Проблемы и перспективы реализации инвестиционных проектов (на примере Архангельской области)
Автор: Калашникова Надежда Юрьевна
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в
III международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 06.11.2013
Статья просмотрена: 2518 раз
Библиографическое описание:
Калашникова, Н. Ю. Проблемы и перспективы реализации инвестиционных проектов (на примере Архангельской области) / Н. Ю. Калашникова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 40-46. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4438/ (дата обращения: 19.12.2024).
Архангельская область определила развитие туризма как одну из наиболее приоритетных сфер развития региона. Больше туризма в Архангельской области — значит больше благосостояния, больше культуры, больше полноценного самоосуществления личности. Посредством туризма можно решать такие важные социальные проблемы, как культурного возрождения, заметного повышения уровня и качества жизни населения.
Высокая привлекательность туристического направления определяется, прежде всего, растущими доходами населения и, как следствие, быстрым ростом расходов населения на отдых. Раскрывая данное утверждение, представляем данные социально-экономического развития Архангельской области, которые отражают динамику превышения доходов над расходами с 2010 по 2012 гг. (таблица 1). Так за 2012 год доходы превысили расходы на 9 143,2 млн. руб. [1]. Согласно прогнозу на 2013–2015 годы доходы населения Архангельской области будут по-прежнему расти, что отразится на увеличении количества внутренних туристических поездок по России на 4 % в год и средних расходов туристов на поездку в 2–2,5 раза [2].
Данные опроса 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), представленные в таблице 2, отражают основные приоритеты формирования сбережений российских граждан, в том числе и категорию на «отдых, развлечения, путешествия» [3].
Так результаты исследования с погрешностью 3,4 % свидетельствуют о наличии социальных проблем в государстве, которые сдерживают развитие туристского сектора. Сбережения россияне делают (или делали бы, если бы была возможность) в основном для покупки квартиры или дома (29 %), несколько меньше — «на всякий случай» (24 %), на «черный день» (24 %), на лечение (23 %). Деньги на отдых, развлечения и путешествия откладывают 13 % граждан. Таким образом, несмотря на то, что данная категория занимает далеко не первое место, очевидна необходимость увеличения ее доли. Одно из основных препятствий — мировоззрение российских граждан, формируемое СМИ, о том, что «затратный отдых за границей — признак успеха и состоятельности, а недорогой отдых в родных краях — косвенный признак финансового неблагополучия» [4].
Таблица 1
Статистические показатели социально-экономического развития Архангельской области (без учета показателей Ненецкого автономного округа по годам), млн. руб.
Показатели |
ОТЧЕТ |
ОТЧЕТ |
ОЦЕНКА |
ПРОГНОЗ |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|
Денежные доходы населения |
262 234,2 |
283 734,5 |
308 436,1 |
340 270,0 |
373 989,9 |
411 132,1 |
Расходы населения |
250 860,8 |
273 072,3 |
299 292,9 |
331 285,6 |
365 152,2 |
402 678,7 |
Превышение доходов над расходами |
11 373,4 |
10 662,2 |
9 143,2 |
8 984,4 |
8 837,7 |
8 453,4 |
Валовой региональный продукт, всего |
210 134,1 |
246 846,0 |
289 566,2 |
313 563,3 |
323 529,2 |
350 357,6 |
Источник:сайт Правительства Архангельской области
Таблица 2
Статистические данные о целях формирования сбережений российских граждан, %
Период |
II кв. 2010 г. |
II кв. 2011 г. |
II кв. 2012 г. |
На всякий случай, про запас |
28 |
30 |
24 |
На покупку квартиры, дома |
27 |
24 |
29 |
На «черный день» |
21 |
27 |
24 |
На лечение |
18 |
18 |
23 |
На образование |
12 |
13 |
15 |
На отдых, развлечения, путешествия |
11 |
11 |
13 |
На случай потери работы |
10 |
11 |
11 |
На покупку автомобиля |
11 |
11 |
12 |
На покупку земли, дачи, садового домика |
6 |
5 |
7 |
На покупку дорогих вещей |
10 |
7 |
8 |
На собственное дело, покупку акций |
5 |
5 |
4 |
Чтобы получить дополнительный доход, приумножить свои денежные средства |
4 |
4 |
3 |
Не стал бы делать сбережения ни на какие цели |
3 |
3 |
5 |
На другие цели |
3 |
3 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
4 |
2 |
Источник: ВЦИОМ
Рост благосостояния граждан не только в Архангельской области, но и по России в целом (рисунок 1), по данным Федеральной службы государственной статистики, отражается на реализации национальных проектов в области здравоохранения и образования, что напрямую связано с пропагандой здорового образа жизни и возможностью заниматься спортом [5].
