Франчайзинг как одна из форм организации предприятия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

III международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2013)

Дата публикации: 21.11.2013

Статья просмотрена: 2091 раз

Библиографическое описание:

Смоленская, С. В. Франчайзинг как одна из форм организации предприятия / С. В. Смоленская, Я. В. Сакун, Д. С. Мукин. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 113-116. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4535/ (дата обращения: 16.11.2024).

Для того чтобы начать свой бизнес начинающий предприниматель сталкивается с большим числом трудностей. Начиная предпринимательскую деятельность с «нуля» придётся сталкиваться с такими проблемами как: накопление большого первоначального капитала, бизнес планирование, ознакомление с юридическими вопросами, в плане оформления нужных документов, формирование имиджа компании, обучение нового персонала, набор клиентской базы т. д. Для всего этого необходимо затратить большие финансовые ресурсы, а так же понадобится не малое количество времени. Во избежание этой проблемы возникает такое понятие как франчайзинг. «Франчайзинг-вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона предоставляет другой стороне возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера». В общем смысле можно сказать, что франчайзинг-это предоставление за определённую сумму уже заполучившего свою популярность на рынке, товарного знака. Прошло чуть меньше двадцати лет, с того времени как российские предприниматели обратили пристальное внимание на эту форму организации предпринимательства. Готовые бренды, которые не требуют рекламы, быстро завоевали популярность. На сегодняшней день мы имеем невероятно огромное количество франшиз, в практически любой сфере деятельности человека, начиная от питания и заканчивая масштабным строительством. Этот вид ведения бизнеса более динамичен чем объединение корпораций.

За рубежом же франчайзинг получил своё распространение, куда раньше чем в России. В своём современном обличие зародился в 1851 году. Системой франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера, тогда Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. «Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов. На момент организации первой в мире полноценной франчайзинговой системы фирма Зингера обеспечила массовое производство швейных машин, позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определённой территории. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайза (дилера) обслуживать машины. Уже к концу 1920 годов, многие крупные предприниматели в США работали по схеме передачи товара к небольшим розничным продавцам. За это владельцы торговой марки, получали проценты от продаж, а продавцы имели большие скидки на приобретение нового товара. При этом отличительной чертой считалось то что, обе стороны имели прибыль с продажи одного товара, а так же владелец торговой марки получил возможность расширить границы, как своего производства, так и популярности предлагаемого товара. Классический товарный франчайзинг, распределяющий в системе франчайзер — франчайзер товары, и услуги начал видоизменяться только в 1950-х годах. В 1945 году Рэй Крок, будущий основатель компании Мак Дональдс, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию Мак Дональдс Систем, Инк., которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата, то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса».

Для того чтобы понять сущность франчайзинга необходимо оперировать несколькими определениями.

1)            Франшиза-это определённые права на использование торговой марки и бизнес модели франчайзера. Франшиза-это своего вида товар, передаваемый от франчайзера к франчайзи.

2)            Франчайзи-это организация, либо частное лицо, которая платит определённый налог (указанный в договоре франшизы), и получает от другой организации право, на использование её товарного знака (бренда), а так же возможность работать по уже готовому бизнес плану, с целью продажи своих товаров и услуг.

3)            Фрайнчайзер-компания, владелец торговой марки и секрета производства, предоставляющая право использовать эту марку и знания ведения бизнеса, получая взамен определённую плату (роялти).

Преимущества франчайзинга

Так как франчайзинговая система развита во многих странах мира, это позволяет предпринимателям распространять свою продукцию за пределами государства, что является большим плюсом в обороте товара, пополнение рынка и появлением положительной черты конкуренции. Известность товара за рубежом подталкивает франчайзера повышать качество выпускаемого товара, для того чтобы занять определённое место на мировом рынке. «Отношения франчайзинга могут устанавливаться при любой форме собственности франчайзера: частной, муниципальной, государственной и др». Основным фактором является то, что франчайзер должен дать франчайзи все необходимые знания и ресурсы, чтобы обеспечить становление новой ветви компании. Важно отметить что компания, сразу же будет приносить прибыль, так как она уже известна, и клиентская база уже сформирована, в результате чего снижаются затраты на рекламу и маркетинг.

В зависимости от формы организации предприятия выделяют 3 основных направления франчайзинга:

1)        Производственный франчайзинг представляет франчайзи права на использование технологии производства продукта, при этом, необходимое сырье предоставляет он сам. Технология изготовления конечного продукта, и сырье, входящее в него франчайзи не разглашается. При производственном франчайзинге можно достичь таких целей как: повышение объёма производства и расширение производственной программы, обеспечение его экономичности, внедрение новых технологий для конкурентоспособности.

