Организационно-экономические особенности формирования потребительского снабженческо-сбытового кооператива | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Отраслевая экономика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2013)

Дата публикации: 10.12.2013

Статья просмотрена: 994 раза

Библиографическое описание:

Миронова, Т. Н. Организационно-экономические особенности формирования потребительского снабженческо-сбытового кооператива / Т. Н. Миронова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4542/ (дата обращения: 16.11.2024).

Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годыпредусматривается повышение удельного веса российских молока и молочных продуктов до 90,2 процента в общих ресурсах продовольственных товаров с учетом структуры переходящих запасов к 2020 году [1]. В рамках реализации программы выделены приоритеты, среди которых важное место занимает комплексное развитие молочного скотоводства и производство качественной и конкурентоспособной молочной продукции.

Молочнопродуктовый подкомплекс занимает важное место в структуре народного хозяйства, на ряду с зернопродуктовым, мясопродуктовым и свеклосахарным подкомплексами. Среднегодовая норма потребления молока и молочной продукции составляет 320–340 кг/чел [2], реальное потребление находится на уровне 240 кг/чел [3]. Таким образом, в настоящее время население страны и области не потребляет необходимое количество продукта.

Саратовская область является одним из ведущих аграрных регионов России. По объему произведенной сельскохозяйственной продукции область занимает 10-е место среди российских регионов. По производству молока наша области занимает 3 место (1015,7 тыс. тонн) в Приволжском федеральном округе, уступая лишь Татарстану и Башкортостану [4].

Производство и переработка молока является важным элементом функционирования АПК Саратовской области. Это обусловлено необходимостью молока для здорового питания граждан и для выполнения продовольственной самобеспеченности региона.

Отсутствие постоянных показателей объемов производства молока и его качества приводят к замещению импортными молокопродуктами (молочным порошком) более низкого качества и недозагрузке производственных мощностей предприятий. Обеспечение устойчивости предприятий молочнопродуктового подкомплекса является одним из перспективных направлений современного развития агропромышленного комплекса.

Анализ структуры молочнопродуктового подкомплекса региона свидетельствует о невозможности взаимоотношений между мелкими сельхозтоваропроизводителями и предприятиями по переработке молока. Молокозаводы предпочитают работать с крупными компаниями-поставщиками, так как они предоставляют большие и однородные партии в заранее условленное время. Если же они не находят таковых не территории Саратовской области, то закупают сырое молоко в других областях или же используют сухое молоко (часто импортного производства).

В свою очередь, производители сырого молока не могут найти каналов для реализации своей продукции. Мелкие сельхозтоваропроизводители разобщены и это делает их позицию невыгодной.

На современном этапе агропродовольственного рынка большое распространение получили сетевые торговые объекты (например ЗАО «Тандер», ЗАО «Лента» и т. д.) вход на которые сельхозтоваропроизводителям осложнен высокими требованиями к качеству товара, его безопасности, внешнему виду и т. д. Эти магазины требуют формирования однородных крупных партий молока и молочной продукции — это требование не может быть выполнено разрозненными (единичными) представителями производителей молока.

Несетевые структуры также предпочитают заключать контракты с крупными и зарекомендовавшими себя ранее компаниями.

В данной ситуации у производителей молока не остается шансов найти каналы сбыта для совей продукции самостоятельно, не вступая в организационно-экономические альянсы. Тем более, что мировой опыт подтверждает эффективность создания снабженческо-сбытовых кооперативов. Так кооперативное движение в молочнопродуктовом подкомплексе Франции началось с 60-х годов с создания Союза молочных кооперативов. В настоящее время на внутреннем рынке этой страны 25 % кисломолочной продукции, 30 % свежего молока, 15 % мягких сыров производится именно этим союзом. Также более половины производимой ими продукции экспортируется в десятки стан.

Сельскохозяйственным потребительским кооперативом является сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Основной задачей потребительского снабженческо-сбытового кооператива является эффективное продвижение продукции по каналам реализации от производителя к конечному потребителю в целях удовлетворения их потребностей.

Предпосылки создания молочного потребительского снабженческо-сбытового кооператива представлены на рисунке 1.


