Проблемы и перспективы реализации инвестиционных проектов (на примере Архангельской области) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Опубликовано в

III международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2013)

Дата публикации: 06.11.2013

Статья просмотрена: 2518 раз

Библиографическое описание:

Калашникова, Н. Ю. Проблемы и перспективы реализации инвестиционных проектов (на примере Архангельской области) / Н. Ю. Калашникова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 40-46. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4438/ (дата обращения: 19.12.2024).

Архангельская область определила развитие туризма как одну из наиболее приоритетных сфер развития региона. Больше туризма в Архангельской области — значит больше благосостояния, больше культуры, больше полноценного самоосуществления личности. Посредством туризма можно решать такие важные социальные проблемы, как культурного возрождения, заметного повышения уровня и качества жизни населения.

Высокая привлекательность туристического направления определяется, прежде всего, растущими доходами населения и, как следствие, быстрым ростом расходов населения на отдых. Раскрывая данное утверждение, представляем данные социально-экономического развития Архангельской области, которые отражают динамику превышения доходов над расходами с 2010 по 2012 гг. (таблица 1). Так за 2012 год доходы превысили расходы на 9 143,2 млн. руб. [1]. Согласно прогнозу на 2013–2015 годы доходы населения Архангельской области будут по-прежнему расти, что отразится на увеличении количества внутренних туристических поездок по России на 4 % в год и средних расходов туристов на поездку в 2–2,5 раза [2].

Данные опроса 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), представленные в таблице 2, отражают основные приоритеты формирования сбережений российских граждан, в том числе и категорию на «отдых, развлечения, путешествия» [3].

Так результаты исследования с погрешностью 3,4 % свидетельствуют о наличии социальных проблем в государстве, которые сдерживают развитие туристского сектора. Сбережения россияне делают (или делали бы, если бы была возможность) в основном для покупки квартиры или дома (29 %), несколько меньше — «на всякий случай» (24 %), на «черный день» (24 %), на лечение (23 %). Деньги на отдых, развлечения и путешествия откладывают 13 % граждан. Таким образом, несмотря на то, что данная категория занимает далеко не первое место, очевидна необходимость увеличения ее доли. Одно из основных препятствий — мировоззрение российских граждан, формируемое СМИ, о том, что «затратный отдых за границей — признак успеха и состоятельности, а недорогой отдых в родных краях — косвенный признак финансового неблагополучия» [4].

Таблица 1

Статистические показатели социально-экономического развития Архангельской области (без учета показателей Ненецкого автономного округа по годам), млн. руб.

Показатели

ОТЧЕТ

ОТЧЕТ

ОЦЕНКА

ПРОГНОЗ

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Денежные доходы населения

262 234,2

283 734,5

308 436,1

340 270,0

373 989,9

411 132,1

Расходы населения

250 860,8

273 072,3

299 292,9

331 285,6

365 152,2

402 678,7

Превышение доходов над расходами

11 373,4

10 662,2

9 143,2

8 984,4

8 837,7

8 453,4

Валовой региональный продукт, всего

210 134,1

246 846,0

289 566,2

313 563,3

323 529,2

350 357,6

Источник:сайт Правительства Архангельской области

Таблица 2

Статистические данные о целях формирования сбережений российских граждан, %

Период

II кв. 2010 г.

II кв. 2011 г.

II кв. 2012 г.

На всякий случай, про запас

28

30

24

На покупку квартиры, дома

27

24

29

На «черный день»

21

27

24

На лечение

18

18

23

На образование

12

13

15

На отдых, развлечения, путешествия

11

11

13

На случай потери работы

10

11

11

На покупку автомобиля

11

11

12

На покупку земли, дачи, садового домика

6

5

7

На покупку дорогих вещей

10

7

8

На собственное дело, покупку акций

5

5

4

Чтобы получить дополнительный доход, приумножить свои денежные средства

4

4

3

Не стал бы делать сбережения ни на какие цели

3

3

5

На другие цели

3

3

3

Затрудняюсь ответить

4

4

2

Источник: ВЦИОМ

Рост благосостояния граждан не только в Архангельской области, но и по России в целом (рисунок 1), по данным Федеральной службы государственной статистики, отражается на реализации национальных проектов в области здравоохранения и образования, что напрямую связано с пропагандой здорового образа жизни и возможностью заниматься спортом [5].