2)        Товарный франчайзинг. В этом виде отношений изготавливать продукцию может как франчайзер, так и другая компания. Франчайзер выступает как крупный производитель, который даёт право франчайзи на продажу товаров под своей торговой маркой. В данном случае основным плюсом является то что потребители получат товар того содержания, которого они привыкли видеть. Так же здесь франчайзер может распространять выпускаемую продукцию через третьих лиц, и это помогает увеличить продажу товара на новых территориях. Но в этом виде франчайзингового отношения необходим широкий ассортимент для привлечения потребителей системы. «Из российской практики можно привести пример, имеющий негативный характер. К 1993 г. крупнейшим производителем машин “АвтоВАЗом” был полностью утрачен контроль на рынке в связи с отсутствием единой маркетинговой и ценовой политики, произвольным поведением посредников и дилеров. Разброс цен у дилеров составлял порядка 2 тыс. долл., в ряде случаев дилеры продавали машины дешевле заводской цены, что, естественно, привело к большим сложностям при сбыте продукции».

3)        Смешанный франчайзинг или франчайзинг бизнес-формата-представляет собой воссоединение в единое двух выше перечисленных случаев. Этот вид франчайзинга является наиболее распространённым на сегодняшний день. Он заключается в передаче прав на использование торговой марки и готовой модели организации ведения бизнеса. При такой форме франчайзер предоставляет бизнес план, который включает в себя все нюансы ведения бизнеса, оформление интерьера помещения, управление недвижимостью, персоналом, внешний вид сотрудников, рекламно-маркетинговую политику. При таком виде франчайзи становиться прямой и неотъемлемой частью компании франчайзера.

Преимущества для франчайзи

Главным плюсом для франчайзи является то, что он получает готовый раскрученный и популярный брэнд, с достаточным количеством постоянных клиентов. Это сокращает его риски на начальном этапе и даёт неплохой старт. Так как франчайзи вкладывает деньги во франчайзинговое предприятие, он получает немалую поддержку, что помогает ему избежать ошибок, с которыми сталкивалась фирма в самом начале своего становления. Франчайзер остерегает франчайзи от принятия неправильных решений, которые могли бы повредить или вообще разрушить его предприятие. И даже после того как франчайзи открыл свое предприятия он не перестаёт получать профессиональные услуги от франчайзера по вопросам ведения бизнеса и маркетинга. Так же, один из немаловажных преимуществ является то, что франчайзер соблюдает территориальные границы. Это означает, что франчайзер определяет своему франчайзи территорию ведения бизнеса, на которой он может эффективно развиваться. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора. Это снимает угрозу конкуренции со стороны других владельцев этой же франшизы. Индивидуальный же предприниматель никогда не знает, в каком месте возникнет наибольшая конкуренция; его территория всегда остается более открытой для конкурентов.

Преимущества для франчазера

Главным преимуществом франчайзинга для франчайзера является то, что он может внедрять свою программу, как на региональном уровне, так и мировом. Так же он получает ежемесячный доход (роялти) франчайзи которые пользуются его программой. Продажа указанных специальных услуг служит дополнительным источником дохода для франчайзера. Франчайзинг открывает больше границ для потребителей товара, он становится более узнаваем, реклама приносит прибыль.

Недостатки для франчайзера.

Основным недостатком франчайзера является риск о разглашении своего секрета изготовления продукта, успеха организации предприятия, ведь это один из важнейших факторов целой компании благодаря которой она получила свою известность. В результате франчайзи получает всю рецептуру продукта, и хоть в договоре существует пункт о неразглашении секрета предприятия, зачастую обладатели торговой марки сталкиваются с несоблюдением требований договора.

Недостатки для франчайзи

Недостатком франчайзинга является то, что франчайзи не может менять систему введения бизнеса, он не является её разработчиком и поэтому должен полностью следовать пунктам, указанным в договре, он может лишь предложить инновации, но не внедрять их в систему без одобрения франчайзера, это снижает его индивидуальные возможности и творческий подход. Так же негативно может сказаться недостаточная поддержка со стороны франчайзера, это может разрушить франчайзинговую систему. Франчайзи всегда нужно контролировать совершение сделок, так как ошибки негативно сказываются на соседних фирмах входящих в состав договора. При выборе франшизы необходимо внимательно изучать все пункты входящие в договор, и услуги предоставляемые франчайзером, его положение на рынке, для того чтобы избежать краха организации. Опасность так же представляет потеря спроса на продукт как таковой, изготовляемый франчайзером, поэтому необходимо опираться на прогнозы маркетологов в отношении данного товара.

Известные марки франчайзинга

 

Литература:

1.      http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A4 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %BD %D1 %87 %D0 %B0 %D0 %B9 %D0 %B7 %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %B3

2.      http://www.grandars.ru/college/biznes/nedostatki-franchayzinga.html

3.      http://www.slimclub.ru/franshiza/o_franchayzinge/3860/

Основные термины (генерируются автоматически): франчайзер, марка, франчайзинговая система, клиентская база, машина, производственный франчайзинг, сторона, территория, товарный знак, Товарный франчайзинг.