В чем секрет модернизации инженерного образования? | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Общие вопросы экономических наук

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, октябрь 2013)

Дата публикации: 07.10.2013

Статья просмотрена: 185 раз

Библиографическое описание:

Патутина, Е. С. В чем секрет модернизации инженерного образования? / Е. С. Патутина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/91/4291/ (дата обращения: 15.11.2024).

Высшее учебное заведение «синтезирует» в себе потенциал развития региона и с социально-культурных позиций, и с социально-экономических. В настоящее время для успеха образовательной среды становиться необходимым формирование комплексного образовательного предложения со средоточием на личную успешность будущих выпускников в вопросах трудоустройства.

Рассмотрим, на примере, теории Нового роста Пола Ромера, ведущего разработчика теории, той отрасли экономической науки, которая исследует, возможно, самый неуловимый, но очень важный предмет: причины экономического роста. Обычно, в традиционной науке рассматривается только два фактора производства — капитал и труд, то Ромер добавляет третий — технологию. Одним из элементов расхождений с традиционалистами является то, что Ромер считает технологию («эндогенной» –внутренние факторы), центральной частью экономической системы. Традиционная наука же полагает технологию («экзогенной» — внешние факторы), то есть настолько случайной, что она как бы возникает сама по себе, просто падает с неба. С точки зрения Ромера, любой отдельно взятый технологический прорыв может казаться случайным, в целом технология развивается прямо пропорционально вкладываемым в нее ресурсам. Технология может повышать доходность инвестиций, поэтому развитым странам удается поддерживать быстрый темп роста, а не бороться с убывающей доходностью инвестиций, как предсказывает традиционная теория [1]. Инвестиции добавляют ценности технологиям, а технологии — инвестициям. Традиционная теория это отрицает, так как получается замкнутый круг.

Пол Ромер расходится с традиционалистами еще в одном: в трактовке роли монополий. «Традиция» утверждает, что нормой является «конкуренция равных», а монополии представляют собой неприятное отклонение от нормы. Ромер доказывает, что монополии могут быть полезны, даже необходимы, поскольку стимулируют компании вести исследования в области новых технологий. Теория Нового роста самым непосредственным образом касается правительственных экономистов и бизнесменов. Согласно Ромеру, правительственные органы напрасно сосредоточивают внимание на выделении экономических циклов, стараясь обеспечить бизнесу «точную настройку» и «меткие приземления».

Итак, Пол Ромер выдвинул теорию Нового роста которая противоречит ранней теории. Люди считают, что развитие технологии — дело случая: если ты пытаешься сделать открытие, то можешь или потерпеть неудачу, или преуспеть. Из этого следует вывод, что технология появляется неожиданно, абсолютно бесконтрольно, а Ромер считает, что развитие технологии процесс контролируемый. В теории, Ромер пытается формализовать идеи функций затраченных усилий.

Суть теории содержит два глубоких посыла. Один из них состоит в том, что новая экономика в большей степени основана на идеях, нежели на предметах. Второй посыл состоит в том, что существует необъятный простор для открытия новых идей. Ромер пришёл к выводу, что если мы перестанем искать новые идеи, то наша способность к росту будет серьезно ограничена. Идеи, весь процесс открывания нового — вот что является причиной роста. Сегодня, если пройтись по «западным» заводам и посчитать работников, занятых той или иной формой изобретательства или дизайнерства, Вы поймете, что их стало гораздо больше, чем работников, занятых непосредственно производством. Приведем сравнительный анализ теорий ведущих экономистов и теории Ромера. (Таблица № 1)

Таблица 1

Сравнительный анализ теорий ведущих экономистов и теории Пола Ромера

Теория Адама Смита

Адам Смит сформулировал центральный постулат свободной рыночной экономики: преследуя свои собственные выгоды, люди оказывают друг другу бесчисленные полезные услуги. Пример – изготовления булавок.

Ромер считает, что более эффективно использовать труд и материальные ресурсы, но при этом иметь общую идею для достижения конкретной цели. Рабочие используют единый дизайн – изготавливая множество копий.

