Экономическое влияние Олимпийских игр на экономику региона и страны проведения (на примере зимней Олимпиады 2014 г.)
Авторы: Морозова Софья Ильинична, Васильева Анжелика Сергеевна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
III международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 29.11.2013
Статья просмотрена: 9978 раз
Библиографическое описание:
Морозова, С. И. Экономическое влияние Олимпийских игр на экономику региона и страны проведения (на примере зимней Олимпиады 2014 г.) / С. И. Морозова, А. С. Васильева. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4603/ (дата обращения: 16.11.2024).
Олимпийские игры оказывают огромное влияние на функционирование всех сфер национальной экономики страны, принимающей гостей и являющейся местом проведения этих игр. При этом наблюдается отличная пропаганда здорового образа жизни и, конечно же, Олимпийские игры оказывают мощнейшее влияние на развитие спорта.
Россия готовится принять огромное количество спортсменов и гостей в 2014 году в связи с открытием Зимних Олимпийских игр. Несомненно, это событие стало оказывать влияние на экономику России задолго до предполагаемой даты начала игр, еще с момента заложения первого камня строительства и наиболее волнующим вопросом на сегодня является оценка этого влияния на развитие южного регион и страны в целом.
Работа по подготовке и организации спортивных соревнований требует значительного финансирования и играет решающую роль в развитии и изменении структуры рынка недвижимости, труда, туризма г. Сочи и всего курортного региона. Россия не первая страна, принимающая подобное событие, а Олимпиада не единственное крупное мероприятие, которое принимала или будет принимать страна — уже был проведен саммит АТЭС, предстоит Чемпионат мира по футболу, Универсиада, Формула-1. Все такие мероприятия ориентированы на привлечение иностранных граждан, массовые строительства и общее развитие региона. Подготовку и проведение Олимпийский игр можно считать аналогом многих федеральных программ по развитию регионов.
Выявить влияние игр на развитие Краснодарского края невозможно без учета особенностей регионального развития России по сравнению с другими странами, которые до этого принимали олимпийские игры. К таким особенностям можно отнести:
1. Большая дифференциация регионов, по сравнению с другими странами. Так региональные различия в странах, принимающих Зимние Олимпийские игры за последние 60 лет не так велики (Норвегия, Австрия, Италия, Канада, Югославия, Франция и США). Из этого следует, что вложения в развитие инфраструктуры должны значительно отличаться по структуре и объему. Необходимо отметить, что на начало строительства Краснодарский край сильно отставал от лидирующих регионов по ВРП на душу населения и занимал 8 место, при этом основными направлениями деятельности края были сельское хозяйство и транспорт. Таким образом, создавать всю инфраструктуру для олимпиады пришлось почти с нуля.
2. Особенности финансирования строительства олимпийских объектов. В нашей стране основные вложения приходятся на государственные, которые окупаются намного медленнее по сравнению с частными.
Олимпийские игры, как и любой долгосрочный проект, оказывают прямое и косвенное воздействие на развитие региона и его экономические показатели. К прямому воздействию на экономику региона можно отнести воздействие на такие показатели, как отраслевой баланс и занятость населения, ВРП. К косвенным эффектам относятся:
- мультипликативное влияние отраслей спорта на другие отрасли экономики;
- рост основного капитала благодаря инвестициям в спорт;
- рост доходов, вызванный повышением потребительских трат в результате увеличения заработной платы в спортивной сфере и многое другое.
Так стоит ли принимать олимпийские игры? С одной стороны, оценка эффективности бюджетного финансирования обычно ошибочно осуществляется по узкому и относительно краткосрочному спектру результатов, с другой — происходит стабилизация занятости в регионе, вырабатывается культура сервиса, создаются новые возможности по эксплуатации оборудования, используемого во время Олимпийских игр.
Хочется отметить, что оценить объемы финансирования Олимпийских игр после преобразования в 2008 году федеральной целевой программы по развитию г. Сочи не просто, систематизированной информации немного, но оценка будет очень полезна.
Для этого попробуем рассмотреть этапы финансовых потоков с одновременной классификацией их на плюсы и минусы.
Таблица 1
Финансовые потоки на различных этапах организации и проведения Олимпийских игр
Плюсы |
Минусы |
|
Предолимпийский этап — инвестиции: |
||
государство спонсоры общественные организации |
- Строительство - Инфраструктура - Подготовка персонала - Спортивное оборудование и инвентарь |
|
Этап проведения олимпиады: |
||
Туризм Расходы посетителей Сувениры Спонсоры Продажа билетов Трансляция |
- Гостиницы - Транспорт - Содержание объектов - Питание - Коммунальные расходы - Организаторские расходы - Аренда - Обеспечение безопасности |
|
Постолимпийский этап: |
||
туризм проведение соревнований имидж |
Эксплуатационные расходы |
|
Отсюда видим, что основным источником дохода являются трансляции и спонсорство, и еще одна весомая часть — продажа билетов. При этом телевидение и другие СМИ демонстрируют спортивные мероприятия мировому сообществу, осуществляют рекламную деятельность, стимулируют получение прибыли организаторам спортивных событий, компаниям и рекламным агентствам. Спонсоры имеют доходы от продажи своей продукции.
