Стратегический анализ отрасли и макроокружения электроэнергетики ОАО «Газпром нефтехим Салават»
Автор: Деревяшкин Александр Валерьевич
Рубрика: 7. Отраслевая экономика
Опубликовано в
Дата публикации: 30.09.2013
Статья просмотрена: 1553 раза
Библиографическое описание:
Деревяшкин, А. В. Стратегический анализ отрасли и макроокружения электроэнергетики ОАО «Газпром нефтехим Салават» / А. В. Деревяшкин. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 45-50. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/91/4238/ (дата обращения: 15.11.2024).
Введение
Для проведения наиболее объективного и детального анализа состояния электроэнергетики ОАО «Газпром нефтехим Салават» необходимо определить максимальное количество факторов, которые оказывают и могут оказывать влияние в ближайшее будущее на развитие электроэнергетики предприятия и отрасли в целом. Для решения поставленной задачи наиболее подходящим и конструктивным с точки зрения широты информации является стратегический анализ внутренней среды электроэнергетики предприятия. Как правило, данный вид анализа широко применяется для определения дальнейшей стратегии развития организаций и предприятий, учитывая специфику отрасли в целом. Под организацией и предприятием в данном случае всегда предполагается объект, который производит и поставляет товары и услуги на рынок потребителю. В нашем же случае, задачей является анализ электроэнергетики предприятия, электроэнергетики — как неотъемлемой составляющей ОАО «Газпром нефтехим Салават» при производстве и поставке товаров и услуг на рынок, как составляющей, которая прямо влияет на ценообразование товаров нефтеперерабатывающей отрасли.
Стратегический анализ отрасли и анализ макроокружения электроэнергетики предприятия
Электроэнергетика является основной отраслью любого современного государства, темпы роста генерируемой электроэнергии и использование потенциала энергосбережения страны прямо свидетельствуют о росте и развитии экономики в целом и об увеличении производства внутреннего валового продукта (ВВП). Государство не может позволить себе строительство новых объектов и сооружений, развивать промышленность, медицину и инфраструктуру населённых пунктов, если нет новых мощностей.
В энергосистемах Российской Федерации эксплуатируется более 600 тысяч километров воздушных и кабельных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше и 2 миллиона километров напряжением 0,4…20 кВ [1].
По данным министерства энергетики Российской Федерации, энергетическая система страны включает в себя порядка 700 электростанций мощностью свыше 5 МВт, на конец 2012 года общая установленная мощность которых составила 223070,83 МВт.
На рисунке 1 представлены данные по объему генерируемой электроэнергии в зависимости от типа электростанций [2].
Рис. 1. Объемы генерируемой электроэнергии
В производстве электроэнергии доминирует тепловая энергетика, по мировым объемам производства на ТЭЦ приходится около 90 % всей генерируемой электроэнергии. Такую картину можно наблюдать практически во всех странах, лишь в нескольких десятках стран большая часть электроэнергии генерируется иными видами электростанций.
Федеральная служба государственной статистики обладает исчерпывающими данными по росту ВВП и энергобалансу нашей страны, анализ которых наглядно показывает зависимость данных показателей и свидетельствует о темпах роста экономики, рисунок 2 [3]. Российская Федерация ежегодно экспортирует электроэнергию в страны СНГ и дальнего зарубежья, что является показателем превышения производства электроэнергии над его потреблением.
За последнее десятилетие электроэнергетическая отрасль претерпела множество реформ, итогами которых стали радикальные реорганизации: изменение системы государственного регулирования отрасли, первые шаги к созданию конкурентного рынка электроэнергии. Произошли изменения и в структуре отрасли: вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все функции производства, транспортировки и сбыта электроэнергии, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.
Рис. 2. График зависимости энергобаланса и ВВП в России
Следует так же отметить, что благодаря реформе за последние 10 лет общая установленная мощность всех электростанций в России увеличилась на 26 ГВт, что сопоставимо с мощностью всех АЭС в стране, а объем инвестиций за 10 лет вырос в 3,5 раза — до 900 млрд. руб. ежегодных инвестиций [4].
Дальнейший стратегический анализ обусловлен необходимостью выявления основных факторов макроокружения, влияющих на электроэнергетику предприятия и отрасли. В нашем случае анализ проводится по трём основным факторам макроокружения электроэнергетики предприятия, структурно представленным на рисунке 3.