Теория Давида Рикардо

В теории, Рикардо принимал во внимание только два ресурса капитал и труд. Закон убывающей возможности.

Ромер добавил третий ресурс – технологию. Этим отменил закон Рикардо. Поэтому доходность не будет убывать, а наоборот, будет расти.

Теория Карла Маркса

Маркс уверял, что капитализм будет делать богатых богаче, а бедных беднее и беднее. В конечном счете, бедные станут столь многочисленными и неудовлетворенными, что устроят мировую революцию. Вывод оказался ошибочным, капитализм распространил богатство по всему обществу.

Ромер доказывает, что информационная революция тоже произведет свои разрушения. «Знания и квалификация будут постоянно расти в цене, а неквалифицированный труд падать». А конкуренция, тем не менее, будет не ослабевать, а ожесточаться.

Теория Джона Мейнарда Кейнса

Кейнс доказывал, что полной занятости можно добиться только с помощью правительственных расходов.

Ромер считает, что решающую роль играют не циклы, а фундаментальный экономический рост, который, в свою очередь, зависит не от кейнсианских усилий «точно настроить» экономику, а от развития новых технологий.

Теория Йозефа Шумпетера

Шумпетер доказывал, что монополии на голову выше, чем абсолютная конкуренция. Выражение «созидательное уничтожение». Надежды на монопольное право заставляют предпринимателей делать лучшее, на что они способны. Тогда как абсолютная конкуренция, наоборот, статична. Все фирмы в той или иной отрасли производят один и тот же товар по одной цене, с использованием одной и той же технологии.

Ромер был согласен с тем, что капитализм  является процессом «созидательного уничтожения», и одним из главных достижений ученого как раз и было продемонстрировать всю важность монопольного права, он возвеличивает саму мысль – Идеи, которые могут родиться от предпринимателя до обыкновенного работника, который находит оптимальный вариант на сборочном конвейере.

Теория Милтона Фридмана

Фридман считал, что экономику заставляют расти не «точная настройка»  или «управление спросом», а напряженная работа, риск, инвестиции и новаторство.

Ромер сумел избавиться от пристрастия их предшественников к государственному регулированию экономики и сконцентрировать внимание на частном секторе. Он унаследовал от Фридмана восторженный ужас перед грандиозным праздником созидания, который порождает свободные рынки.

         

Поэтому модернизация высшего образования должна основываться на следующих инновационных принципах: построение обучающих программ по проблемному, а не предметно-ориентированному принципу; фокусирование на реальных потребностях отечественного и международного бизнеса, тесная связь с бизнес — практикой; усиление исследовательской компоненты в подготовке специалистов в области инновационных процессов; переориентация на проектные принципы деятельностного обучения, позволяющие формировать компетенции будущего специалиста в соответствии с нормами и требованиями Болонского соглашения.

Так, современная национальная политика в области реформирования системы российского профессионального образования отражает необходимость формирования, разработки, внедрения инновационных методов и форм обучения, разработки инновационных стратегии управления высшей школой, а также значительных изменений в структуре высшей школы, общества.

Очевидно, что инновационный потенциал российских вузов в настоящее время существенно уступает уровню передовых стран. Недопустимое отставание инновационного потенциала высшей школы должно предопределить усиленное внимание государства к приоритетному системному решению этой проблемы. Развитие вузовской науки как источника инноваций для реального сектора экономики должно стать частью всего комплекса воздействий государства на процесс их воспроизводства [2].

Еще хотелось бы рассмотреть технологический уклад (ТУ) — совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства. Всего выделяется 5 существующих укладов и 1 перспективный (гипотетический), который должен сменить существующий с развитием науки и техники (Таблица № 2).

Таблица 2

История развития ТУ

Периоды

Характерные особенности

Первый ТУ (1785–1835 гг.)

Он основан на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды.

Второй ТУ (1830–1880 гг.)

Для него характерно ускоренное развитие транспорта (строительство железных дорог, паровое судоходство), возникновение механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

Третий ТУ (1880–1940 гг.)

Этот ТУ базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили. Появились крупные фирмы, картели, синдикаты, тресты. На рынке господствовали монополии. Началась концентрация банковского и финансового капитала.