Рис. 1. Денежные доходы и расходы населения по годам (данные отчетности Росстата)

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития в России существует большой потенциал для развития различных видов туризма — горнолыжного, пешеходного, водного, горного, парусного, конного, велотуризма, экстремального, экологического [6]. Некоторые регионы Южного, Северо-Кавказского, Уральского, Сибирского, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов в настоящее время уже являются крупными центрами, в то время как регионы Северо-Западного федерального круга то же обладают большими перспективами.

Согласно Стратегии Северо-Западного федерального округа сфера туризма относится к конкурентным преимуществам Архангельской области [7]. Создана не только необходимая законодательная база в сфере инвестиционной деятельности, но и образованы структуры, осуществляющие информационную и организационную поддержку инвесторов [8–13]. Продвижение региона на туристских рынках будет с 2014 года осуществлять информационный центр Архангельской области.

Архангельская область известна древними и загадочными археологическими памятниками, уникальными образчиками старинного деревянного зодчества, красивыми храмами и монастырями, потрясающими воображение пещерными комплексами заповедниками и национальными парками. Гости могут устроить настоящий отдых вдали от городов и мегаполисов. Отношение к отечественному туризму меняется, народ, безусловно, готов отдыхать в пределах России. Но, картина, представляется совсем иная. По данным Агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области туристский поток в целом по области вырос, однако, разбивка по муниципальным образованиям отражает нестабильную ситуацию динамики посетителей (таблица 3). Среди наиболее посещаемых муниципальных районов Архангельской области можно выделить Устьянский и Каргопольский районы. Отрицательные значения въездного туристского потока за последний год наблюдается в Мезенском, Онежском и Пинежском районах.

Таблица 3

Динамика въездного туристского потока некоторых муниципальных районов Архангельской области, чел.

Название муниципального района/ городского округа

2011 год

2012 год

Динамика (+,-)

Архангельск

87381

99778

+12397

Устьянский муниципальный район

22135

45491

+23428

Каргопольский муниципальный район

11033

12207

+1174

Мезенский муниципальный район

1200

342

-858

Онежский муниципальный район

8853

6592

-2261

Пинежский муниципальный район

16577

9672

-6905

По данным Агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области

Значительный разрыв между максимальным и минимальным значениями показателя обусловлен различным уровнем инвестиционной привлекательности муниципальных образований Архангельской области, а также наличием или отсутствием крупных инвесторов, реализующих инвестиционные проекты.

Отметим, что падение популярности внутреннего туризма во многом связана и с возросшей доступностью зарубежных путешествий — высокая конкуренция туроператоров приводит к появлению огромного количества горящих туров, продающихся ниже себестоимости. Россияне отмечают в отзывах, Интернет-форумах, комментариях, что пугают цены и недостаточный уровень обслуживания. На данный момент запредельные цены на гостиницы и перевозку с неразвитой сферой сопутствующих услуг, характерные буквально для всех регионов России, мешают привлечению туристов.

Для изменения сложившейся ситуации в муниципальных районах Архангельской области с целью увеличения туристского потока необходимо государственное участие, контроль и вливание инвестиций. Правительство Архангельской области утвердило реестр из шести инвестиционных проектов в области туризма и спорта по обеспечению туристско-рекреационных комплексов инженерной инфраструктурой, что позволит привлечь инвестиции в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства (таблица 4).

Перспективами реализации инвестиционных проектов являются:

-         Устранение существующих различий в уровне инфраструктурного развития регионов Российской Федерации;

-         Создание условий для инвестиционной привлекательности региона;

-         Изменение к лучшему имиджа региона;

-         Создание условий для круглогодичного транспортного сообщения;

-         Развитие всесезонного туризма;

-         Стимулирование развития смежных отраслей экономики;

-         Развитие сети малых средств размещения (гостевых домов, гостиниц);

-         Придание вектора развития депрессивных сельских территорий.

Ожидаемый экономический эффект при условии реализации проектов будет выражен достижением устойчивого роста потока туристов в районы Архангельской области, привлечением инвестиций, наращиванием налогового потенциала. Кроме того, будет достигнут и социальный эффект, который отразится на социально-культурном развитии территорий, повышении уровня и качества жизни местного населения, увеличении занятости и самозанятости населения, увеличении дополнительных доходов населения, предоставляющего услуги по приему туристов.