Рис. 1. Предпосылки создания молочного снабженческо-сбытового кооператива

Образование молочного потребительского снабженческо-сбытового кооператива должно основываться на следующих принципах: добровольность входа и выхода из состава кооператива, прозрачность и демократичность управления кооперативом, финансовая и физическая взаимоподдержка в рамках достижения общих целей, некоммерческий характер деятельности членов кооператива, участия в деятельности кооператива только его членов и т. д.

Формирование молочного потребительского снабженческо-сбытового кооператива должно проходить по следующим этапам:

-          анализ юридических аспектов формирования кооператива;

-          создание организационного комитета кооператива;

-          создание бизнес-плана кооператива с организационными, финансовым и календарными планами;

-          разработка нормативно-правовой базы;

-          проведение учредительного собрания членов кооператива;

-          подача документов для регистрации кооператива;

-          получение документов о регистрации кооператива;

-          открытие расчетного счета.

Для функционирования кооператива потребуется назначить председателя кооператива (решение основные организационных вопросов), бухгалтера (решение финансовых вопросов работы кооператива), специалист по сбору молока (сбор молока и первичная оценка качества молока) и водитель молоковоза. Формирование фонда заработной платы будет происходить за счет отчисления с каждого литра молока.

Рассмотрим схему функционирования молочного потребительского снабженческо-сбытового кооператива (ПССК) (рисунок 2).


Рис. 2. Схема функционирования молочного потребительского снабженческо-сбытового кооператива

Личные подсобные хозяйства и крестьянско-фермерские хозяйства сдают молоко в пункт приема ПССК, где молоко оценивают по основным критериям качества и охлаждают. Возможно создание системы мер поощрения тех членов кооператива, которые сдают наибольшее количество молока высокого качества. Затем охлажденное молоко отправляют на молокоперерабатывающие предприятия или реализуют на сельскохозяйственных рынках области.

Таким образом, сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой кооператив исполняет одновременно две основные логистические стратегии: оптимизация логистических функций внутри кооператива и оптимизация размещения непосредственно рынка, отвечающая требованиям минимизации издержек сельхозпредприятий по сбыту продукции и издержек потребителей по закупке продуктов питания. Создание молочных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов является перспективным направлением развития и позволит повысить устойчивость функционирования молочнопродуктового подкомплекса региона.

Литература:

1.                 Официальный портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/16834.342.htm

2.                 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 2 августа 2010 г. N 593н г. Москва «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания»

3.                 Официальный сайт федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Режим доступа: http://www.gks.ru

4.                 Официальный сайт федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Режим доступа: http://www.gks.ru

Основные термины (генерируются автоматически): молочный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив, Саратовская область, молочная продукция, переработка молока, предпосылка создания, регистрация кооператива, сбор молока, схема функционирования, сырое молоко.

Похожие статьи

Особенности организации процесса бюджетирования и его роль в финансовой деятельности организации

Теоретические вопросы и проблемы учета, анализа и контроля материальных ресурсов торгового предприятия

Понятие и значение сбытовой деятельности аграрного предприятия

Основания гражданско-правовой ответственности единоличного исполнительного органа хозяйственного общества

Организационно-информационное обеспечение анализа и оценки кредитоспособности предприятия

Специфические черты гражданско-правовой ответственности членов коллегиальных органов управления хозяйственных обществ

Понятие и содержание административно-правового статуса государственного унитарного предприятия

Понятие, виды и содержание гражданско-правовых отношений в сфере творческой деятельности

Понятие и структура механизма управления продолжительностью жилищного инвестиционно-строительного цикла

Теоретико-практические условия развития правовой компетенции руководителя общеобразовательного учреждения

Похожие статьи

Особенности организации процесса бюджетирования и его роль в финансовой деятельности организации

Теоретические вопросы и проблемы учета, анализа и контроля материальных ресурсов торгового предприятия

Понятие и значение сбытовой деятельности аграрного предприятия

Основания гражданско-правовой ответственности единоличного исполнительного органа хозяйственного общества

Организационно-информационное обеспечение анализа и оценки кредитоспособности предприятия

Специфические черты гражданско-правовой ответственности членов коллегиальных органов управления хозяйственных обществ

Понятие и содержание административно-правового статуса государственного унитарного предприятия

Понятие, виды и содержание гражданско-правовых отношений в сфере творческой деятельности

Понятие и структура механизма управления продолжительностью жилищного инвестиционно-строительного цикла

Теоретико-практические условия развития правовой компетенции руководителя общеобразовательного учреждения