Четвертый ТУ (1930–1990 гг.)

Данный ТУ основан на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились и широко распространились компьютеры и программные продукты для них, радары. Атом используется в военных и затем в мирных целях. Организовано массовое производство на основе конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция. Появились транснациональные и межнациональные компании, которые осуществляли прямые инвестиции в рынки различных стран.

Пятый ТУ (1985 —2035 гг.)

Пятый ТУ опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т. п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций

Шестой ТУ (после 2035 г.)

Для будущего шестого периода характерны биотехнологии; нано технологии; проектирование живого; вложения в человека; новое природопользование; новая медицина; робототехника; высокие гуманитарные технологии; проектирование будущего и управление им; технологии сборки и разрушения социальных субъектов. Этот ТУ будет характеризоваться следующими направлениями:

Биотехнологии;

Нано технологии;

— Вложения в человека, система образования нового уровня;

— Высокие гуманитарные технологии, повышение способностей человека и организаций;

— Новая медицина (здраворазвитие, восстановление здоровья);

Робототехника, искусственный интеллект, гибкие системы «безлюдного» производства;

— Лазерная техника;

— Новое природопользование (высокие экотехнологии);

— Компактная и сверхэффективная энергетика, отход от углеводородов, децентрализованные, «умные» сети энергоснабжения;

— Использование водорода в качестве экологически чистого энергоносителя;

— Совершенные устройства запасания энергии;

Биотопливо из отходов лесного и сельского хозяйств, а также морских растений;

— Новые безвредные технологии использования угля; Закрывающие технологии в прежних отраслях (фондо-, энерго- и трудосбережение);

— Новые виды транспорта (большегрузность, скорость, дальность, дешевизна), комбинированные транспортные системы;

— Усадебная урбанизация «тканевого» типа, города-полисы;

— Производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами;

Чипизация всех вещей и животных;

— Проектирование живого;

— Технологии сборки и уничтожения социальных субъектов;

— Проектирование будущего и управление им.

В связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным. Если изобразить, то получается, что ТУ подобно волнам, при угасании одной, появляется вторая и так далее (Рис.1).

Рис. 1. Волны ТУ

Таким образом, необходимо привлекать молодых ученых к осуществлению научной деятельности, образования, а также устранить препятствия для эффективного закрепления и воспроизводства научных кадров. Образование социально — экономических связей между элементами: государственная власть — наука — высшая школа — общество — бизнес или производство, что может быть достигнуто, в том числе, и при помощи создания общественно — активных университетов (ОАУ). Общественно — активный университет — это образовательное учреждение, основной задачей которого является создание и поддержание инновационной среды, за счет широкого использования в своей деятельности инновационных образовательных программ непрерывного цикла и результатов прикладных исследований. Элементы необходимые для ОАУ, во — первых, базироваться на двух конституирующих его функциях — образовании и коммерциализация научных исследованиях. Во-вторых, вуз должен быть открытым сообществу. В-третьих, вуз должен развивать как внутри себя, так и в своем окружении предпринимательское и проектное мышление. В-четвертых, управление вузом должно строиться как программно-проектное управление с организационной структурой вуза в виде матричной модели. В — пятых, в вузе должен быть предпринимательский инкубатор или малые инновационные предприятия, продуктом работы которых являются социальные и коммерческие проекты..

Литература:

1.                                                  [Электронный ресурс] Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %EE %EC %E5 %F0 %2C_ %CF %EE %EB (Дата обращения 28.09.2013 г.)

2.                  [Электронный ресурс] Сурова Н.Ю //Инновационный подход к интеграционному развитию высшей школы, вузовской науки и бизнеса в современных условиях информационно-креативной экономики//Третья международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития инновационно-креативной экономики» (Москва, 27–30 июля 2011 г.) http://www.creativeconomy.ru/articles/22055/ (Дата обращения 27.09.2013 г.)

Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, теория, абсолютная конкуренция, инновационный потенциал, развитие технологии, созидательное уничтожение, Сравнительный анализ теорий ведущих экономистов, точная настройка, традиционная наука, традиционная теория.