Рис. 3. Составляющие анализа макроокружения отрасли
Проводя анализ действующих законов и нормативно-правовых актов в области электроэнергетики можно сделать вывод, что процесс реорганизации и реформирования отрасли идет полным ходом. Более того, правительство Российской Федерации и министерство энергетики Российской Федерации оперативно реагируют на изменения, которые происходят в отрасли. Итогом оперативного анализа и дальнейших капитальных реорганизаций в электроэнергетике явилась государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики». Для реализации данной программы до 2020 года, необходимы инвестиции в объеме 28 658 762 481,60 тыс. рублей, часть из которых — 667 151 951,5 тыс. рублей из бюджетных источников финансирования [5]. Причиной такого огромного вливания инвестиций является как устарелая материально-техническая база отрасли, так и необходимость создания новых генерирующих мощностей, ведь именно развитие электроэнергетики задаёт тон развитию всей страны. Задача: обновить материально-техническую базу в электроэнергетике, не допустить дефицита генерируемых мощностей, снизить энергоёмкость ВВП и полностью использовать потенциал энергосбережения в отрасли.
По данным министерства энергетики Российской Федерации энергоёмкость ВВП России примерно в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5–3,5 раза выше, чем во многих других странах. В связи с этим, Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» поставлена глобальная задача снижения энергоёмкости ВВП России к 2020 году не менее чем на 40 % по сравнению с 2007 годом. Только за счёт выполнения всех мероприятий подпрограммы № 1 государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» ожидается снижение энергоёмкости ВВП на 13,5 %.
Суммарное энергопотребление России в 2007 году составило порядка 990 миллионов тонн условного топлива. При внедрении энергосберегающего и энергоэффективного оборудования до уровня развитых стран Европы, энергопотребление снизилось бы до величины 650 миллионов тонн условного топлива. Другими словами, потеря электроэнергии составляет около 35 % [2].
Анализируя данные представленные министерством энергетики Российской Федерации, напрашивается вывод, что наша страна обладает огромным не использованным потенциалом в энергосбережении и причины этого очевидны: устаревшая материально-техническая база отрасли, отсутствие масштабного внедрения энергосберегающих технологий и не отвечающая современным требованиям оптимизация распределительных сетей.
Решать существующие проблемы по энергосбережению так же призван Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ФЗ-261 основными полномочиями органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются:
- разработка и реализация федеральных программ;
- определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности;
- определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
- государственный контроль над соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности [6].
Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является катализатором для разработки и внедрения региональных программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности на уровне субъектов Российской Федерации. В Республике Башкортостан постановлением правительства РБ от 30 июля 2010 года № 296 введена в работу Комплексная программа Республики Башкортостан «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010–2014 годы». Целями программы являются: снижение энергоемкости валового регионального продукта на 3,1–3,3 % ежегодно (ВРП); повышение эффективности экономики республики; экономия бюджетных средств за счет энергосбережения. На период с 2006 года в Республике Башкортостан потери электроэнергии в сетях общего пользования составляют в среднем 10 %, что соответствует 2300 млн. кВт∙ч ежегодно. Для финансирования программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010–2014 годы» в Республике Башкортостан необходимы вливания в объеме 51,7 млрд. рублей [7].
Реализация в масштабах страны принятой стратегической политики в области модернизации электроэнергетической отрасли и внедрения новейших систем энергосбережения требует подготовки высококвалифицированных специалистов. Сколковский институт науки и технологий 12 декабря 2012 года подписал двусторонние соглашения о сотрудничестве с четырьмя ведущими компаниями: ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы», индустриальной группой En+Group и ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в энергетике». На базе Сколтеха формируется исследовательский центр по энергетическим системам, системам автоматизированного учёта электроэнергии, новые методики диагностики оборудования, моделирование и проектирование сложных социотехнических систем в энергетике, основные технологии генерации электроэнергии и др. [8].
Анализ электроэнергетической отрасли и макроокружения электроэнергетики предприятия отражает основные факторы, влияющие на электроснабжающие организации ОАО «Газпром нефтехим Салават», формирующие политику ОАО «Газпром нефтехим Салават» в области энергосбережения и энергоэффективности и влияние современной развивающейся технической базы на подготовку высококвалифицированных специалистов.