Рис. 1. Денежные доходы и расходы населения по годам (данные отчетности Росстата)
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития в России существует большой потенциал для развития различных видов туризма — горнолыжного, пешеходного, водного, горного, парусного, конного, велотуризма, экстремального, экологического [6]. Некоторые регионы Южного, Северо-Кавказского, Уральского, Сибирского, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов в настоящее время уже являются крупными центрами, в то время как регионы Северо-Западного федерального круга то же обладают большими перспективами.
Согласно Стратегии Северо-Западного федерального округа сфера туризма относится к конкурентным преимуществам Архангельской области [7]. Создана не только необходимая законодательная база в сфере инвестиционной деятельности, но и образованы структуры, осуществляющие информационную и организационную поддержку инвесторов [8–13]. Продвижение региона на туристских рынках будет с 2014 года осуществлять информационный центр Архангельской области.
Архангельская область известна древними и загадочными археологическими памятниками, уникальными образчиками старинного деревянного зодчества, красивыми храмами и монастырями, потрясающими воображение пещерными комплексами заповедниками и национальными парками. Гости могут устроить настоящий отдых вдали от городов и мегаполисов. Отношение к отечественному туризму меняется, народ, безусловно, готов отдыхать в пределах России. Но, картина, представляется совсем иная. По данным Агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области туристский поток в целом по области вырос, однако, разбивка по муниципальным образованиям отражает нестабильную ситуацию динамики посетителей (таблица 3). Среди наиболее посещаемых муниципальных районов Архангельской области можно выделить Устьянский и Каргопольский районы. Отрицательные значения въездного туристского потока за последний год наблюдается в Мезенском, Онежском и Пинежском районах.
Таблица 3
Динамика въездного туристского потока некоторых муниципальных районов Архангельской области, чел.
Название муниципального района/ городского округа |
2011 год |
2012 год |
Динамика (+,-) |
Архангельск |
87381 |
99778 |
+12397 |
Устьянский муниципальный район |
22135 |
45491 |
+23428 |
Каргопольский муниципальный район |
11033 |
12207 |
+1174 |
Мезенский муниципальный район |
1200 |
342 |
-858 |
Онежский муниципальный район |
8853 |
6592 |
-2261 |
Пинежский муниципальный район |
16577 |
9672 |
-6905 |
По данным Агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области
Значительный разрыв между максимальным и минимальным значениями показателя обусловлен различным уровнем инвестиционной привлекательности муниципальных образований Архангельской области, а также наличием или отсутствием крупных инвесторов, реализующих инвестиционные проекты.
Отметим, что падение популярности внутреннего туризма во многом связана и с возросшей доступностью зарубежных путешествий — высокая конкуренция туроператоров приводит к появлению огромного количества горящих туров, продающихся ниже себестоимости. Россияне отмечают в отзывах, Интернет-форумах, комментариях, что пугают цены и недостаточный уровень обслуживания. На данный момент запредельные цены на гостиницы и перевозку с неразвитой сферой сопутствующих услуг, характерные буквально для всех регионов России, мешают привлечению туристов.
Для изменения сложившейся ситуации в муниципальных районах Архангельской области с целью увеличения туристского потока необходимо государственное участие, контроль и вливание инвестиций. Правительство Архангельской области утвердило реестр из шести инвестиционных проектов в области туризма и спорта по обеспечению туристско-рекреационных комплексов инженерной инфраструктурой, что позволит привлечь инвестиции в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства (таблица 4).
