СЭЗ и динамикой развития внешней среды.
Первые уроки создания и функционирования СЭЗ на территории Республики Таджикистан свидетельствуют, что еще предстоит огромная работа по совершенствования нормативно-правовой базы СЭЗ. Так, например, необходимо продумать вопрос, связанный с определением статуса товаров, производимых на территории СЭЗ, и учете величины добавленной стоимости товара созданного на территории СЭЗ, так как здесь кроится возможность неуплаты косвенных налогов на импорт, в виду ввоза на территорию СЭЗ импортных товаров с грифом «сырье». Кроме того, необходимо урегулировать вопрос, связанный с использованием на территории СЭЗ интеллектуальной собственности. Опыт развитых государств свидетельствует, что созданию СЭЗ предшествует большая и кропотливая работа по созданию инфраструктуры в пределах СЭЗ и возведению важнейших объектов, причем за счет средств из госбюджета страны, а в созданных СЭЗ на территории нашей страны инфраструктура совершенно не развита и нет еще четкого разграничения между созданными СЭЗ их преимущественных направлений развития, размыта специфика свободно-экономической зоны. Кроме того, немаловажным является вопрос об определении оптимального размера СЭЗ, наличии на территории того или иного региона необходимой производственной и деловой инфраструктуры и эффективных условиях для осуществления внешнеэкономической деятельности. Мировой опыт функционирования СЭЗ свидетельствует, что получение эффекта от создания СЭЗ возможно лишь при условии концентрации основных усилий и средств в рамках относительно небольших по размеру зон, которые имеют относительно выгодное экономико-географическое положение и рациональные условия для осуществления внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности.
В рамках оптимальной по размеру занимаемой территории СЭЗ можно без значительных затрат организовать контроль за реальным обеспечением реализации льготного и валютного режимов. Созданные СЭЗ на территории республики имеют, на наш взгляд, недостаточно оптимальный размер, и требуют еще значительных инвестиций, для того чтобы огородить территорию СЭЗ и построить таможенный терминал у входа в СЭЗ за счет средств государственного бюджета. Поэтому физическая невозможность достичь в настоящее время необходимого таможенного контроля на границе зоны и в результате возможность неконтролируемого ввоза на территорию СЭЗ с территории других регионов сырья и других товаров и полуфабрикатов для последующего экспорта может привести к тому, что возможно ситуация с незаконным вывозом товаров за рубеж и дерегулированию валютных операций на территории Таджикистана. Кроме того, разработка цели, задач и приоритетных направлений должны быть всесторонними с учетом результатов SWOT анализа по каждой конкретной СЭЗ. Только тогда создание и функционирование СЭЗ будет эффективным и достигнет поставленной цели.
Мировой опыт свидетельствует, что например, зоны экспортного производства, обустраиваются по типу промышленных парков и оснащены необходимыми коммуникациями, подъездными путями, производственными сооружениями, помещениями, которые сдаются на долгосрочную перспективу. Поэтому когда инфраструктура СЭЗ готова, в таких СЭЗ в кратчайшие сроки получают максимальный эффект. В Таджикистане же сложилась совершенно иная картина, когда еще не готовы не объекты инфраструктуры, ни местные предприниматели, ни налоговое законодательство, и ни даже Администрация зон. Кроме того, возникла необходимость в обучении местных предпринимателей основам ведения бизнеса на территории СЭЗ. Свободно-экономическая зона должна служить своеобразным полигоном для апробации новых форм хозяйствования и методов управления, а не быть панацеей в решении назревших проблем в региональной экономике.
Литература:
1. Каримова М. Т. Региональный аспект структурных сдвигов в промышленности Таджикистана. Душанбе. Ирфон. 2013.-132с.
2. http://www.fezsughd.tj/ru/for_the_investor/priority_activities.php