Возможности использования зарубежного опыта для совершенствования системы государственного регулирования регионального страхового рынка
Авторы: Магомадова Мадина Мовсаровна, Ларсаева Лаура Джалалдиевна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 01.11.2013
Статья просмотрена: 2737 раз
Библиографическое описание:
Магомадова, М. М. Возможности использования зарубежного опыта для совершенствования системы государственного регулирования регионального страхового рынка / М. М. Магомадова, Л. Д. Ларсаева. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 131-134. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4358/ (дата обращения: 16.11.2024).
В отечественной научной литературе на сегодняшний день недостаточно разработаны региональные аспекты развития страхового рынка и участия государства в этом процессе. Не разработан механизм государственного регулирования регионального страхового рынка, не налажена система взаимодействия региональных органов управления и участников регионального страхового рынка. Это в первую очередь, связано с особенностями становления отечественного рынка страховых услуг, так как в начале 90-х годов страховые компании создавались преимущественно в крупных городах промышленно-развитых регионов, и потребности в регулировании региональных страховых рынков не возникало.
Отсутствие концептуальной основы развития регионального страхового рынка приводит к тому, что в большинстве регионов страховой рынок развивается бессистемно, без активного контроля и эффективной поддержки со стороны государства и не обеспечивает надежной страховой защиты населения, а также не способствует экономическому развитию этих регионов.
В настоящее время страховой надзор в РФ осуществляется согласно п. 3 ст. 30 ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» органом страхового надзора и его территориальными органами, каждый из которых контролирует несколько регионов.
При такой системе надзора проблемы отдельных регионов остаются не решенными. На протяжении всего периода развития российского страхового рынка, как уже упоминалось, в региональном распределении страховой премии (одного из важнейших показателей страховой деятельности) лидирующую позицию занимает Москва. Филиалы и представительства при этом не имеют права самостоятельно решать вопросы о размещении страховых резервов. Большая часть от общей величины резервов, сформированных филиалами в регионе, передаётся в головную компанию. В подтверждение этого приведем следующий пример: на территории Чеченской республики действует около 40 филиалов иногородних страховых компаний (в основном московских), которые совершенно не подвластны местной Администрации. В связи, с чем происходит отток страхового капитала из региона (так как нет возможности обязать иногородних страховщиков инвестировать часть страховых резервов в экономику региона), и имеет место незащищенность местных граждан как потенциальных страхователей (так как на территории региона действует множество компаний, финансовое положение которых проверить просто невозможно).
Решение данных проблем невозможно без совершенствования законодательной базы страхования.
Правовые основы регулирования страхования закладываются, как правило, в федеральных законах о страховании и/или об организации страхового надзора. Центральное место в системе регулирования страхового рынка любой страны занимают органы страхового надзора, которые имеют статус государственных органов исполнительной власти, функционально обособлены и сочетают функции регулирования и контроля страхового рынка. В разных странах органы страхового надзора могут подчиняться или включаться в структуру самых различных ведомств, однако при этом они обладают достаточной степенью самостоятельности в принятии решений [1, с. 13–16].
Во многих странах Европы органы страхового надзора институционально обособлены и полностью независимы, в том числе во Франции (комиссия страхового контроля), Германии (федеральное ведомство по надзору за страховой деятельностью) и Швеции (страховой инспекторат). В США во всех штатах действуют отделы по надзору за страховыми операциями. В. Великобритании эти функции возложены на департамент торговли, и промышленности, входящий в его состав страховой отдел ведет практическую регулирующую деятельность. В Канаде, как и в России, регулирование страхового рынка производится структурами, подведомственными министерству финансов [2, с. 43].
В результате обобщения опыта зарубежных стран нами разработан следующий комплекс мероприятий для совершенствования системы регулирования регионального страхового рынка, который направлен на пересмотр, уточнение, разделение функций, прав и ответственности по поводу регулирующей деятельности между федеральными и региональными органами власти.
1. Совершенствование системы российского страхового законодательства
Основной проблемой в сфере правового регулирования страхования является отсутствие единой системы страхового законодательства, что приводит к серьезным трудностям в правоприменительной практике и затрудняет осуществление эффективного страхового надзора. Обширную и наиболее изменчивую правовую базу страховых отношений составляют правила и условия страхования, предусматриваемые в страховых полисах различных страховых обществ.
Для совершенствования сложившейся системы страхового законодательства РФ может быть полезен опыт Франции, где все правовое регулирование страхования сосредоточено в страховом кодексе 1976 г., регламентирующем все стороны организации страхового рынка и его регулирования.
В России уже давно назрела необходимость создания комплексного пакета базовых страховых законодательных актов в форме Страхового Кодекса или иного сборника основных документов, регулирующих деятельность на страховом рынке.