Перспективами реализации инвестиционных проектов являются:
- Устранение существующих различий в уровне инфраструктурного развития регионов Российской Федерации;
- Создание условий для инвестиционной привлекательности региона;
- Изменение к лучшему имиджа региона;
- Создание условий для круглогодичного транспортного сообщения;
- Развитие всесезонного туризма;
- Стимулирование развития смежных отраслей экономики;
- Развитие сети малых средств размещения (гостевых домов, гостиниц);
- Придание вектора развития депрессивных сельских территорий.
Ожидаемый экономический эффект при условии реализации проектов будет выражен достижением устойчивого роста потока туристов в районы Архангельской области, привлечением инвестиций, наращиванием налогового потенциала. Кроме того, будет достигнут и социальный эффект, который отразится на социально-культурном развитии территорий, повышении уровня и качества жизни местного населения, увеличении занятости и самозанятости населения, увеличении дополнительных доходов населения, предоставляющего услуги по приему туристов.
В настоящее время ведется активная работа над повышением инвестиционной привлекательности на муниципальном уровне. Благодаря усилиям Правительства Архангельской области, регион получил финансирование из федерального бюджета. Реализация проектов основана на механизмах государственно-частного партнерства (ГЧП). В России применение ГЧП-механизмов сводится к строительству, модернизации и эксплуатации объектов спортивной инфраструктуры. В Онежском районе концессионное соглашение заключено на строительство биатлонного стадиона, трассы горнолыжного спуска, крытого ледового стадиона. Окупаемость рассматриваемых проектов составит 3–4 года, что позволит создать более 100 новых рабочих мест и увеличить туристский поток области.
Таблица 4
Выписка из реестра инвестиционных проектов Архангельской области [14]
Название реализуемого проекта |
Отрасль |
Местоположение |
Цель проекта |
Краткая характеристика проекта |
|
1 Проектирование и строительство лыжно-биатлонного комплекса и спортивного городка лыжно-биатлонного комплекса |
Туризм |
Онежский район |
Развитие физкультуры и спорта на территории Онежского района |
Состав комплекса: трасса горнолыжного спуска, трасса бобслея, подъемник, крытый каток, теннисный корт, скейт-дром, автостоянка, бани, кафе, коттеджи, развлекательные центры |
|
2 База отдыха «Мечка» |
Туризм |
Новодвинск |
Организация и развитие инфраструктуры туризма и спорта в области |
Проект направлен на развитие инфраструктуры и реконструкцию туристической базы «Мечка» |
|
3 Строительство туристического комплекса «Каргопольское подворье» |
Туризм |
Каргополь |
Увеличение потока туристов в Каргополь; развитие агротуризма, экологического и активного видов туризма на Каргополье |
Строительство трех деревянных коттеджей на 16 мест каждый и двух VIP-шале на 4 места каждое; трактир с русской кухней, баня, тренажерный зал, автостоянка и аттракционы, приобретение комфортабельного автобуса |
|
4 Создание центра спортивного туризма в Устьянском районе |
Туризм, спорт |
Устьянский район |
Создание конкурентоспособного предприятия для удовлетворения потребностей российских и иностранных туристов в области гостинично-туристских услуг, услуг в области спорта и активного отдыха |
Обеспечение всесезонного катания на лыжах и культурно-бытовое обслуживание туристов; создание условий для проведения тренировок спортсменов, активного отдыха туристов, проведения спортивно-массовых мероприятий |
|
5 Создание туристской деревни в п. Красная Горка Пинежского района |
Туризм, спорт |
Пинежский район |
Увеличение въездного туристского потока в Архангельскую область, развитие внутреннего туризма в регионе |
Установка ветрогенераторов; обустройство горнолыжных и беговых трасс, устройство доп. лыжного подъемника; строительство деревенской инфраструктуры для создания эффекта погружения в атмосферу северной деревни. |
|
6 Проект «Северная деревенька» |
Туризм |
Мезенский район |
Создание инфраструктуры для организации сельского и экологического туризма в Мезенском районе |
Строительство гостевых домов, бани, кафе, покупка транспортных средств |
Продолжение таблицы 4