Электроснабжение потребителей ОАО «Газпром нефтехим Салават» осуществляют: ООО «Башкирская генерирующая компания» — Салаватская ТЭЦ и ООО «Ново-Салаватская ТЭЦ». ООО «Ново-Салаватская ТЭЦ» обеспечивает ОАО «Газпром нефтехим Салават» теплом на 88 %, электроэнергией на 40 %. Максимальная мощность ООО «Ново-Салаватская ТЭЦ» 530 МВт, из которых используется лишь около 60 % мощности. Часть оборудования находится в консервации из-за уменьшения объемов потребления. ООО «Башкирская генерирующая компания» — Салаватская ТЭЦ осуществляет электроснабжение потребителей не только нефтехимического комплекса, но и города Салават и имеет установленную электрическую мощность в 185 МВт.
В состав нефтеперерабатывающего завода входят десять технологических цехов, осуществляющих переработку и производство нефтепродуктов. Общее количество приводов нагнетательных машин технологических цехов по состоянию на 2012 год представлено в таблице 1. Электроснабжение потребителей осуществляется от 132 распределительных устройств на уровни напряжения 0,4 и 6 кВ.
Многие проблемы, присущие отрасли, так же имеют место в электрохозяйстве нефтеперерабатывающего завода: 30 % всех ресурсов по динамическому оборудованию и оборудованию распределительных устройств отработали свой нормативно-технический срок службы и введены в эксплуатацию до 1990-го года. Это напрямую свидетельствует о повышенных физических потерях электроэнергии при её передаче и преобразовании.
Потери, возникающие при передаче электроэнергии по кабельным линиям, при не эффективном использовании полезной мощности на валу электродвигателей, можно охарактеризовать как технические затраты электроэнергии (затраты при передаче и преобразовании электроэнергии).
На рисунке 4 представлен график общепроизводственного потребления электроэнергии (включающий технические затраты электроэнергии) потребителями нефтеперерабатывающего завода ОАО «Газпром нефтехим Салават».
Таблица 1
Состав динамического электрооборудования НПЗ
Уровень напряжения, В |
Уровень мощности, кВт |
Количество электродвигателей, шт |
Суммарная мощность, кВт |
Выше 1000 В |
Свыше 250 кВт |
126 |
61410 |
До 1000 В |
Свыше 100 кВт |
306 |
89674 |
От 10 до 100 кВт |
1046 |
41141 |
|
От 0,5 до 10 кВт |
1726 |
5911 |
|
Всего |
3204 |
198136 |
Рис. 4. График общепроизводственного потребления электроэнергии
Заключение
Проведенный анализ отрасли показывает основные факторы, влияющие на дальнейшее развитие энергетического хозяйства не только ОАО «Газпром нефтехим Салават», но всех потребителей электроэнергии республики Башкортостан. Электроэнергетика − как основа всех отраслей нашей промышленности, оставаясь долгие годы в тени модернизаций и реорганизаций, стала одним из «тормозов» экономики нашей страны. В исследовательской работе приведены основные законы, положения и нормативные акты, определяющие дальнейшее развитие отрасли. Огромные денежные вливания в последующие годы должны решить основные проблемы электрохозяйства страны и отдельных предприятий: обновление материально-технической базы, применение новых энергосберегающих технологий и реорганизации в аппарате управления электрохозяйства предприятий. В аппаратах управления электроэнергетическим хозяйством существует организационная и функциональная разобщенность подразделений, которая является препятствием на пути проведения комплексного управления электрохозяйством и энергосберегающей политики предприятия.
Литература:
1. Сибикин И. Ю., Сибикин М. Ю. Технология энергосбережения. −М.: «Форум», 2010
2. Министерство энергетики Российской Федерации. http://minenergo.gov.ru/
3. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/
4. «Теплоэнергетика России 2012–2016. 10 лет с начала энергореформы». −М.: INFOLine., 2013, 480 с.
5. Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики»
6. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
7. Комплексная программа Республики Башкортостан «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010–2014 годы»
8. Сколковский институт науки и технологий. http://www.skoltech.ru/ru