В настоящее время ведется активная работа над повышением инвестиционной привлекательности на муниципальном уровне. Благодаря усилиям Правительства Архангельской области, регион получил финансирование из федерального бюджета. Реализация проектов основана на механизмах государственно-частного партнерства (ГЧП). В России применение ГЧП-механизмов сводится к строительству, модернизации и эксплуатации объектов спортивной инфраструктуры. В Онежском районе концессионное соглашение заключено на строительство биатлонного стадиона, трассы горнолыжного спуска, крытого ледового стадиона. Окупаемость рассматриваемых проектов составит 3–4 года, что позволит создать более 100 новых рабочих мест и увеличить туристский поток области.

Таблица 4

Выписка из реестра инвестиционных проектов Архангельской области [14]

Название реализуемого проекта

Отрасль

Местоположение

Цель проекта

Краткая характеристика проекта

 
 

1 Проектирование и строительство лыжно-биатлонного комплекса и спортивного городка лыжно-биатлонного комплекса

Туризм

Онежский район

Развитие физкультуры и спорта на территории Онежского района

Состав комплекса: трасса горнолыжного спуска, трасса бобслея, подъемник, крытый каток, теннисный корт, скейт-дром, автостоянка, бани, кафе, коттеджи, развлекательные центры

 

2 База отдыха «Мечка»

Туризм

Новодвинск

Организация и развитие инфраструктуры туризма и спорта в области

Проект направлен на развитие инфраструктуры и реконструкцию туристической базы «Мечка»

 

3 Строительство туристического комплекса «Каргопольское подворье»

Туризм

Каргополь

Увеличение потока туристов в Каргополь; развитие агротуризма, экологического и активного видов туризма на Каргополье

Строительство трех деревянных коттеджей на 16 мест каждый и двух VIP-шале на 4 места каждое; трактир с русской кухней, баня, тренажерный зал, автостоянка и аттракционы, приобретение комфортабельного автобуса

 

4 Создание центра спортивного туризма в Устьянском районе

Туризм, спорт

Устьянский район

Создание конкурентоспособного предприятия для удовлетворения потребностей российских и иностранных туристов в области гостинично-туристских услуг, услуг в области спорта и активного отдыха

Обеспечение всесезонного катания на лыжах и культурно-бытовое обслуживание туристов; создание условий для проведения тренировок спортсменов, активного отдыха туристов, проведения спортивно-массовых мероприятий

 

5 Создание туристской деревни в п. Красная Горка Пинежского района

Туризм, спорт

Пинежский район

Увеличение въездного туристского потока в Архангельскую область, развитие внутреннего туризма в регионе

Установка ветрогенераторов; обустройство горнолыжных и беговых трасс, устройство доп. лыжного подъемника; строительство деревенской инфраструктуры для создания эффекта погружения в атмосферу северной деревни.

 

6 Проект «Северная деревенька»

Туризм

Мезенский район

Создание инфраструктуры для организации сельского и экологического туризма в Мезенском районе

Строительство гостевых домов, бани, кафе, покупка транспортных средств

 

Продолжение таблицы 4

Название реализуемого проекта

Форма участия государства в проекте

Этапы и сроки реализации проекта

Общий объем инвестиций (млн. руб.), в т. ч.

Источники финансирования

Социальная эффективность, т. е. создание новых рабочих мест

собственные средства

требуемый объем инвестиций

 1 Проектирование и строительство лыжно-биатлонного комплекса и спортивного городка лыжно-биатлонного комплекса

Концессионное соглашение, подведение коммуникаций

2010–2013 гг.

187,0

302,7

Привлеченные средства

-

2 База отдыха «Мечка»

Нет

2008–2011 гг.

6,9

6,0

Собственные и заемные средства

12

3 Строительство туристического комплекса «Каргопольское подворье»

Нет

Приобретено в собственность 2 земельных участка, залит фундамент одного из коттеджей, подведено электричество (на 01 03 2010 г)

-

15,0

Поиск инвестора

15–20

4 Создание центра спортивного туризма в Устьянском районе

Софинансирование

2011–2014 гг.