Название реализуемого проекта |
Форма участия государства в проекте |
Этапы и сроки реализации проекта |
Общий объем инвестиций (млн. руб.), в т. ч. |
Источники финансирования |
Социальная эффективность, т. е. создание новых рабочих мест |
|
собственные средства |
требуемый объем инвестиций |
|||||
1 Проектирование и строительство лыжно-биатлонного комплекса и спортивного городка лыжно-биатлонного комплекса |
Концессионное соглашение, подведение коммуникаций |
2010–2013 гг. |
187,0 |
302,7 |
Привлеченные средства |
- |
2 База отдыха «Мечка» |
Нет |
2008–2011 гг. |
6,9 |
6,0 |
Собственные и заемные средства |
12 |
3 Строительство туристического комплекса «Каргопольское подворье» |
Нет |
Приобретено в собственность 2 земельных участка, залит фундамент одного из коттеджей, подведено электричество (на 01 03 2010 г) |
- |
15,0 |
Поиск инвестора |
15–20 |
4 Создание центра спортивного туризма в Устьянском районе |
Софинансирование |
2011–2014 гг. |
77,3 |
785,3 |
Средства инвестора и бюджетное софинансирование |
93 |
5 Создание туристской деревни в п. Красная Горка Пинежского района |
Софинансирование |
2012–2015 гг. |
- |
88,5 |
- |
- |
6 Проект «Северная деревенька» |
Софинансирование |
2009–2011 гг. |
- |
- |
Поиск инвестора |
10 |
Проекты «Каргопольское подворье» и «Северная деревенька», как представители сельского туризма, имеют сложности в финансировании. Сельский туризм или агротуризм — это относительно новое явление в отечественной туриндустрии. В других странах такой необычный вид отдыха уже давно пользуется большой популярностью, особенно среди жителей мегаполисов: 35–40 % европейцев предпочитает отдыхать не на известных курортах, а в сельской местности. Встранах Евросоюза он составляет, по примерной оценке, 20–25 % от общего дохода туриндустрии [15]. Согласно опросам, которые были проведены в Москве, ближнем Подмосковье, большинство жителей крупных городов, помимо столицы, согласны платить от 500 до 1000 рублей в сутки за проживание (включая питание) в деревянном доме с частичными удобствами. Агротуризм в России может стать привлекательным видом предпринимательской деятельности на территории сельской местности. Актуальность этого вида деятельности проявляется в его воздействии, как на экономику, так и на решение социально-культурных проблем села.
Никто не оспаривает важность данных проектов для области и региона в целом, но реализовать их будет весьма сложно, даже если удастся получить инвестиции, малый бизнес Архангельской области будет не столь активен, потому что поставлен в неравные условия перед другими регионами [16]. В 2009 году в регионе был принят закон о налоговых льготах для инвесторов [17]. Между тем он не так силен, как, например, в Вологодской или Калужской областях. Так в Вологде льгота по налогу на прибыль предоставляется инвесторам на 4–5 лет, в Архангельске этот период сокращен до трех налоговых периодов. В Калуге инвесторов могут освободить от уплаты транспортного налога на 12 лет, в Архангельской области по этой категории специальных льгот не предусмотрено. По оценке министерства финансов Архангельской области, в 2013 году от предоставленных налоговых льгот региональный бюджет недополучит 300 млн. руб. Калужская и Вологодская области тоже несут огромные потери, но получают миллиардный приток инвестиций.
Обобщая вышеизложенный материал можно сделать вывод, что поддержка региональных инвестиционных проектов является эффективным инструментом улучшения инвестиционного климата в регионах и развития государственно-частного партнерства. В рамках действующего законодательства существуют некоторые барьеры, которые не позволяют формировать здоровый климат для привлечения средств на развитие туризма в Архангельской области. Несмотря на это, отдых в регионе становится все более востребованным и разнообразным, выпускаются путеводители по местам, прежде малодоступным россиянам, в первую очередь из-за недостаточной известности, улучшается социальная инфраструктура, открываются новые гостиницы, спортивные и горнолыжные комплексы. Только разработав привлекательное для инвесторов законодательство, мы сможем достичь рассвета туризма в регионе уже в ближайшее время.