Во время подготовки, проведения и после окончания олимпиады возникают дополнительные рабочие места. Формируется следующая занятость:
- Временная: строительные рабочие, дополнительное гостиничное и транспортное обслуживание, волонтеры
- Постоянная: персонал и руководство гостиниц, ресторанов, технический персонал
И все же регион может использовать определенный постолимпийский потенциал:
- Использование заслуженного за время Олимпиады имиджа города для привлечения внутренних и иностранных туристов
- Город «просыпается знаменитым» в день объявления места проведения очередной Олимпиады
- Развитие «смежных» производств: изготовление спортивного инвентаря, сувенирной продукции, производство продуктов питания, сфера услуг
Положительным примером могут служить олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити(2002):
- Доходы покрыли все расходы на проведение Игр и принесло организаторам и инвесторам прямую прибыль более $100 миллионов
- Сейчас город приближается к получению более $2,5 миллиардов за счет экономического роста
- Возможно участие в конкурсе за право проведения Игр 2018 или 2022 годов
В Турине(2006):
- Олимпиада сделала Турин узнаваемым городом мира
- Увеличился туризм: 1,5 млн. туристов за время Олимпиады по сравнению с 2,5 млн. за весь 2005 год
- Олимпийские сооружения улучшают качество отдыха и жизни
- Произошла диверсификация экономики
Что же касается предстоящих игр в Сочи, то мультипликативное воздействие Олимпийских Игр в городе будет наблюдаться не только в секторе производства товаров, но и, что очень важно, в сфере услуг, что является индикатором постиндустриального развития территории, а, главное, поможет городу развиваться в направлении туризма, что должно сделать Сочи современным и популярным «горно-климатическим курортом».
Но нельзя забывать, что за всеми плюсами могут последовать и минусы.
В первую очередь необходимо отметить, что реализация концепта привлечения государственных инвестиций в инфраструктуру, в конечном счете, должна обернуться производным от этого интенсивным ростом частных инвестиций в эти регионы, которые смогут компенсировать риски ухода государства по мере ввода в эксплуатацию инфраструктурных проектов и объектов спортивной застройки. Такое естественное замещение государственных источников финансирования на частные при реализации инвестиционных проектов является важным показателем экономической активности субъектов в региональном экономическом пространстве. Исследование крупнейших инвестпроектов Южного федерального округа последних лет показывает, что уже началось сокращение темпов прироста государственных вложений в регион и смена их направленности. Хотя частные инвестиции также начали уход из мегапроектов, однако происходит рост количества малых по стоимости проектов в традиционно развитые на Юге отрасли экономики.
Отраслевая структура инвестиций показывает, что приоритетными направлениями остаются инженерная инфраструктура и энергетика, где основным инвестором является государство. Более 40 % инвестиционных проектов носят долгосрочный характер со сроком реализации более 3 лет, что говорит о замедлении обновления инвестиционной базы региона в будущем, при этом коэффициент обновления 50 крупнейших инвестиционных проектов в 2012 г. составил всего 6 %.
Таким образом, сейчас, когда до проведения Олимпийских игр остается совсем немного, уровень замещения инвестиционных проектов в ЮФО остается низким, и такая тенденция может проявиться и после подготовки к Чемпионату мира в 2018 г.
Кроме этого, вполне вероятна ситуация несовпадения экономических ожиданий инвесторов с «постолимпийской» действительностью. Во-первых, крупные спортивные строительные проекты носят точечный единовременный характер. Во-вторых, формируемый ажиотаж высокой финансовой результативности вложений в такие проекты часто является необоснованным, после чего интерес инвестора к региону снижается. Так, например, честь принять у себя Олимпийские игры обошлась британцам в $15 млрд. Из них почти $2 млрд. принесли в казну главного спортивного события крупнейшие мировые компании, заплатив за право называться партнерами и спонсорами Олимпиады. Между тем, исследование, проведенное социологами из Research Now, дает основания утверждать, что эти деньги были потрачены зря. Поддержка даже самых крупных спортивных мероприятий мало влияет на узнаваемость компаний и отношение к ним со стороны потенциальных клиентов [2]. В таких условиях актуализируется проблема резкого оттока капитала сразу после завершения крупных спортивных мероприятий, что снизит инвестиционную привлекательность не только принимающей территории, но и всего Юга России.
Важно понимать структуру финансирования всей Олимпиады по многим причинам:
- чтобы иметь возможность спрогнозировать ее влияние на регион, сравнивая с другими Олимпийскими стройками,
- чтобы спроецировать результаты на другие федеральные программы развития регионов,
- чтобы понять, как финансировать и как использовать возможности от проведения крупных международных и всероссийских мероприятий,
- чтобы оценить развитие российского бизнеса и его вовлеченность и заинтересованность в спорте как в маркетинговой площадке,
- чтобы оценить возможность вовлечения частных компаний в осуществление федеральных программ и методы их привлечения — налоговые льготы, спонсирование государством инновационных разработок или льготное кредитование.
Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на все положительные стороны размещения международных спортивных мероприятий в регионе, существует высокий риск стагнации региональной экономики после их завершения. Тем более, что такая тенденция намечается еще до завершения Олимпиады в г. Сочи. Поэтому уже сейчас региональным органам власти Юга России необходимо разрабатывать новые ориентиры инвестиционной политики и формировать новые проекты развития территорий для того, что избежать подобных рисков после проведения Чемпионата мира по футболу — 2018.