77,3

785,3

Средства инвестора и бюджетное софинансирование

93

5 Создание туристской деревни в п. Красная Горка Пинежского района

Софинансирование

2012–2015 гг.

-

88,5

-

-

6 Проект «Северная деревенька»

Софинансирование

2009–2011 гг.

-

-

Поиск инвестора

10


Проекты «Каргопольское подворье» и «Северная деревенька», как представители сельского туризма, имеют сложности в финансировании. Сельский туризм или агротуризм — это относительно новое явление в отечественной туриндустрии. В других странах такой необычный вид отдыха уже давно пользуется большой популярностью, особенно среди жителей мегаполисов: 35–40 % европейцев предпочитает отдыхать не на известных курортах, а в сельской местности. Встранах Евросоюза он составляет, по примерной оценке, 20–25 % от общего дохода туриндустрии [15]. Согласно опросам, которые были проведены в Москве, ближнем Подмосковье, большинство жителей крупных городов, помимо столицы, согласны платить от 500 до 1000 рублей в сутки за проживание (включая питание) в деревянном доме с частичными удобствами. Агротуризм в России может стать привлекательным видом предпринимательской деятельности на территории сельской местности. Актуальность этого вида деятельности проявляется в его воздействии, как на экономику, так и на решение социально-культурных проблем села.

Никто не оспаривает важность данных проектов для области и региона в целом, но реализовать их будет весьма сложно, даже если удастся получить инвестиции, малый бизнес Архангельской области будет не столь активен, потому что поставлен в неравные условия перед другими регионами [16]. В 2009 году в регионе был принят закон о налоговых льготах для инвесторов [17]. Между тем он не так силен, как, например, в Вологодской или Калужской областях. Так в Вологде льгота по налогу на прибыль предоставляется инвесторам на 4–5 лет, в Архангельске этот период сокращен до трех налоговых периодов. В Калуге инвесторов могут освободить от уплаты транспортного налога на 12 лет, в Архангельской области по этой категории специальных льгот не предусмотрено. По оценке министерства финансов Архангельской области, в 2013 году от предоставленных налоговых льгот региональный бюджет недополучит 300 млн. руб. Калужская и Вологодская области тоже несут огромные потери, но получают миллиардный приток инвестиций.

Обобщая вышеизложенный материал можно сделать вывод, что поддержка региональных инвестиционных проектов является эффективным инструментом улучшения инвестиционного климата в регионах и развития государственно-частного партнерства. В рамках действующего законодательства существуют некоторые барьеры, которые не позволяют формировать здоровый климат для привлечения средств на развитие туризма в Архангельской области. Несмотря на это, отдых в регионе становится все более востребованным и разнообразным, выпускаются путеводители по местам, прежде малодоступным россиянам, в первую очередь из-за недостаточной известности, улучшается социальная инфраструктура, открываются новые гостиницы, спортивные и горнолыжные комплексы. Только разработав привлекательное для инвесторов законодательство, мы сможем достичь рассвета туризма в регионе уже в ближайшее время.

Литература:

1.         О прогнозах социально-экономического развития Архангельской области, Ненецкого автономного округа и Архангельской области, включая Ненецкий автономный округ, на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года № 447-рп. — Режим доступа: http://www.dvinaland.ru  — Загл. с экрана

2.         Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года № 278-ра/48. — Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1128657.html — Загл. с экрана

3.         Сбережения Россиян: стоит ли копить и зачем? [Электронный ресурс]: Пресс-выпуск № 2204. — 14.01.2013 г. — Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113532 — Загл. с экрана

4.         Недорогой отдых и качество жизни [Электронный ресурс]: личные финансы. — Режим доступа: http://www.my-ekonomy.info/article_ ekonom_otdyh.htm– Загл. с экрана

5.         Денежные доходы и расходы населения [Электронный ресурс]: Министерство финансов Российской Федерации. — Режим доступа: http://info.minfin.ru /income_expense.php

6.         Об утверждении Концепции развития туризма в Архангельской области [Электронный ресурс]: постановление Правительства Архангельской области от 28 июля 2010 года № 222-пп. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/962026164 — Загл. с экрана

7.         Стратегия Северо-Западного федерального округа [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 2074-р. — Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/ content/base/part/994602– Загл. с экрана