Литература:
1. О прогнозах социально-экономического развития Архангельской области, Ненецкого автономного округа и Архангельской области, включая Ненецкий автономный округ, на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года № 447-рп. — Режим доступа: http://www.dvinaland.ru — Загл. с экрана
2. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года № 278-ра/48. — Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1128657.html — Загл. с экрана
3. Сбережения Россиян: стоит ли копить и зачем? [Электронный ресурс]: Пресс-выпуск № 2204. — 14.01.2013 г. — Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113532 — Загл. с экрана
4. Недорогой отдых и качество жизни [Электронный ресурс]: личные финансы. — Режим доступа: http://www.my-ekonomy.info/article_ ekonom_otdyh.htm– Загл. с экрана
5. Денежные доходы и расходы населения [Электронный ресурс]: Министерство финансов Российской Федерации. — Режим доступа: http://info.minfin.ru /income_expense.php
6. Об утверждении Концепции развития туризма в Архангельской области [Электронный ресурс]: постановление Правительства Архангельской области от 28 июля 2010 года № 222-пп. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/962026164 — Загл. с экрана
7. Стратегия Северо-Западного федерального округа [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 2074-р. — Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/ content/base/part/994602– Загл. с экрана
8. О туризме в Архангельской области [Электронный ресурс]: обл. закон № 149–23-ОЗ от 7 июля 1999 года [принят Архангельским областным Собранием депутатов] [с изменениями на 24 октября 2011 года]. — Режим доступа: http://www.pomorland. pro/regionalnye/149–23-oz-o-turizme-v-arkhangelskoy-oblasti/– Загл. с экрана
9. О государственной политике Архангельской области в сфере инвестиционной деятельности [Электронный ресурс]: обл. закон № 362–25-ОЗ [с изменениями на 24 октября 2011 года]. — Режим доступа // ИСС «Консультант плюс».
10. Об участии Архангельской области в проектах государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]: обл. закон от 30.09.2011 № 332–24-ОЗ г. [принят Архангельским областным Собранием депутатов (Постановление от 28.09.2011 г. № 950)]. — Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/regional/3/1453725– Загл. с экрана
11. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Повышение инвестиционной привлекательности Архангельской области на 2011–2013 годы» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 года № 321-пп [в редакции постановления Правительства Архангельской области от 20 ноября 2012 года ]. — Режим доступа: // ИСС «Консультант плюс».
12. Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области на 2011–2013 годы: Долгосрочная целевая программа Архангельской области [Электронный ресурс]: постановление Правительства Архангельской области от 14 сентября 2010 года № 262-пп [в редакции постановления Правительства Архангельской области от 5 июня 2012 года № 230-пп]. — Режим доступа: http://www.pomorland.pro — Загл. с экрана
13. Об утверждении государственной программы Архангельской области «Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации государственной молодежной политики в Архангельской области (2014–2020 годы)» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Архангельской области от 19 июля 2013 г. № 330-пп. — Режим доступа: http://www.pomorland.pro – Загл. с экрана
14. Реестр инвестиционных проектов Архангельской области [Электронный ресурс]: Инвестиционный портал Архангельской области. — Режим доступа: http://www.dvinainvest.ru/data/files/static/reestr_30.09.2011_1.pdf– Загл. с экрана
15. Сысоева, Л. Свой бизнес: сельский туризм [Электронный ресурс]: — Режим доступа:http://www.openbusiness.ru/html/dop8/selskiy-turizm.htm. — Загл. с экрана
16. Инвестиции: почему замороженные? // Бизнес-класс экспресс. — № 22 (647). — 24.06.2013 г. — С.9.
17. О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области [Электронный ресурс]: обл. закон от 24 июня 2009 г. № 52–4-ОЗ // ИСС «Гарант».