Развитие инновационного кластера, как ключевого инструмента, повышения конкурентоспособности индустрии туризма | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маклашина, Л. Р. Развитие инновационного кластера, как ключевого инструмента, повышения конкурентоспособности индустрии туризма / Л. Р. Маклашина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 135-136. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/91/4297/ (дата обращения: 15.11.2024).

В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающейся сфер экономики в международной торговле услугами.

На Российскую Федерацию, обладающую большими и уникальными возможностями для развития туризма, приходится лишь 1 % мирового туристского потока.

По прогнозу, Всемирной туристской организации (UNWTO), в 2020 году Россия попадет в десятку стран лидеров по въездному туризму, а число международных прибытий достигнет примерно 1,6 млрд., доходы от реализации туристских продуктов составят около 2 трлн. долларов США в год [1,c.5], из чего можно сделать вывод, что индустрия туризма будет активно развиваться.

При этом полное и всестороннее удовлетворение туристских потребностей требует скоординированной работы всей совокупности средств, объектов и организаций туристской индустрии, современных методов и механизмов обслуживания клиентов.

Развитие предприятий туристской индустрии невозможно без комплексного развития всей туристской отрасли и смежных с ней отраслей народного хозяйства. Кластеры как раз и являются оптимальной формой для развития этих отношений.

Согласно теории М. Портера, “кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщиков, производителей и др.) и связанных с ним организаций (транспортные, образовательные заведения, органы государственной управления и др.), действующих в определенной сфере и взаимодополняющие друг друга“. [2,с.21]

Мировой опыт показывает, что в условиях рынка кластеры наиболее гибкие и эффективные структуры. В их основе лежат два принципа кооперация и конкуренция.

Главный тезис М. Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках. Главная задача правительства, на раннем этапе — улучшение инфраструктуры и устранение неблагоприятных условий, затем его роль должна концентрироваться на устранении ограничений к развитию инноваций. Критерием для выделения базовой отрасли кластера является ее способность производить продукцию конкурентоспособную на мировом рынке.

Иными словами, государство берет на себя обязательства по созданию плана обустройства и оснащения рекреационной территории, а также финансирование развития транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры за счет средств федерального и региональных бюджетов. Другими словами, деятельность государства направлена на ограничение и снижение инфраструктурных проблем коммунального и транспортного хозяйства. Частный же бизнес аккумулирует свои усилия на создание, эксплуатацию и реконструкцию самих туристских объектов. Это выгодно обеим сторонам — государству, поскольку в результате создаются дополнительные стимулы не только к развитию туристско-рекреационного комплекса, но и к экономическому росту всего региона. Это выгодно и предпринимательству, поскольку оно не несет инфраструктурных издержек и минимизирует своих вложений, имея государственную гарантию безопасности деятельности.

Рассматривая цели и задачи создания туристско-производственных кластеров, следует отметить, что они призваны:

-          Создавать условия для профессионального развития на основе межотраслевого сотрудничества с предприятиями смежных отраслей народного хозяйства;

-          Укреплять конкурентные преимущества входящих в кластер предприятий туристской индустрии и предприятий смежных отраслей;

-          Создавать благоприятную среду для развития предприятий туристской индустрии, в том числе на привлечения туристов;

-          Содействовать развитию дистинации путем повышения ее аттрактивности;

-          Содействовать в создании благоприятной креативной среды для предприятий различных отраслей народного хозяйства;

-          Формировать новые туристские продукты и услуги способные привлекать различные категории туристов;

-          Содействовать в формировании и продвижении нового имиджа туристской дистинации путем активизации креативных групп населения и предприятий туристкой индустрии.

Индустрия туризма по определению это — совокупность гостиниц и иных средств размещения; средств транспорта; объектов общественного питания; объектов и средств развлечения; объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организации, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов — переводчиков [3, с.100].

Данные предприятия принадлежат одной или нескольким отраслям народного хозяйства, однако все они взаимодействуют на основе частно-государственного партнерства ради достижения не только экономической выгоды предприятий участников, но и ориентируясь на создание и продвижении нового инновационного качественного туристского продукта или услуги, удовлетворяющего потребности не только туристов, так и туристской дестинации.

Для развития туристического бизнеса в компании должен применяться свой набор механизмов и инструментов реализации инновационных стратегий управления. Изучение положительного опыта стратегического управления туристскими компаниями и их партнерских отношений выявлена целесообразность создания системы инновационного стратегического управления предприятием, специализирующимся на туристских услугах. Внутри предприятий туристской индустрии, в зависимости от предлагаемых услуг и продуктов, формы организации инноваций могут быть представлены как: советы по нововведениям, отделы НИОКР, проектные группы, отделения новой продукции, комитеты, управления, рабочие группы, центры развития, консультативные и аналитические отделения.

Объединившись, в туристский кластер, предприятия работающие в сфере индустрии туризма, используя инновационные продукты в сфере управления бизнесом, получат конкурентное преимущество в создании нового конкурентоспособного продукта удовлетворяющего потребности делового туриста и возможность быстрее реагировать на изменения внешней и внутренней среды туристского рынка, тем самым привлекая в регион новых инвесторов и потенциальных потребителей туристских услуг данного сегмента рынка.

Таким образом, кластерный подход будет, с одной стороны, способствовать полному удовлетворению запросов населения, а, с другой стороны, будет содействовать повышению эффективности деятельности, как предприятий индустрии туризма, так и предприятий смежных отраслей народного хозяйства.

Литература:

1.                            Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально — культурном сервисе и туризме. — М. Изд. Центр Академия, 2009г.

2.                            Портер М. Конкуренция.- М.; ЮНИТИ, 2001г.

3.                            Чудновский А. Д., Жукова М. А. Информационные технологии управления в туризме. — М.; КноРус, 2011 -104с.

Основные термины (генерируются автоматически): народное хозяйство, туристская индустрия, индустрия туризма, предприятие, UNWTO, отрасль, развитие предприятий, услуга.

Похожие статьи

Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона

Инновационные образовательные площадки как важный аспект развития среднего профессионального образования

Формирование и развитие инновационного потенциала нефтегазового предприятия

Создание интерактивного образовательного пространства как одно из условий развития личности ребенка

Усиление инновационной направленности деятельности предприятий в контексте влияния на развитие кадрового потенциала

Расширение возможностей профессионального совершенствования педагогов через профессиональные сообщества учителей

Развитие компетентностей обучающихся в контексте сотрудничества вуза и школы

Качество продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности современных бизнес-структур

Партнерство между субъектами стратегического управления в процессе обеспечения устойчивого развития городов

Эффективная защита финансово-правового института банковской тайны, как гарант развития экономики страны

Похожие статьи

Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона

Инновационные образовательные площадки как важный аспект развития среднего профессионального образования

Формирование и развитие инновационного потенциала нефтегазового предприятия

Создание интерактивного образовательного пространства как одно из условий развития личности ребенка

Усиление инновационной направленности деятельности предприятий в контексте влияния на развитие кадрового потенциала

Расширение возможностей профессионального совершенствования педагогов через профессиональные сообщества учителей

Развитие компетентностей обучающихся в контексте сотрудничества вуза и школы

Качество продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности современных бизнес-структур

Партнерство между субъектами стратегического управления в процессе обеспечения устойчивого развития городов

Эффективная защита финансово-правового института банковской тайны, как гарант развития экономики страны