8.         О туризме в Архангельской области [Электронный ресурс]: обл. закон № 149–23-ОЗ от 7 июля 1999 года [принят Архангельским областным Собранием депутатов] [с изменениями на 24 октября 2011 года]. — Режим доступа: http://www.pomorland. pro/regionalnye/149–23-oz-o-turizme-v-arkhangelskoy-oblasti/– Загл. с экрана

9.         О государственной политике Архангельской области в сфере инвестиционной деятельности [Электронный ресурс]: обл. закон № 362–25-ОЗ [с изменениями на 24 октября 2011 года]. — Режим доступа // ИСС «Консультант плюс».

10.     Об участии Архангельской области в проектах государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]: обл. закон от 30.09.2011 № 332–24-ОЗ г. [принят Архангельским областным Собранием депутатов (Постановление от 28.09.2011 г. № 950)]. — Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/regional/3/1453725– Загл. с экрана

11.     Об утверждении долгосрочной целевой программы «Повышение инвестиционной привлекательности Архангельской области на 2011–2013 годы» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 года № 321-пп [в редакции постановления Правительства Архангельской области от 20 ноября 2012 года ]. — Режим доступа: // ИСС «Консультант плюс».

12.     Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области на 2011–2013 годы: Долгосрочная целевая программа Архангельской области [Электронный ресурс]: постановление Правительства Архангельской области от 14 сентября 2010 года № 262-пп [в редакции постановления Правительства Архангельской области от 5 июня 2012 года № 230-пп]. — Режим доступа: http://www.pomorland.pro — Загл. с экрана

13.     Об утверждении государственной программы Архангельской области «Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации государственной молодежной политики в Архангельской области (2014–2020 годы)» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Архангельской области от 19 июля 2013 г. № 330-пп. — Режим доступа: http://www.pomorland.pro – Загл. с экрана

14.     Реестр инвестиционных проектов Архангельской области [Электронный ресурс]: Инвестиционный портал Архангельской области. — Режим доступа: http://www.dvinainvest.ru/data/files/static/reestr_30.09.2011_1.pdf– Загл. с экрана

15.     Сысоева, Л. Свой бизнес: сельский туризм [Электронный ресурс]: — Режим доступа:http://www.openbusiness.ru/html/dop8/selskiy-turizm.htm. — Загл. с экрана

16.     Инвестиции: почему замороженные? // Бизнес-класс экспресс. — № 22 (647). — 24.06.2013 г. — С.9.

17.     О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области [Электронный ресурс]: обл. закон от 24 июня 2009 г. № 52–4-ОЗ // ИСС «Гарант».

Основные термины (генерируются автоматически): Архангельская область, Россия, лыжно-биатлонный комплекс, Пинежский район, проект, туризм, въездной туристский поток, Онежский район, создание условий, Устьянский район.

Похожие статьи

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Инструменты развития кадровой политики в сфере здравоохранения (на примере Республики Коми)

Технологические изменения в государственном управлении и качество предоставления электронных услуг в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Оценка состояния продовольственной безопасности (на примере Самарской области)

Факторы устойчивости региональной банковской системы (на примере Ивановской области)

Аудит эффективности использования бюджетных средств субъекта РФ (на примере Белгородской области)

Современные проблемы обеспечения социально-экономической безопасности региона (на примере Красноярского края)

Развитие инноваций в отраслях пищевой промышленности региона (на примере Белгородской области)

Россия и Япония: предпосылки для развития взаимоотношений в сфере туризма (на примере Приморского края)

Похожие статьи

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Инструменты развития кадровой политики в сфере здравоохранения (на примере Республики Коми)

Технологические изменения в государственном управлении и качество предоставления электронных услуг в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Оценка состояния продовольственной безопасности (на примере Самарской области)

Факторы устойчивости региональной банковской системы (на примере Ивановской области)

Аудит эффективности использования бюджетных средств субъекта РФ (на примере Белгородской области)

Современные проблемы обеспечения социально-экономической безопасности региона (на примере Красноярского края)

Развитие инноваций в отраслях пищевой промышленности региона (на примере Белгородской области)

Россия и Япония: предпосылки для развития взаимоотношений в сфере туризма (на примере Приморского края)