Принятие Страхового Кодекса, составными частями которого могли бы являться расширенные разделы главы 48 Гражданского Кодекса РФ, на длительное время послужило бы отправной точкой для страховой деятельности на территории Российской Федерации.
2. Регламентирование деятельности страховых компаний нормативно-законодательными актами регионального характера.
Вусловиях недостаточности оперативного регулирования со стороны федерального органа страхового надзора иногородние страховые организации совместно с федеральными министерствами и ведомствами активизировали свою деятельность в регионах, направленную в основном на отток финансовых ресурсов из регионов в чисто ведомственных интересах. Так, большинство филиалов крупных столичных компаний, действующих в Чеченской республике, обеспечивают выборочное страхование отдельных наиболее выгодных в финансовом отношении рисков и практически не работают с населением, не оказывают заметного влияния на обслуживание страховых рисков в регионе. При этом действующая законодательная и нормативная база не позволяет на региональном уровне иметь достоверные сведения о текущей надежности вышеуказанных филиалов и их головных компаний, определять объемы собранных ими на территории региона финансовых ресурсов, полученных доходов и уплаченных налогов.
В сложившейся ситуации возникает вопрос об особом режиме обеспечения жизнедеятельности региональных страховых организаций и сохранении страховых взносов, собираемых федеральными страховщиками на местах для финансирования экономик регионов. При этом под особым режимом жизнедеятельности региональных страховщиков в первую очередь понимаются менее жесткие финансовые предпосылки их функционирования.
В зарубежной практике имеются примеры двухуровневого построения системы нормативных актов в области страхования.
В развитых странах — США и Канаде — в разной степени ответственность за регулирование страхового рынка разделена между центральными и региональными (местными) органами власти. Так, в Канаде некоторые аспекты страхового рынка регулируются на федеральном уровне, тогда как основные нормоустанавливающие полномочия переданы властям канадских провинций.
Особенностью США является то, что в стране, по существу, отсутствует регулирование страхования на федеральном уровне и сформировались независимые системы регулирования страхования в каждом штате. Данный опыт для России представляется интересным. Обусловлено это масштабностью территории страны, необходимостью формирования финансово-экономических предпосылок развития штатов. Являясь институциональным звеном экономики, страхование аккумулирует значительные финансовые ресурсы, сохранение которых в регионах обеспечивает их инвестиционный потенциал и соответствующее социально-экономическое развитие регионов.
Используя данный опыт, упорядочить региональный страховой рынок возможно при условии законодательного закрепления на федеральном уровне полномочий органов власти субъектов РФ по регламентированию деятельности страховых компаний нормативными актами регионального характера.
3. Совершенствование порядка налогообложения страховых организаций.
В условиях действующей системы налогообложения прибыли страховых организаций уплата налога осуществляется по месту нахождения головной организации, т. е. преимущественно в Москве. Сложившийся порядок обусловлен
механизмом определения прибыли с учётом поступлений и выплат по всем региональным филиалам (представительствам), отсутствием у последних самостоятельного баланса. Необходимо устранить эту экономическую несправедливость. Для этого целесообразно воспользоваться зарубежным опытом налогообложения страховой деятельности, заменив налогообложение прибыли от страховой деятельности налогообложением страховой премии. Такой порядок налогообложения используется во многих штатах США, в Великобритании. В странах ближнего зарубежья, где введён налог на страховые взносы взамен налога на прибыль (например, в Латвии с 1994 года), он показал позитивные результаты [3, с. 65].
Введение налога на страховые взносы в России должно, по нашему мнению, базироваться на следующих принципах:
1) исчисление налоговой базы осуществляется исходя из объема страховых операций;
2) объектом налогообложения являются поступления взносов по добровольным и обязательным видам страхования, за исключением обязательных видов страхования, проводимых за счет средств бюджета и внебюджетных фондов;
3) дифференциация ставки налога в зависимости от вида страхования;
4) налоги должны поступать в местные и региональные бюджеты на территории заключения договоров страхования.
Таким образом, замена налогообложения прибыли от страховой деятельности налогообложением страховой премии позволит регионам получать налоговые ресурсы, которые соответствуют поступлениям страховых взносов по месту совершения операций.
4. Создание электронного банка данных по всем страховым компаниям, осуществляющим свою деятельность на территории региона.
По действующему законодательству РФ филиалы иногородних страховых компаний не обязаны отчитываться в комитет по статистике того региона, на территории которого они осуществляют свою деятельность.
Для Чеченской республики это большая проблема, так как все действующие на региональном рынке страховые организации представляют собой филиалы и представительства иногородних страховщиков, о финансовом состоянии и деятельности которых ничего не известно республиканскому комитету по статистике, а, следовательно, и всему населению республики, которое представляет собой потенциальных страхователей. Это приводит к следующему: во-первых, потенциальные страхователи сталкиваются с информационной закрытостью местного страхового рынка, что порождает недоверие страховщикам и падение спроса на страховые услуги; во-вторых, невозможность проведения системного анализа регионального страхового рынка затрудняет региональным органам власти предпринимать необходимые меры, направленные на упорядочение рынка страховых услуг и его дальнейшее развитие.
Таким образом, необходимо внесение поправок в ФЗ «Об организации страхового дела в РФ», предусматривающих предоставление в обязательном порядке сведений о страховой деятельности в региональный статистический орган всеми страховыми компаниями (в том числе и филиалами иногородних
страховых компаний), действующими на территории данного региона, что позволит создать электронный банк данных по всем страховым компаниям, осуществляющим свою деятельность на территории региона.
Подобный банк данных широко используется в США, предоставляя возможность распределить компании по риску, размерам премии, объему уставного капитала и т. д. С его помощью потенциальные страхователи могут в любое удобное для себя время ознакомиться с интересующей их информацией о финансовом состоянии и репутации той или иной страховой компании.
Таким образом, нами предлагается создание регионального банка страховой статистики на базе Государственного комитета статистки ЧР. Пользователями информации банка страховой статистики будут органы управления, страховые компании, страхователи, иные заинтересованные лица. На региональном уровне электронный банк данных по страховым компаниям необходим с одной стороны как индикатор надежности страховых компаний и способ борьбы с недобросовестными их представителями, с другой — как стимул повышения доверия населения к страховщикам, а, следовательно, и спроса на страховые услуги.
5. Создание независимого института защиты прав страхователей.
Одним из вариантов решения проблемы может стать опыт Великобритании, где уже на протяжении 20-ти лет действует Бюро Омбудсмана по страхованию (далее Бюро), занимающееся вопросами урегулирования претензий по страхованию на досудебном уровне, а также ведением просветительской и консультационной работы в области страхования, обеспечивающее обратную связь между страхователем и страховщиком.
Бюро обеспечивает защиту интересов страхователей как альтернативная суду организация — проводит расследования и принимает решения, основанные не только на требованиях законодательства, но и сложившейся практике квалифицированного ведения страхового бизнеса. Страхователи имеют право отклонить решение Бюро, если они не удовлетворены исходом дела, и обратиться в суд. Бюро также организовывает консультации и семинары как для страховщиков и других субъектов страхового рынка, так и для страхователей с целью ознакомления с собственной практикой и принципами ведения дела, новыми подходами к ведению страхового дела и осуществлению маркетинга, а также повышения страховой культуры.
Чтобы избежать обвинений в предвзятости, Бюро Омбудсмана по страхованию помимо Правления, состоящего из представителей страховых компаний — членов организации, формирует Совет, состоящий из представителей, деятельность которых не связана со страхованием, при этом омбудсмана выбирают именно члены Совета. Организация финансируется страховыми компаниями — ее членами [4, с. 46–48].
Независимый институт, подобный Бюро Омбудсмана по страхованию в Великобритании, мог бы сыграть немаловажную роль и в регионах России и способствовал бы не только обеспечению защиты прав страхователей, но повышению страховой культуры населения и поддержанию благоприятного имиджа местных страховщиков.
В заключение следует отметить, что, как показывает опыт зарубежных стран, необходимо постоянно отслеживать соответствие системы государственного регулирования изменяющимся параметрам рынка и своевременно изменять систему регулирования. Изменение системы должно, с одной стороны, способствовать расширению рынка страховых услуг, продвижению новых страховых продуктов, возможно, содействовать глобализации рынка финансовых услуг, с другой -противостоять появлению негативных тенденций рынка.
Таким образом, государство может и должно создать оптимальные условия для развития региональных страховых рынков, так как от этого зависит не только будущее российского страхования, но и состояние национальной экономики в целом.
Литература:
1. Жилкина М. Государственное регулирование страхового рынка в зарубежных странах // Финансовый бизнес, 2001, № 1, с. 13–16.
2. Цыганов А. А. Организация внесудебной защиты прав страхователей и застрахованных лиц в России// Финансы, 2004, № 9, с. 43–45.
3. Худиев Н. Н. Совершенствование механизма налогообложения в страховых организациях// Финансы, 2005, № 5, с. 64–66.
4. Дерябина А. А. Бюро омбудсмана в Великобритании как один из инструментов саморегулирования страхового рынка// Страховое дело, 2002, № 12, с